Наталья Курачева, заместитель исполнительного директора негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние», глава совета некоммерческого партнерства «Объединение компаний индустрии услуг старшему поколению»
По словам участников рынка, сегодня главные препятствия развития серебряной экономики в России — психологические. В нашем обществе не принято говорить и думать о проблемах старения, а люди почтенного возраста нередко чувствуют себя неполноценными. «Когда мы научимся видеть старость, мы начнем развивать рынок, — уверена создатель отеля для пожилых «Дом у парка» Наталья Перязева. — Мы должны признать, что старость есть, ее бесполезно прятать, а базовые потребности в старости сохраняются, даже если видоизменяются».
«СЕРЕБРЯНЫЙ» ИНТЕРНЕТ
В отличие от предыдущих поколений, «новые пожилые» активно пользуются интернетом. Сейчас аудитория рунета растет за счет пожилых, потому что другие возрастные категории уже охвачены. Притоку пожилых пользователей способствуют многочисленные курсы интернет-грамотности для пенсионеров. Год назад вице-премьер Ольга Голодец сообщала, что в 2011-2015 годах компьютерной грамотности обучились больше 500 тысяч стариков. Такие курсы предлагают государственные организации, волонтеры и частный бизнес. В будущем они потеряют актуальность, когда состарятся продвинутые пользователи, прогнозирует Антон Яремчук из АСИ.
Теперь дело за контентом, который будет отражать интересы и точку зрения старшего поколения. В 2012 году основатель «Коммерсанта» и «Сноба» Владимир Яковлев запустил проект «Возраст счастья», который посвящен активной старости. Сайт рассказывает истории людей, которые находят себя заново после 50 лет — получают новые профессии, женятся, строят бизнесы, устанавливают спортивные рекорды.
Социальный предприниматель Анастасия Лазибная запустила маркетплейс услуг для людей за 50 — «Баба-Деда». Он собирает тысячи бесплатных и платных предложений для пожилых со всей России (клубы и кружки, учебные курсы, кружки, вакансии, туры, лекции и вечеринки), а также организует мероприятия. Проект «Баба-Деда» поддерживают благотворительные фонды, крупные корпорации и HR-агентства. Сам он зарабатывает на комиссии с привлеченных клиентов. Стартап меняет отношение российского общества к серебряному возрасту и борется с возрастной дискриминацией на рынке труда.
ЗАНЯТОСТЬ СТАРИКОВ
ВОЗ отсчитывает пожилой возраст после 60 лет, старость — после 75 лет. По мере увеличения продолжительности жизни эти границы будут сдвигаться. По прогнозам, к 2050 году каждый третий работник в развитых странах будет старше 70 лет. Многие россияне продолжают работать после выхода на пенсию, чтобы сохранить привычный уровень потребления. Сейчас, когда рынок труда начинает испытывать последствия демографического спада 1990-х, спрос бизнеса на пожилых специалистов будет расти.
Рост занятости среди старшего поколения увеличит спрос на дополнительное образование и поиск работы для пожилых, полагает директор благотворительного фонда «Добрый город Петербург» Дарья Буянова. «Растет запрос на переобучение людей серебряного возраста, — согласен Антон Яремчук из АСИ. — Пенсионный возраст увеличивается, а ускорение технического прогресса требует наращивания компетенций. Пожилые пользователи интернета будут активными клиентами сервисов онлайн-образования».
«Нынешние пенсионеры выходят на пенсию полными сил, — говорит Наталья Перязева. — Они хотят зарабатывать и передавать свои знания». В 2015 году Наталья запустила необычный социальный проект «Сказки у камина», который объединил два ее бизнеса: старики из отеля для пожилых «Дом у парка» приходят в детский сад «7 гномов» читать сказки.
Многие россияне мечтают после выхода на пенсию открыть свое дело. В интернете много подборок с идеями бизнеса для пенсионеров. Как правило, они слишком наивны и лишены связи с реальностью. Ответственность и нагрузка предпринимателя подходят далеко не всем пенсионерам. По мнению собеседников Rusbase, сегодня пожилые россияне могут состояться в качестве нянь, репетиторов, тренеров, консультантов, технических писателей, а также выгуливать животных и заниматься мелким бытовым ремонтом. Многие пенсионеры коммерциализируют свое хобби и подрабатывают на продаже handmade-товаров.
Кадр с модного показа «Подиум зрелой красоты», который проводит портал для старшего поколения «Баба-Деда»
РЫНОК ЗАБОТЫО ПОЖИЛЫХ
Первые частные дома престарелых появились в России в середине нулевых. Сейчас в стране насчитывается несколько десятков таких учреждений — «Опека», Senior Group, «МедСервис Плюс», «Желтый крест» и другие. Месяц проживания там стоит от 25 тысяч до 150 тысяч рублей в зависимости от объема медицинских услуг и уровня обслуживания (премиум, средний, эконом). Хотя активность инвесторов в этой сфере растет, стационаров для стариков стране не хватает. По оценке специалистов, такая потребность есть у 630 тысяч пожилых россиян, а обеспечены только 270 тысяч. Тысячи человек ждут мест в государственных учреждениях.
«У нас бытует представление, что поместить своих родителей в пансионат — плохо, хотя в Европе это норма», — констатирует представитель фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Ольга Сидорова. «У нас до сих пор считается зазорным помещать родственника в специализированное заведение, да и сами пожилые люди относятся к таким переездам как к ссылке», — согласна Инна Карпенко. По ее мнению, на репутации коммерческих стационаров сказываются негативные представления общества о государственных домах престарелых. Маркетинг частных стационаров нужно строить в расчете на детей стариков, которые принимают решения и оплачивают услуги.