- непрерывность,
- целенаправленность,
- интегративность,
- единство общей и профессиональной культуры,
- взаимосвязь и преемственность,
- доступность,
- опережающий характер,
- перманентность перехода от низкой ступени к высшей,
- вариативность и др.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
- правовое;
- эстетическое (гуманитарное);
- историческое;
- иностранные языки;
- политическое;
- информационно-компьютерные технологии;
- охрана здоровья;
- интересы и хобби.
Источники самообразования.
В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Определим источники знаний:
- телевидение;
- газеты, журналы;
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
- Интернет;
- видео, аудио;
- платные курсы;
- семинары и конференции;
- мастер-классы;
- мероприятия по обмену опытом;
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
- курсы повышения квалификации;
- путешествия.
Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Составляющие процесса самообразования учителя.
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
- систематический просмотр определённых телепередач;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
- решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
- общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
- ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Результат самообразования
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
- результаты самообразования учителя на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, на-глядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов;
- педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).