Экологические игры для детей раннего возраста.




Актуальность экологического воспитания детей в наше время высока как никогда, ведь каждый человек, который сегодня наносит вред природе, когда-то был ребенком. Потому так важно с самых ранних лет воспитывать в детях любовь ко всему живому и учить их ответственному отношению к природе.

В течение первых семи лет жизни у ребенка происходит формирование самосознания: он начинает понимать, какое место занимает в мире, ориентироваться в окружающей действительности и знакомиться с ее ценностями. Именно в этот период в ребенке важно заложить основы взаимодействия с окружающей природой, привить ему любовь, уважение и бережное отношение к ней.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающим мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь.

Педагог вводит малыша в этот прекрасный мир природы, раскрывает перед ним его тайны и законы, воспитывает правильное отношение к природе, потребность в её познании. Очень важно постоянно показывать интерес к природе, её объектам и явлениям, желание познавать их.

Какие методы приобщения ребенка к природе наиболее эффективны? Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослыми деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в ясельном возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и ода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой – крошки хлеба.

Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, мы перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в дальнейшем.

Далее представлены игры, главная цель которых: повышения интереса к разнообразным и неповторимым объектам природы.

 

Игра "Разноцветные домишки"   Игровая задача: съехать с горки, стремясь докатиться до одного из игрушечных зверят, расставленных на разноцветных пластмассовых кубиках внизу с одной из сторон ската, пообщаться с этой игрушкой Дидактические задачи: § Закреплять и уточнять представления детей о животных; а также об основных цветах оттенках. § Развивать связную речь, вступая в диалоги со зверюшками, приезжая в гости. § Вызвать симпатию к традиционно неприятным или пугающим животным (злой волк, противная лягушка, хитрющая лиса). ("Мы любим всех зверей, ко всем в домишки заглянем".) § Развивать двигательную активность. В игре важно обеспечить эмоциональное общение детей с персонажами. Можно облегчить задачу, убрав кубики и оставив только фигурки зверей, но в таком случае эта игра будет менее интересной.
Игра "Разноцветный финиш" Игровая задача:съехать с горки на санках как можно дальше по одной из цветовых пометок внизу ската. Цветовые пометки могут быть как основных цветов, так и их оттенков, если вы хотите познакомить малышей с ними. Дидактические задачи: § Упражнять в различении и назывании цветов и их оттенков. § Вызвать симпатию к любимой игрушке. § Поощрять взаимопомощь малышей во время подъема. § Порадовать детей, внеся разнообразие в привычное катание на горке. § Упражнять в разнообразных движениях: подъем по ступенькам около ската, самостоятельное усаживание, отталкивание (незначительная помощь взрослого по просьбе ребенка).

 

"САМЫЙ - САМЫЙ"   Цель игры. § Вызвать у детей эстетический отклик на объекты природы, учить видеть их разнообразие и неповторимость. § Учить действовать с предметами, сравнивать их по отдельным признакам: размеру и весу, цвету и фактуре (в зависимости от своеобразия предмета). § Развивать сенсорные способности, речь, внимание и интерес к играм с коллекционным материалом. Организация игры. Дети сидят вокруг стола (5-7 человек). На столе настольная лампа. Интенсивный поток света фокусирует внимание детей, делает заметными и привлекательными все объекты. По столу свободно рассыпаны камешки. Содержание игры.Дети двумя пальчиками правой руки "ходят" по столу и приговаривают: "Мы по бережку пойдем, большой камешек найдем". Аналогично находится самый маленький. Игра может повторяться несколько раз. Рассматривание камешков можно сопровождать чтением стихов:   Этот камешек ровный и гладкий, Этот - с трещинкой узкой, косой, Этот камешек как шоколадка, Этот - с синей, густой полосой!   А какой же из них самый-самый? Их в коробочке не сосчитать! Я на берег приду вместе с мамой Новый камешек буду искать!   Вариант игры Можно предложить вариант игры, в котором главный признак предмета - вес. "Мы по бережку пойдем - легкий камешек найдем. Аналогичным образом можно поиграть в "Самый гладкий" и "Самый шероховатый", сравнивая и поглаживая камни пальчиком (на этот случай в коллекции хорошо иметь кусочек ракушечника).

 

"КАМЕШКИ (ШИШКИ, РАКУШКИ) СПРЯТАЛИСЬ"   Цель игры: § Повысить интерес к предметам природы. § Развивать наблюдательность, умение различать их по ряду признаков. § Развивать у детей двигательную активность, ориентировку в пространстве. § Активизировать словарь малышей. § Воспитывать у них дружелюбие в общении. Организация игры. Воспитатель прокладывает дорожку из яркого шнура (можно сплести шнур из толстой цветной шерсти) от 3 до 5-7 м. На концах дорожки - игрушки, валик для перелезания, кубик, "случайно" брошенный платок и пр. Помощник воспитателя отвлекает детей, и педагог прячет камешки про траектории дорожки (она извилистая). Содержание игры. Воспитатель зовет детей: "Камешки расшалились. Спрятались, затаились. Мы корзиночки возьмем, наши камешки найдем.. Детям второго года жизни можно подсказывать возможные места, где могли "спрятаться" камешки. Детям третьего года называют эти места только после того, как найдут, обязательно выделяя в речи предлоги и привлекая также внимание ребенка к отдельным качествам находки - большой, легкий, черный, гладкий (интонация взрослого и ласкательные суффиксы должны подчеркивать сенсорное своеобразие предметов). Вариант игры: Так, когда камешки найдены, воспитатель предлагает пробежать по дорожке и сложить камешки назад в шкатулку. Она ставится в конце дорожки, а на пути выставляются физкультурные дуги, валики для перелезания, кубы для перешагивания или другие физкультурные атрибуты. Настольный вариант игры: Объекты в разных коробках на столе, некоторые коробочки (они все разного размера) пустые. Сравниваем и называем цвета и размеры коробочек в процессе поиска, сравниваем объекты.
«Утята заблудились»   Ребенок помогает утятам перебраться через горы и ямки в песке, находите домик мамы-Утки около пруда. Утята тут же бегут купаться, несмотря на дождик, (где наша леечка?).
«Добрый Грузовичок» Вариант 1: Добрый Грузовичок и ребенок - его хозяин - везут Белке орехи и конфеты. Машина забуксовала. Дождик, дождик полил! Грузовичок возит песок, чтобы вода не залила Белкин дом... Вариант 2: Какая глубокая нора у резинового хомячка! Он хочет положить туда много зернышек и орехов. Ребенок помогает ему сделать припасы. Вода грозит залить норку, и малыш складывает в кузов Доброго Грузовичка зернышки хомячка. Грузовичок увезет их на горку - там хорошо сделать новую норку. У нас отличный совок, а у кого-то и экскаватор.

и развития детей!

 

 

Список литературы.

1. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2001 года. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002.

2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада.

Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.

3. Николаева, С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». – М.,

1993.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: