Коновалова М.В)
Самоанализ по теме «Определительные местоимения»
Тема урока: Личные местоимения
УМК учителя
Программа к учебникам «Русский язык. 5—9 классы» для общеобразовательных учреждений Предметная линия учебников Ладыженской Т. А, М.Т. Баранова, Тростенцовой Л. А., и других М.: Просвещение. 2014 г.
Учебник: Русский язык 6 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова (2015 год) Часть 2
УМК учащихся
Учебник: Русский язык 6 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова (2015 год) Часть 2
Предметная область: филология (русский язык)
Тип урока: изучение новых знаний
Урок русского языка разработан и проведён согласно учебно – тематическому планированию, является продолжением изучения темы «Местоимение»в разделе «Морфология». При разработке урока учитывались требования новых образовательных стандартов: постановка проблемы перед классом, самостоятельная работа учащихся в парах с последующей взаимопроверкой и самопроверкой, использование ИКТ (презентация), мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, рефлексия.
материал изучался в ходе практической деятельности (работа с дополнительным источником) и в процессе общения: учитель-учащиеся, ученик – ученик. Систематизация приобретённых знаний обучающихся происходила поэтапно, в процессе работы с разработанными заданиями в рабочих листах, чтения выводов. На уроке использован интерактивный метод обучения: работа в парах. Урок проведён с использованием технологии обучения в сотрудничестве на деятельностной основе. При планировании урока было учтено, что ученики могут продуктивно и слаженно работать как самостоятельно, так и в паре, оказывая взаимопомощь.
Реализации поставленной цели способствовало решение личностных, метапредметных и предметных задач. Поставленные задачи были реализованы:
формировались умения коммуникативного взаимодействия со сверстниками; учащиеся получили представления об определительных местоимениях, особенностях их склонения; развивались метапредметные навыки: умение извлекать информацию из текста, умение проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы, творческие задания, эта тема была представлена на метод семинаре(сочинение-миниатюра, творческий диктант).Эффективность урока достигалась с помощью сочетания и чередования фронтальной, индивидуальной, парной форм работы во время актуализации имеющихся знаний, изучения и закрепления нового материала. На стадии актуализации и рефлексии был организован короткий письменный опрос учащихся (- Я сегодня научился… - Я сегодня узнал… - Теперь я могу…)
Обязательным элементом урока была физкульминутка.
Проверка знаний и умений учащихся носила обучающий характер, осуществлялась на протяжении всего урока. Контроль знаний осуществлялся на уровне учителя, одноклассников и самоконтроля учащихся.
На уроке были использованы современные образовательные технологии:
- Технология проблемного обучения (определение темы урока);
- Технология деятельностного метода (работа с приложением, с картинками);
- Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, оптимальное сочетание наглядного материала, мультимедиа, преподнесение материала небольшими дозами.
Позиции и роли учащихся на уроке были следующими:
· Слушатели (на этапе мотивации к учебной деятельности);
· Мыслители (работа с таблицей, дополнение предложений);
· Чтецы (чтение выводов в учебнике и на доске);
· Информаторы (выводы учащихся, ответы во время фронтального опроса, дополнения ответов одноклассников).
Позиция учителя на уроке:
· Организатор (направление учащихся на всех этапах уроках);
· Консультант (выполнение задания в парах).
На уроке создавались условия для развития творческой активности, познавательной (изучение нового материала, повторение имеющихся знаний, их обобщение), социальной (поведение в парах во время деятельности), коммуникативной (выражение собственных мыслей, постановка вопроса, умение слушать).
Во время урока использовались общие принципы и правила коррекционной работы:
· Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами);
· Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи;
· Индивидуальный подход к каждому ученику.
В конце урока были подведены итоги. За активную работу, правильное выполнение заданий и ответы на вопросы учащиеся оценили свою работу и выставили отметку на рабочем листе
На мой взгляд, все поставленные задачи урока были реализованы, запланированные этапы выполнены. Урок прошел живо, интересно. Время между этапами урока было распределено оптимально и рационально использовалось.