Работа с терминами и понятийным аппаратом по общей экологии





Овладение системой понятий по предмету – залог успешного протекания учебного процесса. Систематическая работа педагога с терминами, являющимися названием определенного понятия, позволит повысить качество образовательного процесса, облегчит подготовку обучающихся к занятиям, обогатит словарный запас, сформирует у них «чувство языка», а также общеучебные и специальные компетенции.

Термин – это «слово или словосочетание, являющееся названием понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства» (Ожегов, 1961). Таким образом, термин может служить названием понятия и отражать содержание понятия. Термины входят в определение понятия.

Так как многие термины имеют иностранное происхождение, необходимо ознакомить обучающихся со смысловым (семантическим) значением термина, их русским переводом. Такая работа будет способствовать основательному усвоению понятий и лучшему запоминанию терминов. Выясняя смысловое значение термина, педагог и обучающийся выделяют наиболее существенные признаки соответствующего термину понятия. При эмпирическом подходе к формированию понятий подобные признаки вызывают ощущение, след от которого остается в сознании и помогает восстановить явление в памяти (вспомнить его), формируя представления. Обобщив представления посредством второй сигнальной системы, формируется понятие.

Целенаправленная работа над осмыслением каждого термина, формулировки, определения, правильным пониманием сущности понятий приводит к глубокому запоминанию учебного материала. Такое осмысление названо семантизацией, в котором нуждаются и термины иностранного происхождения, и русские названия.

Предложенные задания по темам для организации работы с терминами могут включаться учителем в процесс формирования понятий, осуществляемых по схеме: «ощущение – представление – понятие» на этапе перехода от представлений к понятиям.

Можно использовать логический прием анализа и синтеза в системе перехода от этимологического значения (происхождения) термина к его семантике, так как в большинстве случаев смысловое значение термина совпадает с основным содержанием того понятия, которое определено термином. Проанализировав термин, определив слова, его составляющие, необходимо произвести синтез смыслового значения слов, составляющих термин. Так определяется понятийное значение термина.

Усваивая теоретические понятия, студент выполняет мыслительные операции, аналогичные тем, в ходе которых исторически создавались соответствующие знания. Восприятие объектов, формирование представлений о них происходит не в «концептуальном вакууме», а в системе теоретических понятий.

При самостоятельной подготовке к занятиям, работу с терминами необхоодимо проводить своевременно и последовательно, внимательно изуяая этимологию (происхождение) терминоэлементов, слагающих термины. Выполняя задания к карточкам, можно пользоваться словарем терминов, указывая понятийное значение каждого термина.


 

Тема «Толерантность организмов»

Ключевой терминоэлемент - СТЕНОС (греч.) - узкий

Задание 1

Сконструируйте термины, опираясь на основное содержание понятий. Например, стенобионт - организм, обитающий в строго определенных условиях среды.

1. Организм, живущий при определенной солености воды, - ...

2. Организм, питающийся немногими видами пищи, - ...

3. Организм, населяющий глубины с определенным давлением, - ...

4. Организм, обитающий в строго определенных температурных условиях среды, - ...

5. Организм, населяющий определенные местообитания, - ...

6. Организмы, которые не переносят значительного колебания влажности, - ...

7. Водные организмы с узким диапазоном вертикального распределения в воде, - ...

8. Организмы, приспособленные к существованию в среде с определенным количеством кислорода, - ...

9. Организмы, переносящие узкий диапазон освещенности, - ...

10. Организмы, способные существовать только в среде с узким интервалом значений водородного показателя, – ….

11. Организмы, способные обитать только на каком-либо определенном типе грунта, – ….

 

Ключевой терминоэлемент - ЭУРУС (греч.) - широкий

Задание 2

Расшифруйте смысловое значение терминов. Например, эврибионт, организм, обитающий в широком диапазоне условий среды.

1. Эвригалл - ...

2. Эврифаг - ...

3. Эвритоп - ...

4. Эврибар - ...

5. Эвритерм - ...

6. Эвригигробионт -...

7. Эврибат - ...

8. Эвриоксибионт - ...

9. Эврифот - ...

10. Эвриионный вид - ….

11. Эвриэдафил - …

Тема «Экологические факторы»

Задание 3

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Limis (лат.) - предел Optimum (лат.) -наилучшее
Tolerantia (лат.) - терпение Pessimum (лат.) - очень плохой
Labilis (лат.) - скользящий Adaptation (лат.) - приспособление
Prae (лат.) - впереди Post (лат.) - после
Bios (греч.) - жизнь Biotikos (греч.) - жизненный
Klima (греч.) - климат Ad (лат.) - к, для
biontos (греч) - живущий Anthropos (греч.) - человек
Phaktor (лат.) – делающий, производящий Valensia (лат.) - сила
  A (греч.) - отрицательная частица

Задание 4

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, приведенными в задании 3.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия:

 

1. Любой компонент среды прямо или косвенно воздействующий на биосистемы на любом уровне организации, а также стадии онтогенеза, назван ...

2. Способность вида выдерживать отклонение условий среды от оптимальных, - ...

3. Экологические факторы, представленные явлениями неживой природы - это ...

4. Экологические факторы, представленные всеми многообразными формами взаимоотношений между организмами, - это …

5. Деятельность человека - положительная или отрицательная - формирует ... экологический фактор.

6. Степень приспособленности организма к условиям среды ...

7. Неустойчивость, подвижность, изменчивость организмов - это ...

8. Совокупность наиболее благоприятных условий - ...

9. Совокупность наименее благоприятных условий - ...

10. Фактор внешней среды, ограничивающий или лимитирующий рост или активность организма, будучи ниже уровня нормальных потребностей организма, или наоборот, превосходя эти пределы, - ...

11. Фактор внешней среды, наиболее подходящий и стимулирующий рост и развитие организма, - ...

12. Совокупность морфо-физиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей вида, обеспечивающих возможность специфического образа жизни в определенных условиях среды, - ...

13. Адаптации организма на уровне клетки, ткани или целого организма - ..

14. Приспособление организмов к условиям среды, затрагивающее генетический аппарат организма или генофонд популяции - ...

15. Эволюционные изменения организмов, совершенствующие уже существующую у них адаптацию к освоению среды обитания, - ...

16. Свойство организмов, имеющие приспособительную ценность для еще не осуществленных форм взаимодействия со средой, - ...

17. Приспособление организма к искусственно созданным условиям среды, - ...

18. Пределы выносливости организма к какому-либо фактору среды - …

Тема «Экологические группы организмов»

Ключевой терминоэлемент - ФИЛИА (греч.) - любовь

Задание 5

Расшифруйте смысловое значение терминов, опираясь на перечень терминоэлементов, приведенных ниже:

гигрофил термофил

галофил хионофил

гидрофил псаммофил

криофил гелиофил

реофил энтомофил

петрофил ацидофил

анемофилия склерофил

 

Значения терминоэлементов:

hals - соль, hydor -вода, hygros - влага, krios - холод, reos - течение, therme - температура, chion - снег, psammos - песок, entoma - насекомое, helios - солнце,petra - скала, камень, anemos - ветер, acidus - кислый, scleros - твердый, petra - скала, камень, scleros - твердый, acidus - кислый, anemos - ветер.

 

Ключевой терминоэлемент - ФИТОН (греч.) - растение

Задание 6

Раскройте смысловое содержание терминов, опираясь на список терминоэлементов, приведенных ниже:

хионофит сциофит

гигрофит аэрофит

ксерофит гелофит

мезофит гелиофит

гидрофит эпифит

псаммофит галоксерофит

фреатофит троглофит

психрофит омброфит

геофит склерофит

рерифитон апофит

пирофит

 

Значения терминоэлементов:

hydor - вода, hyhros - влага, psammos - песок, epi - над (сверху), helios - солнце, helos - болото, xeros - сухой, aer - воздух, scios - тень, chion - снег, metos - средний, hals - соль, trogle - пещера, phreatos - колодец, psichron - холод, ombros (греч.) - дождь, apo - из, от, без (удаление), peri - вокруг, scleros - твердый, ge - земля, pyr - огонь.

 

Тема «Жизненные формы организмов»

Ключевой терминоэлемент - ФИТОН (греч.) - растение

Задание 7

Ознакомьтесь со смысловым значением терминов жизненных форм растений (по К. Раункиеру). Затем укажите значения терминоэлементов, использованных при конструировании термина.

 

1. Криптофит - ЖФ растений, почки возобновления у которого находятся скрыто (в почве или в воде).

2. Гемикриптофит - растение, почки возобновления которого находятся на поверхности земли (на незначительном расстоянии).

3. Терофит - растение, почки возобновления которого живут один летний сезон (однолетнее растение).

4. Фанерофит -ЖФ растений, почки которого находятся высоко над землей (в 3-х и более метрах); дерево.

5. Хамефит - ЖФ растений, почки возобновления которого находятся невысоко над поверхностью почвы; кустарник.

Укажите значения терминоэлементов:


Theros - ... Hemy - ...

Chamai - ... Cryptos - ... Phaneros - ...

 

Тема «Биоритмы. Сезонные явления в жизни организмов»

Задание 8

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

 

Circa (лат.) - около

Dies (лат.) - день

Annus (лат.) - год

Ultra (лат.) - за

Bios (греч.) - жизнь

Rhitmos (греч.) - размеренность

Ektos (греч.) - снаружи

Entos (греч.) - внутри

Photos (греч.) - свет

Periodos (греч.) - круговращение

Mikros (греч.) - малый

Mesos (греч.) - средний

Megas (греч.) - большой

Megas (греч.) - огромный

Chronos (греч.) - время

 

Задание 9

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 8.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия:

1. Закономерное периодическое чередование природных явлений, физиологических процессов и поведенческих реакций, происходящее в определенной последовательности и с закономерной частотой, - ...

2. Биоритмы с периодичностью менее суток - от нескольких минут до 12 -15 часов - ...

3. Биоритмы с периодом около суток - ...

4. Биоритмы с периодом от 10 до 13 месяцев - ...

5. Биоритмы с периодичностью около недели - ...

6. Природные ритмы, связанные с собственной жизнедеятельностью организма, - ...

7. Природные ритмы, определяемые внешними факторами, - ...

8. Реакция организмов на продолжительность светового дня (на суточный ритм освещения), выражающееся в изменении процессов роста и развития, - ...

9. Биоритмы с продолжительностью от 20 дней до1 года - ...

10. Биоритмы с продолжительностью от 28 дней до 7 дней - ...

11. Биоритмы с периодом в десятки и сотни лет - ...

12. Изучение временной организации биологических систем, их периодические изменения во времени - ...

 


Тема «Типы биотических взаимоотношений»

Ключевой терминоэлемент - ХОРЕО (греч.) - идти, двигать, распространяться

Задание 10

Расшифруйте смысловое значение терминов, опираясь на приведенные ниже значения терминоэлементов, составляющих термин:

эпизоохория мирмекохория

автохория зоохория

анемохория гидрохория

антропохория орнитохория

барохория автомеханохория

агестохория спейрохория

анемогеохория эргазиохория

синзоохория аллохория

 

Значения терминоэлементов:

epi - над, сверху, autos - сам, antropos - человек, hydor - воды, baros - тяжесть, ornitos - птица, zoon - животное, anemos - ветер, speiro - сею, ager - поле, ge - земля, syn - вместе, ergasia - обработанная земля, allos - другой, иной.

 

Тема «Типы биотических взаимоотношений»

Задание 11

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

 

Entos (греч.) - внутри

Oikos (греч.) - дом

Ektos (греч.) - снаружи

Epi (греч.) - над, сверх, при

Paroikia (греч.) - пребывание на чужбине

Syn (греч.) - вместе

Ferio (лат.) - ударяю, поражаю

Inter (лат.) - здесь, взаимно

Protos (греч.) - первый

Cooperatio (лат.) - сотрудничество

Tele (греч.) - вдаль

Ergon (греч.) - работа

Parasitos (франц.) - нахлебник

Obligatus (лат.) - обязательный

Concurentia (лат.) - сталкиваться

A (лат.) - отрицательная частица

Mensa (лат.) - стол

Hyper (греч.) - над, сверх

Com (лат.) - с, вместе

Mutuus (лат.) - взаимный

Simbiosis (греч.) - сожительство

Allelon (греч.) - взаимно

Pathos (греч.) - страдание

 

Задание 12

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, указанными в задании 11.

Б. Сконструируйте термины, занесите их в тетрадь, опираясь на понятийное содержание термина:

1. Животные, растения или микроорганизмы, живущие на или внутри другого организма и питающиеся за счет живой субстанции хозяина, названы ...

2. Форма межвидовых отношений, выгодная для обоих организмов, названа ...

3. Паразитические организмы, живущие внутри другого организма - ...

4. Форма биотических связей, при которых ни одна из сторон не может существовать без другой, названа ...

5. Паразитические организмы, живущие на внешних покровах другого организма, - ...

6. Паразит, не способный жить или размножаться без питания тканями вне организма-хозяина, -

7. Паразит, способный жить и размножаться и без питания тканями хозяина, самостоятельно - ...

8. Взаимоотношения между двумя видами, когда один из них получает определенную одностороннюю выгоду и не вступает в тесные отношения с другим, т.е. не оказывает на него существенного воздействия (ни отрицательного, ни положительного), называются ...

9. Любые антагонистические отношения между организмами (видами, популяциями), связанные с борьбой за территорию, размножение и т.д., называются ...

10. Форма комменсализма, при которой некоторые организмы обитают в теле другого организма, не нанося ему вреда, - ...

11. Форма комменсализма, при которой некоторые организмы обитают на теле другого организма, не нанося ему вреда, названы ...

12. Форма комменсализма, складывающаяся между организмами, обладающими средствами защиты и незащищенными животными, - ...

13. Форма комменсализма, при которой организм-комменсал обитает в жилище животного-хозяина (норах, гнездах), питаясь обычно остатками пищи хозяина, названа ...

14. Форма конкуренции, которая не предполагает непосредственного взаимодействия между особями, она опосредована, выражается в том, что один из видов монополизирует ресурс или местообитание, ухудшая условия существования другого, -...

15. Форма конкуренции, когда особи прямо влияют друг на друга при агрессивных столкновениях, выделении токсинов, ...

16. Сигнальные вещества животных, действующие при очень низких концентрациях, - ...

17. Многообразные химические взаимоотношения между растениями - ...

18. Взаимоотношения между организмами разных трофических уровней - это...

19. Взаимоотношения между организмами одного трофического уровня названы ...

20. Явление, когда животные поедают особей своего же вида, носит название ...

21. Тип взаимоотношений, при которых одни организмы поедают других - ...

22. Явление, когда один организм подавляет другой, не испытывая со стороны подавляемого никаких форм влияния, ...

23. Форма взаимодействия популяций различных видов организмов, полезное для обоих, но не обязательное для них ...

24. Форма совместного существования организмов разных видов, в ходе которого один или все партнеры получают преимущества в отношениях с внешней средой, ...

25. Форма паразитизма, при которой организм паразитирует на другом паразите - это ...

26. Явление, когда особи какого-либо вида отбирают или воруют пищу у животных своего или другого вида, носит название ...

27. Явление, когда животные убивают своих более слабых «собратьев», названо ...

 

Тема «Экологические зоны мирового океана. Экологические группы организмов»

Задание 13

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Limne (греч) - озеро Abissos (греч) - бездонный
Batos (греч) – глубокий Litoris (лат.) - берег
plein (греч) – плавать на корабле pelos (греч) – ил, глина
sestos (греч) - просеянный neiston (греч) – способный плавать
planktos (греч) - блуждающий nektos (греч) - плавающий
bentos (греч) - глубина bionthos (греч) - живущий
roes (греч) – поток, течение macros (греч) - большой
micros (греч) - малый mesos (греч) - средний
phyton (греч) - растение  

 

Задание 13

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, приведенными в задании 13.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия:

 

1. Экологическая зона моря, соответствующая глубоководным участкам, часть бентали на глубине от 1-3 до 6-7 км названа …..

2. Экологическая зона водоема, соответствующая дну водоема от границы увлажнения до самых высоких точек, – это …..

3. Взвешенные в воде живые организмы названы – … или ….

4. Организмы. Обитающие в глубинных зонах водоема – это ….

5. Экологическая зона моря, занимающая прибрежную мелководную часть мелководья, заливаемую водой во время прилива и обсыхающую во время отлива, названа ….

6. Организмы, предпочитающие обитать в стоячих водоемах – это …

7. Экологическая зона моря, соответствующая слою воды в пределах абиссали на глубине от 3 до 6-7 км, – это ….

8. Среда обитания видов, населяющих поверхность или толщу грунта – это ….

9. Экологическая зона моря, соответствующая слою воды на глубинах от 200-500 м до 3 км, названа ….

10. Организмы, обитающие в озере, названы ….

11. Экологическая зона моря (водоема), соответствующая слою воды от поверхности до дна и простирающаяся от литорали до самых удаленных от берегов точек – это …

12. Организмы, обитающие на илистом грунте в реках, названы ….

13. Гидробионты, способные попеременно вести то пелагический, то бентосный образ жизни, названы ….

14. Организмы, обитающие в толще воды, названы ….

15. Растения, обитающие в пелагиали морей, океанов, соответствуют группе …

16. Пелагические гидробионты, одна часть тела которых находится в оде, а другая часть – над её поверхностью, названы ….

17. Совокупность взвешенных в воде планктонных организмов и частиц детрита – это …

18. Организмы, обитающие на каменистом грунте в реках, названы ….

19. Совокупность организмов бентоса, размеры которых составляют 5-10 мм и более, названы …

20. Совокупность организмов планктона, размеры которых составляют 5-10 мм и более, названы …

21. растения сравнительно больших размеров, главным образом высшие водные растения, а также прикрепленные ко дну и плавающие водоросли относятся к группе …..

22. Совокупность микроскопических водорослей, входящих в состав бентоса, – это ….

23. Совокупность организмов планктона, размеры которых составляют от 50 мкм до 1 мм, названы …..

24. Совокупность организмов бентоса, размеры которых составляют от 50 мкм до 1 мм, названы …..

25. Организмы, обитающие в текущей воде, названы …

26. Совокупность организмов активно перемещающихся в толще воды и способных противостоять переносу течениями, назван …..

27. Совокупность организмов, обитающих в поверхностной пленке воды, названа ….

28. Совокупность организмов, населяющих толщу и поверхность воды, не способных противостоять течениям, активно перемещаться, названы ….

29. Совокупность организмов планктона, размеры которых составляют от 1 до 5 мм, – это ...

30. Совокупность организмов бентоса, размеры которых составляют от 0,5 до 10 мм, – это ...

 

Тема «Популяции. Численность популяции.

Демографические факторы популяции»

Задание 15

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов

 

Populus (греч.) - народ Potentia (лат.) - сила
Dinamikos (греч.) – относящийся к силе Typos (греч.) - образец
Klon (греч.) – ветвь, отпрыск Pan (греч.) - всё
Miks (англ.) - смешивать Koinos (греч.) - общий
Violent (лат.) неистовый patiens (лат.) – терпеливый
exsplere (лат.) выполняющий  

 

Задание 16

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, приведенными в задании 15.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия:

 

1. Совокупность особей одного вида, длительно проживающих на определенном ареале, свободно скрещивающихся, дающих плодовитое потомство, обладающих эволюционной судьбой и единым генотипом, – это …

2. Способность особей свободно скрещиваться преимущественно внутри одной популяции, названо …

3. Изменение численности, полового и возрастного состава популяций под влиянием различных факторов с течением времени, названо …

4. Численность размножающихся особей в популяции – это …

5. Резкое увеличение численности особей какой-либо популяции, связанных с ослаблением обычных механизмов регуляции численности, названо …, связанное с

6. График, на котором показано число выживших особей в популяции в зависимости от времени – это кривая …

7. График, на котором показан рост числа особей популяции в зависимости от времени, назван …

8. Совокупность особей одного вида, обитающих в пределах одного биогеоценоза – это …

9. Популяции организмов, размножающихся половым путем – это…

10. Популяции организмов, размножающихся преимущественно бесполым путем – это…

11. Способность популяции максимально увеличивать свою численность при наличии благоприятных условий и достаточного количества ресурсов, названа …

12. Количество особей одного вида на единицу площади суши или водной поверхности, общее количество организмов какой-либо популяции,– это …

13. Совокупность особей одного вида растений в пределах одного фитоценоза названа …

14. Внутрипопуляционная временная группировка сходных организмов, объединенных близким генетическим родством, названа …

15. Среднее число особей какой-либо популяции, приходящихся на единицу пространства или объема воды, - это …

16. Конкурентноспособные популяции растений, способные к быстрому росту и освоению территорий названы …

17. Популяции растений, способные выживать в неблагоприятной среде путем приспособления к крайним (экстремальным) условиям существования, названы …

18. Популяции растений, быстро размножающихся и быстро расселяющиеся, появляющиеся там, где нарушаются коренные сообщества, названы…

19. Среднее расстояние, на которое могут быть переданы гаметы за поколение – это …

20. Любые подразделения популяции как единого целого на связанные в определенном порядке части названы …

21. Разница в числе родившихся и числе умерших особей в популяции названа …

22. Численное соотношение различных категорий организмов в составе населения популяции названо …

 

Тема «Структура и разнообразие сообществ»

Задание 17

Ключевой терминоэлемент - КОЙНОС (ГРЕЧ.) - общий (сообщество)

Ознакомьтесь со смысловым содержанием терминов. Расшифруйте значения терминоэлементов, использованных при конструировании соответствующих терминов:

 

1. Протоценоз - первичное сообщество организмов (пионерное сообщество).

2. Танатоценоз - скопление мертвых (водных) организмов.

3. Зооценоз - совокупность популяций животных.

4. Фитоценоз - совокупность популяций растений.

5. Микробоценоз - совокупность популяций микроорганизмов.

6. Альгоценоз - сообщество водорослей.

7. Бриоценоз - сообщество мохообразных

8. Микоценоз - сообщество грибов.

9. Амфиценоз - сообщество растений или животных, характеризующихся наличием видов из соседнего сообщества.

10. Агробиоценоз - созданное человеком и им же искусственно поддерживаемое сообщество организмов с повышенной урожайностью или продуктивностью одного или нескольких избранных видов животных или растений.

11. Агрофитоценоз - искусственно созданное человеком сообщество сельскохозяйственных растений.

12. Агрозооценоз - искусственно созданное человеком сообщество сельскохозяйственных животных.

13. Биоценоз - совокупность популяций всех живых организмов в сообществе, населяющих один биотоп.

14. Паразитоценоз - комплекс видов паразитов, поражающих одного общего хозяина.

15. Биогеоценоз - совокупность популяций растений, животных, микроорганизмов, на достаточно однородном участке земной поверхности, связанная круговоротом веществ и потоком энергии.

Укажите значения терминоэлементов:

 

Protos - Tanatos -

Phyton - Mycos -

Algae - Zoon -

Bryos - Micros -

Amphy - Ager -

Ge - Parasitos -

 

Тема «Биогеоценозы. Экосистемы»

Задание 18

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов

Klimatos (греч) - наклон Sin (греч.) - вместе
Stacia (лат.) - местопребывание Usus (лат.) - пользование
Continuum (лат.) - непрерывное bionthos (греч.) - живущий
Genos (греч.) - род Consortium (лат.) - соучастие
Komponens (лат.) - составляющая Topos (лат.) - место
Biome (англ.) - совокупность hydor (греч.) - вода
aer (греч.) - воздух edaphos (греч.) - почва
zoon (греч.) - животное phyton (греч.) - растение

 

Задание 19

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, приведенными в задании 18.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия:

 

1. Относительно однородное по степени проявления абиотических факторов пространство сообщества, занятое биоценозом, названо ….

2. Сообщество организмов (продуцентов, консументов, редуцентов), входящих в состав одного биогеоценоза и населяющих один биотоп, – это ….

3. Биоценоз с полным, максимально возможным в данных условиях набором видов растений и животных, в котором нет места для мигрантов, названо ….

4. Совокупность животных, населяющих один биотоп, составляющих трофическую сеть в биоценозе, названа …

5. Совокупность растений, населяющих один биотоп, составляющих пространственную структуру сообщества, - это …

6. Среда, создаваемая или видоизменяемая сообществом организмов, названа …

7. Совокупность экосистем в пределах природно-климатической зоны составляет ….

8. Обособленная часть растительного сообщества (фитоценоза), состоящая из растений одной или нескольких близких жизненных форм, – это …

9. Участок пространства с условиями для жизни популяции какого-либо вида животных, назван …

10. Основные материально-энергетические составляющие экосистем: энергия, газовый состав, вода, почвенный субстрат, организмы авто- и гетеротрофы и редуценты составляют ….

11. Сочетание физических характеристик среды сообществ, существенных для населяющих эту среду организмов, – это …

12. Совокупность почвенно-грунтовых условий в сообществе названа ….

13. Совокупность условий воздушной среды в сообществе названа ….

14. Морфолого-функциональная и структурная часть сообщества, представляющая собой совокупность разнородных организмов вокруг ядра, названа ….

15. Участник консорции непосредственно или опосредованно связанный с ядром, назван ….

16. Исторически сложившаяся совокупность живых организмов, объединенных общей областью распространения, названа ….

17. Представление в биогеоценологии о сообществах как о непрерывном целом, не распадающемся на отдельные экосистемы, названо …

 

Тема «Трофическая структура сообществ»

Ключевой терминоэлемент - ФАГОС (греч.) - пожиратель

Задание 20

Раскройте смысловое содержание терминов, используя значения терминоэлементов, входящих в состав слова:

 

некрофаг бентофаг

копрофаг карпофаг

детритофаг сапрофаг

энтомофаг ихтиофаг

зоофаг фитофаг

монофаг полифаг

олигофаг гиперфагия

 

Значения терминоэлементов:

Necros - мертвый, kopros - навоз, detritis - истертый, entoma - насекомое, zoon - животное, sapros гнилой, phyton - растение, ichtys - рыба, karpos - плод, poly - много, bentos - дно, hyper - сверх, monos - один, olygos - незначительный planctos - парящий, sestos - просеянный.

 

Тема «Трофическая структура сообществ»

Задание 21

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Reducere (лат.) - возвращать Konsumo (лат.) - потреблять
Productio (лат.) - произвожу Detritus (лат.) - истертый
Trophe (греч.) - пища Ressources (франц.) - средства, запасы
Konversio (лат.) – превращение Massa (лат.) – ком, кусок

Задание 22

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, приведенными в задании 21.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия.

 

1. Организм, потребляющий готовое органическое вещество - ...

2. Фотоавтотрофы и хемоавтотрофы, производящие органическое вещество в сообществах -...

3. Организмы-деструкторы, разлагающее органическое вещество до минерального, минеральные вещества до химических элементов, - ...

4. Организм, питающийся преимущественно растительной пищей (фитофаг) - …

5. Организм, питающийся преимущественно животной пищей (зоофаг), - …

6. Совокупность организмов, получающих преобразованную в органические вещества энергию Солнца через одинаковое число посредников пищевой цепи - ...

7. Ряд видов, или группы видов, каждое предыдущее звено в котором служит пищей (и источником энергии) для следующего, - ...

8. Образное обозначение сложности взаимно переплетающихся пищевых связей и цепей в природных экосистемах, схема всех пищевых взаимоотношений в сообществе - ...

9. Поток вещества и энергии, идущий от мертвого органического вещества через систему организмов-детритофагов, - ...

10. Поток вещества и энергии, идущий от растений через растительноядных организмов, -...

11. Суммарная масса особей вида на определенной площади (или объеме) -…

12. Биомасса, энергия и биогенные летучие вещества, произведенные сообществом организмов на единице площади и за единицу времени - ...

13. Скорость производства органических веществ с заключенной в них энергией на определенной площади в единицу времени - ...

14. Скорость производства органического вещества и энергии только консументами на единице площади и за единицу времени - ...

15. Скорость производства органического вещества и энергии только продуцентами на единице площади и за единицу времени - ...

16. Продуктивность биологическая первичная с учетом погибших организмов и энергии, израсходованной на дыхание и другие процессы, - ...

17. Продуктивность биологическая первичная без учета погибших организмов и энергии, израсходованной на дыхание и иные процессы -

18. Соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами в сообществе, выраженное в их массе и изображенное в виде графической модели (экологической пирамиды) - ...

19. Соотношение между продуцентами, консументами и редуцентами в сообществе, выраженное в их численности и изображенное в виде графической модели - ...

20. Разновидность пирамиды биомасс, в которой представлено количество энергии, заключенное в каждом из трофических уровней сообщества -...

21. Источники и предпосылки получения необходимых благ (для человека) – …

22. Эффективность перехода первичной биологической продукции во вторичную, т.е. переработки растительных кормов в продукты животноводства, названа …

 

Тема «Структура биогеоценозов: пространственная и видовая. Динамика сообществ»

Задание 23

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами.

Б. Сконструируйте термины изученной темы с использованием указанных слов, запишите их в тетрадь.

В. Выделите орфограммы в терминах, проверьте написанное по учебнику и дополнительной литературе.

Г. Расшифруйте смысловое значение сконструированных вами терминов.

Edaphos (греч.) - почва

Aer (греч.) - воздух

Klima (греч.) - климат

Biote (Греч.) - жизнь

Topos (греч.) - место

Biome (англ.) - жизненный

Associatio (лат.) - соединение

Consortium (лат.) - соучастие

Benthos (греч.) - глубина

Planktos (греч.) - парящий

Nectos (греч.) - плавающий

Sestos (греч.) - просеянные

Pleusis (франц.) - плавание

Continuum (лат.) - непрерывное

Synusia (греч.) - совместное пребывание

Statio (лат.) - место, положение

Ubigue (лат.) - повсюду

Kosmopolites (греч.) - гражданин мира

Aedificator (лат.) - строитель

Assectator (лат.) - постоянный спутник

Dominatus (лат.) - единовластие

Syn (греч.) - вместе

Anthropos (греч.) - человек

Endemos (греч.) - местный

Relictus (лат.) - оставленный

Oikos (греч.) - дом

Tonos (греч.) - связь

Autochthon (греч.) - местный

Allos (греч.) - другой

Chthon (греч.) - земли

Successio (лат.) - преемственность

Autos (греч.) - сам

Pyr (греч.) - огонь

 

Задание 24

А. Ознакомьтесь с терминоэлементами, приведенными в задании 23.

Б. Обозначьте термином основное содержание понятия:

 

1. Совокупность почвенно-грунтовых условий в биогеоценозе - ...

2. Совокупность условий воздушной среды в сообществе - ...

3. Совокупность популяций всех живых организмов в сообществе на данной территории (или акватории) - ...

4. Территория с характерными абиотическими условиями, ан которой проживают живые организмы данного сообщества - ...

5. Естественное функционально- морфологическое членение сообщества на подсистемы или блоки, играющие в сообществе роль составляющих частей, -

6. Структурная и функциональная единица биогеоценоза, объединяющая автотрофные и гетеротрофные организмы на основе пространственных и трофических связей, - ...

7. Совокупность однородных растительных сообществ - ...

8. Организмы, проживающие у дна водоема: прикрепленные или свободно передвигающиеся, - ...

9. Активно передвигающиеся в толще воды организмы - ...

10. Организмы, пассивно парящие на поверхности (или в толще) воды - ...

11. Взвешенные в воде мелкие организмы и неживые органические частицы - ...

12. Совокупность водных организмов, часть тела которых находится над поверхностью воды - ...





Рекомендуемые страницы:


©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!