Выполнил студент ______________________ группа _____________
1.Дайте определение понятию «план». Укажите 4 основных вида плана. Охарактеризуйте каждый из них.
2.Составьте тезисный план на тему: «Понятие нормы. Виды норм современного русского языка.»
3.Найдите в предложениях ошибки и скажите, к какому виду норм относится каждая из них.
1. Он взял ремень и вдарил его. 2. Собаки бежат быстро. 3. Мы пишем в газету о положение демобилизованных из армии. 4. На здравницу генерал ответил благодарностью. 5. Инженера собрались на совещание. 6. Живу я на небольшом переулке, ведущим к Дону. 7. Он сказал обидчивое слово. 8. Хозяин дома спал. 9. Ни у кого из них не нашлось для больного слова сочувствия. 10. — Где мой туфель? — Вот твоя туфл´я.
4.Расставьте ударения в словах.
Августовский, красивее, некролог, украинский, сироты, свекла, новорожденный, каталог, звонит, исчерпать, убыстрить, грошовый, квартал, флюорография, избалованный, жалюзи, генезис, обеспечение, осведомиться, ходатайство.
5. Исправьте предложения, устранив разные типы речевых ошибок.
1. Небо Аустерлица переломило Болконского пополам. 2. Он (ребёнок) разбирает на запчасти часы, а потом меняет их на запчасти соседского мальчика. 3. В начале охотничьего сезона пройдут соревнования охотников с другими видами оружия с оптическим прицелом. 4. День рождения начнётся в три часа. 5. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью. 6. Завод получил три вагона цемента и два кирпича. 7. Частное предприятие успешно осуществляет свою продукцию. 8. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 9. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 10. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 11. Перед израильской полицией была поставлена нелегкая задача – оградить население от террористов – смертников, которые не раз взрывали себя на самых оживленных автобусных маршрутах.
|
6.Определите значения паронимов:
1) Индиец - индеец, приметливый - приметный, факт-фактор, горячка – горячность;
2) двойной - двойственный, единый - единичный - единственный, невежа - невежда;
3) поступок - проступок, усвоить-освоить, практический - практичный;
4)деквалификация - дисквалификация.
7.Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа.
Инженер, бухгалтер, кондитер, доцент, редактор, конструктор, кондуктор, шофер, трактор, ректор, лектор, инспектор, лагерь, пропуск, профессор.
8.Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.
Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, помидор, блюдце, северянин, килограмм, солдат, таджик, носок, дворянин, ущелье, платье, муж, джинсы.
9.Найдите ошибки при образовании степеней сравнения имен прилагательных и исправьте предложения.
1) Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 2) Наиболее высочайшие здания в мире находятся в Нью-Йорке. 3) Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях.
10.Поставьте числительные в форму родительного, дательного и творительного падежей:
192; 375; 689.
11.Запишите числительные словами, употребив их в правильной падежной форме. Раскройте скобки.
|
1) Вес третьего искусственного спутника Земли равен 1326 кг. 2) В 2001году в нашем институте был открыт новый факультет. 3) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 км,а автобусных итроллейбусных линий 4300 км. 4) Натрадиционных встречах выпускников яежегодно встречаюсь сосвоими 70 однокурсниками. 5) К 15 ( апрель)2021 (год) намеченооткрытие выставки известногов нашем городе художника.
12.Раскройте скобки, поставив глаголы в нужной форме. Вставьте пропущенные буквы.
1) В знойный полдень только листья осин чуть (колыхаться). 2) Пламя свечи (колебаться) от ветра. 3) Мороз слегка (щипать) щеки. 4) Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в затруднительном положении. 5) Развитие науки обусл...вливает технический прогресс.
13.Выберите нужную форму сказуемого. Исправьте предложения с нарушениями норм управления, с неверно употребленными деепричастными оборотами.
1) Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И.А. Бунина, (пройдет – пройдут) в Ельце, Воронеже, Орле. 2) В группу студентов, направленных на полевую практику, (входит – входят) сорок один человек. 3) В течение трех последних лет руководство Центрального рынка неоднократно (обращались – обращалось) в вышестоящие организации с просьбой помочь в организации выездной торговли.
14.Закончите предложения в соответствии с грамматическими нормами
1)Окончив с отличием политехнический институт,
А) слезы радости навернулись у него на глазах
Б) мне предстояла успешная карьера
В) мои взгляды устремлены на работу в конструкторском бюро
|
Г) выпускник с дипломом инженера-технолога пришел на известный завод
2)Очистив улицы и дворы от мусора,
А) наше настроение было замечательным
Б) воздух становится чище
В) не забудьте потом посадить цветы и деревья
Г) необходимы большие мусорные баки
3) Нагрубив незнакомому человеку,
А) он почувствовал себя совсем нехорошо
Б) его хамство не знало предела
В) чувствовалось какое-то недовольство
Г) моя совесть страдала
15.Заполните таблицу жанров. Используйте материал для справок.
Стили речи | |||
Научный | Официально-деловой | Публицистический | Разговорный |
Материал для справок: монография, доклад, репортаж, реферат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо.
16.Составьте 3 документа разных жанров официально-делового стиля, оформив их в соответствии с фиксированной формой оформления деловой документации, которая контролируется системой ГОСТ.
1) Напишите заявление с просьбой предоставить Вам академический отпуск
ИЛИ
Напишите заявление с просьбой перевести Вас с одной специальности на другую
ИЛИ
Напишите заявление с просьбой оказать Вам материальную помощь
ИЛИ
Напишите объяснительную о причине Вашего опоздания на учебное занятие.
2) Напишите расписку в подтверждение получения в долг 5 тыс. рублей
ИЛИ
Напишите доверенность на получение стипендии.
3) Напишите автобиографию
ИЛИ
Напишите резюме.
17.Оформите библиографический список согласно правилам библиографического описания.
Название | Автор | Год издания, место издания | Издательство | Страницы |
Статья «Окультуренный рынок» в журнале «Коммерсантъ» | Е. Суханов | 2013 г., 26 марта | – | Страница 14 |
Статья «Русская легальная пресса конца XIX – начала XX века в сборнике «Из истории русской журналистики конца XIX – начала XX» | Б.И. Есин | Москва, 1973 г. | Новое знание | Страницы 3-66 |
Статья «Ошибся ли Шарон?» в газете «Известия» | М. Юсин | 2016 г.,31 января | – | Страница 6 |
Книга «Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению» | Лев Гумилев | Москва, 2016 г. | АЙРИС-пресс | 384 страницы |
«Интересные факты о робототехнике», документ из Интернета | https://shkolait.ru/interesnye-fakty-o-robototehnike/ | 31.12.2019 г. | – | – |