Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» городского округа город Мантурово
Объединение декоративно-прикладного искусства «Нериаж»
Тема: «Костромская глиняная игрушка.»
Занятие № 1.3 «Глазурование перед вторым обжигом (полива) ».
Теоретическая часть:
Глазурь – стекловидное покрытие, которое образуется при участии минералов, кислот и щелочей. Основной компонент для её изготовления – кремний. Однако из- за высокого содержания эмали (стекловидной массы) его точка плавления составляет 1730º С, что совершенно не годится для обжига изделий. Поэтому к составу кремния добавляют вещества с низким содержанием эмали.
Следовательно имеются две группы глазурей: сырые и фритта (фритта – сплавленные вместе до состояния стекла компоненты глазури).
Вторая группа объединяет глазури, которые подвергались плавлению, а потому содержат все необходимые для этого ингредиенты. Эти глазури состоят из материалов, субстанции которых, в процессе получения эмали из твёрдого состояния переходят в жидкое. После охлаждения они образуют стекловидную массу, которую измельчают в порошок. Если смешать порошок с водой, получится жидкость для обработки поверхностей керамических изделий. Особые виды стекла фритты в процессе обжига расплавляются и плотно прилегают керамической массе.
Чтобы определить точный состав фриттованной глазури, нужно произвести некоторые расчёты. Такие расчёты, а также технология изготовления глазурей подобного типа – процесс практически непостижимый в экспериментальных условиях. Поэтому в своей деятельности мы просто будем использовать глазури готовые к работе, имеющиеся в продаже в специализированных торговых точка. В нашем случае - это магазин «Гончарный мир» (товары для гончаров и керамистов).
|
В выборе материала следует исключить составы, в состав которых входит ядовитый свинец. Глазурь, имеющаяся в объединении «Нериаж» подходит для производства посуды.
Практическая часть:
Используем два способа нанесения.
Первый способ - нанесение цветной глазури на белую основу – то же глазурь.
Второй способ – цветная глазурь ложитсяна изделие без предварительной подготовки его поверхности.
Первый способ:
· Покрытие первым слоем эмали. Декорирование глазурью выполняется на слое покрытия из белой эмали, который нейтрализует основу и усиливает цвета последующих покрытий. В конце добавляется слой прозрачной глазури, блестящей или матовой.
· Приготовление эмали. Составные части берутся в виде порошка. Отмерив нужно е количество компонентов, смешать лопаточкой, чтобы смесь приобрела равномерную окраску. Постепенно добавить воду в пропорции 400- 500 мл на 1 кг. сухого вещества. Размешать медленно, чтобы не образовалось сгустков. Когда смесь станет однородной, профильтровать её через сито.
· Толщина эмали. Большое значение имеет консистенция жидкой эмали. Она должна соответствовать тому декоративному эффекту, который вы хотите получить. Обычно толщина слоя составляет 1 мм.
· Покрытие первым слоем эмали. Покрытие эмалью следует производить на открытом воздухе или в специальном помещении, используя защитную маску.
· Окрашивание. Рекомендуется наносить краски в строго определённой последовательности слоёв, начиная со светлых и заканчивая тёмными тонами, способом, похожим на технику акварели. Нанесение красок выполняется мягкими кисточками, которые могут удерживать достаточное количество воды.
|
· Глазурь. Перед использованием рекомендуется дать суспензии выстояться около 10 часов.
· Перед нанесением рекомендуется хорошо очистить поверхность бисквита (изделие после первого обжига) чистой губкой или сырой тряпкой от следов жира и пыли, которые могут помешать закреплению глазури.
· Чтобы расплавленная глазурь не прилипала к плите в печи, перед обжигом следует мокрой губкой протереть нижнюю поверхность (дно) изделий.
· Нанесение глазури. Глазурь перемешивается кистью перед окраской игрушки. Если раствор густеет очень быстро, нужно его перемешивать перед каждым мазком.
Рекомендации: для получения качественного слоя не следует долго водить кистью по поверхности бисквита, движения должны быть лёгкие и скользящие. Если глазурь жидкая, то она ложится при лёгком нажиме кисти, которая двигается по поверхности не сгибаясь и строго вертикально. Если глина поглощает глазурь, следует добавить немного воды. Разжиженная глазурь легче ложится на изделие.
· С нижних контуров изделия удалим частицы глазури влажной губкой и как можно скорее поставим работу в печь для обжига, пока на неё не легла пыль.
· Во время обжига глазурь может растечься под основанием игрушек, нужен специальный защитный слой на подставке. Нужного состава в наличии нет, альтернативой может послужить каолин (белая глина), но ею мастерская не запаслась. Белую глину пришлось заменить обычной, Игрушки установлены на тонкий слой измельчённой глины.
|
· При выборе глазури для керамической массы главное, чтобы нижняя граница температуры обжига глазури была не больше верхней границы обжига керамической массы.
Имеющаяся керамическая масса в объединении (глина как и глазурь разного состава бывает) - это масса неисследованная химически в мастерской, помимо того что мы знаем, что она может выдержать термообработку. Поэтому как поведут себя эти два вещества при обжиге, можно будет узнать только после самого обжига……