Цель и масса вопросов
Прежде чем говорить о способах, позволяющих обучить ребёнка читать, нужно чётко обозначить для себя цели этого процесса. Одно дело, когда ваш малыш уже достиг возраста 5-6 лет, и вы хотите, чтобы он не был отстающим в школе. Но совсем другое, когда малыш только-только отпраздновал своё 2 (3)летие, и амбициозные родители очень хотят удивить своих друзей-знакомых тем, какой вундеркинд у них растёт. Последнее – вовсе не благородная цель, так как у каждого ребёнка свои темпы развития, свои возрастные потребности. И то, что ему может не удаваться в 2 года, он с лёгкостью освоит в 3,5. В общем, не стоит требовать больше, чем нужно. И вот тут-то возникает главный вопрос думающих родителей: когда начинать обучать ребёнка читать? Какую методику выбрать? Какие приёмы являются самыми эффективными? Итак, обо всём по порядку.
Методики обучения чтению
Опытом человечества накоплено приличное количество способов научить ребёнка читать. Многие из них, к слову, активно применяются в обучении взрослых иностранному языку. Рассмотрим самые популярные методики.
Звукобуквенный подход
Этот способ перешёл в дошкольную педагогику из традиционной советской школы. Автором аналитико-синтетического метода обучения чтению является психолог и педагог Д.Б. Эльконин. Суть метода заключается в том, что ребёнок видит букву, но сразу не читает её, а анализирует окружение, в котором этот графический символ находится: «Если это согласная без гласной дальше, то произношу твёрдый звук; если в начале слова гласная или гласная после гласной, то произношу так, как она называется в алфавите; если за согласной я, е, ё, и, ю, то читаю её мягким звуком». Сейчас самым удачным материалом для обучения чтению по звукобуквенному принципу являются буквари и азбука Н.С. Жуковой. Обратит внимание, что комплекс разработан логопедом-практиком, так что автор предлагает отдельный букварь, работа по которому строится в соответствии с конкретными возрастными особенностями. Достоинства методики:
|
· ребёнок оказывается подготовленным к принципу обучения чтению в школе;
· малыш заранее знакомится с букварем, который построен по принципу звукобуквенного чтения;
Недостатков, надо сказать, тоже немало:
· это алгоритм не всегда доступен взрослому, не то что ребёнку;
· подготовительный период (запоминание, что такое гласные, согласны, твёрдые/мягкие звуки) превращается в дрессировку на запоминание;
· успех методики определяется тем, насколько хорошо развит у малыша понятийный аппарат, притом, что большинство детей до 8-9 лет действуют на основе интуитивного, чувственного восприятия мира.
· Не закладывает «природную» грамоту.
И главное, малышу предстоит работать с неосязаемой материей звуков, а это очень затруднительно в дошкольном возрасте. Так что звукобуквенный способ научить ребёнка читать в какой-то мере подавляет его познавательные способности.
Метод целых слов
Методика разработана врачом-нейрохирургом Гленом Доманом. Первоначально приём разрабатывался для детей, страдающих умственной отсталостью. Специалисты искали метод, который помог бы активизировать мозговую деятельность таких ребят. Самыми успешными оказались «Карточки Домана». В основе этого способа обучения чтению лежит принцип запоминания не букв или слогов, а целых слов. Ребёнку показывают белые карточки, на которых красными буквами написано то или иное слово (цвета имеют принципиальное значение, так как психологами доказано, что прочнее всего дети запоминают то, что изображено в бело-красной гамме). Занятие длится не больше 1-2 минут, но в день работать с карточками предстоит по 5-6 раз.
|
Достоинства методики:
· малыш начинает читать по словам, а не по слогам;
· не нужно объяснять мягкость/твёрдость звуков – ребёнок проводит эти параллели неявным путём;
· тренировка памяти.
Недостатки:
· после того, как малыш научился читать по карточкам, он не узнает слова, написанные другим шрифтом и на бумаге другого цвета;
· в дальнейшем ошибок на письме не избежать, в том числе, пропуска букв, так как ребёнку не знаком «скелет» слов – слоги и буквы;
· малыш тренирует только зрительную память, остальные органы чувств не задействуются;
· готовить карточки предстоит родителям, что требует огромного терпения.
Складовой метод
Лев Толстой, как известно, был не только выдающимся писателем, но и очень хорошим педагогом, который организовал в своём имении школу для крепостных ребятишек, многие из которых, как известно, приходились ему родными детьми. На них они и опробовал методику обучения чтению по складам. В наши дни складовой метод воплощён в пособиях «Кубики Зайцева». Суть методики состоит в том, что в игровой форме ребёнок запоминает основной набор складов в русском языке. Складами называются одна буква или сочетания гласной и согласной, согласной и мягкого/твёрдого знака. Малышу предлагается, распознавая выученные склады, объединять их в слова. В комплект кубиков входят таблицы, методические рекомендации, позволяющие использовать методику правильно.
|
Достоинства методики:
· игровая форма обучения;
· грамотное письмо (склады даны только в тех комбинациях, в которых они возможны, например, сочетаний шипящих с «ы» нет, а значит, ребёнок не допустит ошибок на письме, так как попросту не сможет себе представить такую пару);
· универсальность (учиться по кубикам могут и 2-,3-летние дети, и дошколята);
· быстрота (уже на 5-6 занятии ребёнок будет складывать слова);
· польза для здоровья (таблицы, по которым проводятся занятия с кубиками, развешиваются на разном уровне, что позволяет малышу не только тренировать глазные мышцы, но и является профилактикой сколиоза).
Недостатки:
· в школе у малыша будут сложности с разбивкой слов на слоги, а также с переносом слов;
· некоторые сочетания (например, БЭ, ВЭ) есть на кубиках, но в словах встречается крайне редко, а ребёнок будет использовать их и там, где это уместно, и там, где неуместно;
· родителям приходится переучиваться для того, чтобы правильно строить занятия с ребёнком;
· если малыш категорически отказывается заниматься с кубиками «как надо», толку от обучения не будет никакого;
· высокая цена на кубики и трудоёмкость их изготовления.
Метод обучения чтению по кубикам Чаплыгина
Этот приём также относится к складовому методу. Но автор кубиков – Евгений Васильевич Чаплыгин – в своей методики использует последовательное знакомство с правилами чтения, то есть ребёнок сначала знакомится с буквами, потом составляет из них склады, слова и, в конце концов, собирает из слов целые предложения. Таким образом, малыши постигают правила чтения, получают представление о том, как строятся слова и простые предложения.
Достоинства:
· простота в использовании;
· принцип чтения осваивается через составление складов и слов, а не заучивание правил или складов;
· подробная методичка, раскрывающая все тонкости обучения;
· практичность (кубики изготовлены из дерева);
· приемлемая цена.
Недостатки:
· маленький ученик не понимает разграничение понятий «буква» - «звук»;
· ребёнок в процессе обучения не получает знания о твёрдости/мягкости звуков.
Педагоги в один голос советуют пробовать несколько методик обучения чтению, но выбирать всё же одну. Иначе в голове у карапуза произойдёт коллапс, результатом которого может стать отказ от занятий в принципе. Так что собственный пример, терпение и игра – вот постулаты работы с детьми. А то, какие средства для этого вы выберите, зависит от возможностей и темперамента ребёнка.