Форма экспертного заключения
________________________________________________________________
(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)
| Позиция для экспертной оценки | Экспертная оценка | Примечание | ||||||||
| «да» | «нет» | |||||||||
| I. Общая краткая характеристика представленного материала | ||||||||||
| I.1 | Состав и полнота представленных материалов: | |||||||||
| · представлен учебник | ||||||||||
| · представлена пояснительная записка | ||||||||||
| · представлено электронное приложение к учебнику | ||||||||||
| · представлено учебно-методическое пособие для учителя | ||||||||||
| · представлены учебники, образующие завершенную предметную линию учебников | ||||||||||
| · представлены иные дополнительные материалы к учебнику | ||||||||||
| I.2 | Форма представления учебника: | |||||||||
| · учебник представлен в форме печатного издания | ||||||||||
| · учебник представлен в форме электронного издания | ||||||||||
| I.3 | Представленное издание является учебником, т.е. учебным изданием, содержащим систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части в соответствии с требованиями ФГОС? | |||||||||
| I.4 | Названия учебника соответствует названию учебного предмета, зафиксированного ФГОС (укажите какому) | |||||||||
| I.5 | В содержании учебника отсутствуют сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству | |||||||||
| I.6 | Требуется дополнительная этно-региональная экспертиза содержания учебника | |||||||||
| I.7 | Оценка социально-педагогических рисков | |||||||||
| · учебник доступен для осмысления учителем и не создаёт неоправданных трудностей для его использования в учебном процессе | ||||||||||
| · учебник не провоцирует негативных психологических и социально-педагогических эффектов (информационная и эмоциональная перегрузка, потеря интереса к предмету, блокирование самостоятельности) | ||||||||||
| · отсутствуют тексты, иллюстративный материал, задания и т.д., формирующие искаженное представление о современной действительности | ||||||||||
| II. Соответствие содержания и методического аппарата учебника (представленных материалов) требованиям ФГОС | ||||||||||
| II.1 | Отобранное содержание в соответствии с требованиями ФГОС характеризуется направленностью на формирование результатов: | |||||||||
| · личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме | ||||||||||
| · метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории | ||||||||||
| · предметных,включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. | ||||||||||
| II.2 | Содержание соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: в содержание включены ссылки (гиперссылки), предполагающие работу с использованием электронных образовательных ресурсов | |||||||||
| II.3 | Изложение учебного материала характеризуется: | |||||||||
| · структурированностью | ||||||||||
| · систематичностью | ||||||||||
| · последовательностью | ||||||||||
| · разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов | ||||||||||
| · наглядностью, иллюстрации (в том числе мультимедийные) соответствуют тексту и дополняют его | ||||||||||
| II.4 | Содержание учебника представлено: | |||||||||
| · на базовом уровне (для третьей ступени обучения) | ||||||||||
| · на углублённом уровне (для третьей ступени обучения) | ||||||||||
| II.5 | Текстовой материал соответствует нормам современного русского языка | |||||||||
| II.6 | Соотношение между фактами и обобщениями, представленными в учебнике рационально | |||||||||
| II.7 | Понятийный аппарат учебника скоординирован | |||||||||
| II.8 | Вопросы и задания способствуют: | |||||||||
| · овладению приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему | ||||||||||
| · формированию навыков смыслового чтения | ||||||||||
| · развитию критического мышления | ||||||||||
| · формированию ИКТ-компетентности обучающихся | ||||||||||
| · развитию умения работы учащегося с информацией (умений работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, и пр.) | ||||||||||
| · формированию навыков самостоятельной деятельности | ||||||||||
| · формированию умения учиться и способности к организации своей деятельности (формированию умения планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку) | ||||||||||
| · организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса | ||||||||||
| II.9 | Имеются вопросы и задания, предусматривающие: | |||||||||
| · установление, применение межпредметных связей | ||||||||||
| · перенос знаний, умений, навыков, опыта деятельности в другую ситуацию | ||||||||||
| · учет региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации | ||||||||||
| · работу с электронными информационными ресурсами | ||||||||||
| II.10 | В учебнике присутствуют задания, организующие контрольно-оценочную деятельность учащихся с учетом четких и объективных критериев оценки учебных достижений | |||||||||
| II.11 | Электронные учебные материалы, предназначенные для организации усвоения и контроля, характеризуются: | |||||||||
| · разнообразием типологии заданий в тестовой форме | ||||||||||
| · наличием ответов и пояснений к заданиям и тестам и критериев их оценивания, универсальных для ученика и учителя | ||||||||||
| · наличием инструментария для фиксации и хранения результатов выполнения тестовых заданий | ||||||||||
| III. Соответствие содержания учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся | ||||||||||
| III.1 | Объём основного материала соответствует нормам учебного времени | |||||||||
| III.2 | В содержании учтены: | |||||||||
| · ведущая деятельность, характерная для обучающихся данной возрастной группы | ||||||||||
| · основные интересы обучающихся данной возрастной группы | ||||||||||
| · предполагаемый жизненный опыт обучающихся данной возрастной группы, в том числе опыт жителей городской и сельской местности | ||||||||||
| · гендерный подход (соблюдены интересы мальчиков и девочек) | ||||||||||
| · предполагаемый уровень личностного развития обучающихся данной возрастной группы, психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления для возможного адекватного восприятия | ||||||||||
| III.3 | Содержание способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся | |||||||||
| III.4 | Стиль изложения материала доступен и понятен обучающимся данной возрастной группы | |||||||||
| III.5 | В материалах присутствуют механизмы персонализации содержания | |||||||||
| III.6 | Формы предъявления основного и дополнительного учебного материала (текстовая, текстографическая, мультимедийная): | |||||||||
| · продуманы с точки зрения физиологии ребёнка данного возраста | ||||||||||
| · комфортны для применения в обучении | ||||||||||
| · ориентированы на обеспечение различных нужд обучающихся | ||||||||||
| III.7 | Реализованный в учебнике аппарат организации усвоения и контроля характеризуется: | |||||||||
| · соответствием познавательным возможностям обучающихся данной возрастной группы | ||||||||||
| · обоснованностью пропорций репродуктивных и развивающих заданий | ||||||||||
| · направленностью на учет индивидуальных особенностей обучающихся | ||||||||||
| III.8 | Оформление учебного издания соответствует возрастным особенностям школьников | |||||||||
| IV. Соответствие содержания учебника задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося | ||||||||||
| IV.1 | Содержание имеет воспитывающий характер, способствующий духовно-нравственному развитию обучающихся | |||||||||
| IV.2 | Содержание способствует становлению российской гражданской идентичности обучающихся, содействует формированию у них патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своему народу, своему краю | |||||||||
| IV.3 | Содержание имеет поликультурный характер, отражает многообразие и единство национальных культур народов России, культуры других народов, содействует формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу. | |||||||||
| IV.4 | Содержание отвечает задачам обучения и воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей: · патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине); · социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство); · гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания); · семья (любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); · жизнь человека (осознание ценности человеческой жизни, здорового образа жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому, социально-психологическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности); · труд и творчество (уважение к труду и людям труда, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость); · наука (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира, инновационность научного знания); · искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие); · природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание); · человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество) | |||||||||
| IV.4 | Присутствуют вопросы и задания, обеспечивающие координацию воспитательных усилий школы и семьи, включение родителей в учебно-воспитательный процесс в рамках данного предмета, актуализация их жизненного и нравственного опыта | |||||||||
| V. Преемственность учебников | ||||||||||
| V.1 | Принадлежность учебника к системе учебников, обеспечивающих | |||||||||
| · сохранение основной структуры учебника в рамках ступени/линии/системы | ||||||||||
| · единство общего стиля изложения материала учебника в рамках ступени/линии/системы | ||||||||||
| · сбалансированность сложности содержания учебника соответственно возрастным особенностям обучающихся | ||||||||||
| · единство методического аппарата, художественного оформления, инструментов навигации | ||||||||||
| VI. Оценка учебно-методического пособия учителя | ||||||||||
| VI.1 | Наличие методических рекомендаций по каждому разделу учебника | |||||||||
| VI.2 | Наличие методических рекомендаций по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся | |||||||||
| VI.3 | Наличие методических рекомендаций по использованию электронных учебных материалов | |||||||||
| VI.4 | Наличие методических рекомендаций по формированию ИКТ-компетентности учащихся | |||||||||
| VI.5 | Наличие методических рекомендаций по оценке образовательных достижений обучающихся | |||||||||
| VII. Требования к электронным материалам | ||||||||||
| VII.1 | Наличие возможности индивидуализации образования: | |||||||||
| · наличие в содержании компоненты, обеспечивающей реализацию уровневой дифференциации – нескольких уровней сложности, соответствующих уровням усвоения учебного материала; | ||||||||||
| · наличие возможности изменения последовательности и темпа подачи материала для поддержки традиционных и внедрения новых методик обучения; | ||||||||||
| · наличие разнообразных средств ведения диалога – вопросы в произвольной форме, ключевые слова, форма с ограниченным набором символов и др.; | ||||||||||
| VII.2 | Наличие инструментария для работы с текстовой информацией (заметки, закладки) | |||||||||
| VII.3 | Наличие инструментария для поиска информации, создания собственных коллекция электронных ресурсов (избранное) | |||||||||
| VII.4 | Полнота использования возможностей компьютера в обработке и представлении информации там, где это необходимо с точки зрения взаимодействия с пользователем: | |||||||||
| · необходимость и достаточность предложенного уровня мультимедийности; | ||||||||||
| · необходимость и достаточность предложенного уровня интерактивности; | ||||||||||
| VII.5 | Соответствие требованиям качества экранного дизайна: | |||||||||
| · четкость представления текста и графики; | ||||||||||
| · соответствие цветовых, текстовых, звуковых решений, информационной насыщенности экранов эргономическим требованиям, учитывающим возрастные психолого-педагогические особенности учащихся; | ||||||||||
| VII.6 | Удобство интерфейса | |||||||||