Мотивация профессионального самовоспитания




Мотивационная сфера личности многогранна. Определяющей в ней является мотивация профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность выступает не только как социально важное объективное явление, но и как субъективная, личностная ценность. Овладеть ею, стать субъектом профессионального педагогического творчества — вот стержневое направление активности молодого учителя.

Под мотивацией обычно понимают совокупность побуждений к деятельности. Каковы эти побуждения и их функции в самовоспитании учителя?

Всякая деятельность начинается с потребностей. Потребность в определенных условиях, обеспечивающих естественную и духовную жизнь и развитие личности, служит источником человеческой активности.

Как возникает потребность учителя продолжать свое образование и воспитание? Очевидно, здесь играет роль желание быть не просто учителем, а мастером своего дела, желание походить на свой идеал. Потребность самосовершенствования мобилизует всю сознательную активность учителя, помогает ему быть собранным и целеустремленным, т. е. выполняет функцию предпосылки профессиональной и профессионально-самовоспитательной деятельности.

В процессе анализа своей работы учитель приходит к мысли о прямой зависимости успеха от своих личностных качеств "(эрудиции, умелости, характера и т. д.), осознает необходимость своего дальнейшего развития, совершенствования.

Таким образом, потребность в совершенствовании профессиональной деятельности становится для учителя побудителем активности, в частности самовоспитательной активности, ее мотивом. Важно, чтобы этот мотив сложился. Еще важнее, чтобы он был осознан, превращен в ведущий.

В педагогической практике возможны разные пути станОБлеиия мотивов учительского самовоспитания. В одних случаях их рождение происходит, когда учитель ощущает воздействие со стороны: напряженный творческий труд коллег и стиль жизни школы в целом, критические замечания и прямые требования руководителей к работе учителя и т. д.

В других случаях мотивация профессионального самовоспитания возникает как следствие ряда социальных качеств личности учителя: чувства ответственности, профессионального долга и чести, здорового профессионального самолюбия и т. д. Мотивом самовоспитания учителя может служить и желание получить награды, повышение в должности и многое другое. За каждым мотивом стоит определенная потребность. Не будь этих потребностей, профессиональное самосовершенствование учителя осталось бы на уровне добрых намерений. Потребность порождает конкретную деятельность.

Одним из видов побуждений, входящих в мотивацию самовоспитательной деятельности учителя, является интерес к процессу самовоспитания. Немаловажную роль здесь играют положительные эмоции. Оценивая побуждения к самовоспитанию, учитель учитывает их эмоциональную «окраску». Эмоциональные переживания при этом не только выполняют функции оценки, но часто приобретают самостоятельную ценность. Ради достижения удовлетворения от успеха, от работы по совершенствованию своей личности учитель может выполнить немалую работу. Радость, пережитая учителем от успеха в трудной педагогической ситуации, фиксируется в его эмоциональной памяти. Возникает желание повторно испытать это чувство. Положительные переживания от успеха своих педагогических воздействий на учащихся, а также от усилий, приложенных в деле саморазвития, порождают чувство радости и гордости за себя, потребность в эмоциональных переживаниях успеха. Это побуждение к совершенствованию своего труда и своей личности при повторении (в определенных условиях) переходит в устойчивый мотив самовоспитания.

Вероятно, руководителям школы следует создавать молодым (и не только молодым) педагогам такие условия, когда бы они с помощью старших товарищей могли добиваться заметных успехов в работе и в самообразовании, самовоспитании. А обретя уверенность в себе и накопив опыт компетентного решения многих проблем,— браться за все более сложные дела. Таким способом можно помочь учителю выработать у себя устойчивую положительную мотивацию к постоянному самообразованию и самовоспитанию.

Примером надежности такого «механизма» формирования потребности в самовоспитании служит опыт В. А. Сухомлинского по руководству педагогическим коллективом.

Существует и другой «механизм» формирования у учителя потребности в самосовершенствовании. Это знакомство с образцами педагогического мастерства, представление учителя о педагогическом идеале. Творческое следование опыту выдающихся педагогов может оказаться весьма плодотворным. Примеров тому немало. Многие приверженцы опыта А. С. Макаренко, не копируя его, а руководствуясь его идеями, стали подлинными мастерами. Это же можно сказать и о единомышленниках В. Ф. Шаталова, В. А. Сухомлинского.

Особую роль при таком способе формирования мотивации самовоспитания играет педагогический коллектив, в котором работает учитель. Когда молодой учитель увидит, что его коллеги с особым вниманием относятся к творческим находкам товарищей, к профессиональному росту, он переймет этот стиль работы.

Однако следует иметь в виду, что устойчивые потребности и мотивы профессионального самовоспитания у учителя могут сформироваться только в процессе собственной Профессиональной и профессионально-самовоспитательной деятельности. Для этого нужно, чтобы необходимость самовоспитания и задачи, встающие перед учителем в этой связи, были не только осознаны, но и приняты им. И что особенно важно, чтобы мотивы самовоспитания не стали самоцелью. Как указывал С. Л. Рубинштейн, одним из существенных условий достижения высокого результата самовоспитания является не та деятельность, единственная прямая цепь которой — выработка у себя соответствующих качеств, не прямая тренировка этих качеств, а деятельность, направленная на разрешение жизненно значимых задач, имеющих определенную социальную ценность. Именно в такой деятельности формирование и совершенствование личности выступают как естественный результат. «Кто непосредственно занят самоусовершенствованием как прямой целью своих забот и действий, тот обычно менее всего достигает этой цели,— отмечал С. Л. Рубинштейн.— Самым плодотворным является труд, в буквальном смысле самозабвенный. Человеку нужно достигать самоусовершенствования, но стремиться он должен, прежде всего, не к тому, чтобы сделать хорошим лично себя, а к тому, чтобы сделать что-то объективно хорошее в жизни: именно так, не возясь с собой, человек в самом деле совершенствуется». Это положение имеет методологическое значение. Оно является иллюстрацией марксовой идеи о том, что изменения в человеке происходят одновременно с теми изменениями, которые он сам производит в окружающей его действительности.

Устойчивые мотивы профессионального самовоспитания включаются в состав педагогических убеждений учителя.

О роли педагогических убеждений К. Д. Ушинский писал: «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности». И дальше: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы».

А. Дистервег метко подметил характер усвоения учителем основной идеи воспитания, преобразования этой идеи. Он указывал, что идея, которой служит учитель, состоит в насаждении нравственности в роде человеческом: «Ей отдается он своей душой, она владеет им безраздельно. Она не засела в его голову как надуманный принцип, но перешла ему в плоть и кровь. Не он ею владеет, а она им».

Учитель на каждом шагу убеждается в том, что его педагогические убеждения — основа его действий. Выработка убеждений — результат не только и не столько обучения, сколько индивидуального опыта, практической деятельности, результат серьезного идейно-политического и психолого-педагогического самообразования.

Мотивация педагогической деятельности зависит не только от объективных условий жизни и труда учителя, но в значительной мере и от личности самого учителя, его сознания и активности. Мотивационная сфера — ядро личности. Она не только социальна, но в значительной мере и интимна, скрытна. И очень многое зависит от того, осознана ли она самим учителем, делает ли он что-либо для совершенствования ее. Учитель находит и открывает для себя привлекательные стороны труда педагога. Но происходит это не стихийно, а в процессе сознательного овладения профессией, осознания ее достоинств для развития личности. Все это позволяет говорить о самовоспитании учителем мотивов своей деятельности.

Не требует особого доказательства зависимость успеха в любом деле от того, как к нему относится его исполнитель. В педагогическом деле это особенно ощутимо. Увлеченность учителя обучением и воспитанием учащихся — условие увлеченности последних. >



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: