Жюль Верн, «Таинственный остроф»




Вступительное слово учителя. На уроках мы с вами говорили о многообразии клеток, об удивительной способности клеток приспосабливаться к различным условиям существования. А сегодня у нас будет урок, в ходе, которой мы попробуем обобщить эти знания.

 

Далее учащимся необходимо устно ответить на вопросы:

 

1. Дать определение понятия «клетка».

2. Какой вклад в биологию внес Роберт Гук?

3. Какой вклад в биологию внес Антони ванн Левенгук?

4. Какой вклад в биологию внес Роберт Броун?

5. Какой вклад в биологию внес Ян Пуркине?

6. Какой вклад в биологию внесли Маттиас Шлейден и Теодор Шванн?

Задание № 1 в листе контроля (см. Приложение)

 

Основные положения теории Шванна-Шлейдена (продолжите постулаты теории)

1 вариант

1. Клетка – это …

2. Клетки всех организмов сходня по строению, … составу и основным…

2 варинт

3. Клетки образуются путем…

4. Клетки в многоклеточном организме…

 

Далее учащимся предстоит вспомнить общий план строения клетки и посмотреть видеосюжет «Строение мембраны»:

А) строение мембраны;

Б) цитоплазма;

В) ядро.

 

После просмотра видеосюжета «Строение мембраны» учащимся необходимо выполнить задание № 2 в листе контроля (см. Приложение).

1 вариант

Опишите последовательность событий при фагоцитозе.

 

2 вариант

Опишите последовательность событий при пиноцитозе.

Далее учащимся необходимо вспомнить строение органоидов клетки и выполняемые ими функции.

 

Классификация органоидов клетки в зависимости от строения мембраны:

· Одномембранные (ЭПС, АГ, вакуоль, лизосома);

· Двумембранные (митохондрия, пластиды);

· Немембранные (рибосома).

Физкульт-минуткадля глаз

 

Начиная от стрелки, проведите глазами горизонтальные и вертикальные линии, чтобы прочесть постулат о клетке.

Р У Ф У Ь Н А
К Т К И Н Л А Ц
Л С Т Я К А Я И
Е А У А Ц Н Е Н
Т К Р Н И О Д И

 

Органоиды клетки – обязательные компоненты клетки!

 

· Ядро. Назовите основные функции ядра.

РЕШИТЕ ЦИТОЛОГИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ!

 

В начале 1930-х ученый – биолог И. Геммерлинг доказал роль ядра в управлении процессами жизнедеятельности клеток. Объясните схему эксперимента.

 

И. Геммерлинг пересадил ядро от одного вида ацетабулярии другому, с иной формой шляпки. Затем шляпку удалил, а на ее месте выросла новая, характерная для вида, от которого было взято ядро. После этого И. Геммерлинг отрезал кончик стебелька, и из него регенерировал стебелек и шляпка. А вот из средней части стебелька не вырастало ничего. И. Геммерлинг предположил, что ядро управляет развитием шляпки с помощью каких-то веществ, выделяемых в цитоплазму. Эти вещества транспортируются по стебельку в его верхнюю часть и накапливаются там.

 

· ЭПС. Назовите виды ЭПС и выполняемые ими функции.

· АГ. Назовите основные функции.

· Лизосомы. Назовите основные функции.

· Вакуоль. Назовите основные функции.

· Митохондрия. Назовите основные функции.

· Пластиды. Назовите основные виды пластид и выполняемые ими функции.

 

Задание № 3 в листе контроля (см. Приложение) – соотнесите виды пластид и выполняемые ими функции. Дополнить схему.


СТРОЕНИЕ

Мембранные органеллы

различной окраски

- Зеленые

- цветные

- бесцветные

ФУНКЦИИ

- фотосинтетическая

- запасная

- могут переходить друг

- в друга, способны к

- самостоятельному

- делению


Поисковая лабораторная работа «Особенности строения растительной и животной клетки»

Инструктивная карта

1.Рассмотрите предложенные клетки под микроскопом. Отметьте характерные черты растительной или животной клеток.

2.Выясните, какие органоиды лучше видны в световой микроскоп? Как они называются?

3.Докажите принадлежность этих клеток к животному или растительному типу строения.

III. Этап информирования о домашнем задании.

 

Повторить параграфы 10 – 21. Подготовиться к контрольной работе.

 

 

IV. Рефлексия.

«Поездок»

Содержание: На парте перед каждым ребенком два жетона с магнитами: один – с улыбающимся личиком (зеленый), другой – с грустным (красный).

 

На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

 

Урок окончен!

Спасибо за внимание!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: