ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
на тему: Конкурентоспособность продукции предприятия (на примере ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца»)
Студент ФМк, 5-й курс, ЗММ-1 | Я. С. Гончаренок |
Руководитель д-р экон. наук, профессор | М.К. Жудро |
МИНСК 2019
Объект исследования – ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца».
Предмет исследования – конкурентоспособность продукции.
Цель работы: разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца».
Методы исследования: анализ статистических данных, метод сопоставления показателей, статистический анализ рядов динамики, SWOT–анализ, экспертных оценок.Исследования и разработки: рассмотрены теоретические аспекты, раскрывающие понятие и сущность оценки конкурентоспособности продукции в маркетинге предприятия; проведен анализ основных показателей деятельности ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца», ситуационного положения на рынке; проведена оценка конкурентоспособности продукции предприятия; разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции в ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца».
Область возможного практического применения: предприятия-производители синтетических моющих средств.Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: чистые денежные поступления по проекту производства бесфосфатных синтетических моющих средств с учетом дисконтирования составят 7405 тыс. р. Чистые денежные поступления по проекту таблетирования стирального порошка с учетом дисконтирования составят 245,6 тыс. р. В первый год после внедрения мероприятий по рестайлингу упаковки СМС весом 450 гр. будет получена дополнительная прибыль в размере 63 тыс. р.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. __________________ СОДЕРЖАНИЕВведение………………………………………………………………………...1 Теоретические основы конкурентоспособности продукции..…………….… 1.1 Сущность конкурентоспособности продукции……………….……….……1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность продукции………….1.3 Оценка конкурентоспособности продукции…..………………………..…..2 Оценка конкурентоспособности ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца»………………………………………………………………..2.1 ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца» как объект исследования……………………………………………………………...…………2.2 Комплекс маркетинга «4С»…………………………………………………..2.3 Конкурентоспособность продукции ИПУП «Парфюмерно-косметиче-ская фабрика «Сонца»……………………………………………………………3 Повышение конкурентоспособности продукции ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца»………………..………………………………. 3.1 Повышение конкурентных преимуществ продукции путем производства бесфосфатных синтетических моющих средств…………………………..…....3.2 Внедрение нестандартных форм и упаковки синтетических моющих средств для отстройки продукции от конкурентов…………..……...................3.3 Экономическая эффективность повышения конкурентоспособности компании………………………………………………………………………….. Заключение…………………………………………………………………..…..Список использованных источников…………………………………………. | 5 7 7 12 21 30 30 38 50 68 68 77 85 88 92 | |
Приложение А Приложение БПриложение ВПриложение Г Приложение ДПриложение ЕПриложение ЖПриложение И Приложение К | Организационная структура управления ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца»…………..…….….Отчет о прибылях и убытках…………………………….……Показатели финансово-хозяйственной деятельности……Распределение ответов респондентов при проведении исследования потребителей……………………………….……..Основные торговые марки предприятия…………….……….АВС-анализ структуры реализованной продукции…..…..… Рекламные материалы предприятия…………………….….Материалы для оценки конкурентоспособности продукции……………………………………….……………Показатели оценки качества стиральных порошков…..….. | 96 97101 102103104105 106107 |
Таблица В.1 – Показатели финансово-хозяйственной деятельности ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца» за 2015-2017 гг.
Наименование показателей | Ед. изм. | Годы | Темп роста, % Отклонение, +/- | |||
2016 к | 2017 к 2016 | |||||
1 Объем производства, в т.ч.: - сухие моющие средства | тонн | 97,61 | 99,98 | |||
- жидкие моющие средства | тонн | 117,98 | 100,62 | |||
1 Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг | тыс. р. | 124,54 | 105,04 | |||
2 Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг | тыс. р. | 135,17 | 104,64 | |||
3 Валовая прибыль | тыс. р. | 85,43 | 107,33 | |||
4 Управленческие расходы | тыс. р. | 107,37 | 91,49 | |||
5 Расходы на реализацию | тыс. р. | 140,86 | 194,50 | |||
6 Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг | тыс. р. | -465 | -413 | -61,35 | 88,82 | |
7 Прибыль (убыток) от текущей деятельности | тыс. р. | -558 | -453 | -77,29 | 81,18 | |
8 Прибыль (убыток) от инвестиционной и финансовой деятельности | тыс. р. | -12362 | -2091 | -4501 | 16,91 | 215,26 |
9 Прибыль (убыток) до налогообложения | тыс. р. | -11640 | -2642 | -4954 | 22,70 | 187,51 |
10 Налог на прибыль | тыс. р. | - | - | - | - | - |
11 Чистая прибыль (убыток) | тыс. р. | -11640 | -2567 | -5083 | 22,05 | 198,01 |
12 Рентабельность реализованной продукции по прибыли от реализации | % | +3,19 | -1,57 | -1,33 | -4,76 | +0,24 |
13 Рентабельность реализованной продукции по чистой прибыли | % | -48,96 | -8,67 | -16,34 | +40,29 | -7,67 |
14 Среднесписочная численность работающих | чел. | -3,00 | -3,00 | |||
15 Производительность труда работников | тыс. р. / чел. | 114,860 | 145,152 | 154,736 | +30,29 | +9,58 |
15 Коэффициент текущей ликвидности | >=1,5 | 0,11 | 0,37 | 0,41 | +0,26 | +0,04 |
16 Коэффициент обеспеченности собств. оборотными средствами | >=0,2 | -1,92 | -1,7 | -1,44 | +0,22 | +0,26 |
17 Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами | <=0,85 | 1,39 | 1,17 | 1,23 | -0,22 | +0,06 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
|
|
| ||||||
![]() | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
Рисунок 2.9 – Основные стратегии в отношении производства и продаж СМС ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца»
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таблица Е.2 – Сопоставление результатов АВС-анализа и структуры объемов производства товарных групп продукции ИЧПУП «ПКФ «Сонца»
Группа АВС-анализа | Товарные группы АВС-анализа | Уд. вес группы в реализации в денежном выражении, в % | Уд. вес группы в объеме производства в натуральном выражении, в % |
А | Стиральные порошки Средства для стирки жидкие | 79,81 | 82,50 |
В | Средства для уборки дома Средства для мытья посуды жидкие Кондиционеры для белья Гели для душа | 15,81 | 15,41 |
С | Спецпродукты (средство от накипи, др.) Шампуни Жидкое мыло Крем-молочко Бальзамы-ополаскиватели | 4,38 | 2,09 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таблица 2.3 – Динамика роста цен на продукцию предприятия в 2015 – 2017 гг.
Продукция | Год | Темп роста, % | |||
2016 г. к 2015 г. | 2017 г. к 2015 г. | ||||
Стиральный порошок Sunday Детский, 2.0 кг | 2,95 | 3,89 | 4,05 | 131,86 | 137,29 |
Стиральный порошок Мара Детский, 2.0 кг | 3,4 | 4,5 | 4,7 | 132,35 | 138,24 |
Стиральный порошок Мара Утренняя свежесть, 3.0 кг | 5,9 | 7,5 | 7,65 | 127,12 | 129,66 |
Стиральный порошок Мара Для цветного 2в1 с кондиционером, 3.0 кг | 5,95 | 7,6 | 7,80 | 127,73 | 131,09 |
Стиральный порошок Мара Для цветного 2в1 с кондиционером, 3.0 кг | 5,98 | 7,59 | 7,81 | 126,92 | 130,60 |
Гель для стирки Мара Для детского белья, 1 л. | 2,98 | 3,99 | 4,10 | 137,59 | 137,58 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Продовольственные торговые центры
Непродовольственные торговые центры
Рисунок 2.10 – Торговые сети, обеспечивающие наиболее удобный для клиента формат продаж и максимальный объем сбыта СМС
Примечание – Источник: данные предприятия.
Таблица 2.4 – Динамика рекламных бюджетов ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца» за 2015 – 2017 гг., США
Инструмент рекламы | Год | Темп роста, % | |||
2016 к 2015 | 2017 к 2016 | ||||
Реклама на ТВ с созданием роликов | 72,32 | 25,36 | 27,21 | 35,07 | 107,29 |
Наружная реклама | 8,32 | 7,15 | 6,23 | 85,94 | 87,13 |
Интернет-реклама (Digital) | 3,15 | 3,18 | 4,02 | 100,95 | 126,42 |
POS-материалы | 5,16 | 5,23 | 5,38 | 101,36 | 102,87 |
Радио | 3,08 | 3,45 | 4,09 | 112,01 | 118,55 |
Реклама в прессе | 2,35 | 2,59 | 2,41 | 110,21 | 93,05 |
Всего | 94,38 | 46,96 | 49,34 | 49,76 | 105,07 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Рисунок 2.11 – Структура затрат на рекламу ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца» в 2017 г.
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таблица 2.5 – Показатели моющей способности СМС производства «Сонца» и конкурентов
Вид загрязнителя | Стирка | Моющая способность образца СМС, % | |||
April | Ariel | Tide | Мара | ||
Кровь | Первая | ||||
Кровь | Вторая | ||||
Компот (вишня) | Первая | ||||
Вторая | |||||
Кетчуп | Первая | ||||
Вторая | |||||
Масло машинное | Первая | ||||
Вторая | |||||
Какао с молоком | Первая | ||||
Вторая | |||||
Тональный крем | Первая | ||||
Вторая | |||||
Сок черники | Первая | ||||
Вторая | |||||
Соус мясной | Первая | ||||
Вторая | |||||
Фломастер | Первая | ||||
Вторая | |||||
Губная помада | Первая | ||||
Вторая |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Рисунок 2.13 – Комплексный показатель моющей способности СМС после первой стирки
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Рисунок 2.14 – Комплексный показатель моющей способности СМС после второй стирки
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таблица 2.8 – Оценка показателей конкурентоспособности порошка ТМ «April» производства ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца» и конкурентов
Показатели конкурентоспособности | Коэффициент весомости | Среднеарифметическое значение оценок | ||
ТМ «April» | ТМ «Ariel» | ТМ «Persil» | ||
Отстирывание загрязнений | 0,35 | 3,15 | 3,29 | 3,01 |
Удаление пятен / Отбеливание ткани | 0,25 | 2,15 | 2,35 | 2,05 |
«Мягчение» тканей | 0,12 | 1,06 | 1,13 | 1,01 |
Снижение жесткости воды | 0,12 | 1,03 | 1,06 | 0,96 |
Придание белью запаха | 0,08 | 0,69 | 0,70 | 0,66 |
Регулирование содержания пены | 0,08 | 0,67 | 0,69 | 0,66 |
Общая балльная оценка | 1,00 | 8,75 | 9,22 | 8,34 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таблица 2.9 – Экономические (стоимостные) параметры ТМ «April» производства ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца» и конкурентов
Исследуемая продукция | Цена продукции, руб./3 кг. |
Порошок стиральный ТМ «April» | 11,8 |
Порошок стиральный ТМ «Ariel» | 18,9 |
Порошок стиральный ТМ «Persil» | 17,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таблица 2.10 – Оценка показателей конкурентоспособности порошка ТМ «Мара» производства ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца» и конкурентов
Показатели конкурентоспособности | Коэффициент весомости | Среднеарифметическое значение оценок | ||
ТМ «Мара» | ТМ «Tide» | ТМ «Миф» | ||
Отстирывание загрязнений | 0,35 | 2,45 | 2,80 | 2,31 |
Удаление пятен / Отбеливание ткани | 0,25 | 1,60 | 2,05 | 1,65 |
«Мягчение» тканей | 0,12 | 0,77 | 0,91 | 0,74 |
Снижение жесткости воды | 0,12 | 0,79 | 0,96 | 0,79 |
Придание белью запаха | 0,08 | 0,54 | 0,64 | 0,56 |
Регулирование содержания пены | 0,08 | 0,54 | 0,61 | 0,54 |
Общая балльная оценка | 1,00 | 6,70 | 7,97 | 6,60 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таблица 2.11 – Экономические (стоимостные) параметры ТМ «Мара» производства ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца» и конкурентов
Исследуемая продукция | Цена продукции, р./3 кг. |
Порошок стиральный ТМ «Мара» | 11,8 |
Порошок стиральный ТМ «Tide» | 13,2 |
Порошок стиральный ТМ «Миф» | 11,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таблица 2.12 – Коллегиальная оценка показателей конкурентоспособности порошка ТМ «Мара» и конкурентов (ТМ «Tide» и ТМ «Миф»)
Показатели конкурентоспособности | Значение оценок (от 1 до 15) | ||
ТМ «Мара» | ТМ «Tide» | ТМ «Миф» | |
Качество | |||
Цена | |||
Упаковка (фасовка) | |||
Известность ТМ | |||
Имидж ТМ | |||
Каналы распределения | |||
Рекламно-информационная поддержка |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Рисунок 2.15 – Многоугольник конкурентоспособности порошка ТМ «Мара» и конкурентов (ТМ «Tide» и ТМ «Миф»)
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Таблица 2.13 – Коллегиальная оценка показателей конкурентоспособности порошка ТМ «April» и конкурентов (ТМ «Ariel» и ТМ «Persil»)
Показатели конкурентоспособности | Значение оценок (от 1 до 15) | ||
ТМ «April» | ТМ «Ariel» | ТМ «Persil» | |
Качество | |||
Цена | |||
Упаковка (фасовка) | |||
Известность ТМ | |||
Имидж ТМ | |||
Каналы распределения | |||
Реклама |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Рисунок 2.16 – Многоугольник конкурентоспособности порошка ТМ «April» и конкурентов (ТМ «Ariel» и ТМ «Persil»)
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
![]() |
![]() | ![]() |
Рисунок 3.5 – Преимущества использования цеолитов в составе СМС
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таблица 3.2 – Предполагаемая чистая прибыль от реализации проекта производства бесфосфатных СМС по годам, тыс. рублей
Показатель | Год | ||
2020-й | 2021-й | 2022-й | |
Цена 1 тонны, р. | |||
Объем производства, тыс. тонн | |||
Выручка от реализации, тыс. р. | |||
Рентабельность производства продукции, % | |||
Чистая прибыль по проекту, тыс. р. |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таблица 3.3 – Расчет чистых денежных поступлений с учетом коэффициента дисконтирования (Нд=12,5 %), тыс. рублей
Год проекта | Чистые денежные поступления по годам, % (Рк) | Коэффициент дисконтирования | Чистые денежные поступления с учетом коэффициента дисконтирования, PVk |
2020-й | 0,889 | ||
2021-й | 0,790 | ||
2022-й | 0,702 | ||
Сумма |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таблица 3.5 – Программа вывода на рынок и продвижения к потребителю безфосфатных СМС
Элемент программы | Характеристика |
Целевая аудитория (портрет целевого потребителя) | Женщины в возрасте 25–55 лет; С уровнем дохода выше среднего и высокого; С прогрессивными взглядами; Проживающие в городах 200 и более тысяч человек |
Каналы распределения | Супермаркеты, дискаунтеры («Евроопт», «Пятерочка», «Корона», «На недельку» и др.), розничные торговые сети бытовой химии («Остров чистоты», «Мила» и др.) |
Инструменты продвижения (реклама и стимулирование сбыта) | 1 Реклама на телевидении 2 Места продаж: - акции, наглядно показывающие действие продукта; - скидки на товар для занятия ниши рынка; - «опыты» с удалением трудно выводимых пятен; - «химические фокусы», доказывающие безопасность продукта; - распространение пробников продукции |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Рисунок 3.6 – Причины покупки незапланированной (новой) продукции покупателем
Примечание – Источник: [10].
Рисунок 3.7 – Таблетированный стиральный порошок
Примечание – Источник: [39, 32].
Рисунок 3.8 – Основные преимущества таблеток для стирки по сравнению с обычными стиральными порошками
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таблица 3.7 – Предполагаемая чистая прибыль от реализации проекта производства таблеток для стирки
Показатель | Год | |
2020-й | 2021-й | |
1 Цена 1 тонны, тыс. р. | ||
2 Объем производства, тонн | ||
3 Выручка от реализации, тыс. р. (стр.1хстр.2/1000) | ||
4 Рентабельность производства продукции, % | ||
5 Чистая прибыль по проекту, тыс. р. (стр.3хстр.4) |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таблица 3.8 – Расчет чистых денежных поступлений с учетом коэффициента дисконтирования (Нд=12,5 %), тыс. рублей
Год проекта | Чистые денежные поступления по годам, % (Рк) | Коэффициент дисконтирования | Чистые денежные поступления с учетом коэффициента дисконтирования, PVk |
2020-й | 0,889 | 98,7 | |
2021-й | 0,790 | 146,9 | |
Сумма | 245,6 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Рисунок 3.10 – Упаковки стиральных порошков «Fmons»: отстройка от конкурентов с помощью формы упаковки
Примечание – Источник: [40].
Таблица 3.10 – Затраты ИПУП «Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца» по рестайлингу упаковки СМС весом 450 гр.
Статья затрат | Затраты, тыс. р. |
Затраты по рестайлингу упаковки (в среднем по рынку) | 5,0 |
Затраты по рекламной поддержке продукции в обновленной упаковке (обновление буклетов, рекламы в Интернете и пр.) | 15,0 |
Всего | 20,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Акулич, И.Л. Маркетинг: учеб. пособие / И.Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2014. – 543 с.
2 Амблер, Т. Практический маркетинг: учеб. пособие / Т. Амблер. – СПб.: Питер, 2013. – 400 с.
3 Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: Экономика, 2014. – 295 с.
4 Бесфосфатные стиральные порошки: исследование / Интернет-ресурс Быттехсервис [Электронный ресурс]. – Москва, 2018. – Режим доступа: https://cosmo-frost.ru/stiralnye-mashiny/chto-takoe-besfosfatnye-stiralnye-poroshki. – Дата доступа: 23.03.2019.
5 Восход осиповичского «Сонца» / Интернет-версия СМИ Асiповiцкi Край [Электронный ресурс]. – Минск, 2018. – Режим доступа: https://www.gzt-akray.by/osipovichi/2013/05/vosxod-osipovichskogo-sonca. – Дата доступа: 29.11.2018.
6 Габинская, О. С. Имидж торговой марки как критерий конкурентоспособности товаров / / Электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]. – Москва, 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/imidzh-torgovoy-marki-kak-kriteriy-konkurento sposobnosti-prodovolstvennyh-tovarov. – Дата доступа: 15.02.2019.
7 Голубков, Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры: учебник / Е.П. Голубков. – М.: Дело, 2014. – 188 с.
8 Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика: учебник / Е.П. Голубков. – М.: Дело, 2013. – 465 с.
9 Горемыкин, В.А. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: учебник / В.А. Горемыкин, А.Ю. Богомолов; под общ. ред. В.А. Горемыкина. – М.: Инфра-М, 2016. – 353 с.
10 Дизайн упаковки стиральных порошков и моющих средств / Официальный сайт дизайн-студии по созданию брендбука ДаВинчи [Электронный ресурс]. – Москва, 2016. – Режим доступа: https://brandbooki.ru/packaging-detergents. – Дата доступа: 20.03.2019.
11 Демин, Д. В. E-mail-маркетинг. Как привлечь и удержать клиентов: учебник / Д. В. Демин. – СПб.: Питер, 2017. – 208 с.
12 Диксон, П. Управление маркетингом: учебник / П. Диксон. – М.: Бином, 2016. – 493 с.
13 Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебник / П.С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 196 с.
14 Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ: учебник / А.И. Ковалев, В.В. Войленко; под общ. ред. А.И. Ковалева. – М.: Центр экономики и маркетинга, 20155. – 539 с.
15 Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок: учебник / Ф. Котлер. – М.: Издательство АСТ, 2014. – 230 с.
16 Кожекин, Г. Я. Маркетинг предприятия: учеб. пособие / Г.Я. Кожекин, С.Г. Мисербиева; под общ. ред. Г.Я. Кожекина. – Минск: Мисанта, 2015. – 240 с.
17 Котлер, Ф. Основы маркетинга: учебник / Ф. Котлер; пер. с англ. – М.: ИМА-Кросс Плюс, 2016. – 780 с.
18 Конкурентоспособность продукции – ключевая задача текущей пятилетки. Материалы конференций [Электронный ресурс]. – Минск, 2017. – Режим доступа: https://www.lelchitsy.gomel-region.by/dfiles/000169_32541_ Konkurentosposobnost_produktsii.doc – Дата доступа: 26.02.2014.
19 Котлер, Ф., Келлер, Л. Маркетинг менеджмент: учебник / Ф. Котлер, Л. Келлер. – СПб.: Питер, 2018. – 808 с.
20 Конина, Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире: учебник. / Н.Ю. Конина. – М., Проспект, 2012. – 368 с.
21 Круглик, В.М., Неделькин, А. Н., Савчук, О.А. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебник / В.М. Круглик. – М.: Инфра-М, 2013. – 288 с.
22 Лунев, В. Л. Тактика и стратегия управления конкурентоспособностью фирмы: учебное пособие / В.Л. Лунев. – М.: Финпресс, 2011. – 356 с.
23 Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт, 2012. – 448 с.
24 Мак-Дональд, М. Стратегическое планирование маркетинга: учебник / М. Мак-Дональд. – СПб.: ПитерКом, 2011. – 592 с.
25 Мальцева, М. Н. Анализ результатов маркетинговых исследований факторов использования синтетических моющих средств // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 45 – 48.
26 Мальцева, М. Н. Анализ покупательских предпочтений при выборе синтетических моющих средств // Минск, 2013. – С. 155–160.
27 Мамонова, Е.И. Подарки природе / Интернет-издание RG-RU [Электронный ресурс]. – Москва, 2017. – Режим доступа: https://ecounion.ru/wp-content/uploads/2017/06/RG_05.06.2017_Podarki_prirode.pdf. – Дата доступа: 23.03.2019.
28 Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности: практикум / Л.В. Осипова, И.М. Синяева; под общ. ред. Л.В. Осиповой. – М.: Бином, 2017. – 381 с.
29 Панкрухин, А.П. Маркетинг: основы теории, стратегии и технологии, становление в России, особенности в различных сферах деятельности / А.П. Панкрухин. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 456 с.
30 Пономаренко, П.Г. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / П.Г. Пономаренко. – 2-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2017. – 527с.
31 Поршнев, А.Г., Румянцева, З.П. Управление организацией: учебник. / А. Г. Поршнев, З.П. Румянцева. – М., Инфра-М,. 2007. – 186 с.
32 «Персил»-таблетки: инструкция по применению, особенности / Интернет-ресурс Fb.ru [Электронный ресурс]. – Москва, 2018. – Режим доступа: https://fb.ru/article/188013/persil--tabletki-instruktsiya-po-primeneniyu-osobennosti. – Дата доступа: 20.03.2019.
33 Райс, Э. Маркетинговые войны / Э. Райс, Д. Траут; под общ. ред. Э. Райс. – СПб.: Питер, 2008. – 412 с.
34 Романов, А.Н. Маркетинг / А.Н. Романов [и др.]; под ред. А.Н.Романова. – М.: Банки и биржи, 2016. – 507 с.
35 Сулик, Е.В., Целикова, Л.В. Классификационная характеристика ассортимента синтетических моющих средств и экспертные исследования их выбора / Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», Республика Беларусь, г. Гомель [Электронный ресурс]. – Гомель, 2016. – Режим доступа: https://lib.i-bteu.by/bitstream/handle/22092014/3921. – Дата доступа: 26.11.2018.
36 Сулик, Е.В., Целикова, Л.В. Ассортимент синтетических моющих средств: исследование и проблемы выбора / Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», Республика Беларусь, г. Гомель [Электронный ресурс]. – Гомель, 2018. – Режим доступа: https://lib.i-bteu.by/bitstream/handle/22092014/3190. – Дата доступа: 26.02.2019.
37 Стратегическое положение и оценка действий компании: / Консалтинговый центр Концепт [Электронный ресурс]. – Москва, 2017. – Режим доступа: https://old.acconcept.ru/strategy/space.html. – Дата доступа: 01.02.2019.
38 Стратиенко, Л. А. Товары под собственной торговой маркой и розничные сети / Электронная библиотека КиберЛенинка [Электронный ресурс]. – Москва, 2018. – Режим доступа: https://fb.ru/article/188013/persil--tabletki-instruktsiya-po-primeneniyu-osobennosti. – Дата доступа: 20.03.2019.
39 Таблетки для стирки «Eco» производителя «NordLand» / Интернет-магазин Ozon.ru [Электронный ресурс]. – Москва, 2018. – Режим доступа: https://www.ozon.ru/context/detail/id/31142572. – Дата доступа: 20.03.2019.
40 Тринадцать удачных упаковок бытовой химии / Информационный портал об упаковке Upakovano.ru [Электронный ресурс]. – Москва, 2017. – Режим доступа: https://www.upakovano.ru/articles/428299. – Дата доступа: 20.03.2019.
41 Таблетирование стирального порошка: обзорная информация по оборудованию / Официальный сайт ООО «ПолимерМашГрупп» [Электронный ресурс]. – Москва, 2017. – Режим доступа: https://www.polgroup.ru/stir.html. – Дата доступа: 22.03.2019.
42 Холидей, Р. Хакер маркетинга: учеб. пособие / Р. Холидей. – М.: Азбука, 2014. – 128 с.
43 Фатхудинов, Р.А. Стратегический маркетинг: учебник / Р.А. Фатхудинов. – М.: Интел-Синтез, 2013. – 640 с.
44 Чередниченко, Ю. В. Маркетинг в Интернете. Сайт, который зарабатывает: учеб. пособие. / Ю. В. Чередниченко. – СПб.: Питер, 2013. – 176 с.
45 Чернявской, А.Г. Маркетинг: учеб. пособие / А.Г. Чернявской, Т.С. Бронникова. – М.: ПРИОР, 2015. – 128 с.
46 Фляйшер, К., Бенсуссан, Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе: учеб. пособие / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 541 с.
47 Халипов, Д. В. Маркетинг в социальных сетях: учеб. пособие. / Д. В. Халипов. – М.: МИФ, 2018. – 128 с.
48 Шефер, Б. Практический маркетинг: учебник. / Б. Шефер. – М.: Поппури, 2014. – 96 с.
49 Щербаков, С. Д. Партизанский маркетинг в социальных сетях. Инструкция по эксплуатации SMM-менеджера: учебник. / С. Д. Щербаков. –СПб.: Питер, 2019. – 320 с.
50 Эриашвили, Н.Д. Маркетинг: учебник. / Н. Д. Эриашвили – М.: ЮНИТИ, 2014. – 623 с.