Семинарское занятие № 6.




Семинарское занятие № 5.

Ребёнок как объект и субъект целостного педагогического процесса

Цель занятия: формирование представления о ребёнке как субъекте педагогического процесса; выявление роли различных факторов в формировании и развитии личности ребёнка; формирование умения анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки.

Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, человек ребёнок, субъект, объект, развитие, воспитание, самовоспитание, обучение, целостный педагогический процесс, гуманизм, личностно-ориентированный подход.

 

Вопросы для обсуждения

1. Сущность понятий «человек», «ребёнок», «индивид», «индивидуальность», «личность», «формирование», «разви­тие».

2. Философско-педагогические концепции развития личности: идеалистическая, биологизаторская, материалистическая.

3. Сущность и структура личностных качеств обучающихся.

4. Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности (подобрать примеры влияния разнообразных факторов на развитие человека на основе изучения художественной и педагогической литературы).

5. Всестороннее формирование и развитие личности как цель воспитания.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему личность представляет собой социально-психологическое образование, а не совокупность социальных свойств и качеств?

2. Какие стороны выделяют в структуре личности? Что является источником их формирования и развития?

3. В чём выражается индивидуальность человека как личности?

4. Как соотносятся понятия «формирование» и «развитие»?

5. В чём заключается сущность биологизаторской и социологизаторской концепций развития?

6. Раскройте сущность гуманистической концеп­ции развития и формирования личности.

7. В чём принципиальное отличие взглядов пред­ставителей различных концепций на роль наследствен­ности и среды в развитии личности?

8. Укажите основные закономерности и дви­жущие силы развития личности.

9. Какие факторы являются ведущими в разви­тии и формировании человека?

10. Чем обусловлено деление детей на возрастные группы? Укажите возрастные группы школьников.

11. Какие сильные и слабые психолого-педагоги­ческие особенности развития детей младшего, среднего, старшего школь­ного возраста необходимо учитывать в процессе вос­питания?

12. Какими методами можно выявить индивидуаль­ные особенности школьников?

13. Почему целью воспитания выступает всестороннее формирование и развитие личности?

14. На примерах из своего жизненного опыта покажите зависимость воспитания от определяющих его факторов.

15. От чего главным образом зависит развитие способностей, интересов и дарований школьников?

 

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Подумайте, как бы вы объяснили 10-летнему школьнику, что такое личность.

Задание 2.

Приведите доводы в пользу тезиса: «Школьник – не только объект воспитательных влияний, но и субъект воспитательного процесса».

Задание 3.

Выскажите свою точку зрения на такой тезис: «Ребенок развивает, воспитывает, строит себя сам и достигает ровно того, на что достает его собственных сил и своевременной помощи извне». (В.П. Созонов).

Задание 4.

Составьте памятку себе как будущему учителю, начальные слова которой: «Если я хочу воспитать из ребёнка личность, я никогда не буду …».

Задание 5.

Изучите по учебнику педагогики особенности возрастного развития школьников и систематизируйте свои знания, заполняя таблицу.

 

Возраст Особенности возрастного развития Стратегия педагога в работе с детьми (учёт возрастных особенностей)
Новообразования возраста Ведущая деятельность
Младший школьный возраст      
Средний школьный возраст      
Старший школьный возраст      

 

Задание 6.

Продолжите фразу: «Если ребёнок совершил проступок, лучше всего…».

 

Литература

Основная:

1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» // https://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/

2. Загвязинский, В.И. Общая педагогика: учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва: Высшая школа, 2008. - 391 с.: ил.

3. Педагогика [ Электронный ресурс ]: электронный учебник; допущено М-вом образования и науки РФ / под ред. Л. П. Крившенко. - Москва: КноРУС, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Электронный учебник).

4. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 6-е изд. - М.: Академия, 2007. – 480 с.

Дополнительная:

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев,. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан.- СПб.: Питер, 2003. – 304 с.

3. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 256 с.

4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под ред. М.В.Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн.1 / И.П. Подласый. - М.: Гуманитар. ИЦ ВЛАДОС, 2005. – 576 с.

6. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. А.А.Радугина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2002. - 256 с.

7. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - 576 с.

8. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб пособие / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2003. - 304 с.

9. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 527 с.

10. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник / Г.М. Коджаспирова.- М.: Гардарики,2004.- 528 с.

11. Александрова, В.Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики / В.Г. Александрова // Педагогика. – 2008. – №6. – С. 42-47.

 

Семинарское занятие № 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: