эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом | Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот | пришел, увидел, победил |
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом | Железная правда – живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь. |
каламбур– игра слов | Шел дождь и два студента. |
риторическое восклицание (вопрос, обращение) –восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата | Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Да здравствует солнце, да скроется тьма! |
синтаксический параллелизм –одинаковое построение предложений | молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет |
многосоюзие –повтор избыточного союза | И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы… |
бессоюзие –построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов | Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари… |
эллипсис -пропуск подразумеваемого слова | я за свечкой – свечка в печку |
инверсия– непрямой порядок слов | Изумительный наш народ. |
антитеза –противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы | Где стол был яств, там гроб стоит |
оксюморон –соединение двух противоречащих понятий | живой труп, пожар льда |
цитирование –передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов. | Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…» |
вопросно-ответная форма изложения –текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них | И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению |
ряды однородных членов предложения–перечисление однородных понятий | Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта. |
парцелляция –предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы. | Я видел солнце. Над головой. |
|
1. Эпитет (греческое epitheton, латинское appositum) — определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова (epitheton ornans — украшающий эпитет). Ср. у Пушкина: «румяная заря»; особое внимание теоретики уделяют эпитету с переносным значением (ср. у Пушкина: «дней моих суровых») и эпитету с противоположным значением — так наз. оксюморону (ср. Некрасова: «убогая роскошь»).
2. Сравнение (латинское comparatio) — раскрытие значения слова путем сопоставления его с другим по какому-то общему признаку (tertium comparationis). Ср. у Пушкина: «быстрее птицы младость». Раскрытие же значения слова путем определения его логического содержания называется истолкованием и относится к фигурам (см.).
3. Перифраза (греческое periphrasis, латинское circumlocutio) — «способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов». Ср. у Пушкина пародийную перифразу: «Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (вм. молодая талантливая актриса). Одним из видов перифразы является евфемизм — замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Ср. у Гоголя: «обходиться с помощью платка».
|
4. Метафора (латинское translatio) — «употребление слова в переносном значении».
Классический пример, приводимый Цицероном — «ропот моря». Стечение многих метафор образует аллегорию и загадку.
5. Синекдоха (латинское intellectio) — «случай, когда целая вещь узнается по малой части или когда по целому узнается часть». Классический пример, приводимый Квинтилианом — «корма» вместо «корабль».
6. Метонимия (латинское denominatio) — «замена одного названия предмета другим, заимствуемым у родственных и близких предметов». Ср. у Ломоносова: «читать Вергилия».
7. Антономасия (латинское pronominatio) — замена собственного имени другим, «как бы извне заимствованным прозвищем». Классический пример, приводимый Квинтилианом — «разрушитель Карфагена» вместо «Сципион».
8. Металепсис (латинское transumptio) — «замена, представляющая как бы переход от одного тропа к другому». Ср. у Ломоносова — «десять жатв прошло...: здесь через жатву разумеется лето, через лето — целый год».
Таковы Т., построенные на употреблении слова в переносном значении;
9. Гипербола — преувеличение, доведенное до «невозможности». Ср. у Ломоносова: «бег, скорейший ветра и молнии».
10. Литотес — преуменьшение, выражающее посредством отрицательного оборота содержание положительного оборота («немало» в значении «много»).
11. Ирония — выражение в словах противоположного их значению смысла. Ср. приводимую Ломоносовым характеристику Катилины у Цицерона: «Да! Человек он боязливой и прекроткой...».
Стилистические фигуры - это особые синтаксические конструкции, придающие тексту выразительность, служащие для создания художественных образов
|
1. Антитеза – противопоставление
Ты богат, я очень беден.
2. Оксюморон - соединение противоположных по смыслу слов, раскрывающих противоречивую сущность предмета
живой труп
3. Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления качества.
При одном упоминании об этом Вы должны были пролить ручьи, реки, озёра, океаны слёз! (Ф.Достоевский)
4. Параллелизм - аналогичное построение предложений или их частей
Там - солнца луч и в зной и оливы сень, а здесь - и гром, молнии, и слёзы... (А.Фет)
5. Анафора - одинаковое начало двух или более самостоятельных отрезков речи
Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём... (М.Ю. Лермонтов)
6. Эпифора - повтор слов или выражений в конце предложений.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)
7. Эллипсис – пропуск легко восстанавливаемого по смыслу слова.
Мы встаём - и тотчас на коня, и рысью - по полю при первом свете дня! (А.С. Пушкин)
8. Инверсия - нарушенный порядок слов
Роняет лес багряный свой убор... (А.С. Пушкин
9. Риторический вопрос или восклицание- вопрос, не требующий ответа
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.С. Пушкин)
10. Бессоюзие - намеренный пропуск союзов
Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон... (А.С. Пушкин)
11. Многосоюзие - намеренное повторение союзов
Ох! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А.С. Пушкин)
12. Амплификация - накопление синонимов, антитез или других слов по принципу нарастания их значимости …
Я тайный замысел ласкал, терпел, томился и страдал… (М.Ю.Лермонтов)
13. Парцелляция — предложение интонационно делится точкой на самостоятельные отрезки
Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет. (В. Шукшин)
14. Композиционный стык – повтор слова на стыке предложений
Байкал велик. Велика и его история.
15. Авторский знак - знаки препинания, поставленные часто не столько в соответствии с правилами пунктуации, сколько из-за желания автора что-либо подчеркнуть, интонационно, эмоционально выделить.
16. Плеоназм - Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.
Друг мой, друг мой, я очень и очень болен
17. Умолчание - Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.
Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.
18. Эллипсис - Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу