Ход мероприятия
I. Организационный момент (вступительное слово педагога) Звучит музыка
Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть сегодняшнее мероприятие принесет вам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
Давайте соединим руки, пусть через тепло наших рук передастся доброта каждому из нас.
Фильм
А сейчас предлагаю посмотреть видеофильм, который поможет понять тему нашего классного часа.
-Что можно сказать об этом человеке?
(Добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.).
К этим словам я добавила еще несколько своих слов. От всех этих слов я оставлю только первые буквы
, попробуйте поработать в группах и расставить буквы так, чтобы получилось какое-то слово.
Работа в группах (милосердие)
Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
(о милосердии)
Назовите корень слова милосердие (здесь 2 корня- мил и серд)
- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил» (милый)
- Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)
- С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй,ласковой, нежной)
-Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.
Итак, родственное слово: Милый
-Теперь подберем родственное слово с корнем «серд» (Сердце)
А вот что написано в словаре Ожегова «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие»
Вывод (на экране 3 толкования)
Итак, милосердие это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны, было исключено, при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.
|
Но вот беда – всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителях, неуважительное отношение к старым, пожилым людям, безжалостное отношение к животным.
Становятся нормальными, привычными такие качества как равнодушие, бездушие, жестокость. Люди боятся помочь друг другу!
Но вернёмся на столетие назад. В 19-начале 20 веков огромные средства расходовались на дела милосердия.
Об этом нам расскажет Рустам
В начале XX в. благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей России приходилось 6 благотворительных учреждений. Многие благотворительные заведения были созданы частными лицами. Всего в Российской империи было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений. По самым приблизительным подсчетам, в стране ежегодно раздавалось в виде милостыни не менее 27 миллионов рублей
Так выглядит отчет о благотворительности.
- А сколько, интересно, их сегодня? Кому они помогают? Послушаем рассказ Илоны
В современной России насчитывается большое количество благотворительных организаций, большинство из которых являются частными. Один из них благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь», который учрежден 2006 г. в городе Москве актрисами Чулпан Хаматовой и Диной Корзун. Благодаря фонду могли вылечиться от страшних болезней тысячи детей.
|
Недавно и в Можге появился официальный благотворительный фонд.О нем расскажет Софья.
Организация «Дети Солнца» города Можги создана 24 апреля 2015 года родителями детей с различными диагнозами. Одним из организаторов является мама Низамбиева Тимура, который учится в нашем классе. Она нам рассказала, что у них есть комната в здании мечети. Там проводятся занятия по Монтессори – это развитие мелкой моторики, есть кабинет ЛФК, а еще это место, где они могут друг друга поддержать и поделиться разными новостями. Девиз организации – вместе мы сможем многое.
Итак, благотворительные организации очень помогают тем, кто нуждается в помощи, поэтому их работа очень важна.
К кому может проявляться милосердие?
Вывод:милосердие может проявляться к больным людям, к пожилым, птицам, животным, а так же к тем, кто нуждается в помощи.
Как вы думаете, прибраться дома. Помыть посуду, это милосердие? Так значит милосердие и обязанности это одно и то же или нет?
Вывод: Обязанности и милосердие – это разные по значению слова.
Я предлагаю поработать в группах и попробовать создать свою благотворительную организацию, со своей эмблемой, со своими планами.
Но вначале давайте вспомним правила работы в группе:
- говори спокойно и ясно, не перебивая других
- говори по очереди
- убедись, что в разговоре участвует каждый
- обращайся друг к другу по имени
Итак, каждая группа должна создать эмблему своей благотворительной организации и придумать ее название. Для работы дается 2 минуты.
|
Для защиты выходит 1группа+ Алина с песней прадедушка.
2 группа + Амир со стихотворением
3 группа + игра, которую проведет Арина
2 группа
Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: “Это много...”,
Ручки засунув в карманы свои,
Он потихоньку извлёк всё, что было.
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло...
С горечью в голосе он попросил:
“Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть”.
И продавец не спеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился... себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
“Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил”.
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
“Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать”.
Мальчик ответил серьёзно и строго:
“Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!”
Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся:
Вместо ноги он увидел протез...
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
“Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!”
- О чем стихотворение?
- Кто проявил милосердие?
- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?
- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?
- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)
- Да, проявлять милосердие – большое искусство!
В нашем классе есть Низамбиев Тимур, его мама однажды нам рассказала, как тяжело бывает жить в нашем мире людям, которые на нас не похожи. Мы проведем сейчас эксперименты и докажем, как тяжело обходиться без помощи других.
1. Спрячьте правую руку за спину и попробуйте не выходя за линию написать свое имя на тетрадном листочке.
2. Закройте глаза и найти из нескольких свою ручку.
3.Попробуйте пересесть на соседний стул, но при этом не использовать ноги.
Вот так день за днем справляется с трудностями Тимур, который сейчас обратиться к нашему классу.
- Для того, чтобы его жизнь стала интереснее, мы с детьми нашего класса собрали и сдали макулатуру, часть вырученных денег отправили по акции «Дети солнца», а часть из них потратили на подарок Тимуру, ко Дню Защитника Отечества, к сожалению Тимур не смог сегодня к нам прийти, но в субботу мы с ним встретимся в походе и поздравим с праздником.
Мы увидели, что нам часто приходится встречаться с милосердием.
Вы представили свои организации, предлагаю написать, какие мероприятия будет проводить ваша благотворительная организация (на работу 1 мин, защита).
Теперь мы все знаем, что такое милосердие, и даже можем открыть благотворительную организацию, но сможем ли мы быть милосердными в жизни. Предлагаю в группах обсудить несколько ситуаций.
- Бабушка-соседка попросила мальчика купить в магазине молока, он согласился но заявил, что за это она должна его отблагодарить. Оцените поступок мальчика. Брат с сестрой гуляют вместе с мамой на лугу. Они играют в догонялки, прыгают, бегают. Вдруг они увидели гнездо птицы и стали рассматривать его. Мама, радуясь, что дети сами чем-то увлеклись, не делает им замечаний. Оцените поступок мамы. Однажды брат с сестрой вышли во двор поиграть в волейбол. Они весело перекидывали друг другу мяч и громко смеялись. А недалеко от детской площадки, в инвалидном кресле, с грустными глазами, одиноко сидел мальчик Петя. В руках у него тоже был мячик. Он мечтал тоже бегать по мягкой траве, подбрасывать и ловить мяч. А дети радостно играли между собой в мяч и никого вокруг себя не замечали. Им было безразлично, что чувствует мальчик, прикованный к инвалидному креслу. Главное, что им самим было хорошо и весело. Оцените поступок детей.
Вывод: Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и милосердия и идти по ней.
М илосердие ассоциируется с разными цветами
-зелёным цветом, цветом нежного, бережного отношения людей друг к другу, цветом возрождения;
· с красным цветом, цветом крови, сердца, которое даёт силы для добра;
· с голубым цветом, цветом неба, цветом чистоты отношения людей к окружающему миру, цветом надежды).
Неважно, какого цвета милосердие, оно так же как мы - разное, все зависит от наших поступков, мыслей и действий и самое главное - милосердие ничего не требует взамен – так как показано в мультфильме.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - ни пряник, ни конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрее,
Если будем мы с тобой добрее.
Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.
Работа по этой теме в нашем классе ведется с 1 класса. Ежегодно мы поздравляем с праздником ветеранов, помогаем им чистить снег и убрать листву.
Каждый год с помощью родителей мастерим скворечники и кормушки для птиц, подкармливаем их зимой.
Стараемся чаще приглашать в гости людей с ограниченными возможностями. Участвуем в акциях «Неделя добра»и других, ездим с концертом в приют.
Вот так день за днем воспитываем в себе милосердного человека. Я надеюсь, что в 5 классе вы ребята останетесь такими же милосердными, как и сейчас, а я вам дарю памятки милосердного человека.
Приложение 1
Памятка «Милосердного человека.» Начните с малого. · Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку. · Уступи место пожилым людям. · Защищайте девочек, маленьких детей. · Не допускайте грубости. · Старайтесь во всем помочь ближним. · Будьте добрым и милосердным человеком! | Памятка «Милосердного человека.» Начните с малого. · Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку. · Уступи место пожилым людям. · Защищайте девочек, маленьких детей. · Не допускайте грубости. · Старайтесь во всем помочь ближним. · Будьте добрым и милосердным человеком! |
Памятка «Милосердного человека.» Начните с малого. · Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку. · Уступи место пожилым людям. · Защищайте девочек, маленьких детей. · Не допускайте грубости. · Старайтесь во всем помочь ближним. · Будьте добрым и милосердным человеком! | Памятка «Милосердного человека.» Начните с малого. · Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку. · Уступи место пожилым людям. · Защищайте девочек, маленьких детей. · Не допускайте грубости. · Старайтесь во всем помочь ближним. · Будьте добрым и милосердным человеком! |