СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕГМЕНТ




Какие бизнесы нужны серебряной экономике

https://rb.ru/longread/silver-economy-in-russia/

 

Разные люди по-разному смотрят на мировую повестку.Кто-то считает главной глобальной проблемой Исламское государство, кто-то — Дональда Трампа, а социологи — стремительное старение человечества. Оно происходит потому, что рождаемость в развитых странах падает, а продолжительность жизни растет. В 2015 году на планете жили 901 млн человек старше 60 лет. По прогнозу ООН, к 2030 году их будет 1,4 млрд, к 2050-му — 2,1 млрд. Это создает огромную экономическую нагрузку на молодых и грозит подорвать социальную политику многих стран.


Хотя стариков становится все больше, бизнес ориентируется в основном на молодежь. Это проявляется в моде, медиа и кино, поэтому культурологи вовсю говорят о тинейджеризации культуры. Ролевые модели успеха явно помолодели — мир восхищается юными поп-звездами, стартаперами и блогерами. Крупные корпорации вроде Google и Facebook делают ставку на молодых сотрудников, а опытным специалистам предпенсионного возраста все труднее найти работу. Многие рынки игнорируют запросы пожилых людей, потому что не видят в них своего потребителя.

Самые дальновидные предприниматели уже переключаются на пожилую аудиторию. Они понимают, что в ближайшие годы бабушки и дедушки станут очень перспективным рынком. На сайте AngelList можно найти 371 стартап в категории Elder Care и 97 стартапов из серии Senior Citizens. Например, американский онлайн-сервис Honor уберизирует уход за пожилыми на дому. Проект помогает семьям найти квалифицированную сиделку по различным критериям — например, говорящую на нужном языке. В этот стартап уже вложились ведущие инвесторы Кремниевой долины.


В России рынок продуктов и услуг для старшего поколения (на Западе для него придумали поэтическое название — «серебряная экономика») развивается медленнее. Наше общество не обращает внимания на проблемы старения, а наши пенсионеры не отличаются платежеспособностью. Как правило, после выхода на пенсию финансовые возможности россиян резко снижаются (в 2017 году средняя пенсия составляет 13 620 рублей). «У нас вообще нет культуры старости, при том что стариков становится больше каждый день», — сетовала геронтолог Дарья Белостоцкая в интервью «Афише». Пока маркетологи грезят о миллениалах с большими зарплатами, в нише продуктов и услуг для пожилых — дефицит предложения и низкая конкуренция.


В России старшее поколение — стабильно растущий потребительский сегмент. «Через десять лет число россиян старше 60-65 лет удвоится, — прогнозирует гендиректор гериатрического центра «Монино» Инна Карпенко. — Это произойдет из-за увеличения продолжительности жизни, а также выхода на пенсию детей послевоенного демографического взрыва».

 

егодня каждый четвертый россиянин — пенсионер. По данным Росстата, пенсию по старости получают около 35,6 млн человек. Это 24% от населения страны (146,8 млн). Доля пожилых россиян растет не первый десяток лет и продолжит увеличиваться в будущем. Так, в 2022 году количество пенсионеров по возрасту перевалит за 40 млн (27% от общего населения).

Данные Росстата, прогноз аналитического центра при правительстве РФ

 

Российские чиновники тоже обеспокоены проблемами старения. В начале прошлого года правительство утвердило стратегию действий в интересах граждан старшего поколения. Государство собирается стимулировать занятость и дополнительное образование пожилых людей, повышать их финансовую грамотность, обеспечивать их досуг, доступ к информации, развивать социальные услуги и здравоохранение под запросы старшего поколения.

 

СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ КАК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕГМЕНТ

Некоторые аналитики считают старение населения стимулом для развития экономики. Продолжительность жизни стариков увеличилась, теперь пора повысить ее качество. Россияне старшего поколения — крупная категория клиентов практически любого бизнеса, от торговых сетей до частной медицины. Важно, чтобы предприниматели учитывали их потребности и создавали для них новые услуги.

Сегодня многие торговые сети, турагентства, парикмахерские дают скидки по пенсионному удостоверению. Российские фитнес-клубы вводят специальные программы для пожилых людей, рассказывает директор по развитию сети фитнес-клубов World Gym Ольга Киселева. «Нынешнее поколение 50-60+ активно и платежеспособно, — объясняет она. — Около 20% клиентов нашей сети — люди старше 60 лет. Если десять лет назад членские карты им покупали взрослые дети, то сейчас люди в возрасте приходят к нам сами, чтобы укрепить здоровье. Современная фитнес-индустрия предлагает им йогу, учитывающую возрастные изменения, пилатес, стретчинг, аквааэробику, скандинавскую ходьбу».

По мере повышения культуры старения россиян акцент «серебряной экономики» будет сдвигаться от лечения к профилактике, активному долголетию и повышению качества жизни, полагает замдиректора по направления «Социальные проекты» АСИ Антон Яремчук. Это досуговые центры, творческие студии, образовательные программы, возможности для подработки.

Рост числа стариков в России станет драйвером для отечественной сферы услуг, считают собеседники Rusbase. Сегодня в третий возраст входит поколение, которое успело реализовать себя вне социализма. «Новые пожилые» более состоятельны и хотят сохранить привычный уровень потребления. Если раньше на пенсии принято было посвящать себя внукам, то нынешние пенсионеры могут и хотят заниматься собой. В этом смысле в России приживается европейский подход к старению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: