Естественные элементы среды могут служить эталонами комфортной для человека визуальной среды. Однако человек на данном уровне своего развития не сможет жить в природном окружении. Поэтому, создавая окружающую нас искусственную среду, мы в первую очередь должны стремиться к природоподобию, как в отношении формируемых силуэтов зданий и сооружений, так и в их насыщении разнообразными по форме и цвету видимыми элементами. Это основное правило формирования комфортной визуальной среды, знать которое должны все специалисты, занимающиеся созданием и преобразованием окружающей искусственной среды.
Индивидуальная усадебная застройка наиболее приближена по своим характеристикам к комфортной видимой среде. Естественно нами рекомендуется развитие подобного типа застройки, но в условиях урбанизации следование этой рекомендации не представляется возможным. В настоящее время весьма развито коттеджное строительство, проектируемое по индивидуальным проектам с соблюдением понятий красоты и комфорта, но, к сожалению, такое жилье доступно лишь отдельным слоям населения. И без многоэтажного строительства, в первую очередь жилого фонда, не возможно дальнейшее развитие городов. Поэтому предлагаемые нами рекомендации направлены на оптимизацию проектных решений многоэтажной застройки, чаще всего формируемой негативную видимую среду.
Восприятие зданий и сооружений происходит во времени и в движении - от силуэта, воспринимаемого с дальних планов, к прочтению композиции фасадов, прорисовке деталей. С учетом этих этапов восприятия и понятия о комфортной визуальной среде сформулированы следующие рекомендации.
Разнообразить видимую среду, снизить эффект монотонности, насытить ее «реперными» точками для фиксации взгляда и тем самым снять утомляемость от восприятия, можно за счет усложнения объемно-пространственной композиции застройки. Добиться этого эффекта можно следующими приемами:
|
· за счет проектирования зданий и сооружений более сложной конфигурации в плане, достигаемой поворотами, различными по размеру выступающими и западающими частями зданий как прямоугольной, так и криволинейной форм (рисунок 6.2). Следовательно, от проектирования протяженных прямоугольных в плане зданий и сооружений следует отказаться;
· за счет усложнения силуэта зданий и сооружений, достигаемой посредством создания объемов переменной этажности, башенок и шпилей, аттиков и фронтонов, высотных перепадов кровли и разных угловых размеров ее скатов, а также за счет создания крышных окон разнообразной формы;
· за счет группировки разнообразных по высоте зданий, но при условии их гармоничного сочетания с окружающим природным ландшафтом и существующим градостроительным комплексом. При проектировании в условиях сложившейся монотонной застройки особенно важно включать здания - акценты, высота которых незначительно превышает масштаб существующих зданий.
Человечество накопило громадный опыт видеоэкологичного решения объемно-пространственной композиции, достаточно вспомнить величественные соборы, церкви и дворянские особняки. Поэтому не составляет труда привести примеры, характеризующие вышеуказанные положения.
Из храмовой архитектуры, например, церковь Спасо-Гробовская (1904), расположенная на пр. Ленина в г. Брянске. Это своеобразный по композиции шатровый храм с кубическим основным объемом, трехапсидным алтарем полуциркульной формы и слегка пониженными полуциркульными выступами на северном и южном фасадах. Венчание храма пятиглавое: четыре небольшие луковичные главки на высоких барабанчиках окружают центральный барабан с граненым шатром.
|
Видеоэкологичные композиции современных зданий характерны в основном для индивидуальных жилых домов, для так называемого «элитного жилья». Формированию комфортной видимой среды в городе может способствовать развитие архитектурной бионики.
Видимая среда улиц городов в основном представлена плоскостями фасадов зданий и сооружений, поэтому их архитектурное решение заслуживает особого внимания. Комфортной визуальной средой руководитель Московского центра «Видеоэкология» В.А. Филин называет среду с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Следовательно, в качестве основного принципа разработки архитектурного решения фасадов предлагается считать введение разнообразных по форме и размерам видимых элементов, а также применение различных приемов их композиционного расположения и чередования.
Большинство многоэтажных зданий города характеризуется многократным повторением одних и тех же элементов, превращающих фасады в монотонные, а часто и в агрессивные видимые поля. На фасадах зданий рассредоточено большое количество оконных проемов чаще одинаковой формы и размера, что не соответствует видеоэкологическим принципам формирования видимой среды. Попытки проектировщиков улучшить архитектуру зданий членением фасадов протяженных домов однообразными метрическими рядами вертикалей, образуемых группами балконов или лоджий, не принесли желаемых результатов и не приблизили создаваемую этими зданиями видимую среду к комфортной.
|
С учетом видеоэкологических принципов организации визуальной среды в проектных решениях следует применять разнообразные варианты форм и размеров видимых элементов и в первую очередь окон, балконов и лоджий. К примеру, возможно применение используемых еще в древности арочных окон, имеющих значительное многообразие форм (лучковая, полуциркульная, стрельчатая, килевидная и т.д.), дающих возможность их чередования.
Декоративно-художественные элементы: портал, ордер, колонна, аркада, балюстрада, атланты и кариатиды, гербы, капители, гирлянды, карнизы, плафоны, пилястры, эмблемы, орнаментные вставки, замки и т.п. по своему решению весьма разнообразны. Следовательно, их активное использование в архитектурном оформлении фасадов зданий способно обогатить видимую среду комфортным содержанием. Историческая застройка города ярко иллюстрирует возможные варианты декорирования фасадов зданий. навесной вентилируемой фасадной системы, не отвечающей требованиям видеоэкологии, поскольку в решении фасадов сводится до минимума разнообразие декора и начинает преобладать типовые панели.
а)
Рисунок 6.2 - Архитектурное решение фасадов исторической застройки: а) здание областной библиотеки (г. Брянск, ул. К. Маркса, 5, арх. В.Н. Городков, А.Э Фридман, 1957); б) «Женская гимназия» (пл. К. Маркса, 2, арх. Н.А. Лебедев, 1907)
Мы провели анализ фотографий архитектуры Российской Империи Прокудина-Горского, которые он сделал в 1902-1915 гг., фотографии являются идеальным примером положительной визуальной экологии социально-природной и архитектурной среды.
Список литературы:
1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне: Пер. с англ. - М.: Мир, 1982.
2. Колесникова Д.А. Что такое визуальная экология? // Экологическая эстетика: проблемы и границы / Под ред. В.В. Прозерского. - СПб.: С.-Петерб. филос. об-во, 2014. - С. 157-165.
3. Кузнецова А.Г. Журнал Архитектура, Строительство, Дизайн. Статья: Знакомьтесь: визуальная экология. 2004.
4. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 3-е изд., доп.1984. - 334 с., ил. 5.
5.Филин В.А. Автоматия саккад. М.: Московский Университет, 2001. — 263 с.
6.Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что — плохо. М.: Видеоэкология, 2006. — 512 с.
Прогудин-Горский