Цель занятия: формирование представления о воспитании как социальном феномене, как важном элементе целостного педагогического процесса
Основные понятия и категории: воспитание, закономерности, принципы воспитания, метод воспитания, основные направления воспитания, базовая культура личности.
Вопросы для обсуждения
1. Сущность процесса воспитания, его основные направления.
2. Закономерности и принципы воспитания.
3. Факторы, определяющие цели и задачи воспитания.
4. Воспитание и самовоспитание в педагогическом процессе.
5. Характеристика компонентов базовой культуры личности: культура жизненного самоопределения, интеллектуальная культура, нравственная культура, гражданская культура, культура труда и экономическая культура, экологическая культура, эстетическая и физическая культура, культура семейных отношений.
6. Пути, формы и средства формирования компонентов базовой культуры личности.
Задания для самостоятельной работы
В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.
Задание 1. Выпишите в словарь определения понятий: цель воспитания, целеполагание, образовательные стандарты, ЗУН (знания, умения, навыки), КИМ (контрольно-измерительные материалы).
Задание 2. Назовите виды целей воспитания, согласно их иерархии.
Задание 3. Сформулируйте разницу в целях воспитания в России до 90-х годов и сейчас, сравните цели воспитания в России и западных странах, обсудите вопрос с одногруппниками, выработайте свою позицию.
Задание 4. Как Вы понимаете смену акцентов в целеполагании обучения и воспитания: с образования, формирующего культуру полезности (умения, навыки, знания), на образование, формирующее, прежде всего, культуру, духовные гуманистические ценности и обеспечивающее их освоение подрастающим поколением. Как Вы считаете:
|
- нужно ли внушать ребёнку мысль о том, что есть абсолютные ценности и есть ли они вообще?
- сочетаются ли вечные ценности и педагогический плюрализм?
Задание 5. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которыми школы должны были бы «вооружить» учащуюся молодежь:
1) Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты и ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов.
2) Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.
3) Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее всевозрастающее значение.
4) Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.
|
5) Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
Задание для групп:
Задание 1
- Какие направления воспитательной работы обеспечивают формирование политических и социальных компетенций школьника?
- Как решается эта задача в 837 школе г. Москвы (дир. А.Н. Тубельский)?
3. Разработайте модель личности ученика, обладающего достаточным уровнем политических и социальных компетенций.
(Модель личности – это совокупность необходимых личностных качеств, знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности).
Задание 2
- Почему в современных условиях задача формирования межкультурных компетенций школьника является особенно актуальной?
- Какие направления учебной и внеурочной деятельности могут обеспечить формирование межкультурных компетенций?
- Разработайте модель (совокупность знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, личных качеств) личности ученика, обладающего межкультурными компетенциями.
Задание 3
1. Как еще называются компетенции, определяющие владение учеником устным и письменным общением? Почему такие компетенции особенно актуальны в современном мире?
- Какие направления урочной и внеурочной деятельности способствуют формированию вышеуказанных компетенций ученика?
- Разработайте модель (совокупность знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, личностных качеств) личности ученика, обладающего достаточным уровнем устного и письменного общения.
Задание 4
|
1. Как еще называются компетенции человека, связанные с возникновением общества информации?
- Какие направления учебной и воспитательной работы обеспечивают формирование вышеназванных компетенций?
- Какими знаниями, умениями, навыками, способами мышления и деятельности, личностными качествами определяются компетенции ученика, связанные с возникновением общества информации?
Задание 5
- Как называются компетенции человека, реализующие способность и желание учиться всю жизнь?
- Как Вы понимаете международный девиз в практике образования: «От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь»?
- Какие направления воспитательной работы обеспечивают формирование вышеуказанных компетенций школьника?
- Какими знаниями, умениями, навыками, способами мышления и деятельности, личностными качествами определяются компетенции ученика, реализующие способность и желание учиться всего жизнь?
Литература
Основная:
1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» // https://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/
2. Загвязинский, В.И. Общая педагогика: учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва: Высшая школа, 2008. - 391 с.: ил.
3. Педагогика [ Электронный ресурс ]: электронный учебник; допущено М-вом образования и науки РФ / под ред. Л. П. Крившенко. - Москва: КноРУС, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Электронный учебник).
4. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 6-е изд. - М.: Академия, 2007. – 480 с.
Дополнительная:
1. Голованова, Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Голованова // Педагогика. – 2007. - № 10. – С. 38-47.
2. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев,. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.
3. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан.- СПб.: Питер, 2003. – 304 с.
4. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 256 с.
5. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под ред. М.В.Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
6. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн.1 / И.П. Подласый. - М.: Гуманитар. ИЦ ВЛАДОС, 2005. – 576 с.
7. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. А.А.Радугина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2002. - 256 с.
8. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - 576 с.
9. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб пособие / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2003. - 304 с.
10. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 527 с.
11. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник / Г.М. Коджаспирова.- М.: Гардарики,2004.- 528 с.
12. Любан, Т.Н. О смысле и целях воспитания / Т.Н. Любан, В.В. Зеньковский // Педагогика. – 2008. – №2. – С. 90.
13. Рыльская, Е.А. Воспитание жизнеспособности школьников / Е.А. Рыльская // Педагогика. – 2008. – №3. – С. 23-28.
14. Кучмаева, О.В. и др. Мониторинг воспитательного потенциала семьи// Педагогика. – 2008. – №3. – С. 53-60.
15. Астраханцева, С.В. Проектирование воспитательной работы в контексте социально-педагогической парадигмы// Педагогика. – 2008. – №4. – С. 37-44.
16. Микрюков, В.Ю. Содержание образования в контексте военно-патриотического воспитания// Педагогика. – 2008. – №5. – С. 44-52.
17. Айрапетова, В.В. Актуальные проблемы воспитания// Педагогика. – 2008. – №5. – С. 104-110.
18. Ахмедзянова, Э. Воспитание через организацию проективной деятельности// Воспитание школьников. – 2008. – №1. – С. 10-15.
19. Дудкина, Г. Модель выпускника как ориентир в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни / Г.Дудкина, Е. Тамонова // Воспитание школьников. – 2008. – №2. – С. 36-42.
20. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания// Воспитание школьников. – 2008. – №6. – С. 3-12.
21. Белов, В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций / В.И. Белов // https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vospitanie-v-sisteme-sovremennyh-vospitatelnyh-kontseptsiy
22. Саенко, Т.В. Анализ современных подходов к воспитания в системе образования / Т.В. Саенко // https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-podhodov-k-vospitaniyu-v-sisteme-obrazovaniya
23. Воспитательная система П.Г. Година: подготовка молодежи к труду // https://shkola3000.ru/NEW_Vospitatelnaja-sistema-PG-Godina-podgotovka-molodeji-k-trudu.html