Тема 1.1. Наука как социокультурный феномен
Знание, познание, наука. Многообразие форм знания. Научное знание и его характеристики. Специфика научного познания и знания. Вненаучное знание. Паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное и псевдонаучное знание. Знание, мнение, вера.
Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Становление первых форм теоретической науки в античной цивилизации. Средневековая наука. Новоевропейская культура и формирование опытной науки. Классическая наука. Становление идей и методов неклассической науки. Постнеклассическая наука. Особенности современного этапа развития науки.
Научное знание как система. Классификация наук. Варианты классификации наук.
Наука как форма духовного производства и социальный институт. Формирование науки как профессиональной деятельности и ее характеристика. Дисциплинарная организация науки. Научно-технический прогресс и его моральные проблемы. Наука как источник блага. Профессиональная ответственность профессионального научного работника. Наука – основа социального и экономического прогресса.
Философия и наука. Философские образы науки. Философия как рефлексия. Прогностические функции научного и философского знания.
Тема 1.2. Общие закономерности развития науки
Динамика науки как процесс развития научного знания. Первичные научные модели и становление научной теории. Преемственность научного знания, дифференциация и интеграция наук, ускоренное развитие науки, свобода научной критики, совместимость и несовместимость точек зрения в науке.
Уровни научного знания: эмпирия и теория. Структура эмпирического знания и особенности эмпирического исследования. Специфика теоретического знания, структура и функции научной теории. Единство эмпирического и теоретического.
Научная картина мира. Физическая картина мира в развитии. Философия и философские проблемы современной научной картины мира.
МОДУЛЬ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Тема 2.1. Общая методология научного познания
Метод и методология. Два основных значения понятия методологии. Методология как общая теория метода. Основная функция метода. Понимание функций метода различными мыслителями. Метод и теория. Предмет и метод. Метод: канон vs. органон.
Классификация методов в многоуровневой модели методологического знания. Философские методы. Общенаучные и частнонаучные методы. Дисциплинарные и междисциплинарные методы.
Тема 2.2. Философская и обще- частнонаучная методология
Основные модели соотношения философии и частных наук. Спекулятивное мировоззрение и позитивизм. Диалектика: традиции, принципы, возможности и границы. Функции философии в научном познании. Философская картина мира.
Общелогические методы и приемы познания. Анализ, синтез, абстрагирование, идеализация и обобщение. Индукция и индуктивные методы установления причинных связей явлений (методы Милля). Дедукция. Аналогия. Моделирование. Системный подход.
Научные методы эмпирического и теоретического познания. Наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение. Фальсификация и экстраполяция. Формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод.
Взаимодействие методов.
Тема 2.3. Парадигмы естествознания и развитие
Социального познания
Сущность и эволюция парадигм естествознания. Натурфилософия и естествознание. Классическое естествознание и его методология: механистический этап, этап зарождения и развития эволюционных идей. Революция в естествознании на рубеже XIX-XX веков; «каскад» научных открытий и их научное и философское осмысление.
Идеи XX века. Синергетика, парадигма целостности, принцип коэволюции, развитие междисциплинарных исследований, методологический плюрализм, преодоление разрыва субъекта и объекта, математизация, универсализация, органицизм.
Понятие социального познания. Общая характеристика социального познания и его методов. Дихотомия наук о природе и наук о культуре: идеи и труды В. Дильтея, В. Виндельбанда, Г. Риккерта. Методология социальных наук М. Вебера. Логика социальных наук К.Поппера. Философская герменевтика: Г. Шпет и Г. Гадамер. Структурный метод в гуманитарном познании (М.Фуко) Методология гуманитарных наук: идеи М. Бахтина.
Тема 2.4. Западноевропейская философия и методология