Глава 8 Социология культуры
Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) – устойчивая совокупность способов жизнедеятельности и мышления, присущая определенным социальным общностям (этносам, нациям, народам).
Первоначально термин «культура» означал возделывание, облагораживание земли. Такое представление о культуре, очевидно, обусловлено тем, что с возникновением земледелия влияние человека на природу становится весомым, а сам человек начинает заметно выделяться из природной среды. Возделывая землю, строя дома и сооружения, занимаясь ремеслом, человек как бы создает для себя новую (отличную от природы) среду обитания. Поэтому социологическое представление о культуре связано с внеприродным в человеке, с тем, что создается в результате его осознанной целенаправленной деятельности. Культура имеет социальную природу и выражается прежде всего в социальных отношениях. Она не наследуется генетически, а возникает одновременно с человеческим обществом и формируется, аккумулируя опыт и знания многих поколений.
Материальная и духовная деятельность людей объективируется в социальные (внеприродные) носители культуры (артефакты), такие, как средства труда, способы производства и потребления, предметы домашнего обихода, здания, сооружения, произведения литературы и искусства, язык, традиции, обычаи, образцы поведения и т.д. Кроме того, человек наделяет различные природные объекты и явления социальным смыслом и тем самым включает их в контекст своей культуры. Например, река Нил для египтян является символом плодородия; планета Марс для многих народов мира ассоциируется с богом войны; гора Олимп в Древней Греции считалась обиталищем богов; у многих народов медведь считается воплощением силы, лиса символизирует хитрость и т.д.
|
Формирование культурных ценностей и норм происходит на основе отбора определенных типов поведения и опыта людей, когда одни способы деятельности и мышления отвергаются как неприемлемые для данного общества, данной культуры, а другие воспринимаются как необходимые и обязательные. Этим, в частности, объясняется то, что представители разных народов (культур) в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному и по-разному оценивают одни и те же явления.
Культура включает общий способ производства, поведения, самовыражения, систему и иерархию ценностей, определенные нормы морали, свой особый язык и свои особенности психики. Она является совокупностью действий, взглядов и мыслей, санкционированных обществом. Основу культуры составляют ценности, регулирующие взаимоотношения людей и определяющие способы ценностного освоения действительности. По сути культура и начинается с оценки, что хорошо, а что плохо. По мнению М.Вебера, каждый человеческий акт является осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в соответствии с которыми определяются нормы поведения людей и их цели.
Социальные ценности – это разделяемые социальной общностью положительные или отрицательные отношения к объектам и явлениям окружающего мира; общественные представления, мнения, убеждения по поводу значимости тех или иных объектов, приоритетности тех или иных целей и способов их достижения.
Социальные ценности являются определяющими критериями в создании социальных норм. В упрощенном варианте процесс формирования определенной нормы из той или иной ценности можно представить так: ценность –норма. Например, хорошо – можно; плохо – нельзя. Социальные нормы (от лат. погmа – руководящее начало, правило, образец) – предписываемые стандарты, правила, образцы и социальные ожидания, регулирующие поведение и способы взаимодействия людей. Нормы выполняют функции интеграции и предсказуемости в процессе социального взаимодействия. Нормы-правила, нормы-ожидания создают общие правила игры и допускаемые отклонения в поведении индивидов и социальных групп.
|
Совокупность ценностей и норм создает целостную ценностно-нормативную систему общества, которая обусловливает социальную мотивацию, регулирует и оценивает поведение и деятельность людей, определяет приоритеты в целях и способах их достижения. Ценностно-нормативные регуляторы подразделяются на правовые и моральные. Первые функционируют в форме закона, государственного или административного акта, юридической нормы. В случае нарушения правовых норм к нарушителю могут быть применены соответствующие правовые санкции. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения и моральными качествами самой личности.
Культура и цивилизация
Иногда возникает проблема сравнения, отождествления или противопоставления таких понятий, как «культура» и «цивилизация». Уточним свое представление об этих социальных феноменах, используя для этого три основных критерия.
1. Культура по отношению к цивилизации является более частным понятием. Она имеет определенную специфику для каждой нации и народности, для каждой страны. Даже отдельная социальная общность может иметь свою субкультуру, входящую в более крупное культурное сообщество. Цивилизация – более широкое (масштабное) понятие, нежели культура. Она охватывает многие страны и целые регионы Земли. Всю историю эволюционного развития человечества принято делить на три основные цивилизации: земледельческую, индустриальную и постиндустриальную, или информационную.
|
2. Культура имеет ценностно-нормативную определенность и духовную составляющую. Она не всегда связана с рациональностью и эффективностью. Например, жители Бразилии в течение года готовят карнавальные костюмы, затрачивая на это значительные средства. После карнавала костюмы, как правило, сжигаются, что с прагматической точки зрения является абсурдом. Цивилизация обусловлена уровнем развития производительных сил. Важнейшим ее критерием является эффективность общественного производства. Она носит прагматический характер. Например, если с экономической точки зрения на месте древнего храма выгоднее построить торговый центр, то прагматические люди, не обремененные ценностями культуры, так и поступят. В этой связи многие ученые-гуманисты считают, что цивилизация нивелирует (уничтожает) культуру.
3. Культуру нельзя оценивать с таких позиций, как плохая или хорошая, более развитая или менее развитая. Для каждого этноса она своя. Поэтому насильственное внедрение элементов чужой культуры в образ жизни отдельных народов, как правило, приводит к их деградации и даже к исчезновению отдельного этноса. Цивилизация оценивается с точки зрения ее эффективности. Поэтому здесь вполне уместны такие сравнения, как более или менее развитая цивилизация. Иногда понятие «цивилизация» употребляется в универсальном смысле, как феномен, включающий особенности культуры, религии и образа жизни целых регионов мира. Так, американский геополитик С.Хантингтон делит мир на следующие типы цивилизаций: атлантическую (Северная Америка и Западная Европа); латиноамериканскую (Центральная и Южная Америка); славяно-православную (Россия и ряд стран Восточной Европы); исламскую (государства Магриба, Ближний и Средний Восток); индуистскую (Индия и ее окрестности); конфуцианскую (Китай); японскую (Япония); африканскую (Африка южнее Сахары).
Структура культуры
Существуют различные взгляды относительно того, какие социальные элементы включает культура как целостная система. Наиболее распространено представление о культуре как о диалектическом единстве двух составляющих: материальной и духовной. В первой половине XX в. возникло представление о культуре как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая культуры – это взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей. Социальная составляющая культуры – это взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов. Духовная составляющая культуры – это идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности.
По мнению антрополога У.Гуденау, культура состоит из четырех основных элементов:
• понятий (концептов) – представлений, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире;
• отношений – взаимосвязей со всем, что есть во времени и пространстве;
• ценностей – как относиться к тому, что есть и к тому, что может быть;
• правил – что делать и как делать (норм, регулирующих поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры)1.
На наш взгляд, культура включает следующие элементы:
1) сознание. Это основное, что отличает человека от других видов животного мира. Сознание (память, мышление) дает человеку возможность не только познавать мир и себя, накапливать знания и опыт, но и передавать их последующим поколениям. Абстрактное мышление позволяет конструировать и себя, и окружающий мир, и предвидеть будущее;
2) методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира. Для животных, как и для всей «внечеловеческой» природы, не существует понятий «хорошо» или «плохо». Любой живой организм в природе стремится в полной мере удовлетворить свои биологические потребности, не пытаясь (не имея возможностей) оценивать свои действия и поступки. Человек, в отличие от животных, оценивает и свои, и чужие действия и намерения. Иерархия социальных ценностей является одним из главных регуляторов в человеческих отношениях и деятельности. При этом в каждой культуре имеются свои особенности (индивидуальность) в системе ценностных ориентаций;
3) язык – важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Это особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов. Язык является также основным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свой язык, свой понятийно-логический аппарат восприятия мира и организации деятельности. Как социальное явление язык передается от поколения к поколению путем социализации. Общность языка, как и культуры в целом, способствует интеграции людей; языковые различия могут стать причиной взаимной неприязни и вражды;
4) деятельность – осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мирами своей собственной «природы». Человеческая деятельность, в отличие от поведения животных, носит осознанный характер. Благодаря этому человек может создавать и производить материальные объекты, продукты потребления, духовные ценности, которые сами по себе в природе не встречаются. Культура воплощается (объективируется) в результатах деятельности людей и передается последующим поколениям. Такой процесс объективации культуры в результатах деятельности и ее «дематериализации» в новых поколениях способствует развитию самого человека и способам его жизнедеятельности.