Внешнеполитические стратегии нового Шелкового пути




Горецкая В.В.

Гмб-42

Домашняя работа №6

Вопрос 1:

Оцените вклад стран БРИКС в мировую экономику по данным за 2017 г. (по ВВП, мировому экспорту и импорту, мировым инвестициям (приток и отток)). См. ВТО, ЮНКТАД (публикации и отчеты!)

 

 

За прошедшие 10 лет ВВП стран БРИКС вырос на 179 процентов, торговля – на 94 процента,

Статистика международной торговли стран БРИКС за 2017 год

Период Стоимость, экспорт (USD) Стоимость, импорт (USD)
Август 2017 29 744 666 640 21 688 499 196
Сентябрь 2017 31 363 317 080 19 607 097 514
Октябрь 2017 31 931 564 116 20 676 204 850
Ноябрь 2017 33 900 291 472 20 984 310 775
Декабрь 2017 37 536 353 173 23 008 579 486

 

 

Рост мировой торговли в 2017 году превысил 3,6%

В Китае и других крупных странах ВВП увеличился во втором квартале 2017 г. до 1,7% (в первом квартале был 1,3%). В США ВВП вырос с 1,2% в первом квартале до 3% во втором квартале, а в еврозоне – с 2,2 до 2,6% соответственно.

В Африке, на Ближнем Востоке и в странах СНГ наблюдался рост объемов экспорта на 0,1%, в основном за счет того, что спрос на нефть и другие природные ресурсы был стабилен. С другой стороны, импорт в этих регионах в общем объеме вырос на 2,5% благодаря частичному восстановлению цен на сырьевые товары. Цены на нефть выросли на 21,8% в январе–июне 2017 г. по сравнению с ценами за тот же период прошлого года. Этот рост привел к увеличению экспортных поступлений в регионах, где добывают эти ресурсы.

В 2017 году международные инвестиции выросли на 8,5%, чему способствовал повышенный спрос со стороны европейского, североамериканского и азиатского капитала, диверсифицирующего свои активы за счет выхода на зарубежные рынки.

В 2017 году Китай инвестировал на международном рынке?639,54 млрд, обойдя США, объем зарубежных инвестиций которых составляет?431,32 млрд.

Китай также является наиболее привлекательным для зарубежных инвесторов рынком с годовым объемом инвестиций?561,23 млрд.

В Докладе ЮНКТАД о мировых инвестициях приведены прогнозные данные об инвестиционных потоках в разные регионы мира за 2017 год, а также проанализированы причины их изменения.

Согласно данным Доклада, приток прямых иностранных инвестиций в 2016 году составил около 1,75 трлн долларов США. Что касается прогнозов на 2017 год, то здесь мнение экспертов ЮНКТАД варьируется: рост притока прямых иностранных инвестиций в мире в текущем году может составить вплоть до 7% - до 1,87 трлн долларов, хотя не исключено и снижение этого показателя по сравнению с прошлым годом до 1,67 трлн долларов США.

Из Доклада также следует, что темпы роста ПИИ в развивающиеся страны составят около 10% в 2017 году. В то же время ожидается спад инвестиционных потоков в страны Латинской Америки и Карибского бассейна (на 10%), а в странах Азии, наоборот, будет наблюдаться прирост ПИИ на 15%.

Вопрос 2:

Подробно опишите в чем заключается сущность проекта «Новый шелковый путь»

 

Новый Шелковый путь это два стратегических проекта, которые имеют официальное название — “Экономический пояс нового Шелкового пути” и “Морской Шелковый путь 21 века” сокращенно “Один пояс — одна дорога” (англ. The Belt and Road Initiative, One Belt And One Road (аббрев. “OBAOR”) или One Belt One Road (аббрев. OBOR), или Belt And Road (аббрев. “BAR”)).

Новый Шелковый путь — это возрождение экскурсионного маршрута вдоль древнего Шелкового пути. Это торгово-экономическое сотрудничество между регионами. Это не столько стройка транспортных коридоров, сколько строительство партнерских отношений: заключение твердых двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле, совместных инфраструктурных проектов и других форм высокого уровня экономического и культурного обмена. Таким образом регион сможет адаптироваться к экономической глобализации. В основном речь идет о региональной экономической интеграции, либерализации торговли и инвестиций

Впервые идея создания “Экономического пояса нового Шелкового пути” как новой формы углубления сотрудничества Китая, государств Центральной Азии и Европы была выдвинута 16 сентября 2013 года председателем КНР Си Цзиньпином на выступлении в Назарбаев университете в Астане. Создание “Морского Шелкового пути 21 века” также было предложено Си Цзиньпином странам АСЕАН в октябре 2013 года во время визита в Индонезию. Относительно морского варианта Си Цзиньпин, отметил, что поскольку “с давних времен Юго-Восточная Азия была важным узлом морского Шелкового пути, Китай предлагает совместно создать Новый Шелковый путь на море в целях достижения совместного развития и процветания”. Более того, Китай подписал 11 соглашений о зонах свободной торговли с 19 странами и регионами. Переговоры еще по семи таким зонам ведутся с 23 странами.

 

Внешнеполитические стратегии нового Шелкового пути

 

Во-первых, строительство транспортных магистралей. Проект нового Шелкового пути предполагает строительство новых дорог (а не только улучшение существующих магистралей). Строительство новых дорог будет происходить с использованием инновационных технологий. Это будут современные высокоскоростные магистрали.

Во-вторых, строительство транспортных магистралей в свою очередь повлечет за собой развитие инфраструктуры. Так, вдоль новых скоростных дорог появятся новые центры развития, будет расширена логистическая сеть, новое развитие получат туристические маршруты, будет создано много новых рабочих мест. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию экономики регионов в целом.

В-третьих, транспортное и инфраструктурное развитие приведет к расширению торговли. Новый Шелковый путь свяжет друг с другом разные страны Евразии, а также откроет новые каналы торговли.

В-четвертых, развитие взаимной торговли путем использования национальных валют, что должно привести к стабильности в валютной политике.

В-пятых, соблюдение главного условия — политической стабильности и обеспечения гарантий общественной безопасности, которое должны поддерживать страны-участники нового Шелкового пути. Таким образом новый Шелковый путь может быть залогом стабильности и безопасности в регионе.

В-шестых, развитие культурного обмена евразийских стран и народов друг с другом. Достижение единой цели может способствовать культурному обмену стран-участников, может сблизить и сплотить евразийские народы.

Таким образом, соответствующий общемировым тенденциям глобализации, основывающийся на принципе взаимной выгоды и имеющий перспективу, новый Шелковый путь имеет ряд внешнеполитических стратегических преимуществ, которые могут способствовать сплочению стран евразийского региона и раскрытию их экономического потенциала.

 

Вопрос 3:

В чем заключается сущность инициатив «Делай в Индии» и «IMPRINT»

«Делай в Индии» - программа содействия инвестициям, стимулирования инноваций, помощи в защите интеллектуальной собственности.

Премьер-министр Нарендра Моди в своем выступлении в стенах Красного форта в День Независимости 15 августа 2014 определил будущий курс действий:

«... Я хочу обратиться к людям во всем мире... Приезжайте, производите в Индии. Продавайте где угодно, но производите здесь…»

Мы должны производить товары без какого-либо дефекта, чтобы наши экспортные товары никогда не возвращали нам».

 

Приоритетными секторами для инвестиций в рамках курса «Делай в Индии» являются:

- автомобильная промышленность;

- производство автозапчастей;

- авиация;

- производство вооружений;

- электрическое оборудование;

- горнодобывающий сектор;

- добыча нефти и газа;

- железнодорожный транспорт;

- тепловая электрогенерация.

 

Индийское правительство делает ставку, главным образом, на развитие страны за счет развития инфраструктуры, обороны и энергетики. Уже состоявшийся отчетливый поворот экономического курса выражается в усилении роли индийского частного сектора. Россия играла и играет важную роль в поставках военной техники в Индию. Более того, в ходе визита Путина было объявлено, что Россия планирует принять участие в строительстве в Индии от 10 до 12 ядерных реакторов.

«IMPRINT» - инициатива для решения основных проблем науки и техники, которые Индия должна решать и отстаивать, чтобы позволить, расширение прав и возможностей нации для инклюзивного роста и самообеспеченности. Эта новаторская инициатива с двойным мандатом направлена на: А) разработку новой политики в области инженерного образования b) разработку "дорожной карты" для решения инженерных задач. Импринт обеспечивает всеобъемлющее видение, которое направляет исследования в области, которые являются преимущественно социально значимыми.

 

Вопрос 4:

В чем заключается сущность проекта «Север-Юг»

Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» – мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов, общей протяженностью от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей) 7200 км. Создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу.

Развитие МТК является в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года, Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года и Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 гг.)» одним из приоритетных направлений транспортной политики нашей страны.

Правовой основой этого проекта является межправительственное Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг», подписанное Россией, Индией и Ираном в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 года в ходе II-й Международной евроазиатской конференции по транспорту. Депозитарием Соглашения является Иран. К маю 2002 года Соглашение было ратифицировано всеми его участниками и вступило в силу.

Составными частями МТК «Север-Юг» стали международные транспортные коридоры № 9 (Финляндия - Санкт - Петербург - Москва с ответвлениями на Астрахань и Новороссийск) и № 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург), транспортная инфраструктура Волги и Дона, в том числе Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы, порты Астраханской области (Астрахань, Оля) и Дагестана (Махачкала).

Проект МТК «Север-Юг» вызвал большой интерес среди стран – потенциальных участников нового транспортного маршрута. К Соглашению присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция и Украина.

Формирование МТК «Север – Юг» рассматривается Россией в качестве важного транзитного направления между странами Северо-Западной Европы, Каспийского бассейна, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также как возможность дальнейшего развития евроазиатских перевозок по более короткому и экономичному маршруту.

Основные преимущества МТК «Север – Юг» перед другими маршрутами и, в частности, перед морским маршрутом через Суэцкий канал, заключаются в сокращении в два и более раза расстояния перевозок. При этом стоимость перевозки контейнеров из Германии и Финляндии в Индию будет существенно меньше, чем стоимость транспортировки по морскому пути.

Формируется новый интермодальный маршрут, по которому организуется доставка контейнерных грузов через Россию в Иран.

Альтернативным железнодорожным проектом в рамках реализации МТК «Север-Юг» представляется маршрут по восточному берегу Каспийского моря (Горган (ИРИ) - Этрек - Берекет (Туркменистан) - Узень (Казахстан))

 

Вопрос 5:

Приведите примеры совместных проектов и предприятий России и Индии, России и Китая, Индии и Китая, России и ЮАР, ЮАР и Китая

РОССИЯ - ИНДИЯ

Среди ключевых российских проектов в Индии стоит выделить строительство завода ООО «СИБУР» по выпуску бутилкаучука на площадке Reliance Industries в г.Джамнагар; создание сборочного производства автомобилей КАМАЗ компанией «КАМАЗ Моторз Лимитед»; организацию сборочного производства тракторов концерном «Тракторные заводы». А также совместное с ОАО «Акрон» развитие Талицкого участка Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в Пермском крае и месторождения апатит-нефелиновых руд Партомчорр в Мурманской области. Также ключевыми проектами является создание в Индии «умного города» (разработчик - АФК «Система»); проект группы компаний «Даурия Аэроспейс» и Aniara Communications Pvt. Ltd. по развертыванию группировки телекоммуникационных аппаратов NextStar на геостационарной орбите Земли; и предложение ОАО «РОСНАНО» о создании совместного российско-индийского фонда прямых инвестиций для поддержки совместных проектов в области создания и трансфера высоких технологий.

К ведущим совместным индийским проектам, кроме вышеперечисленных, стоит отнести организацию долгосрочных СП по производству и поставке фосфатов и мочевины с участием индийских представителей химической промышленности; организацию производства тетраоксида азота на Hindustan Organic Chemicals Ltd. для индийской космической программы; предложение компании Bharat Heavy Electricals Limited (BHEL) о строительстве электростанции мощностью 200-250 МВт в г. Улан-Удэ; предложение ONGC Videsh Ltd. о развитии сотрудничества с российскими компаниями в области разработки и добычи углеводородов; предложение госкомпании Rastrya Ispat Nigam Ltd. (RINL) о создании с «Новолипецким металлургическим комбинатом» в Индии совместного предприятия по производству стали класса CRGO.

Развитие механизмов финансовой и страховой поддержки - начало активной деятельности Российского экспортного центра, Индийского филиала Сбербанка, который проводит расчеты в национальных валютах.

В области горной и металлургической промышленности ряд заказов по модернизации агломерационных фабрик и изготовлению оборудования выполняет машиностроительная корпорация "Уралмашзавод". В рамках данного направления в 2017 году планируется открытие сервисного центра для обслуживания горнодобывающих и горно-металлургических индийских предприятий.

Российская сторона принимает активное участие в строительстве АЭС в Куданкулам, два энергоблока уже сданы и введены в эксплуатацию, подписано генеральное рамочное соглашение о строительстве 3-го и 4-го блоков.

 

РОССИЯ - КИТАЙ

 

Одним из примеров совместных проектов в области энергетики является сотрудничество России и Китая в области развития Тяньваньской АЭС, работы по поставке радиоизотопных термоэлектрических генераторов, взаимодействие с китайскими партнерами в доработке быстрого реактора, а также решение вопросов о выделении площадки для размещения новых блоков АЭС

 

В сфере нефтедобычи - соглашение ПАО НК «Роснефть» и «China National Petrolium Corporation» (Китайской нефтегазовой национальной корпорацией) о наращивании объема транзитного потока углеводородов через Казахстан и его пролонгации вплоть до 2023 года.

 

Сотрудничество российской компании Востсибуголь, входящей в En+, и одной из крупнейшей компании Китая в сфере добычи угля — Shenhu, в виде ООО «Разрез Уголь», в котором активы распределены между российской и китайской стороной в равных долях.

 

ИНДИЯ – КИТАЙ

Морской шёлковый путь (МШП) и Экономический пояс шёлкового пути (ЭПШМ) в 2013 году и в ответ на них в 2014 и 2015 гг. подготовка Индией проектов «Муссон», «Дороги специй», «Сагар Мала» по модернизации морского сектора, «Хлопковые пути»

 

РОССИЯ –ЮАР

Реализации крупных совместных проектов с компаниями африканских стран в области разведки и освоения нефтяных месторождений, сооружения газопроводов и гидроэнергетической инфраструктуры, проектов добычи алмазов, урановой руды и бокситов, производства брикетированного железа, финансовых услуг участвует ряд российских компаний, таких как «Алроса», «Лукойл», «Газпром», «Ренова», «Русал», «Росатом», «Роснефть», «Евраз», «Северсталь», «Русский хром». Объемы инвестиций российских компаний в различные проекты составляют от 500 млн до 1,5 млрд долларов США. Недавно подписано соглашение между АО «Росгеология» и южноафриканской нефтегазовой госкорпорацией «Петро-Эс-Эй» о сотрудничестве в области разведки и разработки углеводородного сырья на шельфе ЮАР.

ГК «Росатом» ведет активную работу на африканском континенте по продвижению строительства атомных электростанций, а также осуществляет разведку и добычу урановой руды.

Дочерней структурой ГК «Ренова» для южноафриканского холдинга Dawn Group реализован проект строительства первой очереди солнечных энергоустановок, направленный на дальнейшее развитие взаимодействия в области солнечной энергетики на территории ЮАР. Ведутся переговоры о реализации дальнейших проектов. Также «Ренова» осуществляет ряд проектов в области добычи марганцевой руды, производства марганца и ферросплавов, разведки урана и золота.

В феврале 2017 года в ЮАР, на территории Хартебистхукской радиоастрономической обсерватории (HartRAO) была введена в штатную эксплуатацию наземная станция системы ГЛОНАСС «Сажень-ТМ-БИС».

ЮАР - КИТАЙ

 

Среди специализированных институтов оказания помощи можно назвать Фонд развития производственных мощностей, Фонд развития малых и средних предприятий, Фонд «Шелковый путь», Институт Конфуция, Фонд развития человеческих ресурсов, которые являются учреждениями, нацеленными на распространение экономического и гуманитарного присутствия КНР в Африке.

Среди институтов Китая по содействию развитию в Африке выделяется Фонд развития Китай-Африка (ФРКА).

В рамках проектов ФРКА в странах Африки, по данным на 2017 г., уже осуществляется ежегодное производство 11 тысяч грузовиков, 300 тысяч кондиционеров, 540 тысяч холодильников; 390 тысяч телевизоров и 1,6 млн тонн цемента. Примером капиталовложений в производство цемента является проект инвестиций в предприятие по производству цемента «Жидонг» в провинции Лимпопо (ЮАР). Начиная с 2010 г., фонд совместно с партнерами внес 382,5 млн рандов ЮАР в предприятие, общий капитал которого составляет 1,65 млрд рандов ЮАР.

Знаменательным событием стало открытие в 2015 г. в Конго (Браззавиль) Китайско-конголезского банка для Африки, представляющего собой первый совместный китайско-африканский банк универсального типа

Одним из последних проектов прямых инвестиций фонда стало приобретение в 2017 г. сингапурской компании по производству каучука «Альсион Агри Корп.», купленной при участии фонда китайской компанией «Синохем Интернэшнл» за 90 млн долларов В июле 2016 г. состоялось открытие железной дороги Абуджа-Кадуна в Нигерии протяженностью 187 км, строительство которой осуществляла «Чайна Сивил Инжиниринг Констракшн Корпорейшн» (China Civil Engineering Construction Corporation, CCECC). В январе 2017 г. была открыта построенная с китайской помощью железная дорога, связывающая Эфиопию и Джибути.ША.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: