Вступительное слово учителя. На уроках мы с вами говорили о многообразии клеток, об удивительной способности клеток приспосабливаться к различным условиям существования. А сегодня у нас будет урок, в ходе, которой мы попробуем обобщить эти знания.
Далее учащимся необходимо устно ответить на вопросы:
1. Дать определение понятия «клетка».
2. Какой вклад в биологию внес Роберт Гук?
3. Какой вклад в биологию внес Антони ванн Левенгук?
4. Какой вклад в биологию внес Роберт Броун?
5. Какой вклад в биологию внес Ян Пуркине?
6. Какой вклад в биологию внесли Маттиас Шлейден и Теодор Шванн?
Задание № 1 в листе контроля (см. Приложение)
Основные положения теории Шванна-Шлейдена (продолжите постулаты теории)
1 вариант
1. Клетка – это …
2. Клетки всех организмов сходня по строению, … составу и основным…
2 варинт
3. Клетки образуются путем…
4. Клетки в многоклеточном организме…
Далее учащимся предстоит вспомнить общий план строения клетки и посмотреть видеосюжет «Строение мембраны»:
А) строение мембраны;
Б) цитоплазма;
В) ядро.
После просмотра видеосюжета «Строение мембраны» учащимся необходимо выполнить задание № 2 в листе контроля (см. Приложение).
1 вариант
Опишите последовательность событий при фагоцитозе.
2 вариант
Опишите последовательность событий при пиноцитозе.
Далее учащимся необходимо вспомнить строение органоидов клетки и выполняемые ими функции.
Классификация органоидов клетки в зависимости от строения мембраны:
· Одномембранные (ЭПС, АГ, вакуоль, лизосома);
· Двумембранные (митохондрия, пластиды);
· Немембранные (рибосома).
Физкульт-минуткадля глаз
Начиная от стрелки, проведите глазами горизонтальные и вертикальные линии, чтобы прочесть постулат о клетке.
↓ | Р | У | Ф | У | Ь | Н | А |
К | Т | К | И | Н | Л | А | Ц |
Л | С | Т | Я | К | А | Я | И |
Е | А | У | А | Ц | Н | Е | Н |
Т | К | Р | Н | И | О | Д | И |
Органоиды клетки – обязательные компоненты клетки!
· Ядро. Назовите основные функции ядра.
РЕШИТЕ ЦИТОЛОГИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ!
В начале 1930-х ученый – биолог И. Геммерлинг доказал роль ядра в управлении процессами жизнедеятельности клеток. Объясните схему эксперимента.
И. Геммерлинг пересадил ядро от одного вида ацетабулярии другому, с иной формой шляпки. Затем шляпку удалил, а на ее месте выросла новая, характерная для вида, от которого было взято ядро. После этого И. Геммерлинг отрезал кончик стебелька, и из него регенерировал стебелек и шляпка. А вот из средней части стебелька не вырастало ничего. И. Геммерлинг предположил, что ядро управляет развитием шляпки с помощью каких-то веществ, выделяемых в цитоплазму. Эти вещества транспортируются по стебельку в его верхнюю часть и накапливаются там.
· ЭПС. Назовите виды ЭПС и выполняемые ими функции.
· АГ. Назовите основные функции.
· Лизосомы. Назовите основные функции.
· Вакуоль. Назовите основные функции.
· Митохондрия. Назовите основные функции.
· Пластиды. Назовите основные виды пластид и выполняемые ими функции.
Задание № 3 в листе контроля (см. Приложение) – соотнесите виды пластид и выполняемые ими функции. Дополнить схему.
СТРОЕНИЕ
Мембранные органеллы
различной окраски
- Зеленые
- цветные
- бесцветные
ФУНКЦИИ
- фотосинтетическая
- запасная
- могут переходить друг
- в друга, способны к
- самостоятельному
- делению
Поисковая лабораторная работа «Особенности строения растительной и животной клетки»
Инструктивная карта
1.Рассмотрите предложенные клетки под микроскопом. Отметьте характерные черты растительной или животной клеток.
2.Выясните, какие органоиды лучше видны в световой микроскоп? Как они называются?
3.Докажите принадлежность этих клеток к животному или растительному типу строения.
III. Этап информирования о домашнем задании.
Повторить параграфы 10 – 21. Подготовиться к контрольной работе.
IV. Рефлексия.
«Поездок»
Содержание: На парте перед каждым ребенком два жетона с магнитами: один – с улыбающимся личиком (зеленый), другой – с грустным (красный).
На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
Урок окончен!
Спасибо за внимание!