Выделить основные этапы обучения детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач.




ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Специальность «Дошкольное образование»

 

Отделение очного обучения

 

ВОПРОСЫИ ОТВЕТЫ

 

 

Преподаватель Е.В.Семёнова

 

Раскрыть основные положения методики обучения количественному счету детей 4-5 года жизни.

ОТВЕТ.

1. Обучение счёту целесообразно начинать с 4 – 4,5 лет, когда у ребёнка возникает потребность в счёте, он становится способен к осознанию механизма и цели счёта. До обучения необходимо убедиться, что ребёнок умеет устанавливать взаимно однозначное соответствие между множествами предметов и сравнивать множества по количеству элементов.

2. В 4 года ребёнку доступно только наглядное оперирование числами, поэтому для подведения к обобщению и формированию устойчивого навыка счёта необходимо использовать большое количество наглядного материала (предметы, звуки…), дидактических средств, игр.

3. Счёт – это жизненная потребность ребёнка, поэтому в ходе работы он должен занимать активную позицию. Воспитатель постоянно стимулирует действия детей и их познавательную активность с помощью вопросов: С колько? Чего больше? Чего меньше? Что надо сделать, чтобы…? Как получилось число?

4. По традиционной методике А.М.Леушиной обучение счёту начинается с предъявления трёх предметов, так как есть возможность показать механизм счёта, при этом дети наглядно видят результат, который должен быть получен (субитация). Современная методика (идеи Е.И.Тихеевой) предполагает счёт вводить с пяти предметов, предъявляя однородный и разнородный материал. Демонстрируются две группы предметов, расположенных друг под другом. Одновременно обращается внимание детей на процесс образования числа и последовательность расположения чисел в натуральном ряду. В любом случае ребёнка необходимо учить воспринимать множество целостно и последовательно.

5. В процессе обучения счёту необходимо показать:

· цель этой деятельности;

· механизм счёта: называние числительных по порядку и соотнесение их с элементами множества;

· принцип образования натуральных чисел: прибавление и убавление единицы (n + 1).

 

 

Выделить основные этапы обучения детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач.

ОТВЕТ.

Последовательность и приемы обучения решению

арифметических задач:

I этап. Формирование понятий «часть – целое» на дискретных величинах. Суть упражнений: учить видеть в группе предметов целое и часть на основе какого-либо признака: это кубики – красные и синие; все кубики – это целое, красные кубики – это часть, синие – тоже часть; целое – это фрукты, одна часть – яблоки, ещё одна часть – груши.

II этап. Формирование представлений о действиях сложения и вычитания. Суть упражнений: учить создавать целое из частей и на этой основе формировать представление о сложении; учить удалять часть из целого и формировать представление о вычитании. Основной прием – манипуляции с множествами предметов, зарисовка результатов с помощью графических моделей – кругов Венна-Эйлера. Например: положили в корзинку огурцы, это часть, потом положили помидоры, это часть, сложили всё вместе, получилось целое – овощи.

 
 

 


III этап. Знакомство с понятием «задача», ее анализ и решение. Воспитатель составляет арифметическую задачу на основе действий детей: «Миша поставил в гараж три машинки, а Игорь – две машинки. Сколько машин ребята поставили в гараж? Я составила задачу, а вы ответили на вопрос. Будем учиться решать задачи». Вместе с детьми педагог зарисовывает модель, записывает с помощью символов решение, формулирует ответ. Наглядность используется только условная, т.е. она может отражать персонажи задачи, но не должна содержать числовые данные.

IV этап. Знакомство со структурой задачи. В задаче есть условие и вопрос. Необходимо показать арифметический смысл вопроса: сравнить задачу с загадкой; сравнить задачу со стихотворением; с «неправильной» задачей (в которой вопрос не соответствует содержанию условия); сравнить с текстом с лишними данными и с недостающими данными; предложить выбрать вопрос для задачи.

V этап. Знакомство с решением задачи. Воспитатель предлагает схему разбора задачи, с помощью которой дети учатся последовательно анализировать её содержание, выделять данные и искомое, устанавливать связи между ними, выбирать арифметическое действие. Постепенно процесс развернутого анализа задачи «сворачивается».

Примерная схема разбора задачи:

1. О чем (о ком) говориться в задаче?

2. Что говориться (что произошло)?

3. Что известно?

4. Как называется эта часть задачи?

5. Что неизвестно?

6. Как называется эта часть задачи?

7. Больше или меньше стало…, когда…?

8. Что возьмем за целое? Как обозначим?

9. Сколько в целом частей? Назовите их. Обозначьте.

10. Что известно (неизвестно): целое или части?

11. Чему равно целое? Чему равны части?

12. Что надо сделать, чтобы решить задачу?

 

VI этап. Обучение составлению арифметических задач. На этом этапе работа ведется с опорой на наглядность, где есть числовые данные. Определить, о чем (о ком) можно придумать задачу, выделить действия, числовые данные. Особое внимание уделить формулировке вопроса. Можно работать с предметами, сюжетными картинками, по драматизации. Выбрать лучшую задачу и решить её.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: