Раздел I. Террористическая идеология: сущность и проблемы противодействия




Введение

 

В начале третьего тысячелетия терроризм, представляющий собой сложное социаль­но-политическое явление, сформировался в многофункциональную систему, объединяющую определенные социальные силы и способную в целях ведения политической борьбы со своим противником воздействовать на общественное сознание, матери­альную среду и организационные структуры.

Терроризм как угроза безопасности государства, общества и человека основывается на трех базовых элементах - террористической идеологии; организационном процессе, направленном на реализацию террористических идей; террористической деятельности. Острейшая опасность современного терроризма заключается в существенном росте числа преступлений при жестокости их исполнения. В настоящее время терроризм угрожает национальной безопасности Российской Федерации, ее территориальной целостности.

Масштабы и степень идеологического воздействия на общество, формы и методы, используемые террористами, силы и средства распространения идеологии терроризма в настоящее время таковы, что, в целом, приобрели значение самостоятельного фактора. Этот фактор порождает возникновение и распространение в определенных группах населения экстремистских и террористических настроений, готовность к участию в террористической и иной экстремистской деятельности, желание участвовать в совершении террористических преступлений при мотивации допустимости, необходимости и «справедливости» применения террористического насилия.

Дело в том, что идеология терроризма основывается на физическом, образова­тельном, информационном, эмоциональном и религиозном ванда­лизме. Ее цель в разрушении культуры. Базой выступает созна­тельное игнорирование объективных, исторически обусловленных различий между национальными культурами. Провоцируемое таким образом непонимание между народами в большинстве случаев яв­ляется корнем агрессии; характеризуется навязыванием этических и моральных норм одной культуры другим прочим как единственно возможных в устройстве миропорядка.

Как показывают последние по времени варварские разрушения боевиками-наемниками ИГИЛ храмов древней Пальмиры, культура является приоритетной целью терроризма. За террористи­ческими акциями просматривается политический план, но эта фи­лософия действия использует две отправные точки: религию и куль­туру (для нападения выбираются места, которые являются ча­стью мирового культурного наследия или общественно значимые объекты ─ театры, школы, архитектурные сооружения и др.). Ис­пользуются новые коммуникационные и информационные техноло­гии, участники акций тщательно готовят сценарии своих нападений для последующего использования при транслировании изображе­ний того или иного события.

Вырабатываются стратегии отчуждения, нацеленные на разруше­ние доминирующей культуры, которая распространяет свое влияние без учета национальных ценностей и спасение ищут в ее разруше­нии, а не в попытках ведения диалога.

Преступная террористическая идеология, являясь в максимальной степени идеологией насилия, постоянно подпитывается субстратом экстремистских идеологий (идеологии экстремизма, идеологии расизма, идеологии фашизма, идеологии шовинизма, идеологии религиозного политического экстремизма).

В современном обществе религиозный экстремизм пытается изменить государственный строй или насильно захватить власть, нарушить территориальную целостность государства. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей отличает современный религиозно-политический экстремизм, который выдвигает на первый план свои религиозные постулаты и лозунги. Современный религиозно-политический экстремизм неотделим от терроризма.

Наиболее ярко выраженное проявление экстремизма представляют собой призывы к свержению существующего социально-политического строя. В частности, именно об этом 20 ноября 2014 года заявил Президент России В.В. Путин на заседании Совета безопасности РФ, на котором рассматривалась государственная концепция противодействия экстремизму. Президент призвал не допустить «цветную» революцию в России, особо подчеркивая, что «разжигание конфликтов между людьми разных национальностей и верований, пропаганда националистической идеологии, массовые нарушения общественного порядка на этой почве, призывы к насильственному свержению существующего строя ─ это прямое проявление антинародного мышления, прямое проявление экстремизма»[1].

Глава российского государства призвал участников Заседания учесть уроки других стран, где «экстремизм используется как институт геополитики», а также назвал три основных направления противодействия экстремизму:

▪ повышение внимания к межнациональным отношениям;

▪ работу с молодежью;

▪ совершенствование миграционной политики, поскольку «незаконная, неконтролируемая миграция ─ это питательная среда для преступности»[2].

Уже стал аксиоматичным тезис, согласно которому только правоохранительным органам и спецслужбам с решением целого комплекса задач по пресечению распространения идеологии терроризма и экстремизма не справиться. К этому должны быть подключены все уровни власти, система образования, политические партии, структуры гражданского общества, правозащитные организации, а также представители традиционных религий России.

Особое значение в современных условиях приобретает последовательное выполнение субъектами антитеррора Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации до 2018 г., утвержденного Президентом России.

Четко определенный в Плане многопрофильный комплекс мер противодействия угрозе терроризма предполагает активное участие в реализации намеченной системы мероприятий широкого круга государственных органов и субъектов, гражданского общества при организующей роли всей вертикали противодействия терроризму во главе с Национальным антитеррористическим комитетом (НАК) ─ от федерального до муниципального уровня.

В этом далеко не простом процессе особое значение приобретает четкое знание и понимание угроз, вызываемых распространением идей терроризма и религиозного политического экстремизма, межнациональной и межконфессиональной розни.

Это позволит вести грамотную превентивную политику по борьбе с терроризмом. Предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют.

Профилактика терроризма должна осуществляться на допреступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения. В том числе крайне важно внедрять в образовательный процесс учебные материалы, разъясняющие сущность терроризма как страшной угрозы 21 века.

Именно этой проблематике и посвящены настоящие методические рекомендации.

 

 

Раздел I. Террористическая идеология: сущность и проблемы противодействия

 

В организации профилактики терроризма очень важным является вопрос об организации идеологического противоборства. Действительно, роль идеологического компонента важна как при формировании террористических угроз, так и при организации эффективного противодействии этим угрозам.

Террористическая идеология ─ это та мощная пружина, которая способна раскрутить маховик террористической деятельности, втягивая в нее целые группы, слои населения, этносы, сплачивая их для достижения неких витальных целей, даже если пути достижения этих целей носят насильственный и преступным характер.

В то же время было бы не вполне корректным абсолютизировать роль идеологического фактора в воспроизводстве терроризма. Его главные корни произрастают из масштабных конфликтов в области экономики и социальной сферы, обострения политического противостояния и межнациональных отношений. При этом любая акция терроризма продукт взаимодействия совокупности негативных объективных факторов действительности и негативных же криминогенных субъективных характеристик, присущих личностям террористов.

И все же нельзя недооценивать роль идеологии в распространении террористических угроз. Идеология ─ это тот элемент террористической деятельности, который можно использовать для ее идентификации и отграничения от общеуголовной преступности.

Совершенно очевидно, что идеологическое начало в терроризме формирует субъективную сторону состава террористического преступления и его цель, анализируя которые, специалисты отвечают на вопрос: с чем мы имеем дело ─ с актом терроризма или с корыстным престу­плением, осуществленным с использованием террористических методов и имеющим в этой связи по объективной стороне сходство с преступлением террористического характера.

Для субъектов терроризма просто необходим объединяющий идеологический стержень, способный не только сплотить людей в коллектив единомышленников, но и оправдать саму террористическую деятельность. Осуществляется это путем создания и культивирования в террористической организации некой «идеологии для внутреннего пользования» ─ идеологического суррогата, в котором подменяются признанные в обществе ценностные ориентации, понятия морали и нравственности, добра и зла. Характерными чертами террористической идеологии являются присущие ей категоричность, безапелляционность, агрессивность; жесткое деление со­циума на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших»; представление действительности в виде крайне контрастного сочетания «черного» и «белого» без промежуточных оттенков.

В зависимости от степени разработанности террористической идеологии и специфики ее «потребителя» ─ субъектов террористической деятельности этот идеологический эрзац может варьироваться от набора нескольких достаточно примитивных догм до вполне стройной и убедительной идеологической концепции.

Следует отметить паразитический характер идеологии терро­ризма. Действительно, ведь собственно идеологии терроризма как некой единой универсальной концепции использования методов устрашения для достижения политических целей не существует. Мы имеем дело с разновидностями террористической идеологии, активно паразитирующими на уже сформировавшихся ранее идеологических и политических концепциях, религиях, традициях, обычаях, лозунгах.

Террористическая идеология как бы вползает в чужую одежду, подгоняя ее под себя и маскируя свои негативные и отталкивающие качества, упоминавшиеся ранее, положениями, установками, тезисами, лозунгами, которые уже давно усвоены и внедрились в сознание людей, не вызывая отторжения. При этом в интересах организаторов террористической деятельности зачастую осуществляется подмена понятий, подтасовка фактов объективной реальности, «выдергиваются» из общего контекста и гипертрофировано преподносятся одни постулаты и установки эксплуатируе­мой идеологии и замалчиваются другие.

При формировании террористической идеологии в качестве ее основы может выступать национализм, клерикализм, сепаратизм, политический экстремизм левого или правого толка, различные социальные концепции, а иногда и просто некая фантастическая идея, возникшая в недрах какой-нибудь новомодной секты из числа представителей расплодившихся нетрадиционных религий.

В этой связи крайне важной является проблема установления механизма и (самое главное!) степени влияния преступной сущности идеологии терроризма и угроз, вызываемых распространением идей терроризма и экстремизма, в отношении разных категорий детей и молодежи.

Представляется, что в данном случае речь должна идти, во-первых, о точном выделении указанных категорий (то есть, дети и молодежь без отклонений в психофизиологическом развитии, а также трудновоспитуемые, девиантные подростки, деприванты[3] и т.п.). При выделении таких категорий следует в обязательном порядке учитывать индивидуально-психологические свойства ребенка, подростка (и т.п.), а также конкретные обстоятельства и неблагоприятные условия воспитания, которые способствовали возникновению различных асоциальных проявлений и отклонений.

Во-вторых, необходимо также выделить и подкатегории (имеющие ряд уточняющих характерных признаков: любимый и нелюбимый ребенок; из полной или неполной семьи и т.п.)

В-третьих, необходимо учитывать такой немаловажный фактор, что в последнее время среди детей наблюдаются игромания, компьютеромания и мания виртуальной реальности. Кстати, установление устойчивой компьютерной зависимости среди детей и подростков (а также и у представителей молодежи), на наш взгляд, в настоящее время представляет собой один из существеннейших факторов, которые имеет феноменальное воздействие на еще неокрепшее сознание детей и подростков.

Дело в том, что экстремистский и/или террористический контент, получаемый подростком (молодым человеком) из соответствующей соцсети, может быть им воспринят в качестве элемента «он-лайновой» игры, в которой (исподволь) те же вербовщики ИГ имеют возможность для рекрутирования первого в ряды своих сторонников.

С нашей точки зрения, в «группу риска» вполне могут попасть, прежде всего, трудновоспитуемые, девиантные подростки, деприванты.

Думается, что своеобразными «лидерами» в этом являются девиантные подростки, поскольку идеи экстремизма или терроризма, воспринимаемые ими, представляют для них как раз «норму», так как их сознание воспринимает реальную действительность как своеобразное «кривое зеркало». В этой связи красиво «упакованная» идеологема терроризма воспринимается девиантами как призыв «разбить это зеркало», что бы мир стал им более «понятным и своим».

В ситуаци­ях, когда терроризм пытаются превратить в средство разрешения политических споров, следует четко различать мотивацию пре­ступной деятельности у организаторов акций терроризма и у рядо­вых исполнителей этих акций. Действительно, если речь идет о террористической деятельности, опирающейся на какую-то идео­логию (националистическую, религиозную, политическую, классо­вую), то для людей, непосредственно ее осуществляющих, терро­ристическая идеология, которая им насаждается инспираторами терроризма, является главным критерием оценки своих действий, жизненным компасом, руководством к действию. Поступки же ор­ганизаторов террористической деятельности должны оцениваться с использованием других критериев. Чаще всего ─ это удовлетворе­ние собственных амбиций, достижение власти и материального благополучия.

Этим инспираторы терроризма конца XX века ко­ренным образом отличаются от своих предшественников столетней давности, когда субъектам террористической деятельности вне за­висимости от их ранга в иерархии террористической организации были присущи идеализм, фанатизм, жертвенность. Сегодняшние же организаторы и руководители различных террористических структур отличаются исключительным рационализмом. У них, как и у некоторых политических перевертышей из среды партноменк­латуры прежних лет, заготовлено два «комплекта» идеологии и нравственности: один для тех, кого они вовлекают в террористиче­скую деятельность красивыми и привлекательными лозунгами, а другой ─ для себя и своих близких. Примером такого двуличия мо­гут служить идеологии террористических организаций, действую­щих от имени и под прикрытием ислама в различных регионах планеты. Их руководители в качестве исполнителей своих пре­ступных замыслов готовят молодых людей и даже подростков, на­бираемых из среды малограмотных и неимущих мусульман. В ре­зультате интенсивной психологической и идеологической обработ­ки неофиты терроризма становятся послушным орудием в руках своих руководителей и готовы исполнить любой исходящий от них приказ.

Следует особо подчеркнуть, что идеологическая обработка граждан любой страны, в особенности не имеющих жизненного опыта и достаточного образования молодых людей, не представля­ет большого труда, если девальвированы понятия патриотизма, интернационализма, коллек­тивизма, чувства долга и чести.

В России это обусловлено потоком идеологи­ческих поделок в основном зарубежного производства. Много средств и усилий потрачено на попытки вестернизировать мента­литет россиян, для чего используется пропаганда культа сильной личности, индивидуализма, достижения материального благополу­чия любыми способами.

Массированное наступление на общественное сознание осуще­ствляют и проповедники нетрадиционных для России религий. Пе­риоды социально-политических изломов всегда сопровождается глубоким кризисом в области идеологии, нарушением духовного единства различных слоев и групп общества. Возникают и начинают активно циркулировать самые различные идеологические тече­ния. Появляются многочисленные колдуны, экстрасенсы, астроло­ги, предсказатели, маги, врачеватели. Они заявляют потерявшим идеологическую ориентацию и социальную опору людям, что знают ответы на любые самые сложные вопросы современности и мо­гут показать выход из создавшегося кризисного положения. И лю­ди, поддающиеся внушению (а их доля в обществе в периоды социально-политических изломов также возрастает), как утопающий за соломинку хватаются за протянутую новоявленными миссионерами руку для того, чтобы обрести хотя какую-нибудь опору и определенность в этой жизни, ставшей вдруг такой непонятной и чужой.

К сожалению, приходится констатировать, что на данный момент в России сложилась благоприятная атмосфера для «улавливания молодых душ» и возможности их дальнейшего использования в самых различных целях, вплоть до антиконститу­ционных, противоправных, террористических. Разумеется, лишь малая часть молодых людей, утративших идеологические и духовные ориен­тиры, может быть увлечена террористической идеологией, и уж тем более незначительное число граждан способно перейти к прак­тике терроризма (для этого необходимы и дополнительные условия внешней среды и особый набор личных обстоятельств и качеств человека), однако недооценивать важность борьбы с террористиче­скими идеями нельзя.

Проведенный в 2013 году социологический опрос показал следующее. Среди причин роста терроризма в России респонденты указали: 26% - ухудшение социально-экономического положения населения; 19% - усиление противоборства криминальных группировок; 13% - расслоение населения по имущественному признаку; 8% - деятельность национально- и регилиозно-экстремистских группировок; 8% - приграничное положение, близость к местности, где происходят межнациональные конфликты, войны; 7% - рост числа безработных в самых различных социальных группах; 7% - приток мигрантов из стран ближнего зарубежья; 5% - рост национального самосознания, стремление этнических групп к национальному обособлению; 4% - деятельность или влияние зарубежных террористических групп; 3% - факторы дискриминации отдельных национальных общностей.

Среди иностранных боевиков, воюющих на стороне террористов в Сирии и Ираке, каждый четвертый ранее проживал на территории Европы. Об этом заявил 11 ноября 2015 г. на региональной конференции Международной ассоциации прокуроров, которая проходит в Сочи, генеральный директор по правам человека и верховенству права генерального секретариата Совета Европы Филипп Буайя, по информации «Интерфакс».

«Сегодня есть более 25 тысяч боевиков родом из более 100 стран мира, воюющих в Сирии и Ираке, и среди них - 6 тысяч европейцев», - отметил Буайя. По его словам, многие мужчины, женщины и даже дети покидают свои семьи, дома и друзей, чтобы умереть как мученики за дело, противоречащее европейским принципам и ценностям, некоторые из них представляют реальную угрозу своим государствам по возвращению на родину: они либо осуществляют теракты, либо занимаются вербовкой других людей.

Необходимо обратить внимание на то, что в эпицентре идеологи­ческого противоборства субъектов террористической деятельности и государства находится население. Действительно, именно созна­ние граждан, общественное мировоззрение выступают в данном случае одновременно в роли цели и объекта информационно-­психологического воздействия. И здесь государство не имеет права проиграть, поскольку в данном случае будут созданы условия, благопри­ятствующие разрастанию масштабов терроризма.

Аналогично любой иной деятельности, имеющей стратегические цели, осуществляемой комплексно, на концептуальной основе, про­тиводействие идеологии экстремизма и терроризма, а также формирование антиэкстремистского и антитеррористического сознания в обществе должны проводиться на базе науч­но обоснованных принципов.

Представляется, с учетом специ­фики данного направления деятельности, в качестве ее принципов могут быть названы следующие:

▪ сочетание интересов личности, общества и государства;

▪ уважительное отношение к различным культурам, идеологи­ческим воззрениям, религиозным верованиям, традициям, кроме тех, которые предполагают использование насилия или его пропа­ганду;

▪ декларация недопустимости использования нелегитимного насилия под любым политическим, социальным или идеологиче­ским обоснованием;

▪ тесное сотрудничество государства, общественных организа­ций, политических партий, религиозных объединений, предприни­мательского сообщества, средств массовой информации;

▪ комплексное использование всех имеющихся сил, средств, форм и методов;

▪ активность, наступательность.

Главной целью противодействия идеологии терроризма, как представляется, следует рассматривать формирование в обществе антитеррористического мировоззрения в интересах привития насе­лению иммунитета к попыткам вовлечения в террористическую деятельность, сокращения социальной базы поддержки террори­стов и решительного осуждения применения террористических ме­тодов под любыми лозунгами и идеологическими установками. Для достижения названной цели необходимо осуществлять комплекс­ное решение ряда задач, к которым относятся:

▪ внедрение в общественное сознание толерантности, уважения и правильного понимания многообразия культур, форм самовыра­жения и способов проявления человеческой индивидуальности;

▪ совершенствование правового обеспечения всех направлений противодействия террористическим угрозам с одновременным по­вышением уровня правовой антиэкстремистской и антитеррористической культуры населения, прежде всего подростков и молодежи;

▪ разъяснения подросткам и молодежи, которые наиболее подвержены воздействию террори­стической и в целом экстремистской идеологии, разрушительной противоправной человеконенавистнической сущности терроризма;

▪ внедрение в общественное сознание россиян убеждения в бесперспективности и деструктивности использования устрашаю­щего насилия для достижения каких бы то ни было целей, под ка­кими бы то ни было лозунгами;

▪ доведение до населения на конкретных примерах стратегиче­ской государственной позиции о неотвратимости и жесткости нака­зания за совершение актов терроризма;

▪ формирование положительного имиджа органов исполни­тельной власти и сотрудников специализированных подразделений спецслужб и правоохранительных органов, осуществляющих борь­бу с терроризмом, а также мотивации у гражданского населения по оказанию помощи государству в противодействии терроризму;

▪ разоблачение мифов, героизирующих террористическую и в целом экстремистскую деятельность, демонстрация лицемерия организаторов и спонсоров терроризма, развенчание их внешне при­влекательных лозунгов и пропагандистских приемов;

▪ формирование у граждан готовности оказать активное проти­водействие экстремистам, поддержать действия государства, на­правленные на подавление нелегитимного насилия;

▪ воспитание среди населения законопослушности, уважитель­ного отношения к представителям органов власти, правам и свобо­дам всех членов общества;

▪ формирование и поддержание стимулов в среде творческой интеллигенции и представителей средств массовой информации к созданию художественных, публицистических, документальных и иных произведений, направленных на формирование антитеррористического сознания в обществе,

▪ а также другие задачи, решаемые в политической, социаль­ной, правовой, идеологической, духовной и иной сферах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: