Цель курса
Дать студентам общее представление о родовых особенностях человека, о специфике его психики и регуляторов поведения по сравнению с высшими животными, об эволюционных истоках социальной агрессии и становлении культуры ненасилия, о механизмах и последствиях кризисов, провоцируемых человеческой деятельностью, а также о возможных перспективах человека в обозримом будущем.
Задачи курса
Ознакомить слушателей с современными научными представлениями:
- о происхождении человека и культуры, этапах их становления, формировании этнического и культурного разнообразия;
- об истории и этапах развития человеческого сотрудничества;
- о культурных механизмах обеспечения социальной устойчивости, периодического обострения и преодоления антропогенных кризисов в прошлом и в настоящем;
- об условиях сохранения мировой цивилизации в будущем.
Тематический план
№ | Тема | Лекции (кол. часов) | Семинары (кол. часов) | Экзамен (кол. часов)) | ||
Предметы общей, сравнительной и культурной антропологии | ||||||
Формирование человека, общества и культуры в палеолите | ||||||
Механизмы и этапы становления ненасилия в историческое время | ||||||
Инструментальная и гуманитарная культура. гипотеза техно-гуманитарного баланса | ||||||
Эволюционные предпосылки и перспективы преодоления социального насилия | ||||||
Программа
Тема 1
Антропология и ее ответвления. Сравнительное изучение человека и высших животных. Место человека в современной биологической систематике. «Коэффициент цефализации» – анатомический коррелят интеллектуальности. Человек как носитель культуры и культура как способ человеческого существования. Межвидовая и внутривидовая агрессия; механизмы их ограничения в природе. Понятие этологического баланса. Человек умелый (Homo habilis) и экзистенциальный кризис антропогенеза. Нарушение этологического баланса и искусственные механизмы торможения агрессии. Неврозы, фобии и протокультура.
Тема 2
Ископаемые культуры нижнего, среднего и верхнего палеолита, их антропологические и психологические характеристики. Конкуренция за экологическую нишу и последовательное вытеснение отстающих видов гоминид прогрессивными видами. Грегарно-индивидуальный отбор – новая форма отбора в природе. Формирование «надприродных» качеств в психологии и поведении прачеловеческих сообществ. Ненависть к двойнику; забота о покойных, больных и раненных сородичах. Происхождение Homo sapiens: «Палеолитическая Ева». Окончательная победа неоантропов (кроманьонцев) над палеоантропами (неандертальцами). Переход от палеолита к неолиту. Конфликты в первобытном обществе. Дивергенция и становление этнических групп (популяционная и этническая антропология).
Тема 3
Верхнепалеолитический кризис и революция неолита. Смена хозяйственных технологий – новая ментальность – новые формы социальной организации. Начала межгрупповой терпимости: люди учатся не убивать незнакомцев. Антропогенные кризисы и культурные революции после неолита. Городская революция; революция Осевого времени; индустриальная революция; информационная революция. Уроки надлома и обвала процветавших обществ. Синдром Предкризисного человека (Homo prae-crisimos).
Тема 4
Понятия инструментальной и гуманитарной культуры. Зависимость между «силой», «мудростью» и «жизнеспособностью» общества. Закон техно-гуманитарного баланса как механизм отбора социальных систем в кризисных фазах. Коэффициент кровопролитности (Bloodshed Ratio) сообщества: сравнительно-антропологические и сравнительно-исторические расчеты. Культурная антропология и кризисы планетарной цивилизации.
Тема 5
Почему агрессия является атрибутом живого вещества? Законы термодинамики и феномен устойчивого неравновесия. Свободная энергия как условие антиэнтропийной работы. Агрессия и культурная сублимация. Нейрофизиологические и психологические механизмы социальной агрессии. Эмоциональная амбивалентность. Духовные и альтруистические мотивации войны. Политическое насилие и перспективы вида Homo sapiens.
План семинара 1
Предмет антропологии. Особенности сравнительной и культурной антропологии.
Что такое «коэффициент цефализации», и что толкнуло ранних гоминид на орудийный путь развития?
Понятие этологического баланса.
Экзистенциальный кризис антропогенеза: какую угрозу существованию гоминид составило использование искусственных орудий, и каким образом невротические страхи обеспечили выживание Человека умелого?
Антропологические и психологические характеристики ископаемых культур палеолита.
План семинара 2
Что такое грегарно-индивидуальный отбор, и какие качества психики получили преимущества в процессе антропогенеза?
Фигура «Митохондриальной Евы». Возникновение людей современного вида (неоантропов). Когда и как люди современного вида окончательно вытеснили все прочие виды гоминид?
Кризис верхнего палеолита и неолитическая революция.
Вооруженные конфликты в первобытном обществе.
Гипотезы, касающиеся формирования этнических и расовых различий.
План семинара 3
Чем отличается ментальность неолита от ментальности палеолита?
Культурные последствия революции городов.
Предпосылки и последствия осевой революции. Как разрешается «загадка одновременности» (К. Ясперс) осевого времени?
Социально-психологическая симптоматика Предкризисного человека.
План семинара 4
Понятия «угроза», «опасность», «риск» и «культурно-психологическая притирка» (fitting).
Условие устойчивости: системная зависимость между «силой», «мудростью» и жизнеспособностью общества. Экологические и геополитические кризисы на различных стадиях исторического развития.
Гипотеза техно-гуманитарного баланса и ее эмпирические доказательства.
Культурно-историческая динамика социального насилия: Коэффициент кровопролитности сообщества.
Глобальные кризисы современной цивилизации в свете гипотезы техно-гуманитарного баланса.
План семинара 5
Физические предпосылки биологической и социальной агрессии. Нейропсихологическая подоплека функциональной агрессивности. Понятие «злокачественной агрессии».
Предметные и функциональные мотивы социальных конфликтов.
Эмоциональная амбивалентность: опасность как способ удовлетворения функциональных потребностей.
Культурные механизмы замещающей активности.
Способны ли люди жить без войн?
Современные средства сублимации и перспективы планетарной цивилизации.
Вопросы к зачету
1. Концептуальное соотношение общей, сравнительной и культурной антропологии.
2. Человек в современной биологической систематике: царство – тип – подтип – класс – отряд – семейство – род – вид. Понятие «коэффициент цефализации».
3. Агрессия и её ограничения в природе. Понятие этологического баланса.
4. «Экзистенциальный кризис антропогенеза» и образование протокультуры.
5. Ископаемые культуры нижнего, среднего и верхнего палеолита: их хронологические, антропологические и психологические характеристики.
6. Понятие грегарно-индивидуального отбора. Роль нового типа отбора в эволюции гоминид.
7. Общая характеристика палеолитической психологии. Основной механизм «прогресса» в палеолите.
8. «Митохондриальная Ева»: появление вида неоантропов.
9. Переход от среднего к верхнему палеолиту и окончательная победа кроманьонцев над неандертальцами.
10. Современные гипотезы, касающиеся образования этнических, расовых и конституциональных различий.
11. Предпосылки и обстоятельства верхнепалеолитического кризиса.
12. Культурные и психологические составляющие неолитической революции.
13. Культурно-исторические последствия «городской революции».
14. «Загадка одновременности» осевого времени и её современное решение.
15. Кризис сельскохозяйственной цивилизации в Европе и промышленная революция
16. Новое время: «преформативные» и «постформативные» культуры.
17. Понятия инструментальной и гуманитарной культуры. Закон техно-гуманитарного баланса.
18. Синдром Предкризисного человека.
19. Коэффициент кровопролитности: кросс-культурные и сравнительно-исторические характеристики социального насилия.
20. Понятия «угроза», «опасность», «риск» и «культурно-психологическая притирка».
21. Закон техно-гуманитарного баланса и глобальные кризисы современной цивилизации.
Основная литература
Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. М.: УРАО, 1999.
Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.: «Восточная литература» РАН, 1994.
Жегалло В.И., Смирнов Ю.А. Экогенез Homo sapiens и проблемы SETI в аспекте эволюционной экологии // Общественные науки и современность, 2000, № 1.
История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. Ред. Бромлей Ю.В. М.: Наука, 1983.
История человечества. Том I. Доисторические времена и начала цивилизации. Ред. Де Лаат З.Я. М.: Магистр-Пресс, 2003.
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. История развития человеческого интеллекта. Киев: Вища школа, 1985.
Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994.
Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. М.: УРСС, 2008.
Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М.: Мир, 2004.
Одергон А. Отель «Война». Психологическая динамика вооружённых конфликтов. М.: Энигма, 2008.
Сайкс Б. Семь дочерей Евы. М.: Рипол-классик, 2003.
Социальное насилие: эволюционно-исторический аспект. «Круглый стол» ученых // Общественные науки и современность, 2005, №4.
Фрейд З. Почему война? В кн.: Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.
Дополнительная литература
Берзин Э.О. Вслед за железной революцией // Историческая психология и социология истории, 2009, №2.
Боринская С., Янковский Н. Люди и их гены: нити судьбы. М.-Фрязино: Век 2, 2006.
Буровский А.М. Идиллический палеолит? // Общественные науки и современность, 1998, №1.
Григорьев А.А. Экологические уроки прошлого и современности. Л.: Наука, 1991.
Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс, 1997.
Демоз Л. Психоистория. Ростов/Дон: Феникс, 2000.
Казанков А.А. Агрессия в архаических обществах (на примере охотников-собирателей полупустыни). М.: ИА РАН, 2002.
Кларк Дж.Г.Д. Доисторическая Африка. М.: Наука, 1977.
Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997.
Лесков Л.В. Возможна ли эволюция Homo sapiens? // Общественные науки и современность, 1994, №6.
Назаретян А.П. Насилие в СМИ: сегодня и завтра // Вопросы психологии, 2009, №5.
Назаретян А.П. Смыслообразование как глобальная проблема современности: синергетический взгляд // Вопросы философии, 2009, №5.
Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества. В двух томах. Том.1. М.: ИЭиА РАН, 1994.
Пегов С.А., Пузаченко Ю.Г. Общество и природа на пороге XXI века // Общественные науки и современность, 1994, №5.
Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. (Основы палеопсихологии). М.: Мысль, 1974.
Сагадеев А.В. Гуьанизм в классической мусульманской мысли // Историческая психология и социология истории, 2009, №1.
Семенов С.И. Идеи гуманизма в ибероамериканских культурах: история и современность // Историческая психология и социология истории, 2009, №1.
Рапопорт А. Мир – созревшая идея. Дармштадт: Дармштадт Блэттер, 1993.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1997.
Diamond J. Guns, germs, and steel. The fates of human societies. N-Y., London: W.W. Norton & Company, 1999.
Ember C.A., Ember M. Cultural anthropology. New Jersey: Prentice hall, 1999.
Тест к курсу «Антропология»
1. Современный человек относится к биологическому семейству:
а. Животных;
б. Млекопитающих;
в. Приматов;
г. Гоминид.
2. Современный человек относится к биологическому отряду:
а. Животных;
б. Млекопитающих;
в. Приматов;
г. Гоминид.
3. Современный человек относится к биологическому классу:
а. Животных;
б. Млекопитающих;
в. Приматов;
г. Гоминид.
4. Современный человек относится к биологическому типу:
а. Хордовых;
б. Млекопитающих;
в. Приматов;
г. Гоминид.
5. Современный человек относится к биологическому виду:
а. Архантропов;
б. Палеоантропов;
в. Неоантропов;
г. Постантропов.
6. Родоначальниками семейства гоминид считаются:
а. Австралопитеки;
б. Синантропы;
в. Питекантропы;
г. Неандертальцы.
7. Первые представители рода Homo:
а. Homo habilis;
б. Homo erectus;
в. Homo neandertalensis;
г. Homo sapiens.
8. Название первой из ископаемых культур, фиксируемых современной археологией:
а. Олдовайская культура;
б. Шелльская культура;
в. Ашельская культура;
г. Мустьерская культура.
9. Примерный возраст самых первых искусственных орудий:
а. 250 млн. лет;
б. 25 млн. лет;
в. 2,5 млн. лет;
г. 250 тыс. лет.
10. Примерный возраст первых искусственных захоронений:
а. 600 тыс. лет;
б. 60 тыс. лет;
в. 6 тыс. лет;
г. 600 лет.
11. Первыми начали регулярно использовать огонь:
а. Австралопитеки;
б. Архантропы;
в. Палеоантропы;
г. Неоантропы.
12. Грегарно-индивидуальный отбор – это:
а. Сохранение наиболее физически сильных особей;
б. Сохранение самых крупных особей;
в. Сохранение самых агрессивных стад;
г. Сохранение стад с наиболее отработанными внутригрупповыми отношениями.
13. «Палеолитическая Ева» – это:
а. Праматерь всех гоминид;
б. Праматерь архантропов;
в. Праматерь палеоантропов;
г. Праматерь неоантропов.
14. Примерный возраст «Палеолитической Евы»:
а. 20-25 млн. лет;
б. 2-2.5 млн. лет;
в. 200-250 тыс. лет;
г. 20-25 тыс. лет.
15. Этологический баланс – это:
а. Зависимость между величиной и силой животного;
б. Зависимость между древностью происхождения и уровнем интеллекта;
в. Зависимость между величиной головного мозга и сложностью поведения;
г. Зависимость между естественной вооруженностью и прочностью инстинктивного торможения внутривидовой агрессии.
16. Коэффициент цефализации – это:
а. Отношение объема головного мозга к его весу;
б. Отношение веса головного мозга к весу тела;
в. Отношение объема и веса головного мозга к мышечной силе;
г. Соотношение интеллектуальных и эстетических способностей.
17. Антропогенный кризис – это:
а. Кризис, спровоцированный спонтанными неблагоприятными для человека изменениями природной среды;
б. Кризис, спровоцированный биологическим (генетическим и т.д.) истощением человеческой популяции;
в. Кризис, спровоцированный геологическим или космическим катаклизмом;
г. Неблагоприятные изменения среды, спровоцированные собственной активностью общества.
18. Неолитическая революция – это:
а. Начало использования огня;
б. Начало использования искусственных орудий;
в. Изобретение дистанционного оружия (луки, стрелы и т.д.);
г. Переход к оседлому земледелию и скотоводству.
19. Первые признаки неолитической революции относятся к эпохе:
а. 100-120 тыс. лет назад;
б. 50-60 тыс. лет назад;
в. 10-12 тыс. лет назад;
г. 4-5 тыс. лет назад.
20. Осевая революция связана с:
а. Появлением оседлого земледелия и скотоводства;
б. Появлением первых городов и письменности;
в. Появлением общих представлений о добре и зле, представлений об индивидуальной ответственности, критического мышления;
г. Появлением промышленного производства.
21. Осевая революция относится к эпохе:
а. 8-10 тыс. лет назад;
б. 4-5 тыс. лет назад;
в. 2200-2800 лет назад;
г. 500-700 лет назад.
22. Закон техно-гуманитарного баланса выражает:
а. Причинную связь между технологическим и гуманитарным потенциалами общества;
б. Положительную причинную связь между человеческим умом и нравственностью;
в. Отрицательную причинную связь между человеческим умом и нравственностью;
г. Причинную зависимость между технологическим потенциалом, качеством культурной регуляции и внутренней устойчмвостью общества.
23. Коэффициент кровопролитности общества выражает:
а. Отношение среднего числа убийств в единицу времени к численности населения;
б. Отношение среднего числа убийств к демографической плотности;
в. Отношение демографической плотности к численности населения;
г. Отношение среднего числа убийств к числу ненасильственных смертей.
24. В расчете на единицу популяции – люди убивают себе подобных:
а. Чаще, чем львы в естественных условиях;
б. Реже, чем львы в естественных условиях;
в. С той же частотой, что львы в естественных условиях;
г. Достоверные сведения отсутствуют
25. С ростом убойной силы оружия и демографической плотности – процент жертв социального насилия от численности населения:
а. Возрастал;
б. Сокращался;
в. Не изменялся;
г. Вектор изменений не выявлен.
26. Генетические различия между человеческими расами:
а. Более значительны, чем различия между расами горилл;
б. Менее значительны, чем различия между расами горилл;
в. Соразмерны различиям между расами горилл.
г. Сведения противоречивы.
27. Различия в генофондах человека и шимпанзе составляют:
а. 1%
б. 10%
в. 50%
г. 100%