Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых




Развитие понимания речи

Когда ребенок, еще не говорит, от близких ребенка часто можно услышать: «Он все понимает, только пока не говорит». То есть малыш знает значения многих слов и выражений и может осмыслить их в контексте конкретной ситуации. Оценить уровень понимания речи ребенком трудно, однако, следует осознавать, что, если имеет место задержка речевого развития, отставание затрагивает все стороны речи— не только активную (процесс говорения), но и пассивную(понимание речи). Таким образом, с неговорящими детьми 1,5-3 лет необходима работа над пониманием речи .

Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.

Создание речевой среды это:

1. постоянный разговор с ребенком, ведение диалогов

2. единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;

3. определенные требования к речи окружающих взрослых;

4. постепенное усложнение речевого общения;

5. организация специальных речевых игр и упражнений, игр-диалогов, театрализация

Постоянный разговор с ребенком

Давайте поговорим о диалогах, которые могут быть использованы для развития речи. Что такое наша речь? Наша речь – это не только накопление информации, не только обмен информацией, это приятное, эмоциональное общение нашим ребенком. Необходимо постоянно общаться с ребенком, вести с ним диалог, не нужно требовать от ребенка немедленного ответа, задайте вопрос, сделайте паузу, потом только скажите фразу за ребенка. Например, режимные моменты. Ребенок проснулся, потянулся, и мама ему говорит:

- Привет, малыш! Выспался?

Малыш, может, не может ответить. Дальше он поднимается, и вы ему говорите:

- Здравствуй! Привет!

Получился диалог. На вид он напоминает монолог, но на самом деле, это диалог, потому что вы говорите с конкретным ребенком, с вашим малышом и по конкретному поводу. Вы можете повторить этот диалог потом, когда будете играть с мишкой или с зайкой:

- Привет, мишка! Ты хорошо спал? Ты выспался?

А мишка ответит:

- Да, я спал хорошо!

Отметим особенность игр - диалогов. Во-первых диалог должен быть коротким буквально два-три слова один адресат, и два-три слова другой, а потом переходим к какому-то действию. Во-вторых, эти диалоги должны быть очень простыми по сюжету.

Игры-диалоги могут быть в режимных моментах, в разговорах по телефону, и диалоги могу быть с игрушками. Например, ребенок играет с мишкой, приглашает его походить по дорожке:

- Мишка, пойдем танцевать!

За малыша, конечно, говорит мама. Берем за лапу мишку, и ведем его по дорожке.

- Иди, иди, мишка.

А мишка говорит:

- Я иду, я танцую.

Для того чтобы слова закрепились, желательно диалоги повторять. Например, так сказал мишка, а зайка повторил:

- Я тоже буду танцевать, я тоже иду. Я танцую. Смотрите, как я танцую. Вот так,

вот так.

2. Единые требования к речевому общению с ребенком для всех близких взрослых

Противоречивые требования со стороны близких для ребенка взрослых безусловно вредны. Когда взрослые подходят к вопросам воспитания и обучения малыша с разных позиций, в сознании ребенка возникает путаница. Зачастую можно наблюдать ситуацию, когда ребенка берегут, излишне опекают. Близкие, видя его затруднения во время общения, стараются предугадать его желания. При таком отношении, ребенку нет необходимости трудиться, стараться выразить свои мысли посредством речи, развитие активной речи тормозится. Желания ребенка бывает легче понять в ситуациях, которые повторяются изо дня в день, но когда возникают незнакомые ситуации( во время похода в магазин, в гостях, в транспорте), такое взаимопонимание часто становится затруднительным. Необходимо научиться правильно общаться со своим малышом: с одной стороны помогать, с другой— создавать ситуации, в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью.

Разговаривать с ребенком должны все близкие, которые проводят с ним большую часть времени; для организации речевого общения должна использоваться любая возможная ситуация.

Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых

Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном.

Речь окружающих ребенка взрослых(а также старших детей) должна отвечать следующим требованиям:

· правильность— речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;

· четкость— слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков(ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;

· простота— взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;

· повторяемость— одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;

· богатство— взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

...





Читайте также:
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
Методы лингвистического анализа: Как всякая наука, лингвистика имеет свои методы...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.