Основные принципы самообразования.




  • непрерывность,
  • целенаправленность,
  • интегративность,
  • единство общей и профессиональной культуры,
  • взаимосвязь и преемственность,
  • доступность,
  • опережающий характер,
  • перманентность перехода от низкой ступени к высшей,
  • вариативность и др.

 

Основные направления, в которых учи­телю необходимо заниматься самообразованием.

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • психологическое (имидж, общение, искусство вли­яния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  • правовое;
  • эстетическое (гуманитарное);
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • охрана здоровья;
  • интересы и хобби.

 

Источники самообразования.

В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники знаний:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, пу­блицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео, аудио;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

Как говорилось выше, все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствую­щие профессиональному росту. Однако они могут спо­собствовать и тому и другому одновременно.

 

Составляющие процесса самообразования учителя.

Если представить деятельность учителя в области са­мообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

  • Изучать и внедрять новые педагогические техноло­гии, формы, методы и приёмы обучения.
  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  • Периодически проводить самоанализ своей про­фессиональной деятельности.
  • Совершенствовать свои знания в области класси­ческой и современной психологии и педагогики.
  • Систематически интересоваться событиями со­временной экономической, политической и культурной жизни.
  • Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

 

Виды деятель­ности, составляющие процесс самообразования.

  • систематический просмотр определённых теле­передач;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и пред­метной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподавае­мому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной слож­ности или нестандартной формы;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков для анализа со сто­роны коллег;
  • организация кружковой и внеклассной деятельно­сти по предмету;
  • изучение информационно-компьютерных техноло­гий;
  • посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
  • общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
  • ведение здорового образа жизни, занятия спор­том, физическими упражнениями.

 

Результат самообразования

В личном плане самообразования учителя обязатель­но должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

  • результаты самообразования учителя на опреде­лённых этапах (самообразование непрерывно, но плани­ровать его нужно поэтапно);
  • повышение качества преподавания предмета (ука­зать показатели, по которым будет определяться эффек­тивность и качество);
  • разработанные или изданные методические посо­бия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследо­вания;
  • разработка новых форм, методов и приёмов обу­чения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, на-глядностей;
  • выработка методических рекомендаций по приме­нению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по соб­ственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов;
  • педагогических разработок;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: