Доклад на МО Малышевой Е.А.




Условия становления познавательной мотивации у дошкольников

 

В последние годы интерес к проблеме мотивации учения ребенка ­дошкольника заметно усилился. Изучение современных научных исследований показало, что дошкольный возраст является периодом возникновения личностных механизмов поведения, интенсивного формирования мотивационной сферы личности. В этом возрасте складываются первичное соподчинение мотивов, развиваются воля и произвольность ребенка (2:19).

Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, являющийся одним из ключевых и наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Принято считать, что для этого возраста характерно интенсивное формирование и выражение познавательных интересов ребенка (Ж.Пиаже, М.И. Лисина и др.). Действительно, умственная активность ребенка в возрасте 5-6 лет приобретает более самостоятельный характер, и он получает бесценный жизненный, социально – личностный опыт (5:10).

Психологи утверждают, что успеха в учении добиваются те дошкольники, чья мотивация:

- сильная, устойчивая, а не ситуативная (возникающая только в связи с конкретным занятием или обусловленным интересом, степенью сложности задания);

- по источнику проявления – вызвана познавательной деятельностью на занятиях, интересом к приобретенным знаниям, а так же потребностью в самореализации путем включения в познавательную деятельность;

- по направленности – ориентирована на достижение положительного результата в процессе учения.

Педагогам необходимо знать динамику развития мотивов у детей на каждом возрастном этапе. Ведь трудно предположить, что ребенок, у которого, недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на занятии, мобилизировать условия и волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Поэтому, уже на дошкольной ступени, наряду с воспитанием нравственно – волевых качеств личности: настойчивость, прилежание, старательность, ответственность, стремление достигать качественного результата в процессе учения, должна решаться и проблема формирования мотивации к учению у дошкольников.

Большое значение для становления мотивации к учению имеет развитие эмоциональной сферы ребенка, так как оно связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной.

Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему не интересно (3:66).

На протяжении раннего и дошкольного возраста совершенствуется интеллект ребенка, происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а далее – к словесно-логическому. Практические действия с предметами в раннем возрасте замещаются с действиями с образами этих предметов. Для того, чтобы это развитие и дальше шло ускоренными темпами, педагогам необходимо как можно больше давать детям заданий на воображение, не оставляя без внимания вопросы детей, всегда отвечать на них как можно полнее. Это удовлетворит естественное любопытство малыша, и будет способствовать развитию его любознательности (8:110).

Для формирования у дошкольников мотивации к учению, воспитателям необходимо помнить, что обучение должно быть серьезным и вместе с тем занимательным, интересным. Именно мотивы деятельности усиливают умственную активность, затрагивают интересы ребенка, заражают и вовлекают его в познавательную деятельность. Вызывают стремление проявить себя. Если не создавать подобных педагогических условий, ребенок в 3-5, а то и в 6 лет будет действовать лишь как исполнитель, а это приведет к интеллектуальной пассивности, безразличию, а иногда и негативному отношению.

Потребность в новых впечатлениях обеспечивает развитие познавательной активности. Познавательный интерес, как мотив, заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках занятий, но и за их пределами.

Для развития познавательного интереса необходимо:

- укрепить в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять интереса недоверием, негативными оценками;

- развивать у детей чувство собственного достоинства, этому способствуют равные, партнерские позиции воспитателя и ребенка;

- создать условия для развития творческих сил детей;

- использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

- интеллектуальные: логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

- эмоциональные: переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

- регулятивные: волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

- творческие: воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.

Таким образом, занятие будет познавательным, если дети в ходе его думают (анализируют, сравнивают, доказывают), удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне; если дети внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю; если они предвосхищают, фантазируют, создают новые образы (2:26).

Необходимо помнить, что до тех пор, пока побуждение к деятельности будет исходить от воспитателя, а собственная деятельность ребенка не будет опираться на «внутреннюю» среду; - формирование его интереса будут испытывать колебания. А при отсутствии специальных побуждений извне интерес может и вовсе угаснуть.

Для обеспечения формирования/ становления дошкольников стойкой мотивации к учению педагогам необходимо:

- выстраивать содержательно – эмоциональное взаимодействие с ребенком;

- производить выбор методических приемов, охватывающих различные виды познавательной деятельности, соответствующих возрастным особенностям и возможностям старших дошкольников;

- создавать разные коммуникативные ситуации;

- обучать родителей способам и методическим приемам взаимодействия с детьми, способствующим становлению познавательной мотивации в семье (7:82).

Важно учитывать то, что в дошкольном возрасте интересы еще крайне неустойчивы, вдумчивое введение методов мотивации на занятиях, позволит воспитателю развить познавательные интересы практически у всех детей без исключения. Методы мотивации – это специальное педагогическое воздействие, направленное на то, чтобы добиться определенного конкретного результата у всех детей, которым это воздействие адресовано (4:64). Существуют следующие методы формирования мотивации к познавательной деятельности, к учению на занятиях:

1. игровые;

2. эмоциональные;

3. социальные;

4. учебно–волевые;

5. познавательные (исследовательские);

6. соревновательные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: