Официальные документы
1. В Программа массового медиаобразования General Curricular Model for Mass Media Education (ЮНЕСКО)
(медиаобразование позволяет человеку в полной мере воспользоваться своими правами на свободу получения информации, свободу мнения)
2. В Германии. Декларация о медиаобразовании
(принята на Международном симпозиуме по медиаобразованию в Грюнвальде, Германия)
(Документ подчеркивал важность внедрения программ по медиаобразованию для детей и взрослых, организации курсов переподготовки для преподавателей, развития исследований, способствующих развитию медиаобразования)
3. В Испании. Ряд законов, выпущенных испанским Министерством образования, говорящий о необходимости преподавания и повышения уровня базовых медиакомпетенций, цифровой грамотности:
А) «Закон об образовании» от 2006 и 2014 гг.
Б) «Королевский декрет» от 2007 г.
В) «Основной ак об аудиовизуальных коммуникациях» от 2010 г.
4. В Венгрии: закон об образовании от 1985 года, в котором подчеркивалась важность медиаобразования в целом и визуальных технологий в частности.
5. В Венгрии. Национальный учебный план (2013 г.) В документе говорится о важности изучения аудиовизуальных технологий, особенно кино; умения избирательно и критически подходить к медиаконтенту любой тематики, а также о необходимости медиаобразования, как инструмента решения этических и моральных проблем в условиях кризиса.
6. В Финляндии. Доклад «Об образовании». Необходимость развития творческого и культурного мышления, умения работать с информацией.
7. В США. Закон «Цели 2000: Американский образовательный акт» (с 1994 г.). Закрепил медиаобразование как обязательную составляющую предмета «Искусства» для начальной и средней школы.
|
8. В Украине. «Концепция введения медиаобразования в Украине» (2010 г.). Основная идея – содействие развитию медиаобразования в Украине.
9. В России. «Концепция долгосорочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (2008 г.). Приоритетное направление – расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития.
Эксперты; люди, руководящие процессами.
1. Во Франции
Ведущие специалисты по медиаобразованию в стране: Жак Гонне, Эвелин Бевор, Одиль Шевене, Селестин Фрейне, Рене Ла Бордери, Пьер Фремон, Луи Порше, Лоранс Коррой и др.
2. В Великобритании
А. Ходгинсон (говорил о необходимости «увеличить пониамние и удовольствие, получаемые учащимися от телевидения и кино; обеспечить самозащиту против коммерческой и другой эксплуатации; поощрить самовыражение не только в традиционных формах, но на языке экрана»)
К. Бэзэлгет – медиапедагог. Считает наиболее эффективным интеграционный подход к изучению медиаобразования.
Другие педагоги: Л. Мастерман, Д. Букингем.
Другие специалисты: Э. Харт, Э. Берн, С. Ливингстон, Д. Марш, Ф. Реймонд, К. Эбботт.
3. В Германии
20-е гг. 20 века – ученые и педагоги З. Кракауэр, Р. Арнхейм, В. Беньямин, Б. Брехт.
Наиболее видные деятели немецкого медиаобразования: Бен Бахмайер, Хорст Ниезито, Дитер Баакс, Сигрид Блюмеке, Ганс-Дитет Кюблер, Ингрид Паус-Гассе, Ида Поттингер.
4. В Бельгии
В 1961 г. профессор Дж. М. Петерс заявил: «Кинообразование помогает формированию и развитию критического мышления, аналитического подхода, взращиванию художественного вкуса у учащихся, кино обогащает и взращивает аудиторию».
|
Члены Совета по медиаобразованию при Министерстве образования: медиапедагоги М. Колэн, М. Флор, Р. Ванжерме.
5. В Италии
Г. И. Фабби в 1908 г. публикует в своем журнале «Итальянский кинематограф» идеи по использованию кинематографа в образовании.
Выдающиеся медиапсихологи: Пьер Чезаре Риволтелла, Роберто Джаннателли, Адриано Занакки, Джованни Бадджио, Филомена Файелла, Альберто Парола, Флориана Фальчинелли.
6. В Испании
Бартоломе Коссио в 1930-е гг. возглавил Совет попечителей педагогических миссий.
Роберто Апаричи и Сара Осуна – руководители Открытого Университета UNED.
Видные деятели испанского медиаобразования: Хозе-Игнасио Гомес, Альфонсо Гутиерес Мартин, Хуан Феррес, Агустин Гарсия Матилья, Хуан Игнасио Агуадед, Моника Фигуерес, Магда Бланьес, Хосу Мануэль Перес Торнеро.
7. В Венгрии
Венгерские специалисты по медиаобразованию: Ласло Хартаи, Имре Сииярто, Тибор Колтаи, Чилла Херцог, Андреа Карпати, Якоб Герги.
8. В Финляндии
Сиркка Минккинен в конце 70-х гг. подготовила доклад «Об образовании».
Л. Мастерман в середине 80-х гг. выпускает книгу «Изучая медиа».
Медиапсихологи, работающие в области телелогического медиаобразования: Я. Сариола, Х. Кунослахти, Т. Нумми, А. Пасси, М. Мононен-Аалтонен, З. Телла.
Профессор Университета Увяскулы С. Котилайнен.
Специалисты в области медиаобразования Финляндии: Сиркка Минккинен, Рейо Купияйнен, Улламайя Кивикуру, Сиркку Котилайнен, Сара Синтонен, Юха Суоранта, Лео Пеккала, Микаэл Кивела, Веса Куркела.
|
9. В Австралии
Г. Лассуэл (создал модель «коммуникатор» - «сообщение» - «канал» - «получатель» - «эффект»)
М. Маклюэн
Медиапсихологи Барри МакМэхон и Робин Куин.
Ученые и эксперты в области медиаобразования: Анита Джетникофф, Питер Гринвей, Марк Пирсон.
10. В США
Выдающиеся медиапедагоги: Робер Куби, Кетлин Тайнер, Джеймс Поттер, Франк Бейкер, Ричард Корнел, Элизабет Томан, Стив Гудмен, Дейл Канкэл, Дебора Леверанз, Джоан Кантор.
11. В Украине
Г. К. Поликарпова создала Совет по кинообразованию при Союзе кинематографистов в Киеве.
Г. В. Онкович (медиадиалектика), Г. Г. Почепцов (медийные теории), Б. В. Потятиник (защитная концепция медиаобразования).
В. Ф. Иванов – глава Академии Украинской прессы (с 2001 г.)
К. В. Онкович – в 2005 г. привнесла понятие «профессионально риентированное медиаобразование», разрабатывает концепцию медиадиалектики, прессодидактику, прессолингводидактику.
Л. А. Найденова
12. В Белоруссии
О. Ф. Нечай – киновед.
Т. С. Жилинская – один из современных исследователей белорусского медиаобразования.
Деятели белорусского медиаобразования: О. Ф. Нечай, А. А. Карпилова, М. Р. Жбанков, И. Сукманов, Т. С. Жилинская, Л. Д. Глазырина, С. И. Колбышева.
13. В Латвии
Видные деятели латвийского медиаобразования: Инта Бриксе, Лига Крумина, Гуна Спурава, Викторс Фрейберс, Инга Белоуса, Алнис Стакле, Занда Рубене.
14. В России
Ф. А. Данилов – книга «Волшебный фонарь».
Б. П. Кащенко – лекции по кинообразованию
Преподаватели курсов для членов ОДСК: А. Роом, В. Пудовкин, Н. Зархи.
Деятели кинообразования: Ю. Н. Усов, И. С. Левшин, З. С. Смелков, Ю. М. Рабинович, С. Н. Пензин, О. А. Баранов, С. М. Иванов, Е. В. Горбулин, Э. Н. Горюхин.
Первые обобщающие работы по медиаобразованию написали: Ю. Н. Усов, Л. С. Зазнобина, А. В. Шариков, А. В. Федоров, И. А. Фатеева, И. В. Челышева, Н. Ф. Хилько, А. В. Спичкин, Е. А. Бондаренко.
Я. Н. Засурский и Е. Л. Вартанова разработали в 2003 г. российский модуль медиаобразования.
Исследователи в области медиаобразования в современное время: Е. А. Бондаренко, С. И. Гудилина, В. В. Гура, И. В. Жилавская, Н. Б. Кириллова, А. П. Короченский, С. Н. Пензин, И. А. Фатеева, А. В. Федоров, И. В. Челышева, А. В. Шариков.
Организации
Медийные:
1) Детско-юношеская медийная мастерская Nerve Center: Multimedia Arts (1990 г)
2) Медиаобразовательный центр при Университете Саутхэмптона (1996 г)
3) Центр киномедиаобразования для детей и молодежи 5-19 лет First Light Movies
4) Центр медиаобразования в Уэльсе
Эти организации занимаются развитием медиакультуры среди детей и молодежи, обучают медиапроизводству и творчеству в области медиа, проводят встречи, мастер-классы с журналистами, медиапедагогами, выпускают специализированную литературу по медиаобразованию.
5) Европейская ассоциация аудиовизуального медиаобразования
6) Международный центр исполнительских видов искусств и социальной коммуникации
7) Итальянская Ассоциация медиаобразования и коммуникации
8) Медиаобразовательный центр «Заффирия»
Исследовательская и образовательная деятельность, выпуск обучающих дисков по медиаобразованию
9) Медиаобразовательная организация Grupo Comunicar
10) Медиаобразовательная организация для людей с ограниченными возможностями Media Access Australia
11) Медиаобразовательная организация Express Media – продвижение медиапрограмм
12) Австралийская Ассоциация интерактивной мультимедиа-индустрии
Коммерческие:
1) Общество с ограниченной ответственностью «Коммуникационная группа «Медийные инновации»
Руководитель: Корниенко Олег Сергеевич
2) Медиагруппа «РИМ» - крупнейший региональный оператор наружной рекламы и медиабаинговым агентством, предоставляющим услуги по размещению рекламы во всех видах медиа (Радио, ТВ, Indoor).
Руководитель: Фомин Илья Александрович
Крупные ассоциации Испании
1) Entrelinies
2) Heko
3) Mitijans
4) Ma-vie
Ведут медиаобразовательную деятельность
Материальные ресурсы
1) Научный журнал «Медиаобразование»
2) Центр учителей и Ресурсный центр для преподавателей, проводящие курсы и тренинги по аудиовизуальному «языку», информатике, кино
3) Журнал «Итальянский кинематограф»
4) Л.Мастерман книга «Изучая медиа»
5) Национальный этнический и мультикультурный совет телерадиовещателей Австралии
6) Журнал «Телерадиовещание»
7) Медиаобразовательный журнал «Медиа и ценности»
8) Центр медиаграмотности
Нематериальные ресурсы
1) Идеи М.Маклюэна и учение марксистского толка о медиа как агенте социального контроля
2) Теория «критической автономии» Л.Мастермана, культурологическая концепция
3) Медиапедагоги Барри МакМэхон и Робин Куин
4) Курс «Медиаобразование в Украине»
Внутренние связи
Медиасистему можно понимать как совокупность «информационных торнадо ». Взаимодействие «информационных торнадо » друг с другом и со всей совокупностью «информационных вихрей » и «торнадо» может быть разнообразным. Они могут как усиливать друг друга, так и ослаблять, если они противодействуют. Если их создатели знают (в том числе интуитивно) медийную логику, логику информационно-психологического воздействия, имеют доступ к эксклюзивным и «резонансным» сведениям, то не только «информационное торнадо » медиаорганизации, но и отдельный «и нформационный вихрь » человека может повлиять на всю совокупность информационных полей-«вихрей».