Генезис локальных цивилизаций вызов-ответ




А. Тойнби о локальных цивилизациях в историк мировой культуры.

Имя А. Тойнби (1889-1975) - английского исследователя истории культуры - приобрело широкую известность в гуманитарной науке ХХ в. Его труды переведены во многих странах мира.

Культурологическая концепция А. Тойнби демонстрирует близость его позиций к теории культурно-исторических типов. Оригинальность взглядов исследователя состоит в соединении социально-философского, исторического и культурологического подходов. Постижение истории культуры, поиск внутренних механизмов, определяющих взаимосвязь общественных и культурных изменений, выражают особенность понимания роли духовности как основы перемен в истории культуры и цивилизации.

История культуры как непрерывный процесс. История культуры разворачивается как драма идей, столкновения мнений, победы или поражения духовных ценностей различных социальных слоев. Понятие непрерывности истории имеет значение как символический образ, на котором вычерчиваются контуры реального многообразия жизни. Всемирная история может быть представлена в виде древа, корневую систему которого составляет традиционные культуры. Тойнби называет примерно 650 таких обществ. Они ограничены территориально, малочисленны и многие погибли насильственной смертью. При этом ученый выражает несогласие с теми, кто утверждает, что «народы, у которых нет истории». «Разве нет вероятности, - пишет он, - что все существующие ныне примитивные общества – это сухие ветви когда-то живого древа и что их застывшее состояние – эпилог бурной когда-то истории?» В свое время они были динамичными и внесли вклад в историю культуры.

Основное внимание Тойнби сосредоточено на последующих обществах. Он называет их «локальными цивилизациями», имеющими духовные традиции и общую территории. Цивилизации равноценны, каждая уникальна.

Цивилизации можно разделить по происхождению на первичные, возникающие непосредственно из примитивных обществ; вторичные, порождаемые на их основе, и третичные, вырастающие из вторичных. К примеру, из минойской цивилизации появляется эллинская и затем уже западно-христианская и восточно-христианская. Тем самым обнаруживается родство цивилизаций. «Главы истории любого отдельно взятого общества напоминают последовательные ступени опыта человека», -пишет Тойнби. Они похожи на отношения между родителями и детьми: каждая последующая цивилизация наследует определенные свойства, долгое время находится под опекой, затем обретает самостоятельность и собственные достижения, ценности.

В классификации цивилизаций Тойнби выдвигает два критерия: общность религии и степень удаленности от того места, где данная культура первоначально возникла.

В настоящее время, согласно Тойнби, мы можем различить: 1) западно-христианское общество в католической, протестантской, лютеранской формах в странах Западной Европы, США, Австралии; 2) православно-христианское, или византийское, общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и в России; 3) исламское общество, сосредоточенное в аридной (сухой) зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой китайской стены; 4) индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны; 5) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районах между аридной зоной и Тихим океаном.

Представленный перечень ныне существующих цивилизаций не является исчерпывающим. Каждая цивилизация проходит путь генезиса, роста, надлома и распада.

Генезис локальных цивилизаций вызов-ответ

Процесс зарождения цивилизаций имеет определенный ритм чередования статики и динамики, пассивности и активности. Географические условия были одной из причин зарождения цивилизаций: «речных» - египетской, шумерской, индуистской; «нагорных» - андской, хеттской, мексиканской; «архипелагских» - минойской, эллинской и дальневосточной в Японии; «континентальных» - китайской, индской и православно-христианской в России; «лесной» - цивилизации майя. Цивилизация зарождается благодаря энергетическому импульсу, прорыву инерции покоя, когда она находит внутренние, духовные силы для Ответа на Вызов истории, что приводит к успехам в ремесленно-промышленной, торговой, художественной, политической, научной, религиозной деятельности. В местах зарождения цивилизаций человек сталкивался с тяжелейшими испытаниями, которые А. Тойнби называет Вызовом. Суровые природные условия создавали «стимул бесплодной земли», требовавший от людей неимоверных трудовых усилий. Другим, не менее важным Вызовом можно назвать «стимул новых земель», Ответ на который требовал освоения новых территорий, миграции, торговых путей. Он способствовал культурным контактам и распространению цивилизации. Существует немало иных ситуаций, требующих мобилизации жизненной энергии народов: например, когда народы занимают положение «форпоста», отражая внешнее давление, или же в случае «стимула ущемления», возникающего в результате бедности, расовой, классовой или религиозной дискриминации.

Таким образом, вызов и ответ рассматриваются как всеобщий закон генезиса цивилизации. Однако повышение силы Вызова сверх предела влечет снижение возможностей, когда реальный успех становится недостижимым и вызывает апатию. Тоже может произойти при слабом стимуле, который хотя и вызывает Ответ, но он практически незаметен и не влечет за собой существенных перемен в цивилизации. Чрезмерность давления могут лишь замедлить процесс развития. Исходя из этого, А. Тойнби считает, что «Существует определенная мера суровости испытания, когда стимул вызова достигает наивысшей интенсивности. Назовем эту степень суровости оптимизмом».

Расцвет цивилизации. Следующей стадией в развитии цивилизации является движение к расцвету, когда энергия творчества достигает высших результатов во всех сферах культуры. Возникающие проблемы успешно решаются, планы реализуются, таланты получают признание.

Прогресс цивилизаций нередко связывают с расширением границ, стремлением к распространению своего влияния. А. Тойнби негативно оценивает такую тенденцию, считая, что единственным социальным последствием подобных действий можно считать замедление роста, а иногда полную остановку и даже распад цивилизации. Развитие предполагает единение экономической, политической и духовной энергии.

Еще более опасным, с его точки зрения, является преувеличение роли технического прогресса в современном мире: освоение новых источников энергии не прибавило человеку мудрости.

Анализируя различные факторы роста и расцвета цивилизации, А. Тойнби утверждает, что решающую роль в поисках Ответа играет творческая личность, но ее жизнь и судьба глубоко трагичны. Творческая личность неизбежно ломает привычные стереотипы, вызывая у окружения недоумение. Ее усилия сталкиваются с сопротивлением тех, кто стремится все оставить без перемен.

Деятельность духовной элиты предполагает ее объединение в творческое меньшинство. Оно способно на первых этапах придать энергичный импульс развитию культуры и цивилизации. Все члены общества внутренне готовы принять преобразования и поэтому воспринимают новый порядок, новые формы жизни. Творческое меньшинство совершает нравственный и интеллектуальный шаг вперед. Но если большинство не разделяет новых идей, то такой «отрыв» может привести к катастрофическим последствиям. Для того чтобы завоевать на свою сторону большинства необходимо развить в людях способность к восприятию «культурной радиации», стимулировать подражание духовно-нравственному порыву избранных перемен.

Но даже и в той ситуации, когда возникает гармония между творческим меньшинством и большинством, происходит болезненный процесс приспособления к новому окружению и его ценностям.

А. Тойби выдвигает двухтактную модель Ухода-и-Возврата, подтверждаемую множеством примеров из биографий творческих личностей. Если идеи не воспринимаются современниками, то человек оказывается в «положении непризнанного гения». Это создает ситуацию вынужденного Ухода.

Обращение к находящимся в изгнании за помощью в разрешении конфликтов, порожденных неспособностью найти выход из кризиса, может стимулировать Возврат творческой личности.

Ритм чередования Вызова-и-Ответа в истории подобен Воскрешению и Смерти, пассивности и активности. Смена ритмов Вызова-и-Ответа, Ухода-и-Возврата составляет основу движения от стабильности к утрате равновесия, кризису и конфликту, затем вновь к обретению устойчивости и расцвету культуры.

Однако позитивное движение цивилизаций не бесконечный процесс. Их силы ослабевают, жизненные ресурсы истощаются. Цивилизации, считает А. Тойнби, принимают смерть не от внешних неконтролируемых сил, а от собственных рук. Начало распада он называет Надломом.

Надлом. Ученый вновь обращается к идее взаимодействия между творческим меньшинством и инертным большинством. Увлечь реформами очень важно, но не меньшее значение имеют закрепление их в повседневности, распространение в различных сферах жизни, обретение устойчивости. Без защитного пояса традиций цивилизация идет к опасной черте.

Другой причиной Надлома А. Тойнби называет потерю инициативы. Энергия общества уходит лишь на поддержание ранее достигнутого положения, а для движения вперед нет ни стимула, ни внутренних ресурсов. Творческое меньшинство для поддержания своего авторитета опирается лишь на грубую силу. Лидеры вырождаются в правящее меньшинство. Добившись успеха, они озабочены лишь собственным благополучием. Правящая элита оказывается неспособной к творческим решениям, но продолжает удерживать в руках власть.

Основной критерий и причина надломов цивилизации заключается во внутреннем взрыве, который обусловливает утрату свойств самоорганизации. Так Надлом приводит к Распаду цивилизации.

Распад цивилизации

При «вертикальном» типе раскола цивилизация распадается на ряд локальных государств; это служит основанием для кровопролитной братоубийственной войны. Междоусобные конфликты изматывают всех, порождают враждебность, стимулируя изобретение средств массового уничтожения.

Другой тип раскола - «горизонтальный», при нем появляются новые слои, сословия, общины. Между ними могут складываться отношения вражды или сотрудничества. Распад цивилизации происходит в общественных структурах и затрагивает души людей, вызывая эмоции недоверия, зависти, злобы, переоценку ценностей.

Правящее меньшинство занимает оборонительную позицию. Однажды удачно ответив на Вызов истории, оно воздерживается от повторения подвигов, сохраняя полученные привилегии. Если в прошлом творческое меньшинство было открытым и пополнялось мыслящими людьми из различных слоев, то теперь оно превратилось в замкнутую систему, строго оберегающую себя от инициативных лидеров. Правящее меньшинство не в состоянии преодолеть кризис, ибо не желает ничем рисковать в страхе потерять «свое кресло». Социальный раскол приводит к увеличению слоев, потерявших свое прежнее положение. А. Тойнби называет их «новые бедные». Среди них: беженцы, мигранты, разорившиеся аристократы, утратившие власть чиновники, разоренные крестьяне. Мера страданий этих людей различна, но их объединяет общее состояние отторжения от общества, неудовлетворенность. Их душевный облик соткан из жестокости и ненависти, они беспощадны к своим палачам, обвиняя их в беззакониях и произволе.

В растущей цивилизации три мощных потока - экономика, политика и культура - объединены в единое целое. В период упадка это единство распадается, происходит потеря нравственных ценностей. Среди выделенных трех элементов в жизни общества преобладающее значение имеет культура. Она представляет собой «душу, кровь, сущность цивилизации; в сравнении с этим экономический и, тем более, политический планы кажутся искусственными, несущественными. Как только цивилизация утрачивает внутреннюю силу культурного развития, она немедленно начинает впитывать элементы чуждой культуры.

Другие культуры отворачиваются от общества, потерявшего свою душу и изменившего внешность, с пренебрежением относятся к его культуре, хотя могут продолжать заимствовать технические достижения. Главным бедствием распада цивилизации А. Тойнби считает раскол в человеческой душе. Он проявляется в различных формах, затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. Пассивная форма поведения - отшельничество, разочарование в общественной деятельности. Она попадает в «смесительный котел», где сочетаются несовместимые ценности и традиции. Активность ищет выход в соединении с Космосом и Богом. Но в любых формах, пассивной н активной, проявляется стремление человека обрести убежище, не втягиваться в конфликты. Утрата жизненного порыва выражается в чувстве непредсказуемости будущегo потока жизни, которое испытывают большинство людей в условиях распада цивилизации и культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: