ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА – ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВЕТ ЕВРОПЫ.




« В своей повседневной деятельности через принятие резолюций, конвенций, других документов Совет Европы выполняет ряд политико-правовых, гуманитарных и т.д. функций. Среди них можно выделить следующие:

регулятивная оказывает непосредственное и опосредованное воздействие на соблюдение прав человека и основных свобод, стандартов СЕ в различных сферах жизнедеятельности европейского сообщества, поведение государств-членов;

прогностическая Совет Европы намечает основные тенденции будущего демократического развития европейского сообщества, выделяет «болевые точки» и вызовы времени, готовит предложения по их решению;

методологическая Совет Европы вырабатывает общие подходы в решении проблем прав человека, социального изменения, развитие исторического и культурного наследия и т.д. в государствах-членах СЕ. Формирует и утверждает правовые стандарты Совета Европы, основные принципы деятельности;

мировоззренческо-аксиологическая Совет Европы способствует формированию духовного климата на европейском континенте единых демократических ценностей (плюралистическая демократия, свободы и права человека и т.д.), дает оценку их практической реализации (контроль в странах-членах СЕ).

Главным же приоритетом в работе Совет Европы считает защиту прав человека и основных свобод в странах-членах Совета.Основными направлениями деятельности на этом направлении являются:

- Создание эффективной системы контроля, защиты и уважения личности, ее свобод, социальных, экономических и культурных прав через действие Европейской Конвенции по правам человека, Европейской Комиссии и Суда по правам

_________________________________________________________________

27 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.42-58.

человека, деятельность Комитета Парламентской Ассамблеи по мониторингу, поддержка системы институтов прав человека и неправительственных организаций, действующих в этой сфере.

- Выявление и предотвращение новых угроз и нарушений прав человека и унижения человеческого достоинства посредством новых Конвенций и Резолюций, например, по биоэтике; детской проституции; социального отторжения и занятости; предупреждение правонарушений в сфере компьютерной информации; защите индивидуальных данных личности и т.д.

- Привлечение внимания политиков, властных структур и общественности к значимости прав человека (информационные компании; реализация специальных программ; деятельность Европейской Комиссии за демократию через право; Европейского Центра молодежи; изучение прав человека в школах, вузах, среди юристов, служащих правоохранительных органов и т.д.).

- Функционирование в Страсбурге (Франция) Библиотеки прав человека и информационной службы по правам человека.

- Развитие местной демократии, средств массовой информации, образования, культурного наследия; поддержка неправительственных организаций, действующих в сфере прав человека, развитие образования в области прав человека на всех уровнях (школа, вуз и т.д.).

Это и активное разрешение таких проблем, как:

- Предотвращение пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство наказания или обращения(учрежден Комитет независимых экспертов, уполномоченных посещать места лишения свободы стран-членов СЕ).

- Защита национальных меньшинств(реализация Рамочной Конвенции по защите прав национальных меньшинств 1995 года).

- Равенство мужчин и женщин(в политической, общественной жизни, борьба с принудительной проституцией и т.д.).

- Борьба с проявлениями расизма и нетерпимости(решением Венской (1993 г.) встречи глав государств СЕ создана Европейская Комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью).

- Биоэтика– решение политических, юридических и этических проблем в сфере биологии и медицины на европейском уровне. Рамочная Конвенция по биоэтике (трансплантация органов, медицинские исследования на человеке). Разработка своего рода кодекса поведения ученых в этой области и т.д.» 28

Главным достижением является принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. в Риме Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она вступила в силу 3 сентября 1953 г., число ее участников постоянно растет, так как к ней присоединяются все новые государства – члены Совета Европы. Конвенция представляет собой институт контроля и защиты прав человека. Любой человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права, гарантируемые Конвенцией, может подать жалобу в Европейский Суд по правам человека, если он исчерпал все возможности защиты своих прав в своей собственной стране.

«Сама Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, по мнению Р. Рисдаля, внесла существенные новшества в действующее международное право. Председатель Европейского суда по правам человека считает, что она, во-первых,закрепила принцип коллективного обеспечения прав человека, в определенной мере подчинила государства внешнему контролю. «Посредством подачи заявлений по статье 24 Конвенции государства-участники получили возможность запускать разбирательство предполагаемых нарушений в отношении других государств в независимости от гражданства жертв таких нарушений. Это далеко выходило за признаваемое за государствами право дипломатической защиты своих граждан за рубежом» 29

Во-вторых,Европейская Конвенция впервые предоставила частным лицам статус «субъектов» международного права, закрепив за ними (ст.25) 30 право на подачу индивидуальных заявлений в связи с предполагаемым нарушением __________________________________________________________________

28 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.13-15.

29 Выступление Председателя Европейского суда по правам человека Р. Рисдаля в Москве на IV внеочередном всероссийском съезде судей 4 декабря 1996 года // Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Опыт Совета Европы. М., 1997 – с.6-7.

30 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Российская юстиция – 2001 - №1 – с.25.

государством-участником установленных ею стандартов.

В-третьих,важно, что в системе защиты прав человека был создан механизм толкования и применения Европейской Конвенции для обеспечения выполнения государствами-участниками взятых на себя обязательств (ст. 19). Речь идет о работе ныне трансформируемых в единых орган Европейской Комиссии и Европейского суда по правам человека.

В-четвертых,указанные выше положения следует дополнить пунктом о том, что за почти полувековой период реализации Европейской Конвенции о правах человека и основных свободах сформировалось прецедентное право Совета Европы, имеющее важное юридическое значение. «Формально конкретные судебные решения обязательны только для государств, выступающих в качестве ответчиков по соответствующим делам. Однако другие страны, - считает председатель Европейского суда по правам человека, - фактически руководствуются ими при оценке соответствия внутреннего правового порядка требованиям Конвенции. В целом ряде случаев они побудили государства, не являющиеся участниками разбирательства, заняться совершенствованием национального законодательства и скорректировать правоприменительную практику».

В-пятых,в трактовке Европейского суда по правам человека, Конвенция – не застывший, раз и навсегда данный документ, а «живой, развивающийся договор, который подлежит толкованию в свете тех условий, которые сложились на настоящее время».

Европейская Конвенция постоянно дополняется Протоколами (всего в настоящее время их 12)». 31

Последний, 12-й протокол к Конвенции был принят 4 ноября 2000 г. в Риме.

Статья 1. Общее запрещение дискриминации.

1. Пользование любым правом, признанным законом, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социально -

_________________________________________________________________

27 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с. 48-50.

 

го происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любого иного обстоятельства.

2. Никто не может быть подвергнут дискриминации со стороны каких бы тони было публичных властей по признакам, упомянутым в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 2. Применение к территориям.

1. Любое государство при подписании или сдаче на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии или утверждении может указать территории, на которые распространяется действие настоящего Протокола. 32

 

СОВЕТ ЕВРОПЫИ РОССИЯ.

«Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации - Основного закона страны, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Таким образом, Конституция Российской Федерации 1993 года, во-первых,иначе, чем это было в ранее действующем законодательстве, решает проблему соотношения правовой системы Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: они являются составной частью правовой системы России.

Во-вторых,в основе правовой государственности в Российской Федерации лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Для этого они должны быть признаны самой Российской Федерацией, без чего эти принци -

__________________________________________________________________

32 Протокол №12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 2000 г. // Совет Европы и Россия – 2001 - №1 – с. 32.

пы и нормы не могут считаться частью национальной правовой системы и порождать юридические обязательства для российского государства, его органов и должностных лиц. При этом источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются как обычные, так и специальные конвенции; международные обычай и общие принципы, права, признанные цивилизованными народами.

В-третьих,ныне действующая Конституции РФ идет значительно дальше в признании приоритета международных договоров Российской Федерации перед нормами отечественного законодательства, поскольку в случае коллизии между ними приоритет отдается международному договору, нормам международного права. Правоприменители в пределах своей компетенции не только вправе, но и обязаны применять правила международных договоров для разрешения конкретных дел, и что очень важно – физические и юридические лица вправе прибегать к нормам международного права для защиты своих прав.

Приведенные выше положения в полной мере относятся к проблеме соотношения и взаимодействия российской правовой системы и принципов, норм такой международной организации, как Совет Европы». 33

Однако, зачем Совет Европы России? «При ответе на этот вопрос также можно привести ряд аргументов и фактов в пользу настойчивости России в деле интеграции в Совет Европы.

В первую очередь остановимся на международных и политико-правовых.

Во-первых, тем самым наша страна получает солидную международную трибуну для заявления своей позиции, формирования общественного мнения; организацию, через которую и внутри которой можно проводить в жизнь национально-государственные интересы России, участвовать в принятии тех или иных международных решений.

Во-вторых, сегодня ОБСЕ и Совет Европы необходимо рассматривать с российской точки зрения как некую альтернативу НАТО. Работа в этом направлении,

__________________________________________________________________

33 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.10-11.

равно как и на пути укрепления двусторонних отношений РФ с государствами-членами СЕ, может и должна быть перспективным направлением в деятельности делегации Федерального Собрания и представительства РФ в Страсбурге.

В-третьих,присоединение к Совету Европы поможет осуществлению правовой реформы в стране, включает нас в европейское политико-правовое пространство, рост возможности использовать накопленный опыт в правовой сфере. Конечно, это потребует разработки общенациональной программы совершенствования российского законодательства с учетом опыта и стандартов СЕ, а также правоприменительной практики. Ее осуществление с использованием Европейской конвенции защиты прав человека и основных свобод, протоколов к ней, Европейской Хартии местного самоуправления, рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и других основополагающих документов СЕ поможет действительно демократическому реформированию страны, защите прав человека и гражданина. Предстоит ратификация этих документов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

В-четвертых,как не парадоксально, но Совет Европы становится местом сбора республик бывшего СССР (члены СЕ: Россия, Украина и Молдавия, страны Балтии; имеются заявки на вступление от Белоруссии, Армении, Грузии и Азербайджана), объективно способствует их интеграции в политическую, правовую, экономическую и гуманитарную общность.

В-пятых,присоединение России к СЕ расширяет возможности для прямого сотрудничества (в рамках Конгресса местных и региональных властей) между регионами европейских стран-участниц СЕ и республик, краев и областей СНГ». 34

Остановимся и на интересах Совета Европы в принятии России.

«В узком смысле,т.е. собственно для Совета Европы как международной организации, во-первых,прием России несомненно придает «второе дыхание» Совету, открывает дополнительное поле деятельности для многочисленных структур, в т.ч. парламентских (партийных) групп и комиссий ПАСЕ, Конгресса

__________________________________________________________________

34 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.63-70.

местных и региональных властей, Европейского Суда и Комиссии по правам человека и т. д. и, конечно, аппарата СЕ.

Во-вторых,в рамках интеграции РФ в правовое пространство СЕ остается злободневной проблемой оказание консультативной правовой помощи России в разработке законодательных актов, соответствующих «стандартам Совета Европы», проникновение на ее территорию различных европейских гуманитарных фондов и структур, их влияние на духовный мир россиян и, конечно же, воздействие на власть в нужном для европейской демократии направлении.

У международных экспертов и разработчиков появляется «дополнительный хлеб», включая и рабочие места.

В широком смысле, т.е. в целом для Европейского континента, прием России, во-первых, служит делу укрепления европейской безопасности, хотя Россия, как известно, ни на кого не собирается нападать. Скорее, речь идет о ломке стереотипов европейского мышления, когда РФ, а прежде СССР, изображались «империей зла», обладающей огромными запасами вооружения, угрожающими Западу.

Во-вторых,вступление России в Совет Европы фактически завершает процесс расширения этой организации, усиливает ее возможности воздействия на различные страны и международные организации.

В-третьих, прием России в СЕ значительно укрепляет позиции объединенной Европы в соперничестве с США и Японией.

В-четвертых, в конкретно-политической ситуации января-февраля 1996 года непринятие России в СЕ могло означать поддержку терроризма, пусть даже косвенную, его расползание за пределы РФ.

Запад, как известно, решительно борется с терроризмом. Признавая права национальных меньшинств, европейские парламентарии тем не менее нигде не предусматривают права хотя бы его незначительной части трансформироваться в экстремистов и террористов.

В-пятых, говоря о формальной стороне дела, с момента подачи заявки (май 1992 г.) Российская Федерация выполнила большинство требований Совета Европы, в числе которых: проведение новых выборов в парламент, упразднение Съезда Народных депутатов РСФСР, изменение Конституции, предоставление обширного доклада о состоянии правопорядка в стране и перспективах его улучшения, визиты докладчиков и т.д.

Откладывать дальше ее рассмотрение по формальным соображениям было сложно.

Это могло привести к ухудшению собственно двусторонних отношений Совета Европы и России, что для первого не принесло бы политических дивидендов» 35

______________________________________________________________________

35 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.71-74.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Региональные международные организации сыграли огромную роль в политических, экономических, культурных и других взаимоотношениях между странами всего мира. Но прежде всего в объединении европейских стран и решении всех насущных проблем путем сотрудничества и переговоров. И результаты не заставили себя долго ждать. Показателен пример Западной Европы, даже если оперировать одними количественными показателями.

В начале на интеграционных принципах объединились шесть стран, а сейчас их пятнадцать. Но это не все, поскольку по некоторым проектам можно ожидать, что единой структурой Европейского Союза будет охвачено 25-28 стран.

«Сегодня, когда Европейский Союз объединяет 15 европейских государств, на его территории, составляющей более 2 млн. кв. км., проживает около 380 млн. человек. На долю Европейского Союза приходится более 20 % мирового экспорта, а это значит, что Западная Европа по данному показателю вышла на первое место в мире. На долю США приходится 15 %, а на долю Японии – 10 %. Экономика Европейского Союза носит развитой характер. В сфере услуг (банки, коммерция, транспорт, страхование, коммуникации, гостиницы и др.) занято примерно 60 % всех работающих в странах, входящих в Союз, в промышленности - 33 %, а в сельском хозяйстве – 7 %» 36.

Среди проблем Европейского Союза – реформирование его институтов, связанное с будущим расширением этой организации. На Амстердамской конференции 1997 г. страны-участники согласились, что не позднее, чем за год до нового расширения Союза будет созвана новая межправительственная конференция, которая должна урегулировать все вопросы, связанные с реформой институциональной структуры. Отсутствие такого урегулирования может привести к отсрочке приема новых членов в состав Европейского Союза.

По мнению Генерального секретаря Совета Европы Вальтера Швиммера основными приоритетами Совета являются: завершение подготовки концепции

__________________________________________________________________

36 Топорнин Б.Н. Европейское право. Учебник / ин-т гос-ва и права РАН. – М.: ЮРИСТЪ, 1998. – с.11-12.

Большой Европы, которая основывается на ценностях этой организации - демократии, верховенстве закона и соблюдении прав человека; создание сильных демократических институтов и справедливой судебной системы в Югославии; продолжение восстановления нормальной жизни и уважения прав человека в Чечне. 37

«Растущий диалог и сотрудничество с другими международными организациями является важным моментом в деле поддержания и развития наших стандартов и принципов в качестве основы для защиты прав человека во всем мире. Нашими главными партнерами являются правительство стран-членов Совета Европы. Однако, имея ввиду будущее расширение Европейского Союза, партнерство между двумя нашими организациями, направленное на продвижение европейского единства, становится особенно важным. Присоединение Европейского Союза к Европейской конвенции по правам человека и Европейской социальной Хартии остается ключевым вопросом». 38

Среди других проблем – усиление контроля за выполнением государствами-членами обязательств, взятых при вступлении в Совет (повышение роли контрольных механизмов); борьба с коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, и особенно, терроризмом. На мой взгляд, на первое место здесь выходит еще более тесное и качественное сотрудничество соответствующих организаций.

 

 

_________________________________________________________________

37 Интервью Генерального секретаря Совета Европы Вальтера Швиммера // Совет Европы и Россия – 2001, - № 1, с 2 - 4.

38 Интервью Генерального секретаря Совета Европы Вальтера Швиммера // Совет Европы и Россия – 2001, - № 1, с. 5.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ.

1.Амстердамский договор от 2 октября 1997 г. // Амстердамский договор. Договоры, учреждающие Европейские сообщества и некоторые относящиеся к ним акты. М., 1999.

2.Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. //Международное право в документах: учебное пособие (сост.: Н.Т.Блатова, Г.М.Мелков.). 3-е изд., перераб. и доп. – М.: 2002.

3.Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали от 18 апреля 1951 г. //Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии. М., 1994.

4.Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии от 25 марта 1957 г. //там же.

5.Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 г. //там же.

6.Договор о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г. //Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. М., 1994.

7.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4ноября 1950 г. //Международное право в документах: учебное пособие (сост. Н.Т.Блатова, Г.М.Мелков). 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2002.

8.Единый европейский акт от февраля 1986 г. //Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. М.,1994.

9.Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. часть 1 //Международное право в документах: учебное пособие (сост. Н.Т.Блатова, Г.М.Мелков). 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.

10.Конституции государств Европейского союза //ин-та законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

11.Конституции зарубежных государств; учебное пособие – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: изд. БЕК, 2000.

12.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. //Международное право в документах: учебное пособие (сост. Н.Т.Блатова, Г.М.Мелков). 3-е изд. перераб. и доп. – М.: 2002.

13.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. //там же.

14.Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. //там же.

15.Протокол № 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 2000 г. //Совет Европы и Россия – 2001 - № 1.

16. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. //там же.

17.Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г. //там же.

18.Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. //там же.

19.Хартия Организации Африканского единства от 25 мая 1963 г. //Организация Африканского единства (история создания и деятельности). Сборник документов. М., Наука, 1970.

 

УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

20.Аннерс, Эрик. История Европейского права (пер. со шведского) – М.: Наука, 1996 г.

21.Анцилотти, Дионисио. Курс международного права. Пер. с 4-го итал. изд. А.Л.Сакетти и Э.М.Фабрикова под ред. и с предисл. д-ра юрид. наук Д.Б.Левина. т.1 – М., изд. иностр. лит., 1961.

22.Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. – М., 1990.

23.Беркардт Р. Европейский суд по правам человека в Страсбурге: новый этап, новые проблемы. / Государство и право. – 1990 - № 7.

24.Большой юридический словарь. / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Д.Зорькина, В.Е.Крутских, М.:ИНФРА М, 1998.

25.Борко Ю.А., Загорский А.В., Карагапов С.А. Общий Европейский дом: что мы о нем думаем. М., 1991.

26.Броунли, Ян. Международное право: в 2-х кн. / Перевод с англ. канд. юрид. наук С.Н.Андреева; под ред. и со вступит. статьей чл.-корр. АН СССР Г.И.Тункина. – М.: «Прогресс», 1977.

27.Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. – Саратов: изд. Саратовская госуд. акад. права, 1999.

28.Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. - Краснодар: «Советская Кубань», 1998.

29.М.Дженис, Р.Кэй, Э.Брэдли. Европейское право в области прав человека. (Практика и комментарии) / Пер. с англ. – М.: «Права человека», 1997.

30.Европейская интеграция: правовые проблемы: (Сб.ст.) / Рос.акад. наук, инс-т госуд. и права: (ред.колл.: Б.Н. Топорнин и др.) – М. ИГПАН, 1992.

31.Европейское право. Учебник для вузов / под общ.ред. д.ю.н., проф. М.Л.Энтина – М.: изд. НОРМА, 2001.

32.Европейский Союз – ваш сосед. – Брюссель: Европейская комиссия, 1995.

33.Европейский Союз: на пороге XXI века: выбор стратегии развития / ред. Ю.А. Борко. – М. Эдиториал УРСС, 2001.

34.Интервью Генерального Секретаря Совета Европы Вальтера Швиммера // Совет Европы и Россия – 2001 - №1.

35.Кашкин С.Ю. Хартия Европейского союза об основных правах Совета Европы // Конституционное право. – 2001 - №12.

36.Клемин А.В. Еще раз о компетенции Европейских сообществ // Моск. журн. междунар. права. – 1992 - №4.

37.Кирстен Й., Вайхельт В. Некоторые замечания по поводу процесса Европейской интеграции. (Прав. Аспект): пер. с нем. //Государство и право. – 1993 - № 4.

38.Костенко М.Л. Политико – правовые проблемы Содружества Независимых Государств (СНГ) //Государство и право.- 1993 - № 7.

39.Кривчикова Э.С. Основные теории права международных организаций. – М., 1979.

40.Крылов С.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. – М., 1988.

41.Крюгер Х.К. 2 шага по пути к Конституции Европы. //Рос. Юстиция. – 2001 - №10.

42.Левин Д.Б. История международного права. – М., 1962.

43.Ледях И.А. Хартия основных прав Европейского союза //Государство и право. – 2002 -№1.

44.Лукашук И.И. Нормы международного права. – М., 1997.

45.Международное право: учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И.Кузнецов. – М.: Международные отношения, 1998.

46.Международное право. Учебник для вузов. Отв. ред. – проф. Г.В.Игнатенко и проф. О.И.Тиунов. – М. НОРМА – ИНФРА – М., 1999.

47.Международное право: учебное пособие для студентов вузов /П.Н.Бирюков. – изд. 2-е перераб. и доп. – М.: ЮРИСТЪ, 2000.

48.Микеле де Сильвиа. Процедура прохождения заявлений в Европейском суде //Рос.юстиция. – 2000 - №11.

49.Моисеев Е.Г. Правовой статус органов СНГ //Право и политика – 2002 - №2.

50.Организация Африканского единства (история создания и деятельности). Сборник документов. М., «НАУКА», 1970.

51.Организация Объединенных Наций. Основные факты. – М. – ИНФРА – М., 2000.

52.Права человека и ты. /Ф.Куинн. – Варшава: Б.И., 1999.

53.Саква, Ричард. Совет Европы и Россия: конститутивный подход. //Конституционное право. – 2001 - № 3.

54.Топорнин Б.Н. Европейские сообщества: право и институты. М., 1993.

55.Топорнин Б.Н. Европейское право. Учебник /Ин-т госуд. и право РАН. – М.: ЮРИСТЪ, 1998.

56.Тункин Г.И. Теория международного права. – М., 1970.

57.Хартли Т.К. Основы права Европейского Сообщества: Введение в конституционное и административное право Европейского Сообщества /Пер. с англ. В.Г.Бенды. – М., ЮНИТИ. Закон и право, 1998.

58.Черниченко С.В. Права человека и гуманитарная проблематика в современной дипломатии //Моск. журн. междунар. права. – 1992. - № 3.

59.Шибаева Е.А. Право международных организаций. – М., 1986.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: