Тема: «Музыкальное сопровождение при создании спектакля».




Занятие № 27

Раздел: Вокальный тренинг

Тема: «Музыкальное сопровождение при создании спектакля».

Здравствуйте, юные театралы!

Мы с вами начинаем изучать раздел: «Вокальный тренинг». Тема нашего занятия сегодня: «Музыкальное сопровождение при создании спектакля».

Театр, и музыку объединяет эмоциональная власть над человеком. Под влиянием и того и другого вида искусства зритель может пережить разные эмоциональные состояния. Если умело соединить эти два могучих средства, театр и музыку, то можно достигнуть потрясающих результатов. Музыка в спектакле, в котором играют дети, великий помощник и для детей-актеров, и для детей-зрителей и для педагогов-постановщиков.

Музыкальное оформление детского спектакля имеет колоссальное значение:

в нем содержится необходимая поддержка детям-актерам, ведь они еще не имеют профессионального мастерства, через него у детей- зрителей, формируется правильное восприятие происходящих событий, а для режиссеров музыкальное оформление – это мощный инструмент эстетического воспитания.

Исходя из этого, к поиску музыкальных композиций нужно относиться очень серьезно и ответственно.

Давайте разберёмся, как и где можно использовать музыку в спектакле.

Режиссер, четко определившись в выявлении сверхзадачи спектакля, может использовать музыкальное произведение для раскрытия идейного замысла. Например, если сверхзадачей спектакля стало воспевание подвига главного героя, то время от времени может звучать жизнеутверждающая, вдохновляющая на подвиг мелодия.

Музыка поможет постановщику передать историческую эпоху, в которой будут жить действующие лица. Например, по звучащей мелодии Великой Отечественной войны, зритель сразу поймет, что события происходят в 40-е годы, и он легче и быстрее погрузиться в содержание спектакля. Античная музыка настроит зрителей на восприятия античной эпохи и т.д.

Сама по себе музыка не должна быть случайной, каждый музыкальный кусочек должен подчиняться определенной задаче. Есть музыка, которая звучит для создания атмосферы. Если события происходят накануне дня рождения и режиссер хочет передать радость и бодрое настроение героя, то зритель должен услышать жизнеутверждающую мелодию или песню. Музыкой может передать атмосферу вдохновения, мира грез, передать щемящую тоску, лиричность, тревогу и т.д. В созданной музыкой атмосфере детям-актерам легче играть, а детям- зрителям легче понять происходящее.

С помощью музыки можно акцентировать внимание к отдельным, наиболее значимым местам, акцентировать настроение, напряженность действия или, наоборот, подчеркивать перемену в характере взаимоотношений героев. Например, сцена из спектакля «Волк и семеро козлят». Когда мама коза приходит домой и не видит своих козлят, звучит грустная музыка, которая помогает выразить актрисе, играющей маму-козу, и понять зрителям, как тяжело и больно восприняла она эту весть. Когда мне нужно усилить внимание зрителей на определенном тексте, используется соответствующее фоновое звучание музыки. На слова злодейки Гнусихи: «Мы обрызгаем детей дурман – травой и они вечно будут служить нам» должна звучать тревожная мелодия. На появление охотников звучит бойкий марш. Точность подбора музыки подтверждает бурная реакция детей-зрителей в зале.

Очень важно, чтобы спектакль выдерживал и сохранял свой темпо-ритм. Чтобы юные актеры не сбились на слишком медленный или слишком быстрый темпо-ритм, поэтому, время от времени, вводится мелодия. Особенно это касается веселых представлений.

Каждое действующее лицо в спектакле наделено своей отличительной особенностью, непохожестью, поэтому и музыка для каждого персонажей должна быть разной. Для каждого героя подбирается отдельная, своя мелодия, своя тема звучания, четко передающая его характер. Положительные герои - мелодия светлая, добрая, отрицательные - зловещая, тревожная, эксцентричная. Подбирая музыку, необходимо учитывать индивидуальные возможности детей-актеров. Для одного актера иногда подбирается несколько мелодий. Проигрывая каждую, мы примеряем на какую из них маленькому актеру удобнее существовать на сцене. Самое главное, чтобы музыка не мешала исполнителю, полностью принималась им и ярче раскрывала его возможности. Никакого навязывания, решающее слово за актером. Удачно найденное музыкально-пластическое решение обогащает образ персонажа, делает спектакль ярче, интересней, поэтому актеры должны уметь правильно двигаться в характере музыкального произведения.

Как правило, неопытным актерам трудно создать правильное эмоциональное состояние, особенно, когда нужно передать страдание, страх, тревогу, поэтому здесь тоже используется музыкальные произведения. В сказке «Почемучка и ее друзья», когда ёжик Колючка горько плачет от того, что из-за его колючек с ним не хотят дружить, обзывают и его нельзя погладить, как гладят других малышей, звучит грустная, щемящая душу мелодия. Зайчонок Рыжик разговаривая с Лисой, испытывает жуткий страх и поэтому здесь звучала тревожная мелодия. Эмоциональное состояние персонажей бывает разное: возбужденное, лиричное, шутливое, мечтательное, испуганное и все эти состояния поможет передать удачно подобранные музыкальные треки.

Гармоническое слияние музыки и пластики приводит к восторженному приему зрителей. Оригинальная и необычная мелодия помогает ребятам – актерам действовать ярко, увлеченно, выразительно, в своем индивидуальном характере. Их азарт и вдохновенное исполнение передается зрителям, которые с огромным удовольствием и интересом следят за событиями сказки и получают эстетическое наслаждение. Эстетическое наслаждение – это благоприятные чувства и эмоции, которые появляются у детей актеров в процессе создания спектакля и игры на зрителя. Ни один спектакль не проходит без музыкального сопровождения, в каждом из них проходит по множеству музыкальных треков.

Приобщение актеров и зрителей к музыке, развивает музыкальный вкус, формирует активное творческое отношение к ней, а самое главное через музыкальное искусство происходит эстетическое воспитание. У режиссера появляется возможность развивать у детей эстетическое восприятие, способности воспринимать прекрасное в окружающей природе, в искусстве.

Через каждый спектакль актёры зрителям несут мудрость, красоту и добро. Через каждый спектакль, через каждое музыкальное оформление идет процесс развития способности оценивать прекрасное, а значит, воспитание эстетического вкуса.

Для формирования эстетического восприятия не мало важным является отлаженность технической работы. Конечно же, нужно учитывать и качество записи, ведь «грязное» звучание не создает органичность и эстетическое наслаждение. Музыкальные произведения должны вовремя подаваться, плавно входить и заканчиваться, не заглушая текст актеров.

Важное значение, при озвучивании спектакля, имеет расположение аппаратуры. Колонки можно расположить за задником или по бокам сценической площадки. Если актеру приходиться петь, то колонки предпочтительней установить за задником, чтобы лучше слышать музыкальное сопровождение и себя. Звукооператора лучше поместить в конце зрительного зала для того, чтобы он мог слышать то, что происходит на сцене так, как это слышит зритель. Если условия не позволяют этого сделать, то он может расположиться сбоку от площадки или за ней.

Важно помнить, чтобы развивать у детей-актеров и у детей-зрителей эстетический вкус, умение видеть и ценить прекрасное в жизни и в искусстве, нужно использовать самые лучшие, образцовые музыкальные композиции. Выразительные возможности музыки неисчерпаемы, музыка с ее ритмом и мелодией способна самым прямым путем влиять на чувства зрителя и непосредственно вызывать и закреплять на сцене необходимое актеру самочувствие. Органично соединившись в единое целое: талант режиссера, талант актеров и умелое использование музыкального оформления совершат магическое чудо - растревожат души, поднимут до возвышенного воображения, взбудоражат мышления и задержится надолго в памяти у сидящих в зале детей.

Задание для самостоятельной работы: просмотрите в интернете детские музыкальные спектакли по русским народным сказкам.

Источник:

1. https://yandex.fr/video/preview/?text=детские%20музыкальные%20спектакли%20по%20русским%20народным%20сказкам.&path=wizard&parent-reqid=1607864646318465-1724526515566718053300227-prestable-app-host-sas-web-yp-189&wiz_type=vital&filmId=5110525689677173044

2. https://yandex.fr/video/preview/?text=детские+музыкальные+спектакли+по+русским+народным+сказкам.&path=wizard&parent-reqid=1607864646318465-1724526515566718053300227-prestable-app-host-sas-web-yp-189&wiz_type=vital&filmId=14355048127406636028&url=http%3

 

3. https://yandex.fr/video/preview/?filmId=3208079631113217589&from=tabbar&parent-reqid=1607871872611564-886170621430813935700275-prestable-app-host-sas-web-yp-71&text=детские+музыкальные+спектакли+по+русским+народным+сказкам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: