Тест к курсу «Антропология»




Цель курса

Дать студентам общее представление о родовых особенностях человека, о специфике его психики и регуляторов поведения по сравнению с высшими животными, об эволюционных истоках социальной агрессии и становлении культуры ненасилия, о механизмах и последствиях кризисов, провоцируемых человеческой деятельностью, а также о возможных перспективах человека в обозримом будущем.

Задачи курса

Ознакомить слушателей с современными научными представлениями:

- о происхождении человека и культуры, этапах их становления, формировании этнического и культурного разнообразия;

- об истории и этапах развития человеческого сотрудничества;

- о культурных механизмах обеспечения социальной устойчивости, периодического обострения и преодоления антропогенных кризисов в прошлом и в настоящем;

- об условиях сохранения мировой цивилизации в будущем.

 

Тематический план

Тема Лекции (кол. часов) Семинары (кол. часов) Экзамен (кол. часов))
  Предметы общей, сравнительной и культурной антропологии      
  Формирование человека, общества и культуры в палеолите      
  Механизмы и этапы становления ненасилия в историческое время      
  Инструментальная и гуманитарная культура. гипотеза техно-гуманитарного баланса      
  Эволюционные предпосылки и перспективы преодоления социального насилия      
     
             

Программа

 

Тема 1

Антропология и ее ответвления. Сравнительное изучение человека и высших животных. Место человека в современной биологической систематике. «Коэффициент цефализации» – анатомический коррелят интеллектуальности. Человек как носитель культуры и культура как способ человеческого существования. Межвидовая и внутривидовая агрессия; механизмы их ограничения в природе. Понятие этологического баланса. Человек умелый (Homo habilis) и экзистенциальный кризис антропогенеза. Нарушение этологического баланса и искусственные механизмы торможения агрессии. Неврозы, фобии и протокультура.

 

Тема 2

Ископаемые культуры нижнего, среднего и верхнего палеолита, их антропологические и психологические характеристики. Конкуренция за экологическую нишу и последовательное вытеснение отстающих видов гоминид прогрессивными видами. Грегарно-индивидуальный отбор – новая форма отбора в природе. Формирование «надприродных» качеств в психологии и поведении прачеловеческих сообществ. Ненависть к двойнику; забота о покойных, больных и раненных сородичах. Происхождение Homo sapiens: «Палеолитическая Ева». Окончательная победа неоантропов (кроманьонцев) над палеоантропами (неандертальцами). Переход от палеолита к неолиту. Конфликты в первобытном обществе. Дивергенция и становление этнических групп (популяционная и этническая антропология).

 

Тема 3

Верхнепалеолитический кризис и революция неолита. Смена хозяйственных технологий – новая ментальность – новые формы социальной организации. Начала межгрупповой терпимости: люди учатся не убивать незнакомцев. Антропогенные кризисы и культурные революции после неолита. Городская революция; революция Осевого времени; индустриальная революция; информационная революция. Уроки надлома и обвала процветавших обществ. Синдром Предкризисного человека (Homo prae-crisimos).

 

Тема 4

Понятия инструментальной и гуманитарной культуры. Зависимость между «силой», «мудростью» и «жизнеспособностью» общества. Закон техно-гуманитарного баланса как механизм отбора социальных систем в кризисных фазах. Коэффициент кровопролитности (Bloodshed Ratio) сообщества: сравнительно-антропологические и сравнительно-исторические расчеты. Культурная антропология и кризисы планетарной цивилизации.

 

Тема 5

Почему агрессия является атрибутом живого вещества? Законы термодинамики и феномен устойчивого неравновесия. Свободная энергия как условие антиэнтропийной работы. Агрессия и культурная сублимация. Нейрофизиологические и психологические механизмы социальной агрессии. Эмоциональная амбивалентность. Духовные и альтруистические мотивации войны. Политическое насилие и перспективы вида Homo sapiens.

 

План семинара 1

Предмет антропологии. Особенности сравнительной и культурной антропологии.

Что такое «коэффициент цефализации», и что толкнуло ранних гоминид на орудийный путь развития?

Понятие этологического баланса.

Экзистенциальный кризис антропогенеза: какую угрозу существованию гоминид составило использование искусственных орудий, и каким образом невротические страхи обеспечили выживание Человека умелого?

Антропологические и психологические характеристики ископаемых культур палеолита.

 

План семинара 2

Что такое грегарно-индивидуальный отбор, и какие качества психики получили преимущества в процессе антропогенеза?

Фигура «Митохондриальной Евы». Возникновение людей современного вида (неоантропов). Когда и как люди современного вида окончательно вытеснили все прочие виды гоминид?

Кризис верхнего палеолита и неолитическая революция.

Вооруженные конфликты в первобытном обществе.

Гипотезы, касающиеся формирования этнических и расовых различий.

План семинара 3

Чем отличается ментальность неолита от ментальности палеолита?

Культурные последствия революции городов.

Предпосылки и последствия осевой революции. Как разрешается «загадка одновременности» (К. Ясперс) осевого времени?

Социально-психологическая симптоматика Предкризисного человека.

 

План семинара 4

Понятия «угроза», «опасность», «риск» и «культурно-психологическая притирка» (fitting).

Условие устойчивости: системная зависимость между «силой», «мудростью» и жизнеспособностью общества. Экологические и геополитические кризисы на различных стадиях исторического развития.

Гипотеза техно-гуманитарного баланса и ее эмпирические доказательства.

Культурно-историческая динамика социального насилия: Коэффициент кровопролитности сообщества.

Глобальные кризисы современной цивилизации в свете гипотезы техно-гуманитарного баланса.

 

План семинара 5

Физические предпосылки биологической и социальной агрессии. Нейропсихологическая подоплека функциональной агрессивности. Понятие «злокачественной агрессии».

Предметные и функциональные мотивы социальных конфликтов.

Эмоциональная амбивалентность: опасность как способ удовлетворения функциональных потребностей.

Культурные механизмы замещающей активности.

Способны ли люди жить без войн?

Современные средства сублимации и перспективы планетарной цивилизации.

 

Вопросы к зачету

1. Концептуальное соотношение общей, сравнительной и культурной антропологии.

2. Человек в современной биологической систематике: царство – тип – подтип – класс – отряд – семейство – род – вид. Понятие «коэффициент цефализации».

3. Агрессия и её ограничения в природе. Понятие этологического баланса.

4. «Экзистенциальный кризис антропогенеза» и образование протокультуры.

5. Ископаемые культуры нижнего, среднего и верхнего палеолита: их хронологические, антропологические и психологические характеристики.

6. Понятие грегарно-индивидуального отбора. Роль нового типа отбора в эволюции гоминид.

7. Общая характеристика палеолитической психологии. Основной механизм «прогресса» в палеолите.

8. «Митохондриальная Ева»: появление вида неоантропов.

9. Переход от среднего к верхнему палеолиту и окончательная победа кроманьонцев над неандертальцами.

10. Современные гипотезы, касающиеся образования этнических, расовых и конституциональных различий.

11. Предпосылки и обстоятельства верхнепалеолитического кризиса.

12. Культурные и психологические составляющие неолитической революции.

13. Культурно-исторические последствия «городской революции».

14. «Загадка одновременности» осевого времени и её современное решение.

15. Кризис сельскохозяйственной цивилизации в Европе и промышленная революция

16. Новое время: «преформативные» и «постформативные» культуры.

17. Понятия инструментальной и гуманитарной культуры. Закон техно-гуманитарного баланса.

18. Синдром Предкризисного человека.

19. Коэффициент кровопролитности: кросс-культурные и сравнительно-исторические характеристики социального насилия.

20. Понятия «угроза», «опасность», «риск» и «культурно-психологическая притирка».

21. Закон техно-гуманитарного баланса и глобальные кризисы современной цивилизации.

 

Основная литература

Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты. М.: УРАО, 1999.

Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.: «Восточная литература» РАН, 1994.

Жегалло В.И., Смирнов Ю.А. Экогенез Homo sapiens и проблемы SETI в аспекте эволюционной экологии // Общественные науки и современность, 2000, № 1.

История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. Ред. Бромлей Ю.В. М.: Наука, 1983.

История человечества. Том I. Доисторические времена и начала цивилизации. Ред. Де Лаат З.Я. М.: Магистр-Пресс, 2003.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. История развития человеческого интеллекта. Киев: Вища школа, 1985.

Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994.

Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. М.: УРСС, 2008.

Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М.: Мир, 2004.

Одергон А. Отель «Война». Психологическая динамика вооружённых конфликтов. М.: Энигма, 2008.

Сайкс Б. Семь дочерей Евы. М.: Рипол-классик, 2003.

Социальное насилие: эволюционно-исторический аспект. «Круглый стол» ученых // Общественные науки и современность, 2005, №4.

Фрейд З. Почему война? В кн.: Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.

 

Дополнительная литература

Берзин Э.О. Вслед за железной революцией // Историческая психология и социология истории, 2009, №2.

Боринская С., Янковский Н. Люди и их гены: нити судьбы. М.-Фрязино: Век 2, 2006.

Буровский А.М. Идиллический палеолит? // Общественные науки и современность, 1998, №1.

Григорьев А.А. Экологические уроки прошлого и современности. Л.: Наука, 1991.

Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс, 1997.

Демоз Л. Психоистория. Ростов/Дон: Феникс, 2000.

Казанков А.А. Агрессия в архаических обществах (на примере охотников-собирателей полупустыни). М.: ИА РАН, 2002.

Кларк Дж.Г.Д. Доисторическая Африка. М.: Наука, 1977.

Коул М. Культурно-историческая психология. М.: Когито-Центр, 1997.

Лесков Л.В. Возможна ли эволюция Homo sapiens? // Общественные науки и современность, 1994, №6.

Назаретян А.П. Насилие в СМИ: сегодня и завтра // Вопросы психологии, 2009, №5.

Назаретян А.П. Смыслообразование как глобальная проблема современности: синергетический взгляд // Вопросы философии, 2009, №5.

Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества. В двух томах. Том.1. М.: ИЭиА РАН, 1994.

Пегов С.А., Пузаченко Ю.Г. Общество и природа на пороге XXI века // Общественные науки и современность, 1994, №5.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. (Основы палеопсихологии). М.: Мысль, 1974.

Сагадеев А.В. Гуьанизм в классической мусульманской мысли // Историческая психология и социология истории, 2009, №1.

Семенов С.И. Идеи гуманизма в ибероамериканских культурах: история и современность // Историческая психология и социология истории, 2009, №1.

Рапопорт А. Мир – созревшая идея. Дармштадт: Дармштадт Блэттер, 1993.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1997.

Diamond J. Guns, germs, and steel. The fates of human societies. N-Y., London: W.W. Norton & Company, 1999.

Ember C.A., Ember M. Cultural anthropology. New Jersey: Prentice hall, 1999.

 

Тест к курсу «Антропология»

 

1. Современный человек относится к биологическому семейству:

а. Животных;

б. Млекопитающих;

в. Приматов;

г. Гоминид.

 

2. Современный человек относится к биологическому отряду:

а. Животных;

б. Млекопитающих;

в. Приматов;

г. Гоминид.

 

3. Современный человек относится к биологическому классу:

а. Животных;

б. Млекопитающих;

в. Приматов;

г. Гоминид.

 

4. Современный человек относится к биологическому типу:

а. Хордовых;

б. Млекопитающих;

в. Приматов;

г. Гоминид.

 

5. Современный человек относится к биологическому виду:

а. Архантропов;

б. Палеоантропов;

в. Неоантропов;

г. Постантропов.

 

6. Родоначальниками семейства гоминид считаются:

а. Австралопитеки;

б. Синантропы;

в. Питекантропы;

г. Неандертальцы.

 

 

7. Первые представители рода Homo:

а. Homo habilis;

б. Homo erectus;

в. Homo neandertalensis;

г. Homo sapiens.

8. Название первой из ископаемых культур, фиксируемых современной археологией:

а. Олдовайская культура;

б. Шелльская культура;

в. Ашельская культура;

г. Мустьерская культура.

 

9. Примерный возраст самых первых искусственных орудий:

а. 250 млн. лет;

б. 25 млн. лет;

в. 2,5 млн. лет;

г. 250 тыс. лет.

 

10. Примерный возраст первых искусственных захоронений:

а. 600 тыс. лет;

б. 60 тыс. лет;

в. 6 тыс. лет;

г. 600 лет.

 

11. Первыми начали регулярно использовать огонь:

а. Австралопитеки;

б. Архантропы;

в. Палеоантропы;

г. Неоантропы.

12. Грегарно-индивидуальный отбор – это:

а. Сохранение наиболее физически сильных особей;

б. Сохранение самых крупных особей;

в. Сохранение самых агрессивных стад;

г. Сохранение стад с наиболее отработанными внутригрупповыми отношениями.

 

13. «Палеолитическая Ева» – это:

а. Праматерь всех гоминид;

б. Праматерь архантропов;

в. Праматерь палеоантропов;

г. Праматерь неоантропов.

 

14. Примерный возраст «Палеолитической Евы»:

а. 20-25 млн. лет;

б. 2-2.5 млн. лет;

в. 200-250 тыс. лет;

г. 20-25 тыс. лет.

 

15. Этологический баланс – это:

а. Зависимость между величиной и силой животного;

б. Зависимость между древностью происхождения и уровнем интеллекта;

в. Зависимость между величиной головного мозга и сложностью поведения;

г. Зависимость между естественной вооруженностью и прочностью инстинктивного торможения внутривидовой агрессии.

 

16. Коэффициент цефализации – это:

а. Отношение объема головного мозга к его весу;

б. Отношение веса головного мозга к весу тела;

в. Отношение объема и веса головного мозга к мышечной силе;

г. Соотношение интеллектуальных и эстетических способностей.

 

17. Антропогенный кризис – это:

а. Кризис, спровоцированный спонтанными неблагоприятными для человека изменениями природной среды;

б. Кризис, спровоцированный биологическим (генетическим и т.д.) истощением человеческой популяции;

в. Кризис, спровоцированный геологическим или космическим катаклизмом;

г. Неблагоприятные изменения среды, спровоцированные собственной активностью общества.

 

18. Неолитическая революция – это:

а. Начало использования огня;

б. Начало использования искусственных орудий;

в. Изобретение дистанционного оружия (луки, стрелы и т.д.);

г. Переход к оседлому земледелию и скотоводству.

 

19. Первые признаки неолитической революции относятся к эпохе:

а. 100-120 тыс. лет назад;

б. 50-60 тыс. лет назад;

в. 10-12 тыс. лет назад;

г. 4-5 тыс. лет назад.

 

20. Осевая революция связана с:

а. Появлением оседлого земледелия и скотоводства;

б. Появлением первых городов и письменности;

в. Появлением общих представлений о добре и зле, представлений об индивидуальной ответственности, критического мышления;

г. Появлением промышленного производства.

 

21. Осевая революция относится к эпохе:

а. 8-10 тыс. лет назад;

б. 4-5 тыс. лет назад;

в. 2200-2800 лет назад;

г. 500-700 лет назад.

 

22. Закон техно-гуманитарного баланса выражает:

а. Причинную связь между технологическим и гуманитарным потенциалами общества;

б. Положительную причинную связь между человеческим умом и нравственностью;

в. Отрицательную причинную связь между человеческим умом и нравственностью;

г. Причинную зависимость между технологическим потенциалом, качеством культурной регуляции и внутренней устойчмвостью общества.

 

23. Коэффициент кровопролитности общества выражает:

а. Отношение среднего числа убийств в единицу времени к численности населения;

б. Отношение среднего числа убийств к демографической плотности;

в. Отношение демографической плотности к численности населения;

г. Отношение среднего числа убийств к числу ненасильственных смертей.

24. В расчете на единицу популяции – люди убивают себе подобных:

а. Чаще, чем львы в естественных условиях;

б. Реже, чем львы в естественных условиях;

в. С той же частотой, что львы в естественных условиях;

г. Достоверные сведения отсутствуют

 

25. С ростом убойной силы оружия и демографической плотности – процент жертв социального насилия от численности населения:

а. Возрастал;

б. Сокращался;

в. Не изменялся;

г. Вектор изменений не выявлен.

 

26. Генетические различия между человеческими расами:

а. Более значительны, чем различия между расами горилл;

б. Менее значительны, чем различия между расами горилл;

в. Соразмерны различиям между расами горилл.

г. Сведения противоречивы.

 

27. Различия в генофондах человека и шимпанзе составляют:

а. 1%

б. 10%

в. 50%

г. 100%



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: