Система управления качеством
подготовки специалистов СТП ОмГУПС–1.8–03
РАБОТЫСТУДЕНЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ И Вводится впервые
ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ
Правила оформления схем электрических
железнодорожной сигнализации,
централизации и блокировки

Утверждается и вводится в действие приказом № 55/д от 28.08.03 г.
Дата введения 01.10.2003
Область применения
Настоящий стандарт устанавливает правила оформления электрических схем сооружений (станций, перегонов и т. п.) железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки, выполняемых вручную или с использованием компьютера.
Требования стандарта распространяются на работы студенческие учебные и выпускные квалификационные, выполняемые на всех кафедрах университета.
Рекомендуется использовать стандарт совместно с СТП ОмГУПС–1.1–02 и ОмГУПС–1.5–02.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 2.707–84. ЕСКД. Правила выполнения электрических схем железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки;
ГОСТ 2.749–84. ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Элементы и устройства железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки;
СТП ОмГУПС–1.1–02. Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные. Основные положения;
СТП ОмГУПС–1.4–02. Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные. Общие правила выполнения схем;
СТП ОмГУПС–1.5–02. Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные. Правила оформления схем электрических принципиальных.
Общие положения
3.1 Схемы выполняют для сооружений (станций, перегонов и т. п.), находящихся во включенном состоянии.
3.2 Общие правила оформления схем изложены в СТП ОмГУПС–1.4–02 и ОмГУПС–1.5–02; правила заполнения основной надписи – в ОмГУПС–1.1–02.
3.3 Условные графические обозначения (УГО) элементов и устройств железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки установлены ГОСТ 2.749. Размеры основных УГО приведены в приложении А.
3.4 Каждый элемент, изображенный на схеме, должен иметь буквенно-цифровое позиционное обозначение, которое должно раскрывать принадлежность к определенным цепям управления и контроля (стрелочным электроприводам, огням светофоров и т. д.), его назначение и функцию.
3.4.1 Для построения обозначения элемента применяют записанные без пробелов прописные буквы латинского и русского алфавитов, арабские цифры и, при необходимости, разделительные знаки. Общее количество знаков не должно превышать двенадцати.
3.4.2 Последовательность расположения цифр и букв в позиционном обозначении:
указывают направление движения, принадлежность к району, парку, горловине станции или стрелке, светофору, путевому участку и перегонной сигнальной установке;
указывают основное функциональное назначение и обозначения, уточняющие принадлежность к определенным цепям и зависимостям.
3.4.3 Буквенные коды видов элементов приведены в приложении Б.
Основные буквенные коды наиболее распространенных функциональных назначений реле приведены в приложении В.
Дополнительные обозначения должны быть пояснены на поле схемы.
3.4.4 Примеры позиционных обозначений реле приведены на рисунках 1, а и 1, б.
1– 5 СП 2 Н О 2Ж 1
второй повторитель первый повторитель
основного реле
стрелочно-путевое
второго желтого огня
участки огневое
светофора «Н»
а б
Рисунок 1 – Примеры позиционных обозначений
3.5 Сведения об элементах и устройствах (тип, электрические параметры) помещают около условных графических обозначений.
3.6 Электрические цепи рекомендуется изображать горизонтально.
Допускается вертикальное расположение входящих в цепь условных графических обозначений элементов и их составных частей. В этом случае следует изображать:
а) подвижные контакты нейтрального якоря:
для начального состояния реле – отклоненными влево или вправо (рисунок 2, а;
для конечного состояния реле – вертикально (рисунок 2, б);
б) контакты поляризованного якоря – отклоненными по вертикали (рисунок 3, а и 3, б).
![]() | |||||
![]() | ![]() | ||||
11 11 11 11
![]() | |||||||||||||
![]() | |||||||||||||
![]() | ![]() | ||||||||||||
![]() | |||||||||||||
![]() | ![]() | ||||||||||||
12 13 13 12 12 13 13 12
![]() |
12 13 13 12
12 13 13 12
11 11
11 11
а б
Рисунок 2 – Контакты нейтрального якоря
111 111
111 111
112 113 113 112 113 112 112 113
![]() | |||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ||||||||||||||||||
![]() | ![]() | ||||||||||||||||||
![]() | |||||||||||||||||||
112 113 113 112 113 112 112 113
111 111 111 111
а б
а – прямая полярность б – обратная полярность
Рисунок 3 – Контакты поляризованного якоря
Разработчики:
инженер по стандартизации
1-й категории Г. М. Фалалеева
доцент кафедры
«Автоматика и телемеханика» Н. С. Филипенко
СОГЛАСОВАНО
Первый проректор
проректор по учебной работе А. И. Володин
Начальник
учебно-методического управления А. Ю. Тэттэр
Приложение А
(справочное)
Условные графические обозначения основных элементов
и их размеры
| Наименование элемента | Обозначение (допускается выполнять линиями одной толщины) и размеры | ||||||||||||||||||||||||||
| 1 Реле |
Ø 8
| ||||||||||||||||||||||||||
| 2 Реле трансмиттерное переменного тока | 1 4
| ||||||||||||||||||||||||||
| 3 Контакт нейтрального якоря реле а) замыкающий б) размыкающий в) переключающий | 8
или
или
или
| ||||||||||||||||||||||||||
| 4 Контакт поляризованного якоря по- ляризованного реле переключаю- щий |
| ||||||||||||||||||||||||||
| 5 Контакт кнопочного выключателя а) без фиксации б) с фиксацией | 4 4 2
| ||||||||||||||||||||||||||
| 6 Контакт ключа-жезла | 5
○
○ ○ Ø1,5–2,0
10
| ||||||||||||||||||||||||||
| 7 Контакт коммутатора |
Ø 1,5-2,0
| ||||||||||||||||||||||||||
| 8 Светофор (число кружков должно соответствовать числу сигнальных огней светофора) а) на железобетонной мачте б) на консоли на металлической мачте в) карликовый г) повторительный на железобетон- ной мачте д) заградительный на железобетонной мачте | 3…5 6
| ||||||||||||||||||||||||||
| 9 Указатель а) маршрутный б) перегрева букс | 4
6 3
| ||||||||||||||||||||||||||
| 10 Стрелка, оборудованная устройствами СЦБ а) с контрольным замком б) с электрическим приводом |
2
| ||||||||||||||||||||||||||
| 11 Шлагбаум автоматический со светофором переездной сигнализации |
Ø 2
3
▬
| ||||||||||||||||||||||||||
| 12 Контрольный огонь для обозначе- ния на аппаратах управления |
| ||||||||||||||||||||||||||
| 13 Стык изолирующий на обоих рель- сах | 2
или
| ||||||||||||||||||||||||||
| 14 Муфта разветвительная |
10
| ||||||||||||||||||||||||||
| 15 Ящик трансформаторный |
| ||||||||||||||||||||||||||
| 16 Дроссель-трансформатор путевой | 5
2 1,5
| ||||||||||||||||||||||||||
| 17 Привод стрелочный |
Ø 4
| ||||||||||||||||||||||||||
| 18 Фотодатчик | 8
| ||||||||||||||||||||||||||
| 19 Шкаф: а) релейный б) батарейный | 8
| ||||||||||||||||||||||||||
| 20 Замедлитель вагонный | 6
| ||||||||||||||||||||||||||
| 21 Весомер |
| ||||||||||||||||||||||||||
| 22 Датчик путевой | 5
| ||||||||||||||||||||||||||
| 23 Пункт технического осмотра, маневровая вышка | 15
| ||||||||||||||||||||||||||
| 24 Брус заградительный |
| ||||||||||||||||||||||||||
| 25 Аппаратура напольная перегрева букс | 10
| ||||||||||||||||||||||||||
| 26 Скоростемер | 4
Ø 1
|
![]() |
Приложение Б
(справочное)
Буквенные коды видов элементов
| Буквенный код | Наименование элемента |
| C | Конденсатор |
| FU | Предохранитель |
| FV | Разрядник |
| G | Генератор |
| GB | Аккумулятор, батарея |
| L | Катушка индуктивности |
| M | Двигатель |
| R | Резистор |
| T | Трансформатор |
| X | Соединение контактное |
| PV | Вольтметр |
| PA | Амперметр |
| V | Прибор электровакуумный, полупроводниковый |
| D | Схема интегральная, микросборка |
Приложение В
(справочное)
Буквенные коды видов реле
| Буквенный код | Функциональное назначение реле | |||
| А | Аварийное, автоматическое, автоблокировочное | |||
| Б | Блокировочное, белого сигнального показания, батарейное, бокового пути | |||
| В | Включающее, вспомогател<
Поиск по сайту©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |












Ø 8
1 4





8
или






4 4 2




5
○
○ ○ Ø1,5–2,0
10
Ø 1,5-2,0
3…5 6


2
3

6

5 6




6 3


2



3
Ø 2
3



2 4 4
Ø 5
2
или
10

5

5
2 1,5


8


Ø5
6

5
15




10

