Итоговая работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»




Выполнил студент ______________________ группа _____________

 

 

1.Дайте определение понятию «план». Укажите 4 основных вида плана. Охарактеризуйте каждый из них.

 

2.Составьте тезисный план на тему: «Понятие нормы. Виды норм современного русского языка.»

 

3.Найдите в предложениях ошибки и скажите, к какому виду норм относится каждая из них.

1. Он взял ремень и вдарил его. 2. Собаки бежат быстро. 3. Мы пишем в газету о положение демобилизованных из армии. 4. На здравницу генерал ответил благодарностью. 5. Инженера собрались на совещание. 6. Живу я на небольшом переулке, ведущим к Дону. 7. Он сказал обидчивое слово. 8. Хозяин дома спал. 9. Ни у кого из них не нашлось для больного слова сочувствия. 10. — Где мой туфель? — Вот твоя туфл´я.

 

4.Расставьте ударения в словах.

Августовский, красивее, некролог, украинский, сироты, свекла, новорожденный, каталог, звонит, исчерпать, убыстрить, грошовый, квартал, флюорография, избалованный, жалюзи, генезис, обеспечение, осведомиться, ходатайство.

 

5. Исправьте предложения, устранив разные типы речевых ошибок.

1. Небо Аустерлица переломило Болконского пополам. 2. Он (ребёнок) разбирает на запчасти часы, а потом меняет их на запчасти соседского мальчика. 3. В начале охотничьего сезона пройдут соревнования охотников с другими видами оружия с оптическим прицелом. 4. День рождения начнётся в три часа. 5. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью. 6. Завод получил три вагона цемента и два кирпича. 7. Частное предприятие успешно осуществляет свою продукцию. 8. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 9. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 10. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 11. Перед израильской полицией была поставлена нелегкая задача – оградить население от террористов – смертников, которые не раз взрывали себя на самых оживленных автобусных маршрутах.

 

6.Определите значения паронимов:

1) Индиец - индеец, приметливый - приметный, факт-фактор, горячка – горячность;

2) двойной - двойственный, единый - единичный - единственный, невежа - невежда;

3) поступок - проступок, усвоить-освоить, практический - практичный;

4)деквалификация - дисквалификация.

 

7.Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа.

Инженер, бухгалтер, кондитер, доцент, редактор, конструктор, кондуктор, шофер, трактор, ректор, лектор, инспектор, лагерь, пропуск, профессор.

 

8.Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.

Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, помидор, блюдце, северянин, килограмм, солдат, таджик, носок, дворянин, ущелье, платье, муж, джинсы.

9.Найдите ошибки при образовании степеней сравнения имен прилагательных и исправьте предложения.

1) Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 2) Наиболее высочайшие здания в мире находятся в Нью-Йорке. 3) Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях.

 

10.Поставьте числительные в форму родительного, дательного и творительного падежей:

192; 375; 689.

11.Запишите числительные словами, употребив их в правильной падежной форме. Раскройте скобки.

1) Вес третьего искусственного спутника Земли равен 1326 кг. 2) В 2001году в нашем институте был открыт новый факультет. 3) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 км,а автобусных итроллейбусных линий 4300 км. 4) Натрадиционных встречах выпускников яежегодно встречаюсь сосвоими 70 однокурсниками. 5) К 15 ( апрель)2021 (год) намеченооткрытие выставки известногов нашем городе художника.

 

12.Раскройте скобки, поставив глаголы в нужной форме. Вставьте пропущенные буквы.

1) В знойный полдень только листья осин чуть (колыхаться). 2) Пламя свечи (колебаться) от ветра. 3) Мороз слегка (щипать) щеки. 4) Если я не сдам экзамен, то (очутиться) в затруднительном положении. 5) Развитие науки обусл...вливает технический прогресс.

 

13.Выберите нужную форму сказуемого. Исправьте предложения с нарушениями норм управления, с неверно употребленными деепричастными оборотами.

1) Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И.А. Бунина, (пройдет – пройдут) в Ельце, Воронеже, Орле. 2) В группу студентов, направленных на полевую практику, (входит – входят) сорок один человек. 3) В течение трех последних лет руководство Центрального рынка неоднократно (обращались – обращалось) в вышестоящие организации с просьбой помочь в организации выездной торговли.

 

14.Закончите предложения в соответствии с грамматическими нормами

1)Окончив с отличием политехнический институт,

А) слезы радости навернулись у него на глазах

Б) мне предстояла успешная карьера

В) мои взгляды устремлены на работу в конструкторском бюро

Г) выпускник с дипломом инженера-технолога пришел на известный завод

2)Очистив улицы и дворы от мусора,

А) наше настроение было замечательным

Б) воздух становится чище

В) не забудьте потом посадить цветы и деревья

Г) необходимы большие мусорные баки

3) Нагрубив незнакомому человеку,

А) он почувствовал себя совсем нехорошо

Б) его хамство не знало предела

В) чувствовалось какое-то недовольство

Г) моя совесть страдала

 

15.Заполните таблицу жанров. Используйте материал для справок.

 

Стили речи
Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный
       

 

Материал для справок: монография, доклад, репортаж, реферат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо.

 

16.Составьте 3 документа разных жанров официально-делового стиля, оформив их в соответствии с фиксированной формой оформления деловой документации, которая контролируется системой ГОСТ.

1) Напишите заявление с просьбой предоставить Вам академический отпуск

ИЛИ

Напишите заявление с просьбой перевести Вас с одной специальности на другую

ИЛИ

Напишите заявление с просьбой оказать Вам материальную помощь

ИЛИ

Напишите объяснительную о причине Вашего опоздания на учебное занятие.

2) Напишите расписку в подтверждение получения в долг 5 тыс. рублей

ИЛИ

Напишите доверенность на получение стипендии.

3) Напишите автобиографию

ИЛИ

Напишите резюме.

 

17.Оформите библиографический список согласно правилам библиографического описания.

 

Название Автор Год издания, место издания Издательство Страницы
Статья «Окультуренный рынок» в журнале «Коммерсантъ» Е. Суханов 2013 г., 26 марта Страница 14
Статья «Русская легальная пресса конца XIX – начала XX века в сборнике «Из истории русской журналистики конца XIX – начала XX» Б.И. Есин Москва, 1973 г. Новое знание Страницы 3-66
Статья «Ошибся ли Шарон?» в газете «Известия» М. Юсин 2016 г.,31 января Страница 6
Книга «Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению» Лев Гумилев Москва, 2016 г. АЙРИС-пресс 384 страницы
«Интересные факты о робототехнике», документ из Интернета https://shkolait.ru/interesnye-fakty-o-robototehnike/   31.12.2019 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: