1. Больше общайтесь. Активно поддерживайте разговор, если к вам обратились. Начинайте разговор сами. Заставьте себя вступать в максимальное количество контактов.
2. Попадая в компанию, где находится много незнакомых людей, попытайтесь первые несколько минут удержать на себе внимание присутствующих (но не за счет значимой информации, сверхмодной одежды или экстравагантных манер).
3. Определив для себя артистичного человека (без специального театрального образования), осознайте приемы, которые приводят к впечатлению о нем как артистичном человеке.
4. Когда у вас превосходное настроение, ведите себя так, чтобы собеседник заметил и оценил вашу... подавленность. А в плохом настроении ведите себя так, чтобы этого не заметили.
5. Выберите какую-нибудь сложную эмоцию (неосознанная радость, внутренняя тревога) и попытайтесь беседовать с хорошо знакомым человеком именно в этом эмоциональном ключе. Затем проверьте, спросив у собеседника, что и как вам удалось, что - нет, и определите почему.
6. Воспитывайте в себе детское, игровое начало. Вспоминайте, на что это похоже - быть ребенком. Три минуты в день смейтесь без всякого повода. Чаще вылезайте в центр и играйте роль массовика-затейника.
7. Играйте разные роли. Изображайте самых разных людей, ваших знакомых и друзей. Учитесь подражать мимике и интонациям других людей, старайтесь скопировать выражение их лица.
8. Учитесь быть спонтанным. Правильная душевная преднастройка даст вам и вдохновение, и смелость, а в результате все сложится просто и само собой. Живите без напряжения, чаще расслабляйтесь.
9. Следите за своим лицом. Основное, фоновое выражение - спокойная доброжелательность и готовность к улыбке.
|
10. Разрешите себе полюбить себя - просто примите себя таким, какой вы есть. Создавайте позитивный и спокойно-сильный внутренний образ самого себя.
11. Развивайте вашу физическую выразительность. Держите прямую осанку. Развивайте пластику и координацию движений. Делайте гимнастику для лица: тренируйте движения губ, щек, бровей и т. д.
12. Иногда поиграйте холерика, на все реагируйте живо и импульсивно. Учитесь говорить красиво и следите за образностью, яркостью речи.
13. Критически осмотрите свой гардероб (где у вас яркое, модное?). Найдите свой собственный стиль в одежде и поведении.
14. Займитесь аутотренингом. Не боритесь против стихии эмоций, а овладевайте ею, учитесь управлять своими настроениями.
15. Радуйтесь своей непохожести на других. Не сравнивайте себя с другими, а наслаждайтесь тем, что составляет вашу неповторимую индивидуальность.
16. Примите участие в телеинтервью. Убедительно солгите другу, а потом во всем признайтесь. В общении с приятелями испытайте свое умение подурачиться. Например, вам предлагают пойти в театр, а вы, напустив на себя важный вид, отвечаете: "Это надо всесторонне обдумать. Зайдите завтра". Это маленькое актерство приучает вас владеть ситуацией и выигрывать небольшую паузу перед своим ответом.
17. Находясь в транспорте, исподволь приглядитесь к какому-либо лицу. Постарайтесь сделать так, чтобы ваш интерес к человеку остался для него незамеченным. Если не получается - у вас слишком настойчивый, неделикатный взгляд. Такое неназойливое изучение взглядом другого человека должно стать вашим обыденным упражнением.
|
18. Испытайте свое умение шутить в напряженной обстановке. Тому, кто в транспорте наваливается на вас, скажите с улыбкой: "Я смотрю, автобусы какие-то тесные стали делать". Если взят верный тон, шутку подхватят.
19. Если кто-то вызывает у вас определенную степень неприязни, настройтесь так, будто вы его близкий друг и он вам очень дорог.
40. Сущность и специфика педагогического общения.
Общение между учителем и учеником - одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством.
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми.
Проблема эффективности общения разрабатывалась в трудах ведущих педагогов и психологов. Ей посвящены работы многих известных психологов - А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Знакова, А.А. Леонтьева, А.А. Реана и др. Следует отметить, что в качестве самостоятельного направления выделяется проблема эффективного педагогического общения (И.А. Зимняя, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, А.А. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан и др.).
|
В общей теории общения выделяют два его вида:
1. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.
2. Личностно-ориентированное общение,которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.
В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностно-ориентировано.
Педагогическое общение представляет собой одну из форм педагогического взаимодействия учителей с учащимися. Цели, содержание общения, нравственно-психологический уровень его для педагога выступают как заранее заданные. Педагогическое общение в большей части достаточно регламентировано по содержанию, формам, а потому не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие «нормативный статус» каждого.
Однако, поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Педагогическое общение «втягивает» личность педагога и ученика в этот процесс. Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Существует и неоформленное, но четкое мнение о любом из них. Оно обусловлено прежде всего общественными требованиями, предъявляемыми к личности педагога. Несоответствие личностных качеств этим требованиям отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учениками. В тех случаях, когда действие педагога в чем-то не соответствует элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. В результате снижается эффективность личностного воздействия педагога.
Характер общения педагога с учащимися обусловлен прежде всего его профессионально-предметной подготовленностью (знания, умения и навыки в области своего предмета, а также в области педагогики, методики и психологии), научным потенциалом и профессиональными устремлениями и идеалами. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности. Однако кроме знаний в процессе общения педагог проявляет свое отношение к миру, людям, профессии. В этом смысле гуманизация педагогического общения тесно связана с гуманитарной культурой педагога, которая позволяет не просто угадывать (на уровне интуиции) нравственно-психологические состояния учащихся, а изучать и понимать их.
Не меньшую значимость имеет развитие способности педагога отрефлексировать (проанализировать) свою позицию как участника общения, в частности то, в какой степени он ориентирован на учащихся. При этом важно то обстоятельство, что познание другого человека усиливает интерес к нему, создает предпосылки для его преобразования.
Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
41. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.
Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога:
1. умения межличностной коммуникации;
2. умения восприятия и понимания друг друга;
3. умения межличностного взаимодействия.
Умения межличностной коммуникации включают в себя:
1) умение передавать учебную информацию;
2) умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;
3) умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;
4) умение активно слушать ученика.
Среди перцептивных умений важное значение имеют:
1) умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;
2) умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося;
3) умение понимать эмоциональное состояние учащегося и др.
Вышеперечисленные и другие коммуникативные умения могут быть сформированы на интуитивном, житейском и сознательном уровнях. Кроме того, в каждом из них можно выделить низкий, средний и высокий подуровни
Познание человека человекам включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение "читать" позы, жесты, мимику, пантомимику.
Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний и своих способностей, оценку своего характера и других черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих.
Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Связанные с этим коммуникативные способности включают:
1) умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
2) умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
3) умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
4) умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства;
Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.
При общении необходимо следовать некоторым принципам:
принимать ученика таким, каков он есть, помнить, что каждый человек самобытен;
верить в способности учеников, стимулировать их творческую активность;
уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого;
не унижать достоинства ученика;
не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
помнить, что любой может ошибаться;
не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
17 .Взаимоотношения с окружающими людьми:
1. Отношения с людьми - главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если ученики не потянутся к вам сердцем. Отношения с людьми нужно строить на взаимопонимании и доверии.
2. Не нужно превращаться в чиновника, для которого главное - программа или план урока. Намного важнее - ученики, их интересы, стремления.
3. Необходимо учиться видеть в каждом ученике "изюминку", которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их.
4. Приходя на урок, оставляйте свои проблемы, амбиции, стереотипы за порогом класса
5. Учитель должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами учеников, коллег, администрации, родителей учеников. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общались.
6. Развивайте коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические подходы.
7. Чаще улыбайтесь. Улыбка располагает к вам учеников, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает желание общаться с вами.
8. Искренне интересуйтесь, чем заняты ваши ученики вне учебы.
9. Развивайте ваш внутренний духовный мир. Помните, что творческая духовно богатая личность всегда привлекает других людей и овладеть педагогическим мастерством, учителю необходимо не только хорошо знать свой предмет, но и владеть этикой межличностного общения, культурой педагогического труда.
42. Общение – процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности. Вне какой-либо деятельности общение невозможно.
Общение – результат развития общественной истории, отражающий уровень культуры и являющийся ее глубинным основанием и одновременно средством развития общества. В процессе общения обеспечивается единство действия той или иной группы людей (учебный класс, педагогический коллектив, семья), достигается взаимопонимание и согласованность поведения, формируются качества человека как субъекта труда и познания, поскольку оно формирует убеждения, обеспечивает практическую регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми.
Общение в школе или вузе несет в себе более глубокую функцию, нежели просто контакты между людьми. Любой вид общения в паре «учитель – ученик», «преподаватель – студент» независимо от ситуации, является воспитывающим. Учитель не имеет права разделять общение на «учебное» и «неучебное». От учителя требуются особые способности и умения в общении, так как воспитание осуществляется в результате духовной общности воспитателя и воспитуемого – только так могут передаваться накопленные человечеством ценности культуры.
Педагог – одна из самых сложных профессий, требующих большой самоотдачи, преданности, даже жертвенности. Общество предъявляет к учителю более высокие требования, чем к людям других профессий. Труд учителя – это:
· каждодневная работа с учащимися как в учебном заведении, так и вне его;
· регулярная работа над собой (накопление и обновление знаний, умений, навыков);
· систематический самоконтроль над собой (чтобы быть правильно понятым);
· общение с разными по характеру и способностям учащимися;
· общение с непохожими друг на друга родителями, каждый из которых считает только своего ребенка идеальным.
Эта деятельность сопряжена с различными способами и формами общения, которые педагог, прежде всего, выстраивает в своей голове. Таким образом, в деятельности обучающего наблюдается большой субъективизм, при наличии которого трудно определить уровень профессиональной культуры педагога. Тем не менее, существуют общие законы и принципы общения, без которых наша индивидуальность не сможет быть таковой. Содержание и уровень развития профессионального общения педагога предопределяется содержанием его педагогической деятельности.
В профессиональном общении педагога всегда можно выделить два тесно взаимосвязанных друг с другом звена. Во-первых, это общие принципы общения, заложенные самим характером общественного строя, унаследованные ценности прошлого, в которых реализуются педагогическая деятельность педагога, единые цели обучения и воспитания. Во-вторых, это индивидуальные принципы общения, его стиль – совокупность конкретных примеров и средств, которые обучающий своеобразно, в зависимости от конкретных условий и возможностей обучения и воспитания реализует в своей деятельности на основе имеющихся у него личных знаний, профессионального опыта, способностей и умений.
Педагогическое общение – вид духовной деятельности, которая в свое содержание обязательно включает как передачу знаний, умений и навыков на основе творческого, продуктивного их преподнесения, так и создание постоянно нового – формирование свободной, нравственной, гуманной, творческой, адаптивной личности человека. Это обстоятельство является определяющим для профессионального общения педагога, и именно умение управлять развитием личности (формировать необходимый объем знаний, закреплять определенные социальные ориентации, прививать полезные навыки к труду, теоретическому творческому мышлению) делает его педагогом.
Важнейшим признаком профессионализма педагога является его способность, используя те или иные формы обучения и воспитания обучающихся, выражать к каждому из них свое личное отношение. Умение разбираться в людях, верно оценивать их поступки, способность адекватно откликаться на их поведение, выбирать систему методов воспитания, которые наилучшим образом отвечают их индивидуальным способностям, – показатель профессиональной компетенции педагога.
Специфическим для профессионального общения является то, что педагог руководствуется желаниями, намерениями, стремлениями, которые предписаны его профессиональным долгом, обусловлены конкретными социальными условиями и требованиями общества. В силу этого крайне важно учитывать, как строятся взаимоотношения в паре «учитель – ученик». Проявление авторитарности, произвола, несправедливости со стороны педагога вызывает у обучающихся несогласие и протест. На какое-то время учитель добьется внешнего послушания, но оно не станет уважением, внутренней потребностью, будет носить конформный, чаще всего временный характер. Только подлинный, а не декларативный гуманизм, уважение, демократизм, справедливость и равенство приведут педагога к успеху, станут показателями его профессиональной культуры.
Другой важный показатель профессионального общения – использование педагогом разнообразных межличностных связей для формирования коллектива учащихся. Особое значение приобретает умение педагога строить свои взаимоотношения с коллективом учащихся как единым целым, умение искать и находить основания для гармонизации индивидуальных и коллективных интересов.
Педагогу необходимы особые нравственно-психологические качества: предельная доброта и любовь к учащимся (но не всепрощение и мягкотелость), обостренная совестливость, незыблемые честь и гордость в выполнении своей многотрудной миссии. У каждого педагога все эти качества представлены через его индивидуальность особым образом. Если человек, избравший профессию педагога, чувствует, что он делает не свое дело – это несчастье не только для него самого, но и для общества.
По мнению психологов, успех общения в целом зависит преимущественно от трех слагаемых:
– как мы вступаем в него;
– как поддерживаем диалог;
– как его завершаем.
Официальная форма обращения, принятая издавна на Руси, – «вы». Первым, кто ввел его, был боярин Андрей Курбский, и оно долго оставалось как форма аристократическая. Но со временем «вы» широко вошло в обиход, ибо требовалось обществу как знак социального достоинства.
В педагогической практике даже в начальной школе, на наш взгляд, предпочтительной должна быть форма обращения «вы». Такая форма обращения к малышам (практиковавшаяся, кстати, и в дореволюционной России) создает в классе серьезную, деловую обстановку, формирует уважение к личности, адекватную самооценку учащихся. Наоборот, в старших классах на «ты» можно обратиться к тому учащемуся, с кем устанавливаются особо доверительные отношения. Это обращение не к ученику, а к ученику-помощнику, к ученику-коллеге. Естественно, такая форма обращения должна быть сделана самым доброжелательным тоном.
Надо помнить, что самое дорогое для любого человека слово – его имя. Неплохо поэтому, идя в класс или группу обучающихся даже впервые, заранее ознакомиться со списком учащихся по журналу и запомнить хотя бы 4–5 имен, а затем при случае на первом же занятии удивить этим обучающихся.
Вторая составная часть любого занятия – поддержание диалога. Можно выделить главные причины, из-за которых многие учащиеся не хотят учиться: они устали от учебной скуки, от педагогических окриков.
Отсюда легко сделать два важных вывода:
– занятие должно быть разнообразным по форме обучения и увлекательным по содержанию;
– в любой, даже критической ситуации педагог не должен кричать, ведь кричит тот, кто чувствует свою беспомощность.
Учащиеся любят похвалу, их необходимо поощрять в процессе занятия за хорошие ответы и поступки, благодарите за удачно проведенные занятия, ведь ни один урок не может быть хорошим, если учащиеся не помогают педагогу. Некоторые педагоги судят об успехе занятия только по тому, высказали ли в конце урока слова благодарности сами учащиеся.
«Люди хотят не восхищаться, а нравиться, – писал Жан Лабрюйер, – они не столько жаждут узнать что-либо новое или даже посмеяться, сколько произвести хорошее впечатление и вызвать всеобщий восторг, поэтому самое утонченное удовольствие для истинно хорошего собеседника заключается в том, чтобы доставлять его другим».
Одобрение и похвала рождают энтузиазм. Давно известно, что от человека можно большего добиться, если хвалить его добрые поступки, чем если ругать плохие. Одобрение помогает человеку удовлетворить, во-первых, потребность в признании и оценке, во-вторых, дает ему силы для самораскрытия, реализации своих способностей. Одобрение и похвала окрыляют, пробуждают творческое отношение к себе, укрепляют самоуважение. Такой человек будет и к другим относиться с большим сочувствием.
Иногда приходится слышать фразу: «Как бы не перехвалить». Разумеется, хвалить человека – это вовсе не значит закрывать глаза на все его грехи. Но важно помнить, что резкая критика и упреки почти всегда бесполезны.
На любом занятии по любому предмету и на дом лучше давать такие задания, которые позволят каждому обучающемуся проявить свои творческие способности, осознать свою значимость для коллектива и для общества, найти свою экологическую нишу. Например, на занятиях по химии, физике, математике учащиеся дома могут составить собственную задачу по изучаемой теме; при изучении русского языка и литературы – написать эссе, сочинение, стихотворение, рассказ, басню; у преподавателя истории, литературы – сделать иллюстрацию к заданной теме. При таком подходе все обучаемые «самые-самые», т.е. в чем-то по-своему талантливые.
Необходимо быть открытыми по отношению к учащимся, принимать их такими, какие они есть, как некую данность; быть эмпатичным. Нет ничего страшнее для учащегося, как подвергнуться публичному осмеянию за свою интеллектуальную ограниченность или незрелость. Следует выражаться ясно, понимать язык учащихся и учить их культуре речи.
Самому красноречивому оратору будет очень трудно убедить и зажечь человека, если он будет говорить с туго связанными руками и ногами. Слова, не подтвержденные жестами, лишаются главного – своей страстности и искренности. Значит, им нелегко будет найти отклик в душе. Напротив, нередко жест воздействует на человека сильнее всяких слов – заставляет действовать или, наоборот, успокаивает. Жест сообщает то, что находится между строк и делает общение более полным и ярким.
Разные типы людей используют разные группы жестов. Человек может иметь свой индивидуальный стиль жестикулирования. Например, считается, что люди мысли больше жестикулируют головой, люди сердца – плечами, а люди дела – руками.
Жесты собеседника могут сообщить немало интересного о нем, подсказать, как себя вести с ним. Нужно только уметь замечать посылаемые им сигналы. Жесты еще труднее подделать, чем мимику. Когда человек пытается с их помощью показать несвойственные ему состояния или качества, он выглядит неестественным и напряженным. Настоящий его стиль, который он старается подавить, прорывается при малейшем ослаблении контроля.
В каждой системе общения есть свой стиль.
Существует множество классификаций стилей общения.
Известный специалист по психологии общения В. А. Кан-Калик выделял 6 стилей общения:
– общение на основе совместной творческой деятельности;
– общение на основе дружелюбного расположения;
– общение-диалог;
– общение-устрашение;
– общение-дистанция;
– общение-заигрывание.
В основе общения на основе увлеченности совместной творческой деятельности лежит устойчиво-положительное отношение педагога к учащимся и делу, стремление совместно (а значит, и демократично) решать вопросы организации деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском наиболее продуктивны для всех участников педагогического процесса стиля общения. Вся система отношений с учащимися у мастеров педагогического труда строится именно на этой основе. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая творческая деятельность.
Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения тесно связано с первым, – по сути это одно из условий становления стиля общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
Рассматривая систему взаимодействия педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружеского тона в отношениях педагога с коллективом. Он подчеркивал, что по отношению к воспитанникам руководящий педагогический персонал всегда должен быть вежлив, сдержан, за исключением тех случаев, когда требуется либо некоторое повышение тона в связи с новыми требованиями, либо такое же повышение в сторону большей его эмоциональности. А.С. Макаренко отмечал, что во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой стороны, совершенно недопустимо чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми.
К сожалению довольно распространенным является стиль общение-дистанция. Суть его в том, что в системе взаимоотношения педагога и учащихся в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю»; «Слушайте меня – я старше – имею опыт, наши позиции несравнимы». У такого педагога в целом может быть положительное отношение к учащимся, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися. В конечном итоге, несмотря на кажущийся внешний порядок, этот стиль общения ведет к педагогическим неудачам.
Крайняя форма общения–дистанции – такой стиль, как общение-устрашение. Он соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Вот типичные формы проявления общения-устрашения: «Слушайте внимательно, а то вызову и двойку поставлю», «Вы у меня узнаете, я вам задам» и т.д.
Такой стиль обычно создает на занятии атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты.
Проявлением либерализма, нетребовательности при возможном положительном положении к учащимся является стиль общения-заигрывания. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться обучающимся, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.
Основным признаком такого стиля, как общение-диалог является установление особых отношений, которые могут быть определены словами В.А. Сухомлинского «духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность».
Диалог не состоится без равенства позиций педагога и учащихся, что означает признания активной роли учащихся в процессе воспитания и обучения. Это, конечно, не означает, что оценка совсем исключается, меняется, авторство оценки, она становится взаимной и самооценкой.
В большинстве литературных источников по общению авторы различают три стиля общения: авторитарный, демократический и либеральный. В них как бы выражение квинтэссенции описанных выше шести стилей. Авторитарный стиль общения – это навязывание мнения сверху, т.е. навязывание своей точки зрения, своего мировоззрения обучающемуся. Педагог считает, что только он знает, как поступать правильно, и категорически пресекает любое индивидуальное развитие личности. Однако порядок, достигнутый с помощью приказов и кнута, не может способствовать многостороннему развитию личности, ее творческой индивидуальности. По традиции этот стиль характерен для школ Древнего Востока, где учитель транслировал свою личность на воспитанника.
Либеральный стиль на первый взгляд может показаться вполне уместным в педагогической практике. Но здесь в подтексте отношений «учитель – ученик» всегда присутствует некоторое заискивание перед учащимися. То есть педагог идет на поводу у воспитанника, что свойственно либо слабохарактерным, либо неквалифицированным педагогам. Авторитарный и либеральный стили общения не должны постоянно присутствовать в учебном заведении.
Демократический стиль общения позволяет учащемуся чувствовать себя личностью. При этом стиле педагог признает учащегося не только как объект, но и как субъект обучения и воспитания, или идет процесс взаимного совершенствования и педагога, и учащегося.
Многие педагоги считают правомочным выделить стиль воодушевляющий, что весьма важно для развития личности учащегося. Нетрудно убедиться, что один и тот же стиль или метод воздействия на учащихся в руках разных педагогов дает совершенно различные результаты. Тем самым, педагог вырабатывает так называемый индивидуальный стиль общения.
Подчеркиваем, что правильно выбранный стиль общения будь он традиционным, одобряемым многими, или сугубо индивидуальным – залог продуктивной педагогической деятельности, когда царит атмосфера положительного отношения к учащимся, демократическая организация дела, увлеченность совместной творческой деятельностью.
43. нализируя особенности диалога, А. Добрович предлагает выделить семь уровней общения.
Фазы: направленность, отражение, информирование, взаимное исключение
Самый низкий уровень общения А. Добрович называет примитивным, а между примитивным и конвенциональным уровнями есть еще два: манипулятивный и стандартизированный.
Манипулятивный уровень. Для манипулятора партнер - соперник в игре, которую обязательно необходимо выиграть.
Стандартизированный уровень общения характеризуется тем, что общение здесь происходит по определенным стандартам, а не по взаимному улавливанию партнерами актуальных ролей друг друга.
Конвенциональный уровень характеризуется тем, что человек или испытывает потребность в контакте и в нем возникает установка на внешнюю коммуникацию, которая усугубляется тем, что есть реальный партнер, или такой потребности человек не чувствует, но поскольку к нему обратились, он побуждает себя переключиться на того, кто к нему обратился.
Характеристику человека, который опускается до примитивного уровня общения, можно обозначить следующим образом: для него собеседник является не партнером, а нужным или ненужным предметом, из этого следует, что актуальная роль партнера субъектом не улавливается. Поэтому в ход запускаются шаблоны восприятия, с помощью которых можно описать данный «предмет», например, большой он или маленький, какая у него одежда, возраст и т.д. Субъект выражает свою симпатию тому, кто нравится, и не симпатизирует тому, кто не нравится.
Игровой уровень общения расположен «над» конвенциональным. Он наделен полнотой и человечностью последнего, но превосходит его глубиной содержания и богатством оттенков. На этот уровень люди выходят лишь с теми, которых хотя бы немного знают и к которым есть определенное чувство - если не взаимное, то такое, что не омрачено разочарованиями.
Деловой уровень общения предусматривает не обычные деловые контакты, а вид человеческих занятий. Поэтому реальные деловые контакты совсем не обязательно происходящие на этом уровне, они нередко имеют форму общения на манипулятивном или стандартизированном уровне.
Духовный уровень считается самым высоким уровнем человеческого общения, ведь на этом уровне партнер воспринимается как носитель духовного начала, которое пробуждает высокие чувства: от дружбы к возможности приблизиться к наивысших ценностям человечества. При этом духовность обеспечивается не подбором тем для разговора, а глубиной диалогического проникновения людей в помыслы друг друга, т.е. беседа на обыденную тему может быть более духовной, чем разговор о литературе.
44. Делая первый шаг к профессии, важно понять суть ее, какие качества потребуются в этой деятельности, какими умениями надо будет овладеть в ходе профессиональной подготовки, определить, с чем справишься сам, а в чем нужна будет помощь профессионалов. 44.Технология педагогического общения (О.Н. Лапина). Педагогическое общение – это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. (Функции педагогического общения: познание, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение).
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать систему приемов в общении (психологических, мимических, речевых и двигательных), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации.