Нарушение сознания и самосознания.




 

Характеристика Г.Н. Носачева и В.М. Баранова (1994):

Расстройство самосознания витальности представляет особую форму нарушения физического и психического «образа Я»,сопровождающуюся снижением или исчезновением чувства собственной жизненности, болезненной «психической анестезией»,потерей эмоционального резонанса, что приводит к дезорганизации всей психической деятельности. Наблюдается при депрессивных, депрессивно-бредовых синдромах.

Нарушение самосознания активности (произвольности) – чувство затруднения, замедления, ослабления мышления, восприятия, чувств, моторики. Субъективно затруднены повседневные ощущения, решения, речь, действия, снижается энергетический потенциал, что более характерно для астенических и депрессивных состояний. Нередко совершаемые больным поступки, его действия, речь воспринимаются как проявление чужой воли (в структуре психического автоматизма).

Нарушение осознания единства (целостности) Я проявляется переживанием утраты простоты, единства Я, вместо которых возникает чувство раздвоенности, дисгармонии, внутреннего распада, возникновение двух, трех несогласованных Я, нередко находящихся в постоянном противоречии и борьбе. Встречается при галлюцинаторно-бредовых синдромах.

Нарушение осознания идентичности (постоянства) Я – неуверенность, изменчивость, отдаленность, непостоянство Я в данный момент в сравнении с прежним Я, нет постоянства присущих личности отдельных свойств характера, мышления, эмоций, памяти и.т.п., «туманность», «расплывчивость» наличного Я. Встречается при аффективных, аффективно-бредовых синдромах помрачения сознания.

Изменение границ самосознания- ослабления самосознания вплоть до полного исчезновения различия между Я и не-Я, между миром внутренним и внешним, реальным и образами, созданными аутистическим мышлением, галлюцинаторными и бредовыми переживаниями. Встречается при синдромах психического автоматизма, при большинстве остро развивающихся галлюцинаторно-бредовых, аффективно-бредовых синдромах помрачения сознания.

Расстройство осознания непроницаемости («секретности»)Я, утрата больным чувств четкого отграничения собственной личности от окружающей действительности- открытость внутреннего мира пациента, его «рассекречивание», доступность для проникновения в личностную индивидуальность, открытость и измененность привычного образа Я, преимущественно в форме «отчуждения», «нереальности», «чувства овладения», «открытости» физических и психических актов. Наиболее ярко проявляется при синдроме психического автоматизма, аффективно-бредовом помрачении сознания. Противоположный феномен- болезненная отгороженность от внешнего мира, аутизм.

Изменение стабильности Я в пространстве включает в себя элементы дезориентировки в ситуации, дереализации и нарушение схемы тела в трехмерном пространстве. Особенно тяжелые, глубокие, фантастические, апокалиптические переживания нарушения Я в пространстве наблюдается при бредовых синдромах и синдромах помрачения сознания.

Изменение стабильности Я во времени – ослабление, изменение, замедление и ускорение переживания Я во времени, изменение непрерывности и преемственности Я во времени и идентичности Я в настоящем, прошлом и будущем, на психотическом – в настоящем и прошлом.

Изменения транзитивности Я проявляются в неспособности больного перенести на себя знания о других больных, в присвоении чужой симптоматики или «отчуждении» своих переживаний от сходных у других больных, без переноса на другого больного.

Составной частью самосознания является самооценка – способность соотносить имеющиеся качества и потенциал здоровой или больной личности с реальностью восприятия личности собой или другими людьми.

Варианты изменения самооценки:

Пониженная самооценка заключается в равномерном снижении самооценки всех параметров психических свойств личности (памяти, мышления, внимания и.т.д.) и частично или полностью физических свойств, различных ролевых позиций и образа Я. Наблюдается при депрессивных и депрессивно-бредовых синдромах.

Повышенная самооценка проявляется в равномерном завышении своих способностей, умений, знаний, привлекательности и.т.д. Встречается при маниакальных и маниакально-бредовых синдромах.

Диссоциированная самооценка выражается в завышении одних параметров психических свойств личности и занижении других. Встречается в клинической картине психоза.

«Мозаичная» оценка характеризуется относительно адекватным повышением или понижением одних параметров и противоречивым отражением других.

Парадоксальная самооценка представлена противоречивыми параметрами по близким психическим и физическим свойствам образа Я. Характерна для некоторых бредовых синдромов.

«Продуктивная» самооценка психических и физических свойств личности и образа Я обнаруживает зависимость от содержания бреда, галлюцинаций, явлений психического автоматизма и онейроидных включений.

Тотальное нарушение самооценки – полное нарушение осознания различных параметров своего физического и психического Я. Свойственно острым аффективно-бредовым синдромам, помрачению сознания.

Применительно к самооценке и самосознанию может быть применена категория регресса - временного или стойкого возврата на пройденный ранее этап или уровень самовосприятия. Если зрелым личностям в самооценке свойственно опираться на свои духовные и социальные качества, то откат от подобного критерия к опоре на внешние, физические качества, например, в форме дисморфофобических явлений у взрослого человека, очевидно будет свидетельствовать о подобном регрессе. Регресс самосознания возможен и при дементных изменениях.

По мнению В.В. Столина, к числу состояний самосознания, требующих психологического или психолого-педагогического вмешательства, можно отнести следующие обстоятельства:

Я-образ может включать социально неприемлемое содержание в виде асоциальных идеалов или, наоборот, отсутствия таких внутренних барьеров, как оглядка на общественное мнение. Такое асоциальное Я может формироваться благодаря вовлечению индивида-ребенка или подростка- в антисоциальную деятельность взрослых, а также в силу ряда других причин, изучаемых криминологами.

Я-образ может быть мистифицированным, включать неадекватно завышенный уровень притязаний, или неадекватную самооценку, или неадекватное негативное эмоционально-целостное отношение к себе.

Я-образ может включать «спутанную идентичность»- половую, возрастную, ролевую, что в свою очередь, может быть следствием неадекватного воспитания.

Самосознание взрослого может быть основано на инфантильной идентификации с родителями или одним из них. Противоречия, возникающие в следствие неосознанной идентификации с родителями и реальной неспособности воплотить в себе родительские черты, приводят к невротизации личности и последующей невротизации стиля взаимоотношений в собственной семье и невротизации детей.

Нарушение восприятия.

Агнозия: афазия, аритмия, соматогнозия: аутотопогнозия; аутометаморфопсия; галлюцинации, псевдогаллюцинации, эйдетические образы, психосенсорные расстройства: метаморфопсия, дереализация (аллопсихическая деперсонализация): синдром «никогда не виденного» и «уже виденного», расстройства оценки времени., деперсонализация: аутопсихическая, соматическая, иллюзии.

Нарушения памяти.

Гипомнезия, амнезия: прогрессирующая, фиксационная, антроградная, ретроградная, психогенная, истерическая, аффектогенная, алкогольная, детская, гипермнезия, парамнезия (псевдомнезия): псевдореминисценции, конфобуляции, криптомнезии (истиные, ложные), эхомнезии: феномен «уже виденного» и «уже обдуманного», феномен никогда не виденного никгда не слышанного, Корсаковский синдром, псевдоамнезия.

Нарушения внимания.

Рассеянность внимания, отвлекаемость (неустойчивость, нарушение глубины) внимания, гиперматаморфоз,, сужение объема внимания, тугоподвижность (инертность) внимания, истощаемость внимания, нарушение направленности внимания, апрозексия, парапрозексия.

Нарушения мышления.

Нарушения операционной стороны:

Снижение уровня обобщенности, искажение процесса обощенности, ускорение мышления, скачки мыслей: ментизм, замедленное мышление, шперрунг, детализация, обстоятельность, вязкость, витиеватость, резонерство, соскальзывание, разноплановость, разорванность (логическая, инкогеренция, вербигерация), аморфность, аутистическое мышление, символическое мышление, паралогическое мышление, конфобуляторное (фабулирующее) мышление, архаическое (прелогическое, мифологическое мышление), навязчивое (обсессивное мышление), сверхценные идеи, бред.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: