Семейная социограмма (Эйдмиллер Э.Г., Юстицких В., 1990)




Интервьюирование по генограмме семьи. (Черников А.В., 1998).

Подчеркните один или несколько вариантов, описывающих вашу родительскую семью не только в настоящий момент, но и в прошлом. Или напишите другое.

Состав семьи:

o оба родителя живы;

o жив один из родителей;

o родители живут вместе;

o родители живут вместе, но они в разводе;

o родители в разводе и живут отдельно;

o бабушка/дедушка живут у родителей;

o у родителей были другие браки;

o у родителей есть дети от другого брака.

Переходы в жизненном цикле семьи:

o у родителей были проблемы с работой;

o серьезные болезни в поколениях

§ сердечно-сосудистые;

§ онкология;

§ другое_______________________________________

Реакция родителей на ваше рождение:

o радость;

o разочарование;

o депрессия;

o печаль;

o другое_____________________________________________

Реакция родителей на критические ситуации (семейные кризисы):

o сплочение (сближение, объединение);

o отчуждение;

o конфликты;

o другое_____________________________________________

Сиблинги:

o есть братья/сестры;

o нет сиблингов;

o братья/сестры женаты/замужем;

o приемные братья/сестры;

o мать делала аборты.

Сферы конфликтных взаимоотношений в семье:

1. Супружеские отношения:

o Конфликт, связанный с распределением супружеских ролей и обязанностей

o Конфликт, связанный с различием взглядов на семейную жизнь и межличностные отношения

o Конфликт, вызванный физической или психической болезнью одного из супругов и сложностями адаптации к ней

o Конфликт из-за распределения власти и влияния в супружеских взаимоотношениях

o Дефицит эмоционального тепла, близости, доверительности в супружеском общении

o Разногласия и противоречия, связанные с воспитанием детей

o Другое ________________________________________________

2. Детско-родительские отношения:

o Дефицит эмоционального тепла, близости, доверительности во взаимоотношении родителей и ребенка

o Коммуникативная некомпетентность родителей

o Незнание возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка

o Неприятие родителями жизненной позиции ребенка и его интересов

o Индивидуально-психологические особенности родителей и/или ребенка (темперамент, внимание, память и др.)

o Конфликты связанные со школьной (университетской) неуспеваемостью ребенка

o Проблемы, связанные с непослушанием ребенка

o Вредные привычки ребенка

o Другое ________________________________________________

3. Сиблинговые отношения:

o Ревность

o Низкий уровень коммуникативных умений во взаимоотношении со сверстниками

o Эмоциональные, когнитивные, поведенческие особенности детей: гиперактивность, агрессивность, замкнутость и др.

o Другое _________________________________________________

4. Отношения с расширенной семьей:

o Конфликтные взаимоотношения из-за совместного проживания на одной жилплощади

o Проблемы, связанные с распределением дохода семьи

o Сложности во взаимоотношении с родителями одного или обоев супругов

o Межпоколенный конфликт ценностей и жизненных позиций

o Другое ________________________________________________

 

Ассоциативная методика (Вержес П., 1992)

Напишите пожалуйста 5 ассоциаций со словосочетанием:

1. Будущая семья - ______________________________________

2. Мои дети - ___________________________________________

Семейная социограмма (Эйдмиллер Э.Г., Юстицких В., 1990)

Перед вами нарисовано 2 круга. Изобразите внутри первого круга Вас и членов вашей семьи в виде кружочков и подпишите их. Во втором круге нарисуйте также Вас и членов вашей БУДУЩЕЙ семьи.

       
   
 

 

 



Феномен чайлдфри в обществе. Когда исследователи обратили на него внимание, всегда ли существовало это явление и какие психологические и культурные причины могут быть связаны с категорическим желанием не иметь детей?

Чайлфри – это относительно молодая субкультура и идеология, которая характеризуется сознательным нежеланием иметь детей. В данной работе удобнее обозначать чайлдфри как движение. Движение, все больше набирающее силу во всем мире. Впервые об этом движении заговорили еще в начале 1970-ых годов, на развитие этой тенденции повлияли сексуальная революция, распространение надежной контрацепции и фокус на свободе выбора. По мнению иследователей это движение появилось гораздо раньше, но людям приходилось отказываться от сексуальной жизни, например, уходя в монастырь. Одной из первых, кто начал подробнее изучать это явление, была канадская исследовательница-социолог Джин Виверс. Она провела большое исследование этого феномена и в 1980-ом году выпустила книгу-монографию Childless by Choice («Бездетные по собственному выбору»). Эта книга до сих пор является одной из самых подробных работ в области изучения феномена «чайлфри». Виверс изучала семьи качественными методами, именно семьи, такие законные браки, в которых люди, совершенно сознательно, отказывались от того, чтобы иметь детей. Она опрашивала мужа и жену и пыталась понять почему они так решили. Термин «чайлфри» связан с тем, что люди фертильны, здоровы, репродуктивны, живут активной сексуальной жизнью, но они просто не хотят иметь детей по тем или иным причинам. По каким именно Виверс и пыталась выяснить в ходе своей работы и, в итоге, разделила чайлдфри на два типа:

Реджекторы – это люди, которые отвергают категорию. В данном случае, это «свободные от детей», которые отвергают категорию «дети». Им неприятны сами дети, неприятно все, что связано с процессом. Как мужчинам, так и женщинам неприятны беременность, процесс грудного вскармливания, роды. У них возникают ужасные ассоциации, они боятся, не хотят, им неприятны даже сами маленькие дети, как субъекты, индивиды. Это и является мотивацией не заводить детей. Т.е. у большинства людей что-то биологически и социально заложено, маленькие дети вызывают у них положительные эмоции, а у реджекторов не вызывают. Но таких людей, в принципе, не много, с другой стороны, они были всегда. До эпохи сексуальной революции 60-ых годов и последующего развития феминизма, и не только, а самых разных таких идеологий, раскрепощающих человека.

· Аффексьонадо — это категория людей, которые не испытывают никакого отвращения к детям, просто они предпочитают бездетный образ жизни. Это те люди, которые не разочарованы в материнстве, но очарованы собственной жизнью без детей. В наше современное время, начиная с 60-ых годов, когда ослабело нормативное давление, что все должны быть одинаковыми, стало возможным выбирать образ жизни, стиль жизни, можно путешествовать, заниматься творчеством, выбирать себя. Это могут быть любые направления стиля жизни. У Виверс в исследовании были даже домохозяйки, которые не хотели, чтобы дети портили им дом, идеальный порядок. Люди, желающие красиво, беззаботно жить. Они говорят: «да, нам нравятся дети, мы можем взять их взаймы у соседей, но на пару часов и нам этого будет достаточно.» Для таких чайлдфри дети являются просто обузой, которой они сознательно не желают себя обременять.

В 2000-е годы всеобщее внимание привлекают новые категории «свободных от детей», - Дилан Нил и Хизер Джоши выделили в своих работах два типа чайлдфри: «волнообразные отказники» и «постоянные откладыватели». Позиция этих типов людей может меняться со временем.

· «Волнообразные отказники» — люди, у которых периодически появляется и пропадает желание иметь детей. При этом, они не перестают использовать надежную контрацепцию, тем самым оставляя рождение ребенка на уровне нереализованного проекта.

· «Постоянные откладыватели» готовы и хотят иметь детей, но не сейчас. Такие люди тянут время, привыкают к своему образу жизни до тех пор, пока не понимают, что точно не хотят детей или не могут вписать их в свой образ жизни, а либо уже физически не могут их завести.

Среди представителей чайлдфри больше атеистов, людей, которые живут «здесь и сейчас». Они не верят в потусторонние вещи, в нормы, социальные ценности. Это часто единственные дети в семье или старшие дети из больших семей, которые были вынуждены ухаживать за младшими братьями и сестрами и «проиграли» еще в детстве все свои родительские интенции.

Действительно ли это навсегда, если человек в 20 лет говорит: «я не хочу иметь детей, не буду, не стану»? Со временем позиция любого человека может меняться, и чайлдфри – не исключение. В конце ХХ века австралийский ученый Л. Ку и его соавторы провели лонгитюдное исследование на эту тему, в ходе которого приходили к одним и тем же людям 2 раза. Первый раз, когда людям экспериментальной выборки было в среднем 20 лет, их спросили: «Вы: хотите иметь детей, не хотите или еще точно не знаете?» и потом пришли к ним, примерно, через 9 лет с тем же вопросом. И оказалось, что меньшинство из тех, кто сказал: «мы не хотим иметь детей», уже стали родителями. А те, кто говорили: «мы хотим иметь детей», даже не «сомневаемся», а «хотим», некоторые из них не просто не стали родителями, а к этому времени уже стали чайлдфри. Т.е. это все может меняться в течение жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: