Планы семинарских занятий. Методические рекомендации




Планы семинарских занятий

 

Тема 1. Гомеровский эпос.

1. Понятие о гомеровском вопросе.

2. Анализ поэмы «Илиада»: мифологическая и социально-историческая основа поэмы; особенности композиции; система образов (образы героев и богов); художественные особенности поэмы.

3. Анализ поэмы «Одиссея»: мифологическая и социально-историческая основа поэмы; особенности композиции; система образов (образы героев и богов); художественные особенности поэмы.

Методические рекомендации

При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить для себя основные эстетические и этические принципы Гомера и Вергилия, условия, политическую и литературную ситуации, в которые создавались поэмы. При анализе «Илиады», «Одиссеи» и «Энеиды» следует выделить основные идейные положения, выписав их в читательский дневник. Обратить особое внимание на вопросы: особенности композиции поэм; почему у Вергилия отсутствует идея божественного вмешательства в жизнь человека; в чём отличие главных героев поэм Гомера от героев поэмы Вергилия; почему Вергилий был так уверен, что, заимствуя у Гомера, он не будет обвинён в подражательстве? Анализ «Илиады», «Одиссеи» и «Энеиды» предполагает умение применить знания об эстетических и этических нормах Древней Греции и Древнего Рима. При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник.

 

Литература:

1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.

2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.

3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.

4. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.

5. Поэтика древнегреческой литературы. – М., 1981.

6. Егунов А.Н. Гомер в русских переводах. – М., 1964.

7. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.

 

Тема 2. Древнегреческая трагедия. Творчество Эсхила.

1. Общественно-политическая ситуации в Греции II половины V в. до н.э. Общая характеристика «эпохи Перикла».

2. Устройство греческого театра.

3. Жизнь и творчество Эсхила.

4. Новаторство Эсхила - драматурга.

5. Анализ трагедии «Прометей прикованный»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.

6. Образ Прометея.

7. Идея трагедии.

Тема 3. Древнегреческая трагедия. Творчество Софокла.

 

1. Общественно-политическая ситуации в Греции I половины V в. до н.э.

2. Жизнь и творчество Софокла.

3. Проблематика трагедий Софокла.

4. Новаторство Софокла - драматурга.

5. Анализ трагедии «Царь Эдип»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.

6. Особенности композиции и художественного времени трагедии «Царь Эдип».

7. Образ Эдипа.

8. Образ Иокасты.

9. Идея трагедии.

10. Роль хора в трагедиях Софокла.

 

Тема 4. Древнегреческая трагедия. Творчество Еврипида.

 

 

1. Жизнь и творчество Еврипида.

2. Новаторство Еврипида - драматурга.

3. Анализ трагедии «Медея»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.

4. Образы Медеи и Ясона.

5. Идея трагедии.

6. Анализ трагедии «Ипполит»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.

7. Роль «Божественного вмешательства» в трагедиях Еврипида.

8. Роль хора в трагедиях Еврипида.

9. Мировое значение творчества Эсхила, Софокла, Еврипида.

Методические рекомендации

При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить для себя основные эстетические и этические принципы Эсхила, Софокла и Еврипида, условия, политическую и литературную ситуацию, в которую этими поэтами создавались трагедии. При анализе «Прометея Прикованного», «Царя Эдипа» и «Медеи» следует выделить основные идейные положения, выписав их в читательский дневник. Обратить особое внимание на вопросы: что общего и каковы различия трактовок древнегреческими поэтами идеи божественного вмешательства в жизнь людей; как греческая трагедия постепенно от изображения конфликтов общего порядка приходит к изображению страсти; каковы заслуги Эсхила, Софокла и Еврипида в развитии драматургического искусства? Анализ «Прометея Прикованного», «Царя Эдипа» и «Медеи» предполагает умение применить знания об эстетических и этических нормах Древней Греции V – IV вв. до н.э. При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник.

 

Литература:

 

1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.

2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.

3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.

4. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.

5. Поэтика древнегреческой литературы. – М., 1981.

6. Каллистов Д.Н. Античный театр. – М., 1970.

7. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А. Греческая трагедия. – М., 1958.

8. Ярхо В.Н. Трагедия. – М., 2000.

9. Ярхо В.Н. Эсхил. – М., 1958

10. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. – М, 1978

11. Лосев А.Ф. О мироощущении Эсхила // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. – М, 1995

12. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». – М., 1986

13. Беляев Д.А. К вопросу о мировоззрении Еврипида. – Казань, 1978

14. Радциг С.И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Еврипида // Вопросы классической филологии. – М, 1969. – №2

 

Тема 5. Древнегреческая комедия.

 

1. Общественно-политическая ситуации в Греции I половины V в. до н.э.

2. Древнеаттическая комедия и её особенности.

3. Аристофан: жизнь и творчество.

4. Анализ комедий Аристофана «Всадники»: связь с историей, проблематика; система образов; художественные особенности.

5. Комедия «Облака»: тематика, система образов, образ Сократа (историческая личность и герой Аристофана), критика софистики, идея комедии, роль хора.

6. Комедия «Лягушки»: тема, образная система, композиция, роль хора, образы Эсхила и Еврипида, отношение к их авторской концепции воспитания граждан Аристофана.

7. Художественная манера Аристофана (логика развития заявленного тезиса).

8. Язык, стиль, народность Аристофана.

9. Значение творчества Аристофана для мировой литературы.

10. Аристофан в России.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: