Список использованных источников. Дать понятие политического процесса, политического поведения




Дать понятие политического процесса, политического поведения, политической социализации, политического участия. Охарактеризовать субъекты и уровни политического процесса, этапы и результаты политической социализации, абсентеизм

Политический процесс представляет собой совокупную деятельность всех субъектов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование политической системы общества в определенных временных и пространственных границах. Понятие «политический процесс» охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности.

В политическом процессе взаимодействуют разнообразные факторы, в результате чего изменяется и преобразовывается политическая сфера. Регулируется он как нормами права (прежде всего, конституционного), так и разнообразными писаными и неписаными внеправовыми нормами (уставами и другими документами партий, иных общественных объединений, обычаями, традициями, этикоморальными нормами и др.), а иногда протекает спонтанно, непредсказуемо.

Политический процесс отличается относительной самостоятельностью, однако, в конечном счете, он обусловлен экономической структурой, государственным устройством, характером социально- политических отношений в обществе.

Структура политического процесса включает субъекты и объекты политики, политические интересы и отношения, средства и методы политической деятельности.

Различают четыре фазы протекания политического процесса:

1) конституированное, становление политической системы;

2) функционирование существующей политической системы;

3) развитие политической системы;

4) этап упадка, распада политической системы.

Будучи взаимодополняемыми, эти стадии сохраняют присущие каждой из них особенности, выполняют свои собственные функции и осуществляются специфическими методами политических действий.

В зависимости от объекта проявления политической воли политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

С точки зрения характера политического участия различают не- ангажированный и ангажированный (добровольный или санкционированный) политические процессы. Не ангажированные политические процессы предполагают свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти. При ангажированных – преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия управленческих решений. Это обусловлено правлением теократических группировок, военных элит, авторитарных лидеров и монархов или существованием единственной партии в стране.

С точки зрения публичности осуществления своих функций участниками можно выделить открытый и скрытый (теневой) политические процессы. Открытый политический процесс характеризуется доступностью для общественности различных фаз и этапов принятия политических решений, корректировкой программ, рекрутированием элит и др. Скрытый политический процесс базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, в роли которых могут выступать запрещенные, нелегализованные и непризнанные обществом структуры.

Политические процессы дифференцируются по характеру и методам преобразования власти: революционные и эволюционные.

С точки зрения устойчивости взаимоотношений институтов политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политическом процессе.

Политическое поведение представляет собой совокупность действий и поступков, предпринимаемых субъектом политики по отношению к политической практике. Способы политического поведения весьма разнообразны: это участие социальных субъектов в становлении или противостоянии власти, охватывающее деятельность в формальных или неформальных организациях, массовых движениях; включение в различные элементы политической системы или отстраненность от них; публичная демонстрация взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы.

Политическое поведение имеет место везде, где существуют и развиваются политические отношения и процессы, действуют политические организации и институты. Оно может варьироваться по степени интенсивности в форме проявления – от корректных, культурных, цивилизованных взаимоотношений до демонстрации неприязни и недоброжелательства, словесных оскорблений (т. н. «вербальная агрессия») и даже до применения физической силы (т. н. «физическая агрессия»).

Политическое поведение подразделяется на два основных вида:

«открытое» (политическое действие) и «закрытое» (политическая им мобильность или политическое бездействие).

Политическое поведение можно классифицировать как социально осмысленное (когда процесс социализации личности завершился); ценностно-ориентированное; аффектированное и традиционно обусловленное. Это в значительной степени связано с завершением процесса политической самоидентификации личности и группы. Поведение, как и его конкретное воплощение – действие, может быть прямым, т. е. непосредственно направленным на объект, или косвенным (опосредованным), основанным на делегировании полномочий в разных формах и степени.

Социальная политика – это деятельность государственных и общественных организаций по регулированию социальной сферы и социальных отношений, совокупность политических установок, принципов, решений и действий, направленных на удовлетворение социальных интересов и потребностей личности и социальных групп, слоев.

Эффективность социальной политики определяется тем, в какой степени улучшается жизнь человека, облагораживаются условия его труда и отдыха, быта, укрепляется здоровье, повышаются сознательность и культура, совершенствуются межэтнические и межличностные отношения, соблюдаются декларированные социальные права и гарантии и т. д. Очевидно, что возможности осуществления целей социальной политики зависят в большей степени от результатов экономической политики.

Под субъектами социальной политики понимаются государственные органы, учреждения и организации, которые осуществляют социальную политику.

Объектом социальной политики являются общество, его социальные слои, группы, классы, иные социальные общности, индивид. Но вместе с тем, эти же социальные общности являются и носителями социальной политики, ее субъектом. В соотношении государства и общества последнее выступает как объект лишь в том смысле, что из этого «социума» формируется и организуется властью социальная политика.

Социальная политика Республики Беларусь имеет различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Соответственно этому существуют объективные критерии, количественные и качественные характеристики проводимой в обществе социальной политики. Приоритетное значение имеют: практическая реализация принципа социальной справедливости; учет социальных интересов различных групп людей, удовлетворение их рациональных потребностей; социальная защищенность населения, особенно его малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, тяжелобольных и др.

Социальная политика охватывает своими регулятивными функциями отношения между городом и деревней, людьми умственного и физического труда, различными нациями, народностями и этническими группами, между классами и внутриклассовыми слоями, между государством и индивидом. Она затрагивает все сферы жизнедеятельности людей (труд, быт, культуру). Причем в соответствии со своей спецификой, одни из этих сфер (например, производство) служат объектом ее непосредственно регулирующего воз- действия, а в других (например, в области демографии) такое воздействие осуществляется косвенно, путем создания условий, побуждающих людей к желательному для общества социальному поведению.

Социальная политика устанавливает отношения между обществом и личностью через регулирование отношений между обществом и составляющими его социальными группами, принадлежность к которым определяет содержание социальных интересов. В соответствии с этим одним из важнейших принципов социальной политики выступает управление интересами и через интересы людей. Главной задачей социальной политики Республики Беларусь является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Политическое участие можно рассматривать как динамичную и массовую форму многообразных взаимоотношений индивидов и организационно-властных структур, образований по поводу политической власти и управления. Оно осуществляется в различных формах, с неодинаковой степенью интенсивности, в разных по масштабу социальных и территориальных образованиях.

Активная форма добровольного политического участия включает в себя деятельность депутатов представительных органов власти, функционеров политических партий и общественно-политических организаций, организаторов политических кампаний и акций (выборов, референдумов и т. д.).

Пассивная форма добровольного политического участия предполагает только участие в выборах, референдумах, опросах общественного мнения.

Принудительное политическое участие характерно для служащих милитаризованных государственных структур, членов политических партий и организаций с жесткой централизацией и дисциплиной.

По сфере территориального распространения политическое участие может носить общенациональный, местный и локальный характер.

В плане интенсивности и последовательности различают постоянное (членство в партии, работа в политических организациях), эпизодическое, регулярное (участие в выборах) и разовое (участие в референдуме по поводу принятия Конституции) политическое участие. По отношению к действующему законодательству в той или иной стране различают легальное (соответствующее Конституции и законам) и нелегальное (противоречащее закону) политическое участие.

Уровни политического процесса

При рассмотрении политики, политической власти, идеологии мы обязательно обращаемся к понятию политической системы. В рамках политической системы ее элементы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Их взаимодействие можно рассматривать как политический процесс.

Политический процесс — это событийная сторона политической жизни, т.е. возникновение и последовательность политических событий.

В различных источниках указываются, как правило, четыре стадии или, по иной терминологии, четыре уровня протекания политического процесса:

1) конституирование, становление политической системы;

2) функционирование существующей политической системы;

3) развитие политической системы;

4) этап упадка, распада политической системы.

Будучи взаимодополняемыми, эти стадии сохраняют, однако, присущие каждой из них особенности, выполняют свои собственные предназначения и осуществляются специфическими методами политических действий.

Стадия конституирования политической системы является одной из важнейших в развитии политического процесса. Она совпадает, как правило, с переломным, революционным периодом в развитии общества, когда утрачивается легитимность власти одних социально-политических сил и господствующее положение занимают другие силы. Эти новые силы создают отвечающую их потребностям новую политическую систему, в которой их волю выполняют качественно иные органы власти и другие политические институты. Одновременно происходит замена прежних правовых норм на новые, в которых закрепляются вновь возникшие институты власти, другие элементы политической системы, а также вся измененная система общественных отношений.

Содержание политической жизни общества в период, когда происходит превращение прежней политической системы в новую, определяется в западной политологии как полный пересмотр конституции. Сама же конституция государства выступает как легальный и демократичный способ легитимации политической власти, всех ее институтов. Укоренение нового политического строя прямо зависит от способности вводимых институтов отвечать на потребности общества. И наоборот, трудности с утверждением новых политических институтов могут свидетельствовать об их надуманности, искусственности, несоответствии социальному опыту и потребностям общественного развития.

Стадия функционирования политической системы совпадает со стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные группы занимают прочное положение среди других социально-политических сил. На данной стадии политического процесса осуществляются процедуры по воспроизводству, поддержанию деятельности уже конституированных органов государства, политических партий, общественных организаций. Такими процедурами, в сущности, являются всевозможные выборы, заседания представительных органов власти, съезды и конференции политических партий, общественных организаций и т. д.

На стадий функционирования политического процесса воспроизводятся и сами его участники как выразители определенных политических позиций и интересов, носители соответствующих взглядов и убеждений, определенных стереотипов политического поведения. Для понимания сущности данной стадии политического процесса важно учитывать, что политическая система строится не из самой себя, а ее постоянно воспроизводят существующие в обществе социально-политические силы в качестве инструмента для выражения и реализации своих интересов. Воспроизведение политической системы есть фрагмент всего целостного процесса общественного воспроизводства.

Стадия развития политической системы наступает в период определенной перегруппировки в расстановке политических сил. На данном этапе политического процесса происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций. Осуществляемые изменения в структурах и механизмах власти выводят политику правящей группы на новый уровень, позволяющий дать ответы, адекватные вызову времени. Такие политические изменения означают, что правящие круги ищут цели, формы и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре и меняющемуся соотношению политических сил внутри страны и на международной арене. Стадия развития политической системы сопровождается противоборством разнообразных течений и тенденций, которые в конечном счете ведут к повышению адаптивности, соответствия властных структур внешним социальным условиям.

Стадия упадка политических систем совпадает с ростом социальных сил, заявляющих о себе новыми формулами организации политической жизни и общества в целом. В данном случае направленность динамики политического процесса имеет негативный по отношению к существующим институтам власти характер. Разрушительные тенденции преобладают здесь над конструктивными, созидательными, распад режима правления носит необратимый характер. В результате принимаемые правящей группой решения утрачивают управленческую способность, а сама группа — свою легитимность. Характерным примером политического процесса в стадии упадка политических систем является развитие восточноевропейских стран в 80-х — начале 90-х годов, где правящие круги безуспешно пытались найти пути ответа на социально-экономические и духовные запросы времени.

Продолжительность во времени каждой из указанных стадий политического процесса может быть различной. Это зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. Несомненно, что в числе важнейших из них являются следующие: характер исторического периода в развитии страны; степень развитости политической культуры общества; глубина существующих социальных противоречий; политическая зрелость социальных субъектов; влияние внешних политических сил. Стадия конституирования политической системы, например, не есть одномоментный акт, она завершается в момент упрочения господства новых политических сил. Стадии воспроизводства и развития политической системы могут чередоваться друг с другом и продолжаться сколько угодно долго. Стадия упадка — тоже не одномоментный акт, она может растягиваться на годы, десятилетия и даже столетия. Начало очередного цикла в политическом процессе связано со сменой субъекта политической власти и полным распадом прежней политической системы.

Субъекты политического процесса

Понимание сущности и роли субъектов политической деятельности тесно связано с осознанием особенностей механизма реализации властных полномочий. Вопрос о субъектах политической деятельности встает каждый раз в связи с проблемой действующих во власти лиц и политического статуса личности или социальных групп. Власть, по определению политологов, есть способность или возможность производить желаемое воздействие на поведение того или иного объекта, что предполагает наличие его активности. В сфере социальных наук объектами являются люди. Власть подразумевает определенное желание (намерение) со стороны субъекта повелевать и предполагает, что объект воспримет определенное отношение и последует желаемому поведению, но при этом вовсе не обязательно, чтобы объект осознал смысл данной ситуации, т.е. он может следовать определенному курсу, не понимая, что тот ему навязан. Иными словами, в социальных науках власть – это отношение властности (между субъектом и объектом).

Вопрос о субъектах политики связан с вопросом о субъективном и объективном. Если речь идет о субъекте, то всегда имеется ввиду познающий, обладающий сознанием и волей, активно действующий индивид или социальная группа, а понятие «объект» указывает, на что направлена деятельность субъекта. Таким образом, в качестве субъектов политики выступают носители целенаправленной политической деятельности в политическом пространстве.

Признавая гражданина субъектом права, государство определяет его правовой статус, характеризующий положение гражданина по отношению к государству, его органам, другим лицам. Поскольку политология имеет дело не столько с правовыми, сколько с политическими отношениями, она рассматривает специфику и проблемы политического статусу личности или социальных групп. Субъекты политики имеют свои особые функции, не сводимые к функциям правовым, хотя действия этих субъектов регулируются правовыми отношениями и нормами. Все это говорит о том, что субъекты права и субъекты политики – разные понятия.

Помимо государства люди независимо от своей воли входят в определенные общности и группы, как бы находя себя в них,а также по своей воле вступает в те или иные объединения. К первым относятся нации, различные этнические группы, классы, ко вторым - партии, союзы, блоки, различные группы давления, в том числе коллективы, трудовые ассоциации. Все они тем или иным образом включаются в систему политических отношений и, естественно, в систему субъектов политики.

Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт - воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни.

Основным властным институтом, одним из основных субъектов политического процесса, выступает государство. Другим важным фактором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические субъекты формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени мы можем говорить о том, что складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, - государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование гражданского общества.

Менее масштабными субъектами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды, различные группы людей. Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например, голосуя на выборах, но и в не институциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых целей индивиды могут создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью институциализации - от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

При анализе политического процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического процесса и субъектов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между субъектами, в частности между гражданином и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политической системе, социально-психологическими особенностями развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и субъектов, чаще всего характер взаимодействия между субъектами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.

Под политической социализацией понимается совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. В результате политической социализации индивид приобщается к политической культуре, формирует свою политическую ориентацию, усваивает правила и нормы политического поведения, Некоторые политологи выделяют четыре этапа социализации: дошкольный, школьный, трудовой и пост трудовой периоды. Другие три:

1) начальный этап (знакомство);

2) этап зрелости (сложившиеся представления);

3) пенсионный (отход от политической деятельности).

Абсентеизм – это одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них, пассивный протест населения против существующей формы правления. Граждане наделены правом голосовать, то есть решать своим большинством ту или иную проблему в ту или иную сторону как посредством участия в референдуме, на который и влияет именно абсентеизм, по лекалам которого граждане добровольно, по той или иной причине, отказываются от своего права, собственно, голосовать. Это звучит непосредственно странно, но в этом заключена и вся суть абсентеизма. Как раз здесь следует озвучить мотивы, которые превалируют у людей, придерживающихся столь странного метода самовыражения.

 

Список использованных источников

1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. «Философия», М., 2004г.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. «Концепции современного естествознания» - учебник, М., 2005г.

3. Калмыков В.Н. «Основы естествознания», СПб., 2003г.

4. Курилов В.А., «Философия», учебник для ВУЗов, М., 1998г.

5. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. «Основы современного естествознания и экологии», М., 2004г.

6. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 но- ября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск, 2005.

7. Божанов, В.А. Политология: мир современной политики: учеб- ное пособие / В.А. Божанов. – М., 2005. – 256 с.

8. Горелов, А.А. Политология: учебник / А.А. Горелов. – М., 2006. – 576 с.

9. Гребень, В.А. Политология. Структурно-логическая модель: учебно-методический комплекс / В.А. Гребень. – 2-е изд. – Минск, 2008. – 462 с.

10. Мельник, В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. – 6-изд., перераб. и доп. – Минск, 2008. – 543 с.

11. Основы социально-гуманитарных наук: учебно-методический комплекс: учебно-методическое пособие / Г.И. Бабко [и др.]; под общ. ред. Г.И. Бабко. – Минск, 2005. – 559 с.

12. Политология: учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / Е.М. Бабосов [и др.]; под общ. ред. Е.М. Бабосова, Е.П. Сапелкина. – Минск, 2002. – 464 с.

13. Политология: учебное пособие для технических вузов / М.А. Василик [и др.]; под ред. М.А. Василика. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2005. – 398 с.

14. Пушкарева, Г.В. Политология: конспект лекций / Г.В. Пушкарева. – М., 2005. – 208 с.

15. Решетников, С.В. Политология / С.В. Решетников. – Минск, 2005. – 448 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: