КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА




Тема 1.1. Наука как социокультурный феномен

Знание, познание, наука. Многообразие форм знания. Научное знание и его характеристики. Специфика научного познания и знания. Вненаучное знание. Паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное и псевдонаучное знание. Знание, мнение, вера.

Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Становление первых форм теоретической науки в античной цивилизации. Средневековая наука. Новоевропейская культура и формирование опытной науки. Классическая наука. Становление идей и методов неклассической науки. Постнеклассическая наука. Особенности современного этапа развития науки.

Научное знание как система. Классификация наук. Варианты классификации наук.

Наука как форма духовного производства и социальный институт. Формирование науки как профессиональной деятельности и ее характеристика. Дисциплинарная организация науки. Научно-технический прогресс и его моральные проблемы. Наука как источник блага. Профессиональная ответственность профессионального научного работника. Наука – основа социального и экономического прогресса.

Философия и наука. Философские образы науки. Философия как рефлексия. Прогностические функции научного и философского знания.

 

Тема 1.2. Общие закономерности развития науки

Динамика науки как процесс развития научного знания. Первичные научные модели и становление научной теории. Преемственность научного знания, дифференциация и интеграция наук, ускоренное развитие науки, свобода научной критики, совместимость и несовместимость точек зрения в науке.

Уровни научного знания: эмпирия и теория. Структура эмпирического знания и особенности эмпирического исследования. Специфика теоретического знания, структура и функции научной теории. Единство эмпирического и теоретического.

Научная картина мира. Физическая картина мира в развитии. Философия и философские проблемы современной научной картины мира.

 

МОДУЛЬ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема 2.1. Общая методология научного познания

Метод и методология. Два основных значения понятия методологии. Методология как общая теория метода. Основная функция метода. Понимание функций метода различными мыслителями. Метод и теория. Предмет и метод. Метод: канон vs. органон.

Классификация методов в многоуровневой модели методологического знания. Философские методы. Общенаучные и частнонаучные методы. Дисциплинарные и междисциплинарные методы.

 

Тема 2.2. Философская и обще- частнонаучная методология

Основные модели соотношения философии и частных наук. Спекулятивное мировоззрение и позитивизм. Диалектика: традиции, принципы, возможности и границы. Функции философии в научном познании. Философская картина мира.

Общелогические методы и приемы познания. Анализ, синтез, абстрагирование, идеализация и обобщение. Индукция и индуктивные методы установления причинных связей явлений (методы Милля). Дедукция. Аналогия. Моделирование. Системный подход.

Научные методы эмпирического и теоретического познания. Наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение. Фальсификация и экстраполяция. Формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод.

Взаимодействие методов.

 

Тема 2.3. Парадигмы естествознания и развитие

Социального познания

Сущность и эволюция парадигм естествознания. Натурфилософия и естествознание. Классическое естествознание и его методология: механистический этап, этап зарождения и развития эволюционных идей. Революция в естествознании на рубеже XIX-XX веков; «каскад» научных открытий и их научное и философское осмысление.

Идеи XX века. Синергетика, парадигма целостности, принцип коэволюции, развитие междисциплинарных исследований, методологический плюрализм, преодоление разрыва субъекта и объекта, математизация, универсализация, органицизм.

Понятие социального познания. Общая характеристика социального познания и его методов. Дихотомия наук о природе и наук о культуре: идеи и труды В. Дильтея, В. Виндельбанда, Г. Риккерта. Методология социальных наук М. Вебера. Логика социальных наук К.Поппера. Философская герменевтика: Г. Шпет и Г. Гадамер. Структурный метод в гуманитарном познании (М.Фуко) Методология гуманитарных наук: идеи М. Бахтина.

 

Тема 2.4. Западноевропейская философия и методология



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: