Планы семинарских занятий
Тема 1. Гомеровский эпос.
1. Понятие о гомеровском вопросе.
2. Анализ поэмы «Илиада»: мифологическая и социально-историческая основа поэмы; особенности композиции; система образов (образы героев и богов); художественные особенности поэмы.
3. Анализ поэмы «Одиссея»: мифологическая и социально-историческая основа поэмы; особенности композиции; система образов (образы героев и богов); художественные особенности поэмы.
Методические рекомендации
При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить для себя основные эстетические и этические принципы Гомера и Вергилия, условия, политическую и литературную ситуации, в которые создавались поэмы. При анализе «Илиады», «Одиссеи» и «Энеиды» следует выделить основные идейные положения, выписав их в читательский дневник. Обратить особое внимание на вопросы: особенности композиции поэм; почему у Вергилия отсутствует идея божественного вмешательства в жизнь человека; в чём отличие главных героев поэм Гомера от героев поэмы Вергилия; почему Вергилий был так уверен, что, заимствуя у Гомера, он не будет обвинён в подражательстве? Анализ «Илиады», «Одиссеи» и «Энеиды» предполагает умение применить знания об эстетических и этических нормах Древней Греции и Древнего Рима. При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник.
Литература:
1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.
2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.
3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.
4. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.
5. Поэтика древнегреческой литературы. – М., 1981.
6. Егунов А.Н. Гомер в русских переводах. – М., 1964.
7. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.
Тема 2. Древнегреческая трагедия. Творчество Эсхила.
1. Общественно-политическая ситуации в Греции II половины V в. до н.э. Общая характеристика «эпохи Перикла».
2. Устройство греческого театра.
3. Жизнь и творчество Эсхила.
4. Новаторство Эсхила - драматурга.
5. Анализ трагедии «Прометей прикованный»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.
6. Образ Прометея.
7. Идея трагедии.
Тема 3. Древнегреческая трагедия. Творчество Софокла.
1. Общественно-политическая ситуации в Греции I половины V в. до н.э.
2. Жизнь и творчество Софокла.
3. Проблематика трагедий Софокла.
4. Новаторство Софокла - драматурга.
5. Анализ трагедии «Царь Эдип»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.
6. Особенности композиции и художественного времени трагедии «Царь Эдип».
7. Образ Эдипа.
8. Образ Иокасты.
9. Идея трагедии.
10. Роль хора в трагедиях Софокла.
Тема 4. Древнегреческая трагедия. Творчество Еврипида.
1. Жизнь и творчество Еврипида.
2. Новаторство Еврипида - драматурга.
3. Анализ трагедии «Медея»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.
4. Образы Медеи и Ясона.
5. Идея трагедии.
6. Анализ трагедии «Ипполит»: мифологическая основа трагедии; особенности конфликта; система образов; художественные особенности трагедии.
7. Роль «Божественного вмешательства» в трагедиях Еврипида.
8. Роль хора в трагедиях Еврипида.
9. Мировое значение творчества Эсхила, Софокла, Еврипида.
Методические рекомендации
При подготовке к данному семинарскому занятию важно четко определить для себя основные эстетические и этические принципы Эсхила, Софокла и Еврипида, условия, политическую и литературную ситуацию, в которую этими поэтами создавались трагедии. При анализе «Прометея Прикованного», «Царя Эдипа» и «Медеи» следует выделить основные идейные положения, выписав их в читательский дневник. Обратить особое внимание на вопросы: что общего и каковы различия трактовок древнегреческими поэтами идеи божественного вмешательства в жизнь людей; как греческая трагедия постепенно от изображения конфликтов общего порядка приходит к изображению страсти; каковы заслуги Эсхила, Софокла и Еврипида в развитии драматургического искусства? Анализ «Прометея Прикованного», «Царя Эдипа» и «Медеи» предполагает умение применить знания об эстетических и этических нормах Древней Греции V – IV вв. до н.э. При ответе на вопросы необходимо прибегать к тексту, приводить цитаты, которые рекомендуется выписать в читательский дневник.
Литература:
1. Лосев АФ., Г.А. Сонкина, Тахо-Годи А.А. и др. Античная литература. – 5-е изд. – М., 1997.
2. Тронский И.М. История античной литературы. 4-е изд. – М., 1983.
3. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. – М., 1977.
4. Никола М.И. Античная литература. Практикум. – М., 2001.
5. Поэтика древнегреческой литературы. – М., 1981.
6. Каллистов Д.Н. Античный театр. – М., 1970.
7. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Тимофеева Н.А. Греческая трагедия. – М., 1958.
8. Ярхо В.Н. Трагедия. – М., 2000.
9. Ярхо В.Н. Эсхил. – М., 1958
10. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. – М, 1978
11. Лосев А.Ф. О мироощущении Эсхила // Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. – М, 1995
12. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». – М., 1986
13. Беляев Д.А. К вопросу о мировоззрении Еврипида. – Казань, 1978
14. Радциг С.И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Еврипида // Вопросы классической филологии. – М, 1969. – №2
Тема 5. Древнегреческая комедия.
1. Общественно-политическая ситуации в Греции I половины V в. до н.э.
2. Древнеаттическая комедия и её особенности.
3. Аристофан: жизнь и творчество.
4. Анализ комедий Аристофана «Всадники»: связь с историей, проблематика; система образов; художественные особенности.
5. Комедия «Облака»: тематика, система образов, образ Сократа (историческая личность и герой Аристофана), критика софистики, идея комедии, роль хора.
6. Комедия «Лягушки»: тема, образная система, композиция, роль хора, образы Эсхила и Еврипида, отношение к их авторской концепции воспитания граждан Аристофана.
7. Художественная манера Аристофана (логика развития заявленного тезиса).
8. Язык, стиль, народность Аристофана.
9. Значение творчества Аристофана для мировой литературы.
10. Аристофан в России.