Система управления качеством
подготовки специалистов СТП ОмГУПС–1.8–03
РАБОТЫСТУДЕНЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ И Вводится впервые
ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ
Правила оформления схем электрических
железнодорожной сигнализации,
централизации и блокировки
Утверждается и вводится в действие приказом № 55/д от 28.08.03 г.
Дата введения 01.10.2003
Область применения
Настоящий стандарт устанавливает правила оформления электрических схем сооружений (станций, перегонов и т. п.) железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки, выполняемых вручную или с использованием компьютера.
Требования стандарта распространяются на работы студенческие учебные и выпускные квалификационные, выполняемые на всех кафедрах университета.
Рекомендуется использовать стандарт совместно с СТП ОмГУПС–1.1–02 и ОмГУПС–1.5–02.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 2.707–84. ЕСКД. Правила выполнения электрических схем железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки;
ГОСТ 2.749–84. ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Элементы и устройства железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки;
СТП ОмГУПС–1.1–02. Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные. Основные положения;
СТП ОмГУПС–1.4–02. Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные. Общие правила выполнения схем;
СТП ОмГУПС–1.5–02. Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные. Правила оформления схем электрических принципиальных.
Общие положения
3.1 Схемы выполняют для сооружений (станций, перегонов и т. п.), находящихся во включенном состоянии.
|
3.2 Общие правила оформления схем изложены в СТП ОмГУПС–1.4–02 и ОмГУПС–1.5–02; правила заполнения основной надписи – в ОмГУПС–1.1–02.
3.3 Условные графические обозначения (УГО) элементов и устройств железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки установлены ГОСТ 2.749. Размеры основных УГО приведены в приложении А.
3.4 Каждый элемент, изображенный на схеме, должен иметь буквенно-цифровое позиционное обозначение, которое должно раскрывать принадлежность к определенным цепям управления и контроля (стрелочным электроприводам, огням светофоров и т. д.), его назначение и функцию.
3.4.1 Для построения обозначения элемента применяют записанные без пробелов прописные буквы латинского и русского алфавитов, арабские цифры и, при необходимости, разделительные знаки. Общее количество знаков не должно превышать двенадцати.
3.4.2 Последовательность расположения цифр и букв в позиционном обозначении:
указывают направление движения, принадлежность к району, парку, горловине станции или стрелке, светофору, путевому участку и перегонной сигнальной установке;
указывают основное функциональное назначение и обозначения, уточняющие принадлежность к определенным цепям и зависимостям.
3.4.3 Буквенные коды видов элементов приведены в приложении Б.
Основные буквенные коды наиболее распространенных функциональных назначений реле приведены в приложении В.
Дополнительные обозначения должны быть пояснены на поле схемы.
3.4.4 Примеры позиционных обозначений реле приведены на рисунках 1, а и 1, б.
1– 5 СП 2 Н О 2Ж 1
|
второй повторитель первый повторитель
основного реле
стрелочно-путевое
второго желтого огня
участки огневое
светофора «Н»
а б
Рисунок 1 – Примеры позиционных обозначений
3.5 Сведения об элементах и устройствах (тип, электрические параметры) помещают около условных графических обозначений.
3.6 Электрические цепи рекомендуется изображать горизонтально.
Допускается вертикальное расположение входящих в цепь условных графических обозначений элементов и их составных частей. В этом случае следует изображать:
а) подвижные контакты нейтрального якоря:
для начального состояния реле – отклоненными влево или вправо (рисунок 2, а;
для конечного состояния реле – вертикально (рисунок 2, б);
б) контакты поляризованного якоря – отклоненными по вертикали (рисунок 3, а и 3, б).
11 11 11 11
12 13 13 12 12 13 13 12
12 13 13 12
12 13 13 12
11 11
11 11
а б
Рисунок 2 – Контакты нейтрального якоря
111 111
111 111
112 113 113 112 113 112 112 113
112 113 113 112 113 112 112 113
111 111 111 111
а б
а – прямая полярность б – обратная полярность
Рисунок 3 – Контакты поляризованного якоря
Разработчики:
|
инженер по стандартизации
1-й категории Г. М. Фалалеева
доцент кафедры
«Автоматика и телемеханика» Н. С. Филипенко
СОГЛАСОВАНО
Первый проректор
проректор по учебной работе А. И. Володин
Начальник
учебно-методического управления А. Ю. Тэттэр
Приложение А
(справочное)
Условные графические обозначения основных элементов
и их размеры
Наименование элемента | Обозначение (допускается выполнять линиями одной толщины) и размеры | ||||||||||||||||||||||||||
1 Реле | Ø 8 | ||||||||||||||||||||||||||
2 Реле трансмиттерное переменного тока | 1 4
| ||||||||||||||||||||||||||
3 Контакт нейтрального якоря реле а) замыкающий б) размыкающий в) переключающий | 8
или
или
8 2
или
| ||||||||||||||||||||||||||
4 Контакт поляризованного якоря по- ляризованного реле переключаю- щий |
| ||||||||||||||||||||||||||
5 Контакт кнопочного выключателя а) без фиксации б) с фиксацией | 4 4 2
| ||||||||||||||||||||||||||
6 Контакт ключа-жезла | 5 ○ ○ ○ Ø1,5–2,0 10 | ||||||||||||||||||||||||||
7 Контакт коммутатора | Ø 1,5-2,0 | ||||||||||||||||||||||||||
8 Светофор (число кружков должно соответствовать числу сигнальных огней светофора) а) на железобетонной мачте б) на консоли на металлической мачте в) карликовый г) повторительный на железобетон- ной мачте д) заградительный на железобетонной мачте | 3…5 6
2 3
6
5 6
| ||||||||||||||||||||||||||
9 Указатель а) маршрутный б) перегрева букс | 4
6 3
| ||||||||||||||||||||||||||
10 Стрелка, оборудованная устройствами СЦБ а) с контрольным замком б) с электрическим приводом |
2
3 | ||||||||||||||||||||||||||
11 Шлагбаум автоматический со светофором переездной сигнализации |
Ø 2
3
▬
2 4 4 | ||||||||||||||||||||||||||
12 Контрольный огонь для обозначе- ния на аппаратах управления |
Ø 5 | ||||||||||||||||||||||||||
13 Стык изолирующий на обоих рель- сах | 2 или | ||||||||||||||||||||||||||
14 Муфта разветвительная | 10 | ||||||||||||||||||||||||||
15 Ящик трансформаторный |
5
| ||||||||||||||||||||||||||
16 Дроссель-трансформатор путевой | 5 2 1,5 | ||||||||||||||||||||||||||
17 Привод стрелочный |
Ø 4
| ||||||||||||||||||||||||||
18 Фотодатчик | 8 | ||||||||||||||||||||||||||
19 Шкаф: а) релейный б) батарейный |
Ø5 | ||||||||||||||||||||||||||
20 Замедлитель вагонный | 6
| ||||||||||||||||||||||||||
21 Весомер |
| ||||||||||||||||||||||||||
22 Датчик путевой | 5 | ||||||||||||||||||||||||||
23 Пункт технического осмотра, маневровая вышка | 15
| ||||||||||||||||||||||||||
24 Брус заградительный |
| ||||||||||||||||||||||||||
25 Аппаратура напольная перегрева букс | 10 | ||||||||||||||||||||||||||
26 Скоростемер | 4
|
Приложение Б
(справочное)
Буквенные коды видов элементов
Буквенный код | Наименование элемента |
C | Конденсатор |
FU | Предохранитель |
FV | Разрядник |
G | Генератор |
GB | Аккумулятор, батарея |
L | Катушка индуктивности |
M | Двигатель |
R | Резистор |
T | Трансформатор |
X | Соединение контактное |
PV | Вольтметр |
PA | Амперметр |
V | Прибор электровакуумный, полупроводниковый |
D | Схема интегральная, микросборка |
Приложение В
(справочное)
Буквенные коды видов реле