Определение координационной функции нервной системы по данным пробы Ромберга




ТЕМА 4. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫИ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА

 

ЦЕЛЬ: освоить методику проведения и оценки результатовпроб, используемых при исследовании состояния нервной системы и нервно-мышечного аппарата.

 

Тренер и преподаватель физического воспитания должны вла-деть методическими навыками проведения отдельных проб, харак-теризующих состояние нервной системы, нервно-мышечного ап-парата и уметь оценить полученные результаты, используя их в практике физического воспитания.

 

Контрольное задание № 1

 

1. Проведите сбор неврологического анамнеза. Следует обра-тить внимание на:

 

– заболевания и травмы центральной нервной системы и пери-ферических отделов нервной системы, их последствия;

 

– заболевания и травмы в связи с занятиями физкультурой и спортом, последствия;

 

– время возобновления занятий после заболеваний и травм;

 

– наличие наследственных заболеваний в семье неврологиче-ского или психического характера (неврозы, эпилепсия, вегето-сосудистая дистония);

 

– жалобы в день исследования: на головную боль, головокру-жение, плохой сон, аппетит, снижение внимания, снижение рабо-тоспособности, снижение настроения;

 

– выявить желание тренироваться на данный момент.

 

Данные анамнеза дают основание судить о состоянии нервной системы человека, исходя из особенностей онтогенеза, о функци


ональной полноценности этой системы, определить оздорови-тельную интенсивность мышечной деятельности.

2. Напишите заключение.

 

Контрольное задание № 2

 

Изучение функции черепно-мозговых нервов

(простые методики)

 

1. Глазодвигательный нерв (III пара). Производятся содруже-ственные движения глазами вправо, влево, вверх, вниз, на кончик носа, следя за перемещением предмета исследователем. Обращают внимание на объем движения, наличие нистагма (колебательные движения глазного яблока);

 

2. Лицевой нерв (VII пара) и тройничный нерв (V пара). Вы-полняютнаморщивание лба, нахмуривание бровей, надувание щек, высовывание языка. Обращают внимание на симметричность морщин, отклонение языка от прямой линии.

 

1. Проведите исследование функции черепно-мозговых нервов.

2. Занесите полученные данные в тетрадь.

3. Напишите заключение.

 

Контрольное задание № 3

 

Определение состояния рефлексов

 

Рефлекс –реакция организма на какое-либо раздражение,кото-рая сформирована в течение онтогенеза (условный рефлекс, жиз-ненный опыт) или является врожденной (безусловный), осуществ-ляется с участием центральной нервной системы. Рефлекс может быть поверхностным (кожным, со слизистых), глубоким (сухо-жильный, периостальный, суставной), дистантный (световой, зву-ковой, обонятельный).

 

Брюшной рефлекс определяется при полном расслаблениистенки живота (согнуть ноги в коленях, лечь на спину). Тупым


 


предметом проводят штрихи на 3–4 пальца выше пупка парал-лельно реберной дуге. Нормальным считается сокращение брюш-ных мышц той же стороны.

 

Подошвенный рефлекс определяется сгибанием пальцев стопыпри проведении тупым предметом вдоль внутреннего или наруж-ного края подошвы.

 

Коленный рефлекс вызывается легким ударом молоточком посухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки, отмечается умеренное поднимание конечности. Выполняется на обеих ногах. Сравниваются обе реакции.

 

Ахиллов рефлекс –разгибание стопы при легком ударе моло-точком по ахиллову сухожилию в положении стоя на коленях на стуле.

 

Бицепс-рефлекс –сгибание предплечья при ударе молоточкомпо сухожилию двуглавой мышцы плеча в локтевом сгибе.

 

При утомлении человека рефлексы снижены, при неврозах – усилены, при заболеваниях периферической нервной системы – снижены или отсутствуют.

 

1. Проведите исследование состояния рефлексов.

 

2. Занесите полученные данные в тетрадь.

3. Напишите заключение.

 

Контрольное задание № 4

 

Определение координационной функции нервной системы по данным пробы Ромберга

 

Координационная функция нервной системы определяется вза-имослаженной деятельностью коры головного мозга, подкорковых образований мозжечка и двигательного анализатора. Под влияни-ем занятий физической культурой и спортом координация движе-ний улучшается, однако при переутомлении или при заболеваниях нервной системы наблюдаются расстройство координации движе-ний (динамическая атаксия) и нарушение равновесия (статическая


атаксия). Статическая координация – это способность организма

 

к сохранению равновесия в простой и усложненной позах.

Простая поза (поза Ромберга 1). Испытуемый стоит без обуви,

плотно сдвинув стопы, руки вытянув вперед, пальцы расслаблены

и несколько разведены, глаза закрыты.

Усложненные позы:

 

1. Поза Ромберга 2 –ноги испытуемого стоят на одной линии(пятка одной упирается в носок другой). Положение рук и глаз прежние. Время устойчивости в позе Ромберга 2 у здоровых не-тренированных лиц составляет 30–50 с (у детей зависит еще от возраста). У спортсменов время устойчивости значительно боль-ше, особенно у гимнастов, фигуристов, прыгунов в воду, пловцов,

 

и может составлять 100–120 с и более.

 

2. Поза Ромберга 3 –стоя на одной ноге,опираясь подошвойдругой ноги о колено опорной, руки и глаза – аналогично первой позе. Устойчивость в таком положении должна быть не менее 15 с.

 

3. Поза «ласточки» –стоя на одной ноге,другая поднята назад,руки в стороны, глаза закрыты.

 

Определяется время устойчивости в каждой позе. При потере равновесия пробу прекращают и фиксируют время ее выполнения. Следует заметить, что простую пробу Ромберга применяют обыч-но в клинике при обследовании больных людей. Для спортсменов рекомендованы усложненные (сенсибилизированные) пробы. Учи-тывается наличие или отсутствие дрожания век, пальцев рук, по-качивания туловища. Покачивание, а тем более быстрая потеря равновесия, указывает на нарушение координации. Дрожание пальцев рук и век также свидетельствует об этом, хотя и в значи-тельной меньшей степени.

 

Нормальным считается устойчивое стояние, отсутствие дрожания рук и век в течение 15с и более. Удержание позы в те-чение 15 с с небольшим покачиванием и тремором – удовлетвори-тельная реакция; неудовлетворительная – потеря равновесия ра-нее 15 с, сильное дрожание рук, век.

Пальценосовая проба Барани (динамическая координация). Вначале медленным движением руки с открытыми глазами дотро-


нуться до кончика носа (отдельно каждой рукой), затем повторить это движение с закрытыми глазами. При нормальном состоянии центральной нервной системы отмечается точное попадание в нос, при патологии центральной нервной системы (травмы, переутом-ление) – промахивание, дрожание указательного пальца или кисти.

 

Коленопяточная проба (динамическая координация)выполня-ется в положении лежа на спине. Пяткой одной ноги при медлен-ном движении необходимо попасть в колено другой и провести по передней поверхности голени. Делается поочередно обеими нога-ми. При переутомлении, травмах центральной нервной системы отмечается непопадание в колено, дрожание ноги при движении, невозможность провести пяткой по голени прямо.

 

Проба Яроцкого. Выполняются кружения головой в одну сто-рону (вправо или влево) в положении стоя в темпе два кружения в 1 с. Фиксируется время сохранения равновесия. У нетренирован-ных оно составляет в среднем 28 с. У спортсменов время сохране-ния равновесия может составлять 60–80 с и более.

 

1. Проведите исследование координационной функции нервной системы.

 

2. Занесите полученные данные в тетрадь.

3. Напишите заключение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: