Общая характеристика реализма в Германии XIX века




Содержание

Введение

1. Общая характеристика реализма в Германии XIX века

2. Основные черты немецкой культуры и литературы второй половины XIX века

Заключение

Список использованных источников


Введение

 

Литература в Германии после революции 1848 года в силу ряда общественно-политических причин - прежде всего из-за предательской роли немецкой буржуазии в этой революции, из-за слабости буржуазно-демократических слоев раздробленной нации - надолго утрачивает то мировое значение, которое она имела в эпоху Лессинга, Шиллера, Гете, романтиков и Гейне. Г. Манну наряду с его братом Томасом принадлежит великая заслуга в развитии немецкой национальной культуры, именно они вновь вывели литературу Германии на широкую мировую магистраль. В то время как литература Англии и Франции в XIX веке дала величайшие образцы европейского романа и новеллы, воплощавшие принципы критического реализма, литература немецкая, хотя и выдвинувшая в 70-80-х годах ряд значительных явлений (как, например, творчество Теодора Фонтане), продолжала все же оставаться на периферии этого важнейшего общественно-политического процесса. Братья Манны, опираясь на опыт ведущих литератур Европы, в том числе и русской, и в то же время используя национальную реалистическую традицию, впервые подняли немецкий роман критического реализма на уровень лучших образцов этого жанра.

Политическая реальность эпохи не соответствовала возвышенным представлениям писателей предшествующего периода. В философии, которая повернула к материализму, ведущее место принадлежало Л. Фейербаху и К. Марксу; в литературе все больше внимания уделялось социальной действительности. Лишь в 1880-е реализм был потеснен натурализмом с его радикальными программами.

Общий кризис буржуазной культуры после революции 1848 года давал себя чувствовать в Германии особенно остро - в стране, которая в 50-60-х годах XIX века была еще раздробленной и отставала от других стран Западной Европы как в политическом, так и в экономическом отношении.

Объект исследования - реализм в немецкой драматургии, немецкой поэзии, немецкой прозы после революции 1848 года.

Цель реферата - изучение характера реализма в немецкой драматургии, немецкой поэзии, немецкой прозы после революции 1848 года.


Общая характеристика реализма в Германии XIX века

 

После смерти Гёте в 1832 г. классически-романтический период в немецкой литературе подошел к концу. Политическая реальность эпохи не соответствовала возвышенным представлениям писателей предшествующего периода.

В философии, которая повернула к материализму, ведущее место принадлежало Л. Фейербаху и К. Марксу.

В литературе все больше внимания уделялось социальной действительности. Лишь в 1880-е гг. реализм был потеснен натурализмом с его радикальными программами.

Реализм - это правдивое, объективное отражение действительности. Он возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Реализм - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм - основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.

Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут от Возрождения ("ренессансный реализм"), либо от Просвещения ("просветительский реализм"), либо с 30-х гг. XIX в. ("собственно реализм").

немецкая драматургия поэзия реализм

Ведущие принципы реализма XIX-XX вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала, воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т.е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей), предпочтение в способах изображения "форм самой жизни" но наряду с использованием, особенно в XX-м в. условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска), преобладающий интерес к проблеме "личность и общество" (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового мифологизированного создания).

Творчество некоторых авторов, родившихся на рубеже столетий, носило переходный характер. Пейзажная лирика Н. Ленау (1802-1850 г.) отражала отчаянные поиски мира и покоя. Ф. Рюккерт (1788-1866), подобно Гёте, обратился к Востоку и виртуозно воссоздал на немецком языке его поэзию; в то же время в стихах (Сонеты в латах, 1814 г.) он поддержал освободительную войну против Наполеона. Борьба Польши за независимость стала темой многих стихов А. фон Платена (1796-1835 г.), который последние годы жизни провел в Италии, воспевая в совершенных по форме стихах свой вечный идеал - Красоту. Э. Мёрике (1804-1875 г.) развивал в своей поэзии богатое литературное наследие минувшего.

Не приемля ухода большинства тогдашних авторов от действительности в мир воображаемый, мнимый, группа либеральных литераторов "Молодая Германия" провозгласила идеалы гражданственности и свободы. Особое место среди них занимает Л. Бёрне (1786-1837 г.), но из великих писателей в это движение, хотя и временно, входил только один - Гейне. С годами горький контраст между грезой и реальностью привнес в творчество поэта иронию и эмоциональный разлад. В поздних повествовательных поэмах Атта Троль (1843 г.) и Германия. Зимняя сказка (1844 г.) Гейне вполне выявил яркое сатирическое дарование.

Растущим осознанием роли среды характеризуется развитие прозы в середине и конце XIX в. Лучшие достижения относятся к жанру новеллы, который успешно культивировался в Германии примерно с 1800 г. Однако в силу ограниченного объема новелла не могла воплотить судьбоносные общественно-политические перемены в жизни нации. К.Л. Иммерман (1796-1840 г.) в романе Эпигоны (1836 г.) - название, символичное для всего послегётевского периода - попытался изобразить крах старого общественного порядка под натиском меркантильности. Безнравственному обществу Иммерман в Обергофе, одной из частей романа Мюнхгаузен (1838-1839 г.), противопоставил образ "здорового" прямодушного крестьянина. Жизни крестьян посвящены и романы швейцарца И. Готхельфа (псевд.; наст. имя - А. Битциус, 1797-1854 г.).

Появляются первые удачные романы на диалектах, в частности произведения Ф. Ройтера (1810-1974 г.) на нижненемецком Из времен французского нашествия (1859 г.) и его продолжения. Интерес читателей к чужеземной жизни удовлетворяли такие писатели, как Ч. Зилсфилд (наст. имя К. Постль, 1793-1864 г.), чья книга Судовой журнал (1841 г.) во многом способствовала формированию у немцев образа Америки.

Черпая вдохновение в родной Вестфалии, немецкая поэтесса Аннетта фон Дросте-Гюльсгоф (1797-1848 г.) создала собственный лирический язык, вторящий голосу природы. Лишь в XX в. открылось значение трудов австрийца А. Штифтера (1805-1868 г.), который сосредоточил внимание на первоосновах существования в природе и обществе (Этюды, 1844-1850 г.). Его идиллический роман Бабье лето (1857 г.) отмечен консервативными тенденциями, усилившимися после революции 1848 г., и верностью гуманистическому идеалу в духе Гёте; герои Штифтера нередко приходят к стоическому смирению. Этот же мотив играет важную роль в творчестве уроженца Северной Германии Т. Шторма (1817-1888 г.). Вслед за ранними лирическими новеллами - среди них особо выделяется Иммензее (1850 г.) - вышли еще более впечатляющие Aquis submersus (лат.; Поглощение водами, 1876 г.) и Всадник на белом коне (1888 г.). В. Раабе (1831-1910 г.), в поисках прибежища от пессимизма, погрузился в диковатый мир одиноких маленьких людей. Начиная с Хроники Воробьиной улицы (1857 г.) он продолжал традицию юмористического романа, которая в Германии восходит к Жану Паулю.

Поэтический реализм, который ряд критиков усматривает во всей художественной прозе этого периода, легко уясняется на примере швейцарского романиста Келлера (1819-1890 г.). Опираясь на философию Фейербаха, он обнаруживал чудо красоты даже под самой невзрачной наружностью. В своем творчестве он достиг гармонии реальности и поэтического видения. Соотечественник Келлера К.Ф. Мейер (1825-1898 г.) писал изящные исторические новеллы, в частности из эпохи Возрождения (Женитьба монаха, 1884 г.). Как в прозе, так и в стихах Мейер наделял обстоятельства символическим значением. Совершенство формы характерно и для рассказов плодовитого и в свое время очень популярного П. Гейзе (1830-1914 г.).Т. Фонтане (1819-1898 г.) разделял интерес своих предшественников к истории (баллады и роман Шах фон Вутенов, 1883 г.) и родной провинции (Странствия по марке Бранденбург, 1862-1882 г.). Особенно удался Фонтане анализ столичного общества в романе Эффи Брист (1895 г.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: