Об итогах проведения мониторинга по вопросам развития детско-юношеского туризма




Письмом от 29 декабря 2017 года № ТС-1783/09 Минобрнауки России направило в адрес заместителей руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрос информации о развитии детского туризма.

В соответствии с поручением Минобрнауки России ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» провел анализ поступивших данных, с привлечением ведущих экспертов в области детско-юношеского туризма.

Полученные данные были сгруппированы по основным направлениям организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися в системе образования. Для расчета ряда показателей были использованы данные о количестве обучающихся в субъекте Российской Федерации согласно форме статистической отчетности ОШ-1.

Соотнесение количественных показателей, полученных по результатам мониторинга, с общим количеством обучающихся в регионе, позволило провести сравнительный анализ состояния детско-юношеского туризма в различных субъектах Российской Федерации.

При этом по каждому направлению был выделен базовый показатель, который наиболее объективно свидетельствует о состоянии детско-юношеского туризма.

Походно-экспедиционная деятельность (приложение 1):

В качестве базового показателя по данному направлению определена: «Доля обучающихся, принимающих участие в походах».

В настоящее время походно-экспедиционная деятельность с обучающимися осуществляется как в системе дополнительного, так и в системе общего образования, являясь при этом одной из наиболее эффективных форм образовательного процесса.

Согласно примерной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения (протокол 8 апреля 2015 г. № 1/15) образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля являются эффективным инструментом достижения образовательных результатов.

Вместе с тем, данные, полученные по итогам мониторинга, свидетельствуют о наблюдающемся в последние годы существенном спаде в части организации походно-экспедиционной деятельности с обучающимися. В частности, в среднем по России в туристских походах участвует 5,03% обучающихся. При этом увеличивается разрыв между регионами-лидерами и отстающими регионами.

Наиболее высокая доля обучающихся, принимающих участие в походах, наблюдается в следующих субъектах Российской Федерации: Краснодарский край (44,63%), Белгородская область (22,46%), Республика Калмыкия (20,61%), Республика Карелия (18,82%), Республика Марий Эл (17,07%), Смоленская область (15,00%). Вместе с тем в 27 субъектах Российской Федерации (Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Астраханская область, Амурская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калужская область, Ленинградская область, Магаданская область, Рязанская область, Самарская область, Свердловская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ) доля обучающихся, принимающих участие в походах составляет менее 1%.

Одним из инструментов повышения качества проводимых походов и развития мотивации у обучающихся к занятиям походно-экспедиционной деятельностью является проведение региональных и муниципальных конкурсов туристских походов (маршрутов). К сожалению, в 2017 году такого рода мероприятия были проведены только в 55 субъектах Российской Федерации. В них приняли участие 16565 обучающихся.

Организация и проведение массовых туристских мероприятий с обучающимися (приложение 2):

При проведении мониторинга в качестве базового показателя по данному направлению определена: «Доля обучающихся, принимающих участие в мероприятиях туристско-краеведческой направленности».

По мнению экспертов, участие обучающихся в массовых туристских мероприятиях позволяет решить значительное количество образовательных задач, способствует расширению форм организации образовательного процесса. При этом различные массовые мероприятия содержательно дополняют туристские походы как основную форму туристско-краеведческой деятельности с обучающимися.

2017 году в массовых туристских мероприятиях, проведенных в системе образования, приняло участие 1914205 человек, что составляет 7,4% от общего количества обучающихся. Наиболее высокая доля обучающихся, принимающих участие в туристских мероприятиях, наблюдается в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Башкортостан (56,99%), Ульяновская область (35,22%), Белгородская область (34,96%), Республика Тыва (26,99%), Республика Марий Эл (22,72%), Республика Карелия (22,04%), Краснодарский край (19,96%), Псковская область (19,89%), Тамбовская область (17,29%), Брянская область (15,45%).

Менее 1% обучающихся принимает участие в туристских мероприятиях в следующих субъектах Российской Федерации: Еврейская автономная область, Ленинградская область, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Омская область, Забайкальский край, Тюменская область, Калужская область, Республика Алтай, Амурская область, Самарская область,, Вологодская область, Чукотский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ.

Одной из форм туристских мероприятий является проведение профильных смен на базе палаточных лагерей. В частности, в 2017 году проведено 1470 профильных смен, в которых приняли участие 82361 обучающихся.

Традиционно одной из наиболее популярных форм туристских мероприятий являются слеты, которые способствуют обмену опытом организации туристско-краеведческой деятельности, выявлению лучших практик, способствует вовлечению детей в системную работу по участию в туристско-краеведческой деятельности. В 2017 году образовательными организациями было проведёно 3417 слетов, в которых приняли участие 223186 человек. При этом данного рода мероприятия не проводились в следующих субъектах Российской Федерации: Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Вологодская область, Свердловская область, Самарская область, Амурская область, Тюменская область. В дополнение к вышеуказанным субъектам следует отметить, что региональные туристские слеты с участием обучающихся не проводились в Чеченской Республике, Республике Коми, Республике Хакасия, Ненецком автономном округе Сахалинской области, Курганской области, Кабардино-Балкарской Республике.

Работа с педагогическими кадрами (приложение 3):

Одним из наиболее важных условий повышения качества туристско-краеведческой работы с обучающимися является наличие высококвалифицированных кадров в указанной сфере. Кроме того по мнению экспертов в области детско-юношеского туризма кадровый вопрос является ключевым и при обеспечении безопасности детей при организации походно- экспедиционной деятельности. В настоящее время в системе образования осуществляется повышение квалификации педагогических кадров по программам «Инструктор детско-юношеского туризма», в связи с чем, в качестве базового показателя по данному направлению деятельности определено: «Количество инструкторов детско-юношеского туризма, на 10 тыс. обучающихся».

К сожалению, результаты мониторинга свидетельствуют о недостаточной работе по данному направлению. Так, общее количество инструкторов детско-юношеского туризма в Российской Федерации составляет 3996 человек, что составляет менее 3 человек на 10.000 обучающихся, В 2017 году было подготовлено только 942 инструктора детско-юношеского туризма. При этом в 37 субъектах Российской Федерации подготовка инструкторов детско-юношеского туризма не осуществлялось.

Наиболее высокая доля инструкторов детско-юношеского туризма наблюдается в следующих субъектах Российской Федерации:

Пермский край (16,99), Республика Башкортостан (13,20), Курская область (11,11), Московская область (9,63), Республика Коми (9,36), Алтайский край (7,99), Нижегородская область (6,99), Ярославская область (5,78).

Одной из форм организации обмена передовым педагогическим опытом в вопросах развития детско-юношеского туризма является проведение такого массового мероприятия как туристский слет педагогов. В 2017 году региональные этапы слета прошли в 47 субъектах Российской Федерации. Общее количество педагогов принявших в них участие составило 13556 человек.

Наличие и деятельность региональных Советов по развитию детского туризма (приложение 4):

Согласно п. 4 Раздела I Протокола заседания Координационного совета по развитию детского туризма в Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 1 Минобрнауки России, Минкультуры России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено создать в субъектах Российской Федерации региональные советы по развитию детского туризма (далее – региональные советы), в связи с чем, в качестве базового показателя по данному направлению мониторинга определен сам факт наличия регионального совета и регулярность проведения его заседаний.

К сожалению к настоящему времени региональные советы не созданы в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Республика Мордовия, Красноярский край, Пермский край, Архангельская область, Еврейская автономная область, Калининградская область, Ленинградская область, Магаданская область, Саратовская область, Тверская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ.

Не представили данные о наличии и деятельности региональных Советов: Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Амурская область, Омская область, Рязанская область, г. Санкт-Петербург.

Исходя из анализа полученных данных, наиболее эффективно функционирует региональные советы в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Костромская область, Курганская область, Нижегородская область, Самарская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

В ряде субъектов Российской Федерации, несмотря на создание региональных советов в 2016-2017 годах не было проведено ни одного заседания (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Татарстан, Приморский край, Белгородская область, Мурманская область, Новгородская область, Оренбургская область, Томская область).

Деятельность образовательных организаций, осуществляющих координацию развития детско-юношеского туризма и краеведения в системе образования субъекта Российской Федерации (приложение 5):

В 2018 году отмечается столетие государственной системы детско-юношеского туризма в Российской Федерации. Деятельность образовательных организаций по координации развития детско-юношеского туризма на региональном уровне является одним из наиболее эффективных инструментов построения региональных систем детско-юношеского туризма, позволяет обеспечить плановый подход к программно-методическому, кадровому, организационному обеспечению в установленной сфере.

Учитывая изложенное, по предложению экспертов по данному направлению деятельности базовый показатель не определялся, а проводился комплексный анализ деятельности профильных организаций, координирующих туристско-краеведеческую деятельность с обучающимися на региональном уровне. Согласно данным, полученным в рамках мониторинга в 2017 году, вышеуказанными организациями было проведено 367 полевых смен на базе палаточных лагерей, в которых приняло участие 17946 человек. Кроме того, организовано 673 категорийных похода, проведено 926 массовых мероприятий по туристско-краеведческой тематике.

Как показывает практика в тех субъектах Российской Федерации, где обеспечено эффективное функционирование профильных региональных организаций, основные показатели развития детско-юношеского туризма, как правило на порядок выше чем в субъектах Российской Федерации где указанные организации отсутствуют.

К числу наиболее эффективно функционирующих организаций следует отнести: ГБОУ ДОД детский оздоровительно-образовательный туристский центр «Балтийский берег» (г. Санкт-Петербург), ГБОУ ДО города Москвы «Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма», ГБОУ ДО «Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий» (Республика Башкортостан), ГБУ ДО Республики Марий Эл «Детско-юношеский центр «Роза ветров», КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения», МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" г. Брянска, ГАУ ДО «Кемеровский областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий».

К сожалению, исходя из данных мониторинга, ряд организаций, выполняют функции по координации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися исключительными номинально и, фактически, не ведут работу по данному направлению. К числу такого рода организаций следует отнести: ГБОУ ДО Республики Мордовия «Республиканский Центр дополнительного образования детей», ГБОУ ДО Республики Хакасия «Республиканский центр дополнительного образования», ГАУ ДО «Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе «ЮНИТЭКС» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики, ГБОУ ДО Архангельской области «Дворец детского и юношеского творчества», ГАОУ ДО Астраханской области «Центр эстетического воспитания детей и молодежи», ГАОУ ДПО Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой», ОГАУ ДО «Детско-юношеский центр «Солнечный» (Еврейская автономная область), ГБУ ДО «Ивановский областной центр развития дополнительного образования детей», Государственное бюджетное учреждение Саратовскаой области дополнительного образования "Областной центр экологии, краеведения и туризма", ГБУ ДО «Тверской областной Центр юных техников».

Выводы:

Результаты мониторинга свидетельствуют о наметившиеся в последние годы негативных тенденциях в развитии туристско-краеведческой деятельности с обучающимися на региональном и муниципальном уровнях. Учитывая изложенное, представляется целесообразным дополнительно рассмотреть в субъектах Российской Федерации вопросы активизации деятельности по данному направлению, в том числе в соответствии с рекомендациями в адрес органов государственной власти и местного самоуправления, обозначенными в резолюции Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и руководителей образовательных организаций дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, направленной в адрес заместителей руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – Всероссийское совещание) письмом Минобрнауки России от 29 декабря 2017 года № ТС-1783/09 и размещенной на официальном сайте ФЦДЮТиК по адресу: https://turcentrrf.ru/d/358156/d/o_razvitii_detskogo_turizma.pdf.

Со своей стороны ФЦДЮТиК планируют в июне 2018 года проведение вебинара с участием образовательных организаций, осуществляющих координацию детско-юношеского туризма на региональном уровне, по вопросам обсуждения итогов мониторинга и активизации деятельности по направлениям его проведения. Кроме того, по ряду данных, полученных по результатам мониторинга, экспертами высказано сомнения в их достоверности.

В связи с изложенным ФЦДЮТиК планирует в период с мая по июль 2018 года провести ряд выездных совещаний в субъектах Российской Федерации по вопросам актуальности и достоверности направляемых данных. Кроме того, данные мониторинга будут взяты за основу при подготовке аналогичного мониторинга по итогам 2018 года, запланированного к проведению в начале 2019 года. В этой связи представляется целесообразным акцентировать внимание в деятельности уполномоченных региональных организаций на вопросы получения актуальных первичных данных, необходимых для проведения мониторинга.

Одновременно информируем, что процесс взаимодействия с образовательными организациями, реализующими программы туристско-краеведческой направленности ФЦДЮТиК осуществляет совместно с Общественным советом руководителей организаций туристско-краеведческой направленности Российской Федерации, сформированном в соответствии с решениями, принятыми в ходе Всероссийского совещания (положение об Общественном совете и его персональный состав прилагаются).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: