садизм мазохизм конформизм деструктивизм




Тема 15.

Модификация глубинной психологии

Во второй половине ХХ века.

План:

Эрих Фромм.

Анна Фрейд.

Э. Эриксон.

 

 

1. Развитие основных методологических постулатов глубинной психологии происходило во второй половине ХХ века. Продолжая исследования, начатые Райхом, Ранком, Хорни, свою теорию выдвинул Эрих Фромм (1900 - 1980г.г.).

Фромм по праву считается наиболее социально ориентированным из всех психоаналитиков, т.к. для него социальное окружение не просто условие, а важнейший фактор развития личности. При этом в отличие от Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение ребенка (семья и близкие), но и тот социальный строй, в котором он живет.

Отношение общества к человеку проявляется в том, что способы, с помощью которых человек реализует свои внутренние возможности, определяются тем общественным устройством, при котором он живет, его личность развивается в соответствии с теми возможностями, которые данное общество ему предоставляет.

Исследуя развитие личности, Фромм пришел к выводу, что движущими силами этого развития являются две врожденные бессознательные потребности:

- потребность в укоренении;

- потребность в индивидуализации.

Потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, строить общую с ними систему ориентиров, идеалов, убеждений.

Потребность в индивидуализации, наоборот, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности способствуют возникновению внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.

Фромм, как и Хорни, подчеркивал, что личностный конфликт выливается в противостояние человека и внешнего мира, он проявляется не только во внутренней напряженности, невротизации, но и в том стиле общения с другими, который становится ведущим для человека.

Фромм описал четыре механизма психологической защиты.

 

Механизмы психологической защиты

садизм мазохизм конформизм деструктивизм

При садизме и мазохизме имеет место тесная взаимосвязь жертвы с палачом, которые зависят друг от друга, хотя разность их позиций дает им ощущение собственной индивидуальности.

При конформизме превалирует чувство укорененности, а при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, к разрушению того общества, которое не позволяет человеку укорениться в нем.

Таким образом, хотя эти механизмы и помогают человеку преодолеть внутреннее несоответствие, они тем не менее не решают глобальных проблем построения такого общества, которое бы способствовало гармоничному развитию основных стремлений каждого человека.

Фромм говорил о необходимости построения на Земле нового общества, которое он называл "гуманистическим социализмом", построенном на любви людей друг к другу.

Задумавшись над способами построения такого общества, Фромм пришел к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы: - способ быть и - способ иметь.

Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону своего развития, на укорененность в обществе. Для них главное - показать свою индивидуальность, свое значение, для того чтобы придать себе вес в глазах других. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность.

Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и уверенностью человека в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, для них главное - это не продемонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью, любовью, а быть, чувствовать себя любящими, религиозными, знающими людьми. В этом реализуется индивидуальность человека, его понимание своей самоценности. В то же время такие люди не стремятся рвать все связи с обществом и окружающими. Им нужна свобода только для самореализации, для того, чтобы быть самим собой. Поэтому обретение свободы не оборачивается для них драмой.

Стремясь быть собой, эти люди уважают и стремления других к бытию, а потому, они терпимы и не агрессивны в отличие от людей, живущих по принципу иметь.

Значение работ Фромма заключается в том, что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали на новые, возникшие уже во второй половине ХХ века вопросы.

 

2. Значительное влияние на развитие глубинной психологии оказали и работы младшей дочери Фрейда - Анны Фрейд (1895 - 1982г.г.).

После смерти З.Фрейда Анна посвятила себя развитию психоаналитического движения и теории глубинной психологии. Наибольшее внимание она уделяла формированию детского психоанализа и стала одним из авторов Эго-психологии.

Основные ее труды были посвящены исследованию "трудных детей", прежде всего агрессивных и тревожных. Она считала, что в структуре личности ребенка с самого начала агрессивность появляется как составная часть сексуальной жизни в виде "анального садизма".

Согласно А.Фрейд, нормальное детское поведение предполагает существование элементов двух основных стремлений. В нормальном поведении агрессивность сдерживается либидо. Именно сплав либидо и агрессии нормален и типичен. Но кроме нормального проявления агрессивности, связанного, например, со стремлением удержать объекты любви ребенка (любимая игрушка), А.Фрейд обратила внимание и на патологические проявления детской агрессивности.

Исследуя влияние психической депривации на развитие ребенка, она пришла к выводу, что такая агрессивность возникает при аномальных условиях развития ребенка (без родителей, без семьи, в домах ребенка, интернатах и т.д.).

Она считала причинами появления агрессивности либо полное отсутствие объектов любви в окружении ребенка, либо частую смену этих объектов, либо невозможность по каким-то причинам установить отношения с объектами любви.

Таким образом, агрессивные тенденции появляются в связи с тем, что либидо не развивалось или оставалось в первичной стадии.

Исходя их этих утверждений, А.Фрейд пришла к выводу, что в таких случаях коррекционная работа с детьми должна ориентироваться на развитие либидо, формирование привязанности к другим людям, развитие у детей чувства защищенности, а не на преодоление у них агрессивных реакций.

В течение своей творческой жизни А.Фрейд занималась методами детского психоанализа и раскрытием возможностей "игровой терапии".

 

3. Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй половине ХХ века, пожалуй, наибольшее признание и распространение получила теория Э.Эриксона (1902 - 1994г.г.).

Это связано с тем, что его мысли о целостности личности, ее тождественности (идентичности) самой себе и обществу, в котором человек живет, стали весьма актуальны для большинства современных социумов, в которых одной из проблем является разобщенность и одиночество людей.

Будучи учеником и последователем А.Фрейд, он развивал Эго-психологию. Эта концепция исходила из того, что главной частью структуры личности является не бессознательное Ид (как у Фрейда), а сознаваемая часть Эго, которая стремится в своем развитии к сохранению своей цельности и индивидуальности.

Важно то, что Эриксон связал воедино несколько тенденций в развитии психологии личности, соединив психоаналитический подход с важными идеями гуманистической психологии (с мыслью о неоднозначной роли адаптации, которая приостанавливает саморазвитие личности, и важности сохранения собственной идентичности и цельности).

В своей теории Эриксон пересмотрел позиции Фрейда не только в отношении иерархии структур личности, но и в понимании роли среды, культуры и социального окружения ребенка, которые оказывают огромное влияние на его развитие. Он сделал акцент на отношениях ребенка и семьи, а более конкретно - на отношениях ребенок - мать.

Он считал, что каждое общество вырабатывает свои собственные институты социализации, для того, чтобы помочь детям с разными индивидуальными качествами стать полноценными членами данной социальной группы.

Таким образом, Эриксон пришел к выводу о значительном влиянии культуры и социального окружения ребенка на его развитие. Главными для него стали положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития, творчества личности. Влияют на этот процесс не только родители и близкие ребенку люди, т.е. не только узкий круг людей, как считалось в традиционном психоанализе, но и друзья, работа, общество в целом.

Этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичности, проходя которые ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. эти стадии являются серией критических периодов, которые должны преодолеваться в течение жизни.

Основное внимание Эриксон уделял кризису подростково - юношеского периода, который сопровождается важными биологическими и психологическими трансформациями.

1 стадия - до 1 года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру либо настороженности.

2 стадия - с 1 года до 3 лет. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. Эта стадия схожа с описанием формирования новообразования "Я - сам" в отечественной литературе.

3 стадия - с 3 до 6 лет. В это время у детей развивается либо инициативность, либо чувство вины, что связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются, и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, реализовывать собственную активность с учетом принятых в обществе норм.

4 стадия - с 6 до 14 лет. В течение этого периода у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. Школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, зависит развитие данных качеств личности.

5 стадия - с 14 до 20 лет. Связана с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. На этой стадии развития главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей профессии, способа достижения карьеры, т.е. фактически выбор пути построения своей дальнейшей жизни.

6 стадия - с 20 до 35 лет. Связана с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с представителями противоположного пола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.

7 стадия - с 35 до 60 лет. Связана со стремлением к постоянному развитию, творчеству или к постоянству, покою и стабильности. В этот период большую роль играет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворением своим статусным местом.

8 стадия - с 60 до … лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам; формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей жизни. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется прожитой зря. Такое чувство губительно для личности и приводит к невротизации.

Эриксон подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности, писал о пагубности внутренних конфликтов. Ни один психолог до него не подвергал сомнению необходимость формирования самостоятельности, преодоления чувства неполноценности или вины.

Эриксон утверждал, что для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимости гораздо важнее остаться в русле уже заданного пути развития, чем изменять его, т.к. это может нарушить цельность их личности. поэтому для таких детей развитие инициативы, активности может оказаться губительным, в то время как неуверенность в своих силах поможет им найти адекватный для них способ жизни, выработать ролевую идентичность.

Эти взгляды Эриксона особенно важны для практической психологии, для коррекции и формирования у людей свойственного им, индивидуального стиля поведения.

Психоаналитические исследования психики являются одним из наиболее ценных вкладов в формирование психологии. Учеными, принадлежащими к этому направлению, впервые были исследованы и описаны структура и этапы становления личности, раскрыты движущие силы и механизмы личностного развития, разработаны методы диагностики и коррекции эмоционально - потребностной сферы человека. Несмотря на то, что некоторые положения этой школы устарели, основные открытия, сделанные ее представителями, составляют ядро современной концепции формирования личности.

 

 

Ключевые слова: глубинная психология, Э.Фромм, потребность в укоренении, потребность в индивидуализации, механизмы психологической защиты, садизм, мазохизм, деструктивизм, конформизм, Анна Фрейд, игровая терапия, Э.Эриксон, эго-психология.

 

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Теория Е. Фромма.

2. Потребность в укоренении.

3. Потребность в индивидуализации.

4. Механизмы психологической защиты.

5. Работы А. Фрейд.

6. Исследование тяжелых детей.

7. Методы детского психоанализа.

8. Теория Э. Эриксона.

9. Развитие Эго-психологии.

9. Пересмотр позиции Фрейда, формирования идентичности.

10. Основные этапы в развитии идентичности.

Литература:

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. завед.. – М.: «Академия», 2001. – С. 367-383.

2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 318-348.

 

Дополнительная литература:

1. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.

2. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

3. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. – М., 1996.

4. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: