Словообразовательное толкование слова




КОРЕНЬ СЛОВА

Дифференциация понятий «однокоренное слово» и «синоним»

Упражнение 1

1) Выпишите в один столбик однокоренные слова, а в другой – синонимы.

Море - морской, трава – травушка, плясать – танцевать, грусть – тоска, грусть – грустный, тихий – спокойный, туман – туманный.

2) Внимательно рассмотрите слова каждого столбика. Что общего в словах каждой группы?

 

Упражнение 2

Подберите к прилагательному НЕДОБРЫЙ три синонима и три однокоренных слова

 

Слово Синонимы Однокоренные слова
НЕДОБРЫЙ    

Сопоставительный анализ слов с корнями-омонимами

Упражнение 3

К каждому слову напишите по 2 однокоренных.

гор а, гор е, гор еть

Упражнение 4

Что общего и что различного в словах НОЖИЩА и НОЖИЩЕ?

 

Упражнение 5

Какое слово лишнее?

ис пар иться, пар ник, на пар ник, за пар иться

Упражнение 6

Послушайте стихотворение. Почему оно вызвало улыбку? Какие слова похожи в произношении?

Они являются однокоренными?

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет, Поля полет, Паша пашет,

Варя варит, Валя валит, Света светит,

Соня спит, Катя катит, Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь.

Упражнение 7

Выделите корень в словах:

ВОЛЧОК (животное) ВОЛЧОК (игрушка)
КАШКА (уменьшит. – ласк. от КАША) КАШКА (цветок)
КОТИК (уменьшит. – ласк. от КОТ) КОТИК (морское животное)
ПОЛКА (книжная) ПОЛКА (от ПОЛОТЬ)
ТОЧКА (от ТОЧИТЬ) ТОЧКА (знак препинания)
НОРКА (животное) НОРКА (маленькая нора)

 

Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может, норка – возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка – здесь, а норки нет
!

Использование приема словообразовательного толкования слова

.! Словообразовательное толкование слова - особый способ определения лексического значения слова через подбор ближнеродственного однокоренного

 

НОЖОВКА

 

узкая ручная пила пила, напоминающая нож

 

КОСЫНКА

головной платок косой по форме головной платок

 

Упражнение 1

Письменно объясните значение имен прилагательных. Выделите корни и объясните их написание.

ОБРАЗЕЦ записи: шапка из м е х -а – м е х -овая шапка

 

…. – ст_льной рельс

… - з_лотое кольцо

… - м_сные котлеты

… - ш_рстяной платок

Упражнение 2

Попробуйте догадаться, какие слова написать вместо пропусков. Напишите эти слова и докажите, что они являются однокоренными.

… - немного, чуть-чуть глухой

.. – делать глухим

…- то, чем глушат

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: глушитель, глуховатый, глушить.

Упражнение 3

1) Спишите слова, распределяя их в две группы в зависимости от значения:

а) Посуда, где хранят… б) Место, где растут…

 

Сухарница, осинник, березняк, рябинник, соусница, чернильница, ельник, орешник, сахарница, перечница.

 

2) Пользуясь названиями каждой группы слов, объясните значение каждого слова.

 

ПРИСТАВКА, СУФФИКС

Словообразовательное толкование слова

запеть – начать петь (за- «начать действие»)

загородный – находящийся за городом (за- «находящийся за…»)

пушистый –

тракторист -

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: оцените лингвистическую грамотность формулировки задания из учебника для 2 класса[1].

 


[1] Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.. Русский язык: Учебник для 2 класса начальной школы. – М., 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: