Фигуры речи, строение предложений.




эпифора – повторение слов в конце предложений или строк, идущих друг за другом Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
градация – построение однородных членов предложения по нарастанию смысла или наоборот пришел, увидел, победил
анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом   Железная правда – живой на зависть, Железный пестик, и железная завязь.
каламбур– игра слов Шел дождь и два студента.
риторическое восклицание (вопрос, обращение) –восклицательное, вопросительное предложения или предложение с обращением, не требующие отклика у адресата Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Да здравствует солнце, да скроется тьма!
синтаксический параллелизм –одинаковое построение предложений молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет
многосоюзие –повтор избыточного союза И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы…
бессоюзие –построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари…
эллипсис -пропуск подразумеваемого слова я за свечкой – свечка в печку
инверсия– непрямой порядок слов Изумительный наш народ.
антитеза –противопоставление (часто выражается через союзы А, НО, ОДНАКО или антонимы Где стол был яств, там гроб стоит
оксюморон –соединение двух противоречащих понятий живой труп, пожар льда
цитирование –передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов. Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»
вопросно-ответная форма изложения –текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению
ряды однородных членов предложения–перечисление однородных понятий Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.
парцелляция –предложение, которое расчленено на интонационно-смысловые речевые единицы. Я видел солнце. Над головой.

 

 

1. Эпитет (греческое epitheton, латинское appositum) — определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова (epitheton ornans — украшающий эпитет). Ср. у Пушкина: «румяная заря»; особое внимание теоретики уделяют эпитету с переносным значением (ср. у Пушкина: «дней моих суровых») и эпитету с противоположным значением — так наз. оксюморону (ср. Некрасова: «убогая роскошь»).

2. Сравнение (латинское comparatio) — раскрытие значения слова путем сопоставления его с другим по какому-то общему признаку (tertium comparationis). Ср. у Пушкина: «быстрее птицы младость». Раскрытие же значения слова путем определения его логического содержания называется истолкованием и относится к фигурам (см.).

3. Перифраза (греческое periphrasis, латинское circumlocutio) — «способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов». Ср. у Пушкина пародийную перифразу: «Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (вм. молодая талантливая актриса). Одним из видов перифразы является евфемизм — замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Ср. у Гоголя: «обходиться с помощью платка».

4. Метафора (латинское translatio) — «употребление слова в переносном значении».

Классический пример, приводимый Цицероном — «ропот моря». Стечение многих метафор образует аллегорию и загадку.

5. Синекдоха (латинское intellectio) — «случай, когда целая вещь узнается по малой части или когда по целому узнается часть». Классический пример, приводимый Квинтилианом — «корма» вместо «корабль».

6. Метонимия (латинское denominatio) — «замена одного названия предмета другим, заимствуемым у родственных и близких предметов». Ср. у Ломоносова: «читать Вергилия».

7. Антономасия (латинское pronominatio) — замена собственного имени другим, «как бы извне заимствованным прозвищем». Классический пример, приводимый Квинтилианом — «разрушитель Карфагена» вместо «Сципион».

8. Металепсис (латинское transumptio) — «замена, представляющая как бы переход от одного тропа к другому». Ср. у Ломоносова — «десять жатв прошло...: здесь через жатву разумеется лето, через лето — целый год».

Таковы Т., построенные на употреблении слова в переносном значении;

9. Гипербола — преувеличение, доведенное до «невозможности». Ср. у Ломоносова: «бег, скорейший ветра и молнии».

10. Литотес — преуменьшение, выражающее посредством отрицательного оборота содержание положительного оборота («немало» в значении «много»).

11. Ирония — выражение в словах противоположного их значению смысла. Ср. приводимую Ломоносовым характеристику Катилины у Цицерона: «Да! Человек он боязливой и прекроткой...».

 

Стилистические фигуры - это особые синтаксические конструкции, придающие тексту выразительность, служащие для создания художественных образов

 

1. Антитеза – противопоставление

Ты богат, я очень беден.

 

2. Оксюморон - соединение противоположных по смыслу слов, раскрывающих противоречивую сущность предмета

живой труп

 

3. Градация - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления качества.

При одном упоминании об этом Вы должны были пролить ручьи, реки, озёра, океаны слёз! (Ф.Достоевский)

 

4. Параллелизм - аналогичное построение предложений или их частей

Там - солнца луч и в зной и оливы сень, а здесь - и гром, молнии, и слёзы... (А.Фет)

 

5. Анафора - одинаковое начало двух или более самостоятельных отрезков речи

Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём... (М.Ю. Лермонтов)

 

6. Эпифора - повтор слов или выражений в конце предложений.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь)

 

7. Эллипсис – пропуск легко восстанавливаемого по смыслу слова.

Мы встаём - и тотчас на коня, и рысью - по полю при первом свете дня! (А.С. Пушкин)

 

8. Инверсия - нарушенный порядок слов

Роняет лес багряный свой убор... (А.С. Пушкин

 

9. Риторический вопрос или восклицание- вопрос, не требующий ответа

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.С. Пушкин)

10. Бессоюзие - намеренный пропуск союзов

Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон... (А.С. Пушкин)

 

11. Многосоюзие - намеренное повторение союзов

Ох! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А.С. Пушкин)

 

12. Амплификация - накопление синонимов, антитез или других слов по принципу нарастания их значимости …

Я тайный замысел ласкал, терпел, томился и страдал… (М.Ю.Лермонтов)

 

13. Парцелляция — предложение интонационно делится точкой на самостоятельные отрезки

Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет. (В. Шукшин)

 

14. Композиционный стык – повтор слова на стыке предложений

Байкал велик. Велика и его история.

 

15. Авторский знак - знаки препинания, поставленные часто не столько в соответствии с правилами пунктуации, сколько из-за желания автора что-либо подчеркнуть, интонационно, эмоционально выделить.

 

16. Плеоназм - Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект.

Друг мой, друг мой, я очень и очень болен

 

17. Умолчание - Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

 

18. Эллипсис - Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: