Этапы подготовки мультимедийной учебной презентации
При подготовке презентаций необходимо следовать четкому алгоритму ее создания.
Создание презентации состоит из трех этапов:
· планирование
· разработка
· репетиция презентации
Этап первый. Планирование.
1. Определение целей презентации. На этапе определения целей необходимо установить соответствие между планируемым результатом и отобранной информацией, определить общие и поддерживающие цели.
В современных образовательных технологиях выделяются следующие общие цели выступления:
Информирование – презентация направлена на знакомство с новым материалом, расширяет имеющиеся представления, обучает, описывает что-либо. Результатом информативного выступления являются знание, понимание, анализ, оценка учебного материала.
Убеждение – презентация нацелена на разъяснение и принятие позиции, изменение взглядов учащихся, побуждение к действиям определенным способом. Реакция учащихся при таком выступлении служит основным критерием эффективности достижения поставленной цели.
Развлечение – презентация направлена на получение слушающими удовольствия от выступления. О результативности такой презентации судят по проявленному аудиторией интересу, активности, эмоциональной включенности.
Цель презентации определяется типом учебного материала.
2. Сбор информации об аудитории (знания и опыт аудитории, учет интересов, индивидуальных возможностей восприятия, памяти, мышления, воображения). Каждый учитель имеет представление о классе, группе, где он работает, поэтому все характеристики должны быть обязательно учтены при разработке презентации.
3. Определение основной идеи выступления. Необходимо проследить наличие оптимального числа главных идей и их иерархию.
|
4. Подбор дополнительной информации, обеспечивающей, с одной стороны, полноту изложения материала, и с другой − выбор, исходя из особенностей аудитории (интересы, уровень
обученности, возраст), темы и объема презентации.
5. При планировании выступления преподавателю необходимо спрогнозировать смену видов учебной деятельности учащихся, их чередование и дозировку с учетом работоспособности обучаемых и этапа занятия.
6. Создание структуры выступления. Структура выступления определяется его целями и типом презентации Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
7. Проверка логики подачи материала предполагает аналитическую работу по проверке того, как соотносится информация презентации с ее целью, концепцией, типом и структурой. Необходимо также проверить логические связки между тезисами и частями всего текста выступления.
Этап второй. Разработка презентации.
Во время второго этапа происходитучет методологических особенностей подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации и т. д.
Этап третий. Репетиция презентации.
Репетиция презентации – это проверка и отладка созданного «изделия». Вы проверяете – насколько удачно «смонтирован» материал, насколько уместны переходы от слайда к слайду. Идет проверочный этап презентации: его эффективность, соответствие содержания презентации поставленной цели.
|
Преимущества и недостатки мультимедийных презентаций
Для начала необходимо проанализировать преимущества и недостатки презентаций, обсудить принципы их грамотного составления.
Во-первых, использование мультимедийных презентаций может обеспечить наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Действительно, презентации облегчают показ фотографий, рисунков, графиков, географических карт, гербарных материалов. Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов.
Еще одно преимущество — проигрывание аудиофайлов. Все вместе это обеспечивает эффективность восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции.
Во-вторых, преимуществом мультимедийных презентаций является быстрота и удобство воспроизведения всех этих фотографий, графиков и т.п.
В-третьих, презентации дают возможность показать четкую структуру занятия: в начале урока можно раздать распечатки плана лекции или урока, а затем с помощью заголовков на каждом слайде дать возможность следить за ходом изложения материала. Так же стоит выносить на слайды все ключевые слова и непонятные термины. Это облегчит их восприятие и написание слушателями.
Конечно, практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация все равно не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет значительно больше времени, а, кроме того, записи могут быть непонятны из-за почерка. То есть, обобщая, преимущества презентаций — это наглядность, удобство и быстрота.
|
Какие же аспекты использования презентаций обычно считаются проблемными?
Во-первых, это наличие нескольких параллельных потоков информации (текст лекции отдельно, зрительный и/или звуковой ряд отдельно).
Во-вторых, слишком быстрый темп чтения лекции и особенно смены слайдов.
В-третьих, мелкий нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при воспроизведении сложных рисунков (в результате слушатели видят огромную итоговую схему, не представляя, как ее зарисовать). Хуже всего, когда все эти негативные черты сочетаются в одной презентации: каждые 10 – 20 секунд меняются перегруженные рисунками и мельчайшим текстом слайды, все это происходит под музыку и с обилием анимации, а преподаватель либо очень быстро читает лекцию, не связанную с показываемыми иллюстрациями, либо вообще говорит: "Информация по данной теме приведена на слайдах". Возникает вопрос, а зачем тогда нужен сам лектор?