Иностранные инвестиции и экономический рост.




1. Нефтяная промышленность как основной источник финансирования экономического развития.

 

Основой нигерийской экономики является нефтяная промышленность. Занимая 6-е место в мире по уровню добычи нефти, Нигерия, как отмечалось выше, получает за счет экспорта нефти подав­ляющую долю валютных поступлений и доходов государственного бюджета. В нефтяной промышленности Нигерии производится около половины ВВП.

В связи с этим, естественно, что и в годы военного режима, и при нынешней гражданской администрации прилагались и прилагаются значительные усилия для расширения добычи, а также для разведки нефти в целях увеличения ее запасов. В частности, в настоящее время достоверно разведанные запасы нефти оцениваются в 22,5 млрд. барре­лей. По программе «Vision 2010» к 2010 г. их объем планируется дове­сти до 40 млрд. баррелей5.

Власти Нигерии постоянно уделяют первостепенное внимание и наращиванию добычи углеводородного сырья. Являясь членом ОПЕК, Нигерия добывает нефть в соответствии с квотами, устанавливаемыми этой организацией. Так, в конце 1997 г. Нигерия добилась от ОПЕК по­вышения своей квоты с 1.865 тыс. до 2.042 тыс. баррелей в день. Одна­ко ввиду заметного падения мировых цен, в 1998 г. (март, июнь) и в 1999 г. ОПЕК приняла согласованное с рядом стран, не являющихся членами этой организации, решение о сокращении квот, которое косну­лось, в основном, стран, производящих легкие фракции нефти. В итоге, в первой половине 1999 г. квота Нигерии вновь снизилась до 1.890 тыс. баррелей в день. Вместе с тем, по планам, обнародованным президентом Нигерии, в 2000-2003 годах производство нефти в стране должно возрасти на 50%5.

Учитывая зависимость от указанного товара, стабильность в эко­номике Нигерии практически полностью зависит от колебаний цен на мировом рынке на углеводородное сырье. В частности, наблюдавшийся в 1998 г. резкий спад мировых цен на нефть неблагоприятно отразился на уровне полученных страной доходов и, соответственно, прямых ино­странных инвестиций в эту отрасль. Кроме того, ряд существенных про­блем гражданская администрация получила в наследие от военного ре­жима.

В их числе следует указать на недостаточное финансирование во­енными властями деятельности, связанной с разведкой, разработкой и добычей нефти. Указанные виды деятельности на месторождениях в континентальной части страны и на прибрежном шельфе осуществляют­ся главным образом совместными компаниями, НННК, с одной стороны, и зарубежны­ми нефтяными корпорациями, с другой. В частности, в первой половине 1999 г. иностранные партнеры НННК приостановили добычу ввиду того, что наблюдались перебои в инвестировании НННК своей доли средств, предусмотренных договорами о совместной деятельности. Вместе с тем, приостановка добычи обусловливалась и сокращением ОПЕК нигерий­ской квоты. На сокращение добычи нефти заметное воздействие также оказали выступления жителей основных районов нефтедобычи в Ниге­рии. Их протесты обусловлены причинами экологического, социального и экономического характера.

Поэтому, гражданская администрация, не желая повторения спа­да в производстве и стремясь обеспечить процесс наращивания разведки и добычи нефти, в конце 1999 г. увеличивает ассигнования на развитие отрасли. В 2000г. президент Нигерии О. Обасанджо предложил выделить на нужды Нигерийской национальной нефтяной корпорации для ее совместной деятельности с многонациональными нефтяными компаниями сумму, эквивалентную 3,15 млрд. долл. Эта сумма составит, по оценке, около 25% расходной части бюджета и 37% планируемых доходов от эксплуатации нефтяных месторождений (8,5 млрд. долл.). Выделенные в распоряжение НННК ассигнования почти на 60% превысили показатель, планировавшийся на 1999 г. (около 2 млрд. долл.)12.

Кроме того, президент Нигерии предпринял беспрецедентный шаг. В рамках соглашения между Нигерией и МВФ намечено проведе­ние открытой проверки счетов НННК и Центрального банка страны. Ее целью является выявления нарушений в области финансирования неф­тяной промышленности. Ус­тановление «прозрачности» в финансовых расчетах, по замыслу новых гражданских властей, призвано начать процесс демонстрации того, что доходы, получаемые нефтяной промышленностью, могут быть более равномерно распределены среди населения Нигерии.

Наряду с долевым участием НННК в деятельности совместных предприятий финансирование нефтяной промышленности осуществля­ется и посредством продажи доли НННК в ряде таких предприятий, проводимой в рамках программы приватизации. Кроме того, в послед­нее время все чаще практикуется финансирование на основе контрактов о разделе продукции. Такими контрактами регулируется глубоководная разведка и добыча (на глубине 2-5 тыс. м) нефти в прилегающих к по­бережью Нигерии районах Атлантического океана. Запасы глубоковод­ных месторождений оцениваются в 20 млрд. баррелей. Организация производственной деятельности здесь отличается от той, которая ведется на суше и мелководном прибрежном шельфе. В соответствии с условия­ми указанных выше контрактов, оператор (иностранная нефтедобываю­щая компания) «блока», т.е. сдаваемого в аренду для нефтяной разра­ботки участки морского дна, за свой счет покрывает все расходы по раз­ведке и развитию месторождения. В случае если залежи нефти обнару­жены, оператор начинает их разработку, уплачивая правительству нало­ги и роялти (стоимость права на разработку недр).

Учитывая, что условия, предоставляемые Нигерией по контрак­там о разделе продукции, привлекательны, такого рода концессии вызы­вают интерес значительного числа ведущих иностранных компаний. Например, уже в 1996 г. консорциум иностранных операторов в составе «Royal Dutch/Shell» (55%), «Exxon» (20%), «ENI/Agip» (12,5%) и «Elf Aquitaine» (12,5%) открыли два месторождения: «Бонга» (Bonga). где запасы углеводородного сырья могут составить 0,6-1,0 млрд. баррелей, и «Нголо» (Ngolo) - 100 млн. баррелей11.

Нефтяная промышленность Нигерии в условиях благоприят­ной мировой конъюнктуры пере­живает бурный подъем. Прави­тельство планирует удвоение до­бычи нефти к 2010 г. - до 4 млн. барр. в сутки. Наблюдается уси­ление конкурентной борьбы за наиболее перспективные шельфовые месторождения. В декабре 2000 г. правительство дало согла­сие на 50%-ное участие амери­канской компании "Chevron" в разработке глубоководного месторождений.

Как отмечалось выше, еще одной серьезной проблемой, достав­шейся гражданскому правительству в наследие от военного режима, являются движение протеста и межэтнические столкновения в районах нефтедобычи в дельте р. Нигер, где залегает большая часть разведанных в Нигерии запасов нефти.

Реакция военного режима на мирные протесты жителей была не адекватна. Так, в 1990 г. мирный протест жителей деревни Умеучем был жестоко подавлен мобильными полицейскими подразделениями. Было убито около 80 жителей деревни и разрушено около 500 домов7.

Еще одним негативным последствием правления военного режи­ма является то, что нефтяная промышленность так же, как и другие сфе­ры деятельности не была обойдена вниманием коррупционеров. Под­тверждением этому может служить лишь один недавний пример: бук­вально накануне передачи власти гражданскому правительству военные власти объявили 25 концессий на глубоководную разведку. В июле 1999 г. в рамках упоминавшегося выше пересмотра подрядов, выданных военным режимом местным частным фирмам, правительство О. Оба­санджо отменило 16 концессий20.

Однако, не смотря на все эти трудности, нефтяные компании стремятся проникнуть на нигерийский рынок. Главной причиной является дешевизна нигерийской неф­ти. Наличие в стране сложной внутриполитической обстановки для осу­ществления деловых операций очень затрудняет деятельность иностран­ных компаний, которые имеют совместные предприятия с государствен­ной НННК. Но дельта реки Нигер - это район, где издержки на добычу нефти и газа невысоки настолько, что это привлекает нефтяные компа­нии. Даже при мировой цене на нефть, которая в 1998 г. - первой поло­вине 1999 года колебалась в пределах 10-12 долл. за баррель, добыча нефти в Нигерии обеспечивает достаточно высокие прибыли. Стоимость добычи нефти на морском шельфе составляет всего 2-2,5 доллара за баррель, в то время как инвестиционные издержки на разработку место­рождений составляют 2,5-3 доллара за баррель. Расходы на разведку в районах, где действуют совместные предприятия, также очень низки.

Несмотря на многие вышеперечисленные трудности, дешевизна нефтедобычи побуждает некоторые нефтяные компании планировать расширение производства в долгосрочном плане, хотя многие из них даже сокращали добычу в период низких мировых цен на нефть. Так, компания «Royal Dutch/Shell» ведет с правительством Нигерии перего­воры относительно упоминавшихся выше планов расширения добычи нефти. Стоимость проекта составляет 8,5 млрд. долл., однако в течение последующих 25 лет он должен принести Нигерии чистую прибыль в размере 20 млрд. долл.

Значительные надежды на пополнение источников валютных по­ступлений в Нигерии связываются и с эксплуатацией месторождений природного газа. В настоящее время оценочные запасы этого вида топ­лива составляют 124 триллиона куб. м (по этому показателю Нигерия занимает 10-е место в мире). В целом же, по перспективным оценкам, запасы природного газа в стране могут достигнуть 300 триллионов куб. м. Не располагая достаточными средствами для утилизации этого вида топлива, Нигерия вынуждена сжигать до 75% газа, сопутствующего до­быче нефти. Примерно 12% его количества закачивается обратно в неф­тяные скважины и лишь около 13% используется для промышленных и бытовых нужд11.

В стране существуют планы практически полной утилизации при­родного газа. Однако их осуществлению в условиях недостатка внутрен­них финансовых ресурсов пока препятствует крайний недостаток пря­мых иностранных инвестиций в отрасль. В 1999 г. должны вступить в строй две установки по промысловой подготовке природного газа на острове Бонни компании «LNG». Этот проект обойдется в 3,8 млрд. долл., а осуществление его продолжается уже более 30 лет. Целый ряд факторов объясняет эту задержку. Во-первых, поблизости нет крупных индустриальных рынков, куда газ можно было бы подавать в больших количествах по газопроводам. Во-вторых, спрос на сжиженный газ в странах, находящихся на берегах Атлантического океана, развивался медленно. И, наконец, были сомнения относительно возможности фи­нансирования деятельности «LNG», которые были преодолены только тогда, когда партнеры по строительству - НННК, «Royal Dutch/Shell», «Elf Aquitaine» и «ENI» - договорились о плане финансирования. Одной из главных причин строительства завода была необходимость избежать сжигания в факеле огромных объемов природного газа, получаемых при добыче нефти в дельте реки Нигер, но первоначально газ на завод будет поступать с других газовых месторождений.

Сейчас партнеры «LNG» обсуждают вопрос о строительстве третьей очереди, которая должна окончательно покончить с газовыми факелами к 2008 г. Этого добивается компания «Royal Dutch/Shell», которая стала одним из главных инициаторов коммерциализации газо­вой промышленности Нигерии. Именно «Royal Dutch/Shell» разработала новый проект стоимостью 8,5 млрд. долларов, который предусматривает создание третьей очереди комплекса наряду с увеличением добычи неф­ти в Нигерии на 600 тысяч баррелей в день, главным образом за счет новых морских месторождений.

Намечаемое строительство третьей очереди установки по добыче газа позволит проложить еще два газопровода в дополнение к одному ныне действующему и улучшит снабжение завода по сжижению газа.

При нынешней напряженной обстановке в дельте Нигера важ­нейшим вопросом для правительства и иностранных компаний стало обеспечение безопасности газопровода и заводских объектов. Любое серьезное нарушение подачи газа с промыслов нанесло бы тяжелый удар по международной конкурентоспособности «LNG», поскольку потреби­тели сжиженного газа требуют надежного обеспечения поставок. Недав­но был образован смешанный комитет, в который вошли представители правительства и нефтегазовых компаний, для разработки мер по обес­печению безопасности газопроводов.

В то же время несколько компаний, изучив целесообразность по­стройки западно-африканского газопровода, по которому нигерийский газ мог бы поставляться в Бенин, Того и Гану, подписали соответст­вующее соглашение. Там спрос на газ, как считают, составит 250 млн. куб. футов в день.

Принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Компания «Nigeria Gas» использует газопровод Эскравос-Лагос для увеличения снабжения газом промышленных регионов. Компания «Royal Dutch/Shell» приняла решение о строительстве газопроводов, которые соединят месторождения с рядом промышленных центров на юге стра­ны. В качестве потенциальных рынков сбыта газа определены десять промышленных районов, два из которых получат газ к концу этого года. Стоимость поставки газа в каждый промышленный район определяется в пределах 10-25 млн. долл., причем «Royal Dutch/Shell» в настоящее время полностью финансирует эти расходы.

В 2002 году нефтяная компания Shell объявила о своем участии в многомиллиардной программе развития производства сжиженного природного газа в Нигерии. По заявлению председателя нигерийского подразделения нефтяной компании Рона ван ден Берга, общая стоимость проекта составит 7,5 млрд. долларов. Из них 2,4 млрд. инвестирует Shell, а остальную сумму обеспечат другие компании, прежде всего Нигерийская национальная нефтяная корпорация.

Проект предусматривает разработку новых нефтегазовых месторождений и увеличение вдвое мощности завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), который в результате станет одним из самых мощных в мире.

Выпуск СПГ увеличится с 10,7 млрд. куб. м. до 21 млрд. куб. м. Газовое подразделение Shell подписало контракт на покупку 3,8 млрд. куб. м для поставки его в США и Испанию. Остальной газ будет реализовываться на основе долгосрочных контрактов итальянским и португальским компаниям.

Однако основные инвестиции - около 5,5 млрд. долларов - предполагается направить на развитие инфраструктуры и создание транспортной флотилии из 18 судов с расчетом на поставки сжиженного газа в Японию. Соответствующее соглашение уже заключено в Tokyo Gas Company и японским подразделением Shell.

Как мы видим, основной поток иностранных инвестиций направлен в нефте-, газодобывающую отрасль экономики страны. Государственный бюджет также зависит от колебания мировых цен на нефть. На данном этапе перед Нигерией стоит очень сложная задача диверсификации экономики, с целью привлечения иностранных инвестиций не только в нефтяной сектор, но и в другие области государственной деятельности.

 

2. Обрабатывающая промышленность.

 

 

В экономически отсталых странах приток капитала извне создает возможность в какой-то степени ослабить хрониче­ский дефицит инвестиций, смягчить дисбалансы в сфере про­изводства и потребления, сгладить остроту социальных дис­пропорций, в первую очередь улучшить положение в области обеспечения населения продовольствием и работой. Во всех случаях иностранный предпринимательский капитал является одним из факторов подключения традиционного хозяйства и социальных структур развивающихся стран к глобальным процессам, динамичной модернизации их экономики и обще­ства.

Масштабы и динамика экспорта в Нигерию частного капи­тала зависели от степени зрелости и включен­ности государства в систему международного разделения труда и обмена, от характера политических режимов и уровня институциональной стабильности. Отсталость и структурная несбалансированность экономики не стимулируют деятельность иностранных фирм, сдерживают их прямые капиталовложения. Экономический кризис и обостре­ние политической напряженности в Нигерии сни­жают заинтересованность филиалов ТНК во вложениях средств, вынуждают репатриировать капиталы из топливно-сырьевого сектора.

Однако «уход» ТНК из сырьевого сектора Нигерии подчас совпадает с их «приходом» в отдельные отрасли обрабаты­вающей промышленности, хотя доля ее в ВВП не­высока. В Нигерии она составляет примерно 5%. Мощности предпри­ятий используются неэффективно, процентов на тридцать-сорок, а рост промышленного производства в конце 90-х годов не вы­ходил за рамки одного-двух процентов.

Приведенные ниже данные показывают, что основная часть капиталовложений (в среднем 75%), поступает в низкотехнологичные отрасли.

 

 

  Отрасли экономики 1980г. 1990г. 1995г.
низкотехнологичные 74,4 68,8 73,8
среднетехнологичные 23,0 28,5 23,5
высокотехнологичные 2,5 2,7 2,7
         

Источник: Industrial Development. Global Report. N.Y. 1997. p. 28.

 

Правительство страны стремится в первую очередь увеличить ис­пользование местного сырья и материалов на предприятиях обрабаты­вающей промышленности, чему способствует новая тарифная система, но препятствует высокая стоимость добычи сырья и плохая инфра­структура.

Кроме того, усилия направляются на децентрализацию промыш­ленности, подавляющая часть которой сосредоточена в Лагосе и тяго­теет к его портам, так как рассчитана на импортные компоненты.

Промышленность Нигерии имеет тот же набор отраслей, что и в других наиболее развитых странах Африки. Од­нако ситуация внутри них экономически более сложная. Так, в черной металлургии существует два комбината в Аджаокуте и Аладже общей мощностью 2,5 млн. т стали и несколько сталепрокатных предприятий на 630 тыс. т проката в год. При этом завод в Аджаокуте (начато строительство в 1979г. СССР) перманентно находится в стадии реконструкции, а прокатные предприятия исполь­зовались в конце 90-х годов на 10% мощностей. Поэтому внутренние потребности в стальной продукции практически не обеспечивались.

Более успешно работает алюминиевый завод компании АЛСКОН с участием германского и американского капитала и использующей ме­стный природный газ. Часть продукции завода экспортируется.

В стране действуют мелкие и средние предприятия по выпуску обо­рудования для различных отраслей, инструмента, бытовой техники, теле- и радиоаппаратуры, а также различных видов металлоконструк­ций.

Предприятия по сборке легковых и грузовых машин, расположен­ные в Лагосе, Кадуне, Ибадане, Капо, Энугу и ряде других городов, не удовлетворяют внутренний спрос и постоянно сталкиваются со слож­ностями при получении импортных комплектующих и лицензий. Три шинных завода обеспечивают примерно 60% потребностей.

Четыре нефтеперерабатывающих завода, принадлежащие компании ННПК, не отвечают полностью ассортименту потребляемых нефтепро­дуктов и требуют определенной реконструкции.

Относительно успешно функционируют завершенный в середине 90-х годов нефтехимический комплекс в Элеса-Элеме около Порт-Харкорта, использующий в качестве сырья нигерийский природный газ и экспортирующий свою продукцию в США, страны Европы и Азии, а также завод азотных удобрений в Онне, принадлежащий компании НАФКОН.

Предприятия химической промышленности, работающие на мест­ном сырье, загружены почти на 50%, что является неплохим показате­лем для Нигерии.

Относительно стабильно работают предприятия промышленности стройматериалов, в том числе цементные заводы в Сокото, Порт-Харкорте, Ашаке и других городах, а также деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные комбинаты в Сапеле, Джеббе, Она-Ибоку и других пунктах. Правда, ряд из них требует модернизации, что трудновыполнимо из-за нехватки валюты.

Нигерийское правительство старается привлечь иностранный капи­тал, участие которого может достигать 100% в любом новом предпри­ятии обрабатывающей промышленности. С целью привлечения инве­сторов в различные сектора промышленности создана в районе Кала-бара экспортная зона для перерабатывающей промышленности. По­строен аэропорт и реконструирован порт. Создание подобной зоны планируется и в Порт-Харкорте.

Среди довольно, большого числа предприятий пищевой промыш­ленности наиболее крупными являются пивоваренные заводы в Ибада-не и Икеджи, которые эксплуатируются на 60% установленных мощ­ностей, мукомольные и сахароперерабатывающие заводы.

Город Кано - центр текстильной и кожевеннообувной подотраслей. Предприятия легкой промышленности обеспечивают занятость боль­шому числу нигерийцев.

В некоторых районах Нигерии развитие экспортных отрас­лей промышленности осуществляется в сво­бодных экономических зонах. Иностранным инвесторам там предоставляются особо льготные условия в области пере­вода капитала и прибылей, материально-технического обес­печения, налоговых ставок и таможенных пошлин. Привлекает их и дешевая рабочая сила. В свою очередь, государство предъявляет ино­странным инвесторам требования, обусловливающие предо­ставление всех льгот: обеспечение занятости определен­ного количества местной рабочей силы, использование мест­ного сырья и полуфабрикатов, строительство и пуск в эксплуатацию предприятия в сжатые сроки. Например, в СЭЗ Порт-Харкорт 80% продукции должно экспортироваться, а 20% поступать на местный рынок до тех пор, пока с ней не будет конкурировать аналогичная продукция национальных предприятий. Для обеспечения максимально возможной заня­тости и значительных валютных поступлений инвестиции долж­ны составлять не менее 200 тыс.долл9. Технологический эффект функционирования СЭЗ в Нигерии невысок из-за стремления ТНК к минимизации издержек в большей степени путем использования дешевой рабочей си­лы, нежели введения технологических новшеств. Тем не менее труд в этих зонах становится все более квалифицированным по мере усложнения применяемой технологии. Правительство стимулирует подготовку национальных кадров на предприятиях ТНК дополнительными налоговыми льготами. Так или иначе пополняются валютные резервы, хотя бы за счет обмена твердой валюты на местную с целью осу­ществления текущих платежей. Все это свидетельствует о том, что районы открытой экономики способны стать своего рода накопителями валютно-финансовых ресурсов для обеспечения в перспективе подъема производительных сил.

Между тем создатели СЭЗ в Нигерии жалуются на недостаточный инте­рес к ним иностранных инвесторов, озабоченных не столько финансовыми льготами, сколько политической и экономичес­кой нестабильностью, низким уровнем промышленной культуры и квалификации рабочей силы. Однако по моему мнению предоставляемые иностранному капиталу льготы являются чрезмерными.

В конечном счете деятельность ТНК пока не полностью оправдывает ожидания нигерийской стороны в отношении активного содействия и модернизации промышленности.

 

3. Современные проблемы Нигерии.

 

Со времени прекращения правления в Нигерии военных и прихода к власти гражданского президента О. Обасанджо цены на нефть выросли более чем в два раза, соответственно значительно увеличились поступления в государственную казну. В тоже время серьезными препятствиями на пути ускорения развития остаются три основных фактора: недостаточное развитие инфраструктуры, наличие значительного количества нерентабельных предприятий в государственном секторе и негативное отношение инвесторов к вложениям в нигерийскую экономику (за исключением добычи углеводородного сырья). В таких условиях прирост ВВП в 2001 г., даже не превысил 3% (именно на­столько возрастает численность населения Нигерии в течение года), а приток инвестиций в страну по сравнению с 1999г. заметно сократился (см. приложение 2). Однако в 1996г. после многолетнего сокращения роста, экономическое состояние Нигерии заметно улучшилось. Темпы экономической активности, которые характеризуются уровнем ВВП, увеличились с 2,2% в 1995г. до 3,3% в 1996г., в то время как уровень инфляции значительно снизился с 72,8% до 29,3% за тот же самый период (см. приложение 3). Маловероятна реализация обещания правитель­ства удвоить в текущем году производство в энергетическом секторе. Несмотря на дополни­тельную прибыль от добычи неф­ти (2,2 млн. барр. в сутки) в тече­ние последних двух лет, в стране имеют место перебои с энерго­снабжением, а очереди за быто­вым топливом по-прежнему ос­таются повсеместным явлением.

Энергетический сектор Нигерии характеризуется высокими энергетическими потерями (от 30 до 35% энергии не доходит до потребителя) и низким уровнем доступа населения к электричеству (всего 36%). В 2001г. Мировой Банк и Международная Ассоциация Развития выделили 100 млн. долл. на развитие энергетического сектора Нигерии на стандартный срок - 35 лет8.

В феврале 2001 г. Нигерию по­сетила делегация МВФ для оцен­ки перспективы использования резервного (stand-by) займа в 1 млрд. долл., который стал основой для декабрьских договоренностей с "Парижским клубом" кредито­ров о пересмотре сроков погаше­ния нигерийской задолженности. Специалисты МВФ не рекомен­довали резкого увеличения государственныхрасходов на базе использования возросших доходов в нефтедолларах.

В среднесрочной перспективе сохранение финансирования на таком высоком уровне маловеро­ятна. Правда, в ближайшие 5-10 лет произойдет существенное увеличение добычи нефти, по­скольку начнется эксплуатация новых глубоководных месторождений углеводородного сырья, однако аналогичная тенденция по государственным доходам вряд ли возможна, так как нефтяным компаниям предстоит покрыть огромные инвестиционные расходы до раздела прибылей с прави­тельством. Последнее несет по­вышенные финансовые обязательства, например перед занятыми в государственном ceкторе. После прихода к власти О. Обасанджо средний уровень заработной платы государственных служащих вырос в 5 раз без существенного сокращения их численности. Нигерия добивается снижения долгового бремени, полагаясь на бедность миллионов нигерийцев. Однако одновременно ассигнуются огромные среде на престижные проекты, например 330 млн. долл. на строительство стадиона в Абудже. По расчетам МВФ, общественные расходы на трех уровнях - федеральном, штатном и местном составят 2200 млрд. найр, что эквивалентно 56% ВВП12.

Как говорилось выше, в Нигерии существует огромное количество нерентабельных предприятий, которые принадлежат государству. Приватизация государствен­ных предприятий, подавляющее большинство которых относится к числу малорентабельных, до сих вор проходила крайне вяло. МВФ рекомендовал скорейшее разго­сударствление при минимальном вливании государственных средств. В то же время бюджет на 2000 г. предусматривал расходы на развитие энергетики и черной металлургии в 78 млрд. найр, что свидетельствует о приверженности правительства стратегии на усиление финансовой поддержки ряда отраслей с последующей продажей действующих в них компаний.

По программе приватизации (её реализация отстает от графика примерно на полгода) разгосударствлению подлежат более 100 предприятий, в том числе гостиницы, отдельные объекты в промышленности минеральных удоб­рений, сахарорафинадной, цел­люлозно-бумажной, сталелитейной отраслях, страховании, элек­троэнергетике, нефте- и газопереработке, машиностроении, телекоммуникационном и других секторах. В текущем году плани­руется приватизация 41 предприятия. Стратегические партнеры получат от 51 до 60% акций, остальная часть поступит в приватизационный фонд, из которого акции при благоприятной конъюнктуре будут направляться для продажи на фондовой бирже. В 2001 г. намечалось продать контрольный пакет акций государственной телекоммуникационной компании "Nitel" (согласно плану - 2 млрд. долл.). Nitel согласилась приобрести компания Investor's International (London) Ltd., но не уложилась в крайний срок выплаты $1,185 млрд. Возможно, британской IIL так и не удалось бы приобрести Nitel, но другой претендент, компания Telnet, принадлежащая Korea Telecom и Swedtel AB, отказался от покупки. Теперь такой шанс появился – IIL предложено выплатить до определенного срока. Если сумму не внесут, правительство предпримет очередную попытку продать Nitel. IIL вступила в партнерские отношения с подразделением Portugal Telecom – Tecnologia das Comunicadoes Lda (TDC), которое согласилось помочь в организации управления Nitel25.

Среди других приватизируе­мых предприятий - 6 гостиниц, страховые компании “Nicon Insurance” и "Nigeria Re-Insurance", два банка - "Assurance Bank" и "Afribank", два газетных концерна, группа промышленных предприятий. По оценкам западных экономистов, круг желающих приобрести эти объекты, не отличающиеся высоким уровнем технического оснащения, крайне узок (как это видно на примере с телекоммуникационной компании "Nitel"). В то же время к приватизации в Нигерии определенный интерес проявили западные автомобилестроитель­ные корпорации. Поданы заявки на приобретение прокатного за­вода и компании "Delta Steel".

Со времени начала реализации в прошлом году новой приватиза­ционной программы продано 13 предприятий. В основном имела место переуступка акций ключе­вому инвестору. Удалось при­влечь инвестиции ТНК, в част­ности в цементную промышлен­ность вложили капитал британ­ская "Blue Circle Industries" и норвежская "Scancem Internati­onal".

К концу января 2001 г. за счет приватизации было получено 19,6 млрд. найр. Продажа "National Oil and Chemical Co" нигерийскому инвестору "Conpetro" принесла казне 5,3 млн. долл. Сделка под­вергалась критике из-за допу­щенных нарушений в пользу по­литически влиятельных инвесто­ров, тогда как наиболее достой­ным претендентом, по мнению независимых экспертов, была южноафриканская компания "Engen", контролируемая малайзийской "Petronas".

Доходы от приватизации дол­жны заметно улучшить финансо­вое положение Нигерии, обреме­ненной крупной внешней задол­женностью.

Долговая проблема Нигерии во многом связана с крупными заимствованиями в начале 80-х годов (во время правления граж­данского президента Ш. Шагари). Кредитование осуществлялось по низкому проценту (ставка на лондонском межбанковском рын­ке либор равнялась всего лишь 3%). Падение цен на нефть в се­редине 80-х годов, рост либор до 13% и приход к власти в Нигерии военных (в результате платежи в счет погашения долга стали ис­кусственно ограничиваться) соз­дали проблему просроченного долга. Неоднократно предприни­мались усилия по пересмотру сроков выплат "Парижскому клу­бу" (в 1986 г., 1989 г. и 1991 г.), причем 4-й раз реструктурирование долга этой организации имело место в конце прошлого года. В своих отношениях с ве­дущими кредиторами Нигерия добилась следующих условий: по коммерческим займам выплаты будут осуществляться в течение 18 лет с 3-годичным мораторием, а по займам в рамках официаль­ной помощи - в течение 20 лет с 10-летним льготным периодом. В итоге обслуживание долга в бли­жайшее пятилетие будет обхо­диться Нигерии в 2,0 - 2,2 млрд. долл. Оговорка доброй воли пред­усматривает, что в случае соблюдения условий соглашения с МВФ о резервном кредите и сделки о пересмотре сроков по­гашения долга с "Парижским клубом" последний рассмотрит возможность снижения долговой нагрузки по сумме в 21,5 млрд. долл., которую Нигерия признала в качестве долга 14 членам "клуба".

Правительство Нигерии считает, что, посколь­ку ее выплаты кредиторам суще­ственно превысили объем при­влеченных займов и в связи с активной ролью данной страны в поддержании мира и стабиль­ности в регионе (расходы на эти цели достигли 10 млрд. долл.), она может претендовать на такие же льготные условия, которых в свое время добились Польша и Египет. Т.е. величина совокупной задол­женности должна быть уменьше­на на 80%. По данным на конец 2000 г., внешний долг Нигерии достигал 28,5 млрд. долл. (в том числе "Парижскому клубу" - 21,5 млрд., международным финансо­вым организациям - 3,5 млрд., "Лондонскому клубу" - 2,0 млрд., держателям простых векселей -1,5 млрд.).

Нигерия не подпадает под инициативу МВФ и МБРР о сни­жении долговой нагрузки на бед­нейшие страны, хотя о правомоч­ности такого подхода до сих пор ведется дискуссия. Включение Нигерии в данную программу привело бы к удвоению расходов на нее. Однако МВФ и МБРР уже сталкиваются с большими про­блемами при финансировании данной инициативы. Что касается Нигерии, то отнесение ее к числу беднейших государств с высокой задолженностью могло бы нега­тивно сказаться на притоке в страну иностранных инвестиций. Основной интерес страны состоит в обес­печении поступления прямых иностранных инвестиций на мил­лиарды долларов. Наиболее привлекательным для иностранного капитала остается нефтегазовый сектор Нигерии.

Суть проблемы заключается в необходимости уверенности развитых стран в том, что средства которые могли бы высвободиться после снижения долговой нагруз­ки, использовались бы в Нигерии для решения проблемы бедности и улучшения системы социальной обеспечения, пока явно отстающей от общепринятых стандартов.

 

 

 

Глава 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: