Задания для самостоятельной работы «Практическое занятие 4».
Отчет о выполнении заданий должен быть представлен
На практическом занятии 4
Два задания. Каждое задание оценивается отдельно
Задание 1. Подготовьтесь к практическому занятию в соответствии с вопросами для обсуждения. «Цена» задания 5 баллов.
Задание 2. Подготовьтесь к модерации соответствующего фрагмента практического занятия. «Цена» задания 3 балла.
Внимание! Практическую работу, представленную ниже, дома выполнять не нужно!
Практическое занятие 4
Терминология науки и исследований (4 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Язык науки. Научная терминология. Понятийно-терминологическая система науки.
Модераторы:
2. Терминологический анализ в педагогических исследованиях.
Модераторы:
3. Научный стиль изложения текстов. Признаки научного стиля.
Модераторы:
4. Функциональные связки (вводные слова и обороты), обеспечивающие логику и стройность научного текста.
Модераторы:
Практическая работа «Терминология и стилистика современных исследований»: в 2-х частях
Часть 1
Первая часть практической работы выполняется на основе авторефератов докторских и кандидатских диссертаций по научным специальностям 13.00.01, 13.00.02, 13.00.03, 13.00.08.
I. Прочитайте текст А о функциях понятийно-терминологической системы исследования. Выполните задание, представленное после текста А.
Текст А. Функции понятийно-терминологической системы исследования:
Мировоззренческая (система понятий позволяет определить путь и логику накопления научных фактов о предмете исследования);
Гносеологическая (понятия – исследовательский аппарат в поиске сущности предмета исследования и способов решения исследовательских задач);
|
Ориентационная (понятия служат ориентиром в массе единичных явлений и процессов, отражая отношение к ним исследователей, и в то же время являясь способом концентрации знаний об объекте и предмете исследования);
Коммуникативная (через обновление и обогащение понятий расширяется возможность трансляции достижений ученых-исследователей);
Практико-преобразующая (понятия выступают в качестве научных регулятивов, определяющих в какой-то мере процессы практических преобразований практиков);
Конструктивно-прогностическая (понятия являются одной из форм конструирования и выражения нового научного знания, тем самым, отражая тенденции и уровень развития науки и практики в их взаимосвязи).
Результатом развития научных языков выступают тезаурусы, которые упорядочивают научные понятия. По содержанию тезаурус характеризуется как словарь дескрипторов, т.е. лексических единиц, которым придается согласованно однозначный смысл. Это задача научных школ.
Задания к тексту А
1. Составьте тезаурус проблемы. Тезаурус, в данном случае, выглядит как словник проблемы.
2. Сопоставьте лексические единицы словника (понятия) с функциями понятийного аппарата, отраженными в тексте А. 3.
3. Покажите результат выполнения задания в таблице 1 (число строк в таблице 1 условно)
Таблица 1
№п/п | лексическая единица (понятие) | функции понятия |
4. Выберите из заполненной вами таблицы две лексические единицы, выполняющие одновременно разные функции. 5. Докажите, что эти лексические единицы выполняют обозначенные вами функции. В своем доказательстве не забывайте ссылаться на страницы анализируемой работы.
|
II. Прочитайте текст Б об алгоритме построения терминологической матрицы. Выполните задание, представленное после текста. Б:
Текст Б. Алгоритм построения терминологической матрицы как метода разработки понятийно-терминологической системы исследования:
1. Составление списка базовых понятий;
2. Построение матрицы сравнительных данных о понятиях для определения единых параметров понятия (см. примечание 1);
3. Поиск имеющихся и выяснение отсутствующих данных по координатам матрицы (примечание 2);
4. Учет полноты и неполноты набора терминов и на основе этого оценка разработанности проблемы;
5. Определение и уточнение последующих задач научного поиска.
Задание к тексту Б
Проверьте, выполнены ли в анализируемой работе все действия алгоритма. Представьте результаты выполнения этого задания в таблице 2
Таблица 2
номер действия в алгоритме | Результат представленности действия в анализируемой работе (да, представлено; нет, не представлено) |
Выберите из заполненной вами таблицы тот номер действия алгоритма, который получил утвердительный ответ. Докажите, что это действие действительно выполнено в анализируемой работе. В своем доказательстве не забывайте ссылаться на страницы анализируемой работы.
Примечание 1. Матрица сравнительных данных есть таблица, в которой по вертикали (в столбцах таблицы) указаны индикаторы сравнения понятий, по горизонтали (в строках таблицы) – видение индикатора в разных научных школах и (или) у разных авторов, упомянутых в анализируемой работе. Так же индикаторы могут быть обозначены по горизонтали (в строках матрицы), видение индикаторов может быть обозначено по вертикали (в столбцах матрицы)
|
Примечание 2. Координаты матрицы это индикаторы сравнения понятий, то есть те ключевые характеристики понятия, которые приняты для анализа их представленности/непредставленности в авторских формулировках.
III. Прочитайте тексты В – Д. Выполните задание, представленное после этих текстов:
Текст В. К числу важнейших характеристик совершенной понятийно-терминологической системы относятся:
Концептуальность в раскрытии содержания того или иного явления;
Предметная определенность понятия;
Однозначность их толкования;
Продуктивность использования с целью ясного выражения результатов исследования;
Унификация терминов, то есть упорядоченность смыслов и значений.
Если выстроенная исследователем понятийно-терминологическая система недостаточно строга, и при ее конструировании нарушены основные требования, это может привести к нечеткости в оценке исследовательских результатов. Вся система понятий, выбранная и упорядоченная исследователем, как правило, концентрируется вокруг категорий как основы конструируемой системы.
Текст Г. При определении изучаемого феномена исследователь:
Проводит сущностно - логический анализ понятия через выявление существенных и отличительных признаков феномена, его определяющих, при согласовании предмета исследования и контекста его категориально - понятийной системы;
Проводит анализ реального употребления этого понятия в профессиональной среде.
Текст Д. В процедуре отбора понятий исследователь должен учитывать важнейшие общие требования к научной терминологии:
Точность – однозначность смысла;
Дефинитивность – возможность дать определение, выделив отличительные признаки и свойства явления;
Системность – определение места понятия в понятийном аппарате определенной науки.
Задание к текстам В-Д
Оцените качество понятийно-терминологической системы анализируемой работы. Для этого ответьте на следующие вопросы:
· Какие понятия рассматриваются в качестве исходной базы исследования, а какие – в качестве итога и результата? Обоснуйте свой ответ? (см. тексты В, Г);
· Какие из понятий, использованных в исследовании, принимаются как известные в науке (приведите примеры понятий), какие требуют обновления (приведите примеры понятий), какие понятия вводятся впервые в данном исследовании (приведите примеры понятий, если таковые примеры есть)?
· Какие виды понятий использованы в исследовании – базовые понятия отрасли науки, в русле которой выполнено исследование (приведите примеры понятий); междисциплинарные понятия (приведите примеры понятий); общенаучные категории (приведите примеры понятий); понятийный аппарат формальной логики (приведите примеры понятий);
· Насколько выполнены в исследовании требования к раскрытию каждого базового понятия, а именно, определение содержания понятия через его признаки и уточнение объема смыслового их наполнения. Обоснуйте свой ответ. Покажите на примере одного из понятий, использованных в данном исследовании, степень выполнения требования к раскрытию понятия (см. тексты Г, Д, задание II).
· Насколько строгой и полной является выбранная исследователем система понятий (см. тексты В, Д, задание II)? Обоснуйте свой ответ;
· В какой мере раскрыта сущность исследуемого предмета при опоре на выбранные понятия? Докажите свое утверждение;
· Как соотносится выбранная система понятий с основными категориями науки? Почему вы так считаете?
Часть 2
Задание 1. Признаки научного стиля
1.1. Изучите предложенные вам тексты. Определите, какой из них отвечает признакам научного стиля. Назовите признаки, которые вы обнаружили в данном тексте. Обоснуйте ваши утверждения
Модераторы задания 1:
Задание 2. Критерии текста диссертации
2.1. Познакомьтесь с критериями текста диссертации (раздаточный материал). Какой из этих критериев, на ваш взгляд, является самым важным для текста вашей диссертационной работы? Докажите ваше утверждение. Покажите, как может быть отражен каждый критерий в вашей магистерской диссертации.
2.2. Представьте результаты задания 2 для обсуждения в группе.
Модераторы задания 2:
Задание 3. Функциональные связки
Примечание: Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи.
3.1. Запишите не менее 10 связок.
3.2. Распределите связки по следующим категориям:
а) указывающие на последовательность развития мысли;
б) противоречивые отношения;
в) причинно-следственные отношения;
г) переход от одной мысли к другой;
д) итог, вывод.
3.3. Обсуждение результатов выполнения задания. Коррекция распределения связок по категориям (8 мин.)
Модераторы задания 3:
ОБЩИЙ ВЫВОД О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: свободный микрофон.
ДОЗАЧЕТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.