Корпус. Наружное устройство яхты.




Техника безопасности и правила поведения на яхте.

- выполнять команды только капитана;

- находится только в спасательном жилете;

- одежда и обувь спортивная по погоде; запрещается одежда с символикой иностранных государств, а обувь без фиксации стопы (шлепанцы);

- передвигаясь по палубе держаться только за хорошо закрепленные части (мачта, релинги, поручни, рубка, стоячий такелаж); нельзя держаться за снасти бегучего такелажа и леера;

- не шуметь, не мусорить;

- не подставлять голову под гик;

- не браться за снасти и предметы, назначение которых вы не знаете;

- беречь яхтенное имущество - оно стоит дорого.

 

2. Спасательные средства:

- спасательный плот

- спасательный жилет

- спасательный круг

- тузик (резиновая или деревянная лодка): применяется для перевозки людей, груза, заводки якоря, оказания помощи терпящим бедствие и пр.

 

3. Основные части яхты:

Корпус (предназначен для размещения экипажа и предметов снабжения яхты);

- Внутреннее устройство яхты.

- Наружное устройство яхты.

Вооружение (все устройства для установки парусов и их управления):

- Рангоут.

- Стоячий такелаж

- Бегучий такелаж

- Паруса

 

Корпус. Внутреннее устройство яхты.

- форпик (носовой отсек);

- кубрик (носовая каюта);

- кают-компания или салон (центральная каюта, где экипаж принимает пищу);

- камбуз (кухня);

- штурманский уголок (где размещены навигационные приборы и карты);

- гальюн (туалет);

- машинное отделение (где расположен дизельный двигатель, обычно под входным трапом);

- переборки (стенки между каютами).

 

Корпус. Наружное устройство яхты.

- бак (носовая часть палубы);

- шканцы (средняя часть палубы);

- ют (кормовая часть палубы);

- нос (передняя часть корпуса);

- корма (задняя часть корпуса);

- транец (задний обрез корпуса);

- ахтерпик (кормовой отсек с люком для хранения снабжения);

- борт (боковая поверхность корпуса);

- рубка (надстройка над палубой);

- кокпит (углубление в кормовой части корпуса в виде ванны – служит для размещения экипажа во время плавания);

- фальшкиль (груз, который крепится к нижней части корпуса в виде плавника, служит для придания яхты большей остойчивости, чтобы она не перевернулась);

- румпель (руль);

- перо руля (связано с румпелем, который служит для управления яхтой);

- иллюминаторы (окна);

- люки (отверстия в палубе): входной люк служит для проникновения внутрь яхты, оборудован сдвижным люком и трапом; у световых люков крышки застеклены и закрыты на задрайки;

- трап (лестница).

 

6. Рангоут (из легкого сплава - АМг, металлический или деревянный):

- мачта (верхний конец мачты - топ, нижняя – шпор);

- гик (крепится горизонтально к мачте в нижней части в сторону кормы; конец гика, упирающийся в мачту – пятка, противоположный - нок);

- краспицы (расположены посредине мачты - по одной с каждого борта; через них проходят топ-ванты);

 

7. Стоячий такелаж (служит для раскрепления мачты в вертикальном положении). Схема для конкретной яхты - «Татьяна»:

- штаг (идет от топа мачты в нос);

- ахтерштаг (идет от топа мачты в корму);

- топ-ванты (от топа мачты через конец краспиц к борту; по одной с каждого борта, всего – 2);

- основные ванты (от середин мачты – под краспицами – к борту; по 2 с кажд. борта, всего – 4).

 

8. Бегучий такелаж (служит для подъема и управления парусов):

- фалы (служат для подъема парусов, различаются по применению парусов: стаксель-фал, грота-фал, спинакер-фал);

- шкоты (служат для управления парусами, различаются по применению: стаксель-шкоты, гика-шкоты);

- топенант (идет от нока гика к топу мачты; поддерживает гик в горизонтальном положении и удерживает его от падения);

- риф-штерты (служат для рифления грота);

- оттяжка гика (служит для регулировки гика).

 

9. Паруса:

- основные (генуя, грот);

- дополнительные (стаксель № 1, № 2, генакер – ставится в слабый ветер, спинакер – ставится в слабый ветер при попутном направлении);

- штормовые (штормовой стаксель, трисель – маленький грот).

Дополнительные сведения:

- киса (мешок, где хранится парус);

- шкаторина – сторона паруса; различают: передняя шкаторина, задняя и нижняя.

10. Морские узлы (которые необходимы при сдаче нормативов):

- беседочный (норматив «спасательный жилет», «якорь»): служит вместо беседки для подъема человека на мачту, а также во многих других случаях, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос. Универсальный узел.

- буйрепный (норматив «якорь»): служит для крепления буйрепа (снасть с буйком) к якорю;

- восьмерка (норматив «якорь»): служит в качестве стопора, чтобы буйреп не выхлестнулся (выскочил);

- рифовый (норматив «парус»): служит для взятия рифов на парусе, а также при закреплении штертов (короткий конец, кусок веревки) на кисах, чехлах и пр.;

- шкотовый (норматив «флаг»): служит для крепления фала к флагу, такой фал называется флаг-фал.

Другие узлы, не применяемые на соревновании, но как основа для изучения:

- выбленочный (вяжется так же, как и буйрпный, только концы вместе, т. е. проще);

- прямой (вяжется так же, как и рифовый, только без петли, т. е. проще)

 

Общее устройство яхты

В данной статье дается информация по устройству парусной яхты, чтобы иметь о ней общее представление.

Основные части яхты:

  • 1. Корпус
  • 2. Парусное вооружение (рангоут, такелаж, парус)
  • 3. Руль и рулевое управление
  • 4. Киль

Рис.1 Общее устройство парусной яхты

Корпус.

Назначение корпуса (или корпусов, если яхта многокорпусная) — создать водоизмещение и предоставить все остальным частям яхты точки крепления, то есть необходимую жесткость.

Состоит из бортов, палубы и транца

Борта.

Левый и правый. Состоят из надводной и подводной части. Примерно в месте соединения этих частей, где борта изогнуты несколько больше, образуется выступ. Этот выступ называют «скула».

Транец — это часть корпуса, соединяющая борта сзади. Транец, как правило, изготавливают таким, что бы он выполнял несколько функций. Например, часто на нем устанавливают трап, площадки для купания, рундуки, и пр..

Передняя часть корпуса называется носом, задняя — кормой. Сверху корпус закрывается палубой, предохраняющей судно от попадания воды внутрь. Палуба — это вообще всякий настил, прикрывающий какое-либо расположенное ниже помещение. Носовая часть палубы называется баком, кормовая — ютом. В палубе для размещения экипажа делаются углубления — кокпиты. Кокпиты бывают открытыми, когда они не отгорожены от подпалубного пространства, и закрытыми. В последнем случае они представляют собой ящик, вставленный в вырез палубы и изолированный от под-палубного пространства. Закрытый кокпит обычно делают самоотливным, располагая его пол выше ватерлинии и оборудуя сливными трубами или просто отверстиями в транце, прорезанными на уровне глухого пола кокпита. Через эти трубы или отверстия в транце вода, попавшая в кокпит с палубы, сливается за борт.

Надстройка над палубой называется «рубка». Крейсерские яхты обладают развитыми, большими рубками, гоночные яхты строятся с уменьшенными рубками, для облегчения веса, увеличения пространства на палубе и уменьшения сопротивления ветру. Боковые стенки рубки называют «комингсы» в них устанавливают герметичные окна («иллюминаторы») Поперечными переборками (стенками) корпус яхты делится на помещения — отсеки. Их несколько, часть отсеков жилые, там размещается экипаж, часть – нежилые, предназначенные для хранения запасов или для установки оборудования.

Жилые помещения на яхте называются каютами; общая большая каюта, расположенная под баком, называется «салон». В салоне есть зоны для камбуза и для штурманского места. Также в салоне расположен стол и диваны для обедов всей командой, из него можно попасть в носовые и кормовые каюты.

Либо из салона, либо из кают, а иногда оттуда и оттуда можно пройти в морской туалет («гальюн»). Количество гальюнов на яхтах разное. Часто в гальюнах устанавливают и душ.

Кроме жилых помещений есть нежилые – двигательный отсек, крайние носовой отсек («форпик») и кормовой («ахтерпик»). Форпик используют для хранения якоря, якорной цепи, ахтерпики – в качестве рундука – ящика для различных вещей, швартовов, кранцев (мягких емкостей, предотвращающих жесткое касание соседних бортов при парковке или на стоянке), запасов топлива, масла и прочих вещей.

Пространство, расположенное под полом кают, называется трюмом. Трюм закрывается настилом, который носит название сланей или пайол.

Рис 2. Внутренние помещения килевой яхты:

1 форпик, 2 носовой релинг, 3 переборка, 4 диван в салоне, 5 комингс рубки, 6 камбуз, 7 пайолы, 8 Дверь в кормовую каюту, 9 газовая плита с духовкой, 10 кормовой рундук, 11 газовый баллон, 12 двигатель, 13 кормовая каюта, 14 продольная переборка, 15 навигационные карты, 16 штурманский стол, 17 картплоттер, 18 электрический щиток, 19 степс, 20 кингстон гальюна, 21 гальюн, 22 форлюк, 23 носовая каютя, 24 носовая перебока, 25 якорная цепь, 26 форштевень

Отверстия в палубе для сообщения с подпалубным пространством называют люками. Различают входные и световые (светлые) люки, крышки которых обычно застеклены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: