Междунар. страховой бизнес. Отдельные виды страхования внешеэкономич. деят-ти. 5 глава




 

Факторы производ-ва. Мобильность факторов произ-ва. Формы междунар. экономич. отношений и виды междунар. экономич. операций в системе националь. счетов. Международ. разделение труда. Условия специализации. Степень открытости экономики.

Ресурсы, участвующие в произв-ве товаров и услуг, наз. факторами производ-ва. 4 группы факторов произ-ва: 1) труд (человеч. ресурсы) – любая интеллектуальная или физич. деят-ть человека, направлен. на получение благ или оказание услуг. Цена за труд – заработная плата. 2) земля – естествен. блага, использ-ся при создании товаров, услуг (ископаемые, лес, вода, воздух). Цена за пользование землей – рента. 3) капитал – созданные людьми производствен. ресурсы (машины, здания, компьютеры и т.д.), предназначен. для повышения производит. силы труда. Под капиталом также понимают деньги, на кот. преобретаются физич. элементы производства. Плата за использование чужих денег или физич. капитала – проценты. Процент - доход поставщиков капитала. 4) предпринимательство – разновидность трудовых усилий особого рода: управленческие, организационные навыки, необх. фирмам для производства товаров и услуг. Задача предпринимателя – соединить 3 фактора произв-ва наиболее эффективным способом. В случае успеха предприн-тель получает прибыль. Мобильность факторов произв-ва - необх. условие эффектив. функционирования рыночн. экономики, их способность переходить из отрасли в отрасль, в поисках более высокого уровня дохода. Естествен. и искусствен. барьеры снижают мобильность в междунар. плане готовых изделий и факторов производства. Междунар. движение товаров и движение факторов производства могут замещать друг друга. Капиталоизбыточная страна может экспортировать капиталоемкие товары, или капитал. Трудоизбыточная страна может экс­портировать трудоемкие товары, или граждане могут сами ехать за рубеж работать. Факторы производ-ва перемещаются в страны, где за них платят больше. Междунар. мобильность факторов произв-ва ограничивается государством. Т.к. перемещение факторов произв-ва из страны в страну порождает экономич., политич., социальные проблемы. Движение факторов - альтернатива торговле изделиями. Если бы факторы произв-ва не могли свободно перемещаться через границы, то торговля была бы более эффективным способом компенсации различий в распределении факторов произв-ва; но если бы торговля и перемещение факторов произв-ва не могло происходить в междунар. плане, странам бы пришлось отказываться от некот. товаров. Каждая страна могла бы производить эти товары самост-но, но это приводило бы к сокращению миров. объема выпуска продукции и высоким цена. Различают взаимозаменяемость и взамодополняемость факторов произв-ва. При взаимозаменяемости - перемещение факторов, имеющихся в избытке, в регионы, где их дефицит. Движение факторов произв-ва за рубеж стимулирует внешнюю торговлю, т.к. требует поставок взамодополняемы х товаров: комплектующих деталей; оборудования для дочерних фирм. Осн. формы МЭО: · мировая торговля; · междунар. рынок капиталов; · междунар. миграция рабочей силы; · мировая валютная система. 3 группы экономич. операций: 1) операции с товарами и услугами отн-ся к процессу производства, обмена и использования товаров и услуг в отраслях и секторах экономики. Они включают операции с товарами и услугами, произведёнными в дан. периоде и ранее. 2) операции с доходами — операции, кот. осущ-тся для распределения и перераспределения добавленной стоим-ти отечественных хозяйствен. единиц и зарубеж. производителей, а также для перераспределения доходов. 3) операции финансовыми инструментами — приобретение финансовых активов и принятие финансовых обязательств институциональными единицами в различ. секторах экономики. Междунар. разделение труда - способ организации миров. экономики, при кот. предприятия разных стран специализируются на производстве определен. товаров и услуг, затем обменивающихся ими на миров. рынке. МРТ базируется на различиях между странами в природ. и климатич. условиях, географическом положении, сырьевых ресурсов и источниках энергии. Экономич. системы основаны на разграничении видов деят-ти. Разделение труда сущ. на всех уровнях: от мирового хоз-ва до рабочего места. Виды: Общее - разделение труда между крупными сферами материального и нематериального произв-ва: промышленность, с/х, транспорт и др. Частичное - разделение труда по отраслям и подотраслям: скотоводство, нефтедобыча. Единичное - разделение труда внутри одного предприятия. Виды разделения труда на предпр-ии: По выполняемым функциям: руководители, специалисты, служащие, рабочие. Технологич. разделен. труда - введение стадий технологич. процесса и видов работ. В соотв-вии с технологией могут создаваться цеха и участки предприятия. Предметное разделение труда - специализация подразделений и сотрудников на изготовление определ. видов продукции (изделия, узлы, детали). В 20 в. для развитых стран хар-на завис-ть специализации от уровня и особенностей экономич. развития. Междунар. специализация (МСП ) - специализация отдель. стран, фирм, объединений на производстве определен. видов готовой продукции, полуфабрикатов или на некот. стадиях производственно-технологич. процесса и кооперирование производителей для совместного выпуска конечной про­дукции. МСП соответствует высокому уровню развития производит. сил и одна из важнейших предпосылок дальнейшего развития интернационализации хозяйствен. жизни, усиления взаимосвязи национальных хоз-в. МСП развивается в 2-х направлениях - производственном и территориальном. Производственное - межотраслевая, внутриотраслевая специал-ция и специал-ция внутри отдель. предприятий. В территориаль. аспекте МСП предполагает специал-цию отд. стран, их групп и регионов на производстве определ. продуктов и их частей для миров. рынка. Осн. формы проявления МСП: предметная – специализация на произв-ве готов. продукции; подетальная – специализация на производстве частей, компонентов прод-ции; технологическая или стадийная – спец-ция на осущ-нии отдель. операций или выполнении отдель. технологич. процессов, напр. сборке, окраске, сварке, поковок и т.п. В историч. плане МСП смещается от межотраслевой к внутриотраслевой. Широкое развитие получает подетально-поузловая и технологич. специализация. Экономика открытая – экономич. система, ориентированная на максималь. участие в мирохозяйственных связях и в междунар. разделении труда. Степень открытости экономики хар-ся показателями - экспортная квота – отношение стоимости экспорта к стоимости (ВВП), объем экспорта на душу населения и др. Отличит. особенность современ. экономич. развития – опережающий рост миров. торговли по отношению к миров. производству. 2 тенденции в развитии всемирн. хоз-ва: усиление ориентации национально-государствен. экономич. образований на свободную торговлю (фритредерство), и стремление к защите внутрен. рынка (протекционизм). Их сочетание - основа внешнеэкономич. политики государства. Об-во должно выработать компромисс, кот. позволяет избежать дорогостоящего протекционизма. Преимущ-ва открытой экономики: 1) углубление специализации и кооперации производства; 2) рациональное распространение ресурсов в зав-ти от степени эффект-ти; 3) распространение миров. опыта через систему междунар. экономич. отношений; 4) рост конкуренции между отечествен. производителями, стимулируемый конкуренцией на миров. рынке. Открытая экономика – устранение государством монополии внешней торговли, применение принципа сравнительных преимуществ в междунар. разделении труда, использование форм совместного предпринимат-ва, организация зон свободного предприн-ва. Критерий открытой экономики – благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капиталь. вложений, технологии, информации в рамках экономич. целесообразности и междунар. конкурентоспособности. Открытая экономика предполагает разумную доступность внутрен. рынка для притока иностран. капитала, информации и рабочей силы. Открытая экономика требует вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране. Для хар-ки степени участия той или иной страны в системе междунар. экономич. связей или степени открытости националь. экономики исп-ся показатели - экспортная (К эксп) и импортная (К имп) квот ы, удельный вес стоим-ти экспорта (импорта) в стоимости ВВП (ВНП)эксп = Q эксп. /ВВП*100; К имп. = Q имп. /ВВП*100;где Q эксп. – ст-сть экспорта; Q имп. – импорта. Объем экспорта на душу населения: Q эксп./ д. н. = Q эксп. / Ч н.; где Ч н. – численность населения страны. Экспортный потенциал страны оценивается долей произведен. продукции, кот. может продать страна на миров. рынке без ущерба для собствен. экономики, внутрен. потребления: Эп = Q эксп/(Д д.н.*Чн.)*100 - Q эксп. /ВВП*100; где Э п. – экспортный потенциал; Д д. н. – допустимый доход на душу населения. Совокупность внешнеторг. операций по экспорту наз. «внешнеторговый баланс страны». Общая сумма экспорта и импорта создаст сальдо внешнеторг. оборота страны. Сальдо внешнеторг. оборота образует разность между суммой экспорта и суммой импорта. Сальдо торгового баланса положительно - экспорт превышает импорт, отрицательно – превышение импорта над экспортом. По степени открытости экономики страны: 1) страны с относительно зарытой экономикой (доля экспорта менее 10 % ВВП); 2) страны с относительно открытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП); 3) страны, располагающиеся между ними. Страны с наиб. открытой экономикой - Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее открытой — Северная Корея, Куба.

 

22. Теории международной торговли: теория абсолютных преимуществ, теория сравнительных преимуществ, теория конкурентных преимуществ, «Голландская болезнь». Основы теории междунар. торговли заложены в кон. 18- нач. 19 в. англ. экономистами Смитом и Рикардо. Смит показал, что страны заинтересованы в свободном развитии междунар. торговли, т.к. могут выиграть от нее независимо от того, явл. они экспортерами или импортерами. Он создал теорию абсолютного преимущества. Рикардо обосновал теорию относительного преимущества, доказал, что принцип абсолютного преимущества явл. лишь частным случаем общего правила. Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, кот. на единицу затрат она может производить больше, чем другая страна. Эти преимущества могут, с одной стороны, порождаться естествен. факторами – особыми климатич. условиями, наличием прир. ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельск. хоз-ве и в отраслях добывающ. пром-ти. С др. стороны, преимущества могут быть приобретенными, т.е. обусловленные развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации произ-ва. В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и то их кол-во, кот. она производит. Относительные цены товаров на внутреннем рынке опреде-ся относительными издержками их производства. Относительные цены на один и тот же товар, производимый в разных странах, различны. Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли. Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Выгода, получаемая странами от внеш. торговли, будет заключаться в приросте потребления, кот. обусловлено 2 причинами: 1) изменением структуры потребления; 2) специализацией производ-ва. До тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т.е. у нее всегда найдется товар, производство кот. более выгодно при существующ. соотношении издержек, чем производство остальных. Совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в кот. ниже издержки. Направления миров. торговли опред-ся относительными издержками. Теория конкурентных преимуществ. Портер создал. Центральное место в концепции - идея националь.ромба, раскрывающего глав. свой-ва экономики, формирующие конкурентную макросреду, в кот. действуют фирмы страны. «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, кот., взаимодействуя, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации конкурентных преимуществ страны. Детерминанты ромба. 1) Параметры факторов предст. материальные (вещественные) и нематериальные условия, необх. для формирования конкурент. преимущества страны и ее ведущих экспортоориентированных отраслей. Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурент. преимущества страны, Портер наряду с традицион. факторами (труд, земля, капитал, предпринимат-кие способности) выделяет ресурс знаний, т.е. сумма научной, технич. и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также инфраструктуру (транспор. система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.). Важное значение - деление факторов на общие (сеть автодорог, персонал с высшим образованием и др.), кот. создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и специализированные (персонал с узкой специализацией, база данных в опред. области знаний и т.д.), кот. применимы в ограниченном числе отраслей. Специализир. факторы требуют значит. и долговрем. капиталовложений. 2) Стратегия фирм, их структура, соперничество. В обеспечении националь. конкурентного преимущ-ва важную роль играет фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, кот. складывается в рез-те соперничества фирм. Если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентн. преимущества не возникает. 3) Параметры спроса — емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на миров. рынок. 4) Родствен. и поддерживающие отрасли. высокоразвитые родствен. и поддерживающие отрасли, обеспечивают фирмы необх. материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступают необх. условием создания и поддержания конкурентн. преимущества в миров. торговле для фирм. 5) Случайные события, влиять на кот. часто не могут фирмы и правит-во. Наиб. важные события - новые изобретения, крупные технологич. сдвиги, изменения цен на ресурсы, изменения на мир. финансовых рынках, в обменных курсах, всплески миров. или местного спроса, политич. решения правительств, войны и др. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств, могут свести на нет преимущества старых конкурентов и усилить экспортный потенциал др. госуд-в. 6) Роль правительства в формировании националь. конкурент. преимущества - оказание влияния на все осн. детерминанты «националь. ромба», влияние может быть положит. и отрицат. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможен. политикой. Само правительство в странах явл. покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и др. отраслей. Осуществляя антимонопольное регулирование, правительство оказывает воздействие на поддержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях националь. экономики. Правительство во многих странах содействует развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.Во многих странах компании, успешно выступающие на мировых рынках, охватывают своей деят-тью и определяют уровень развития целого спектра отраслей - кластеры. «Голландская болезнь». Концепция торгуемых и неторгуемых товаров и теорема Рыбчинского позволяют объяснить проблемы, с кот. столкнулись многие страны, начавшие разработку новых сырьевых ресурсов: нефти, газа и др., так наз. голландскую болезнь. В кон. 60-х — нач. 70-х гг. в Голландии началась разработка прир. газа в Северном море с расширением его экспорта. Экономич. ресурсы стали перемещаться в добычу газа. Происшедший в рез-те этого рост доходов привел к увеличению спроса на неторгуемые товары и росту их производства. В то же время имело место свертывание производства в традиционных экспортных отраслях обрабатывающей промыш-ти и расширение импорта недостающих товаров. Последующее снижение цен на сырьевые товары вызвало новую фазу «голландской болезни». Произошло снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь укрепились позиции традицион. экспортных отраслей обрабатывающей промыш-ти. Структурные сдвиги, вызываемые «голландской болезнью», порождают серьезные социальные проблемы. Опыт промышленно развитых стран должен учитываться при разработке экономич. стратегии России. «Голландская болезнь» в различ. периоды поразила Норвегию, Великобританию, Мексику и др. страны.

 

23. Признаки внешнеторг. операций. Показатели внешнеторг. деят-ти. Мировые товарные рынки. Классификации и градация развития товаров. Технологич. емкость товаров. Междунар. товарные соглашения. Междунар. торговля: структура, динамика, тенденции развития. Внешнеторг. операция - система фактических комплексов, состоящих из юридич. и фактически значимых действий, осуществляемых в сфере внешней торговли уполномоченными субъектами для достижения экономич. результата. Признаки внешнеторг. операции: 1) сфера осущ-ния - внешняя торговля; 2) наличие в составе внешнеторг. операции неск. взаимосвязанных сделок; 3) присутствие иностран. элемента; 4) комплексность правового регулирования. 2 этапа совершения внешнеторг. операции: осущ-ние внешнеторг. сделки и выполнение обеспечивающих операций. Показатели внешнеторг. деят-ти. миров. торговля хар-ся: ввозом и вывозом товаров, услуг. Вывоз из страны товаров, услуг, их реализация на внеш. рынках наз. экспортом. Экспортная ориентация страны опред. экономической эффективностью их вывоза. Ввоз товаров и услуг, их реализация на внутрен. рынке страны наз. импортом. Связан с дефицитом в стране выпуска опред. товара. С пом. импорта достигается удовлетворение потребностей в товарах и услугах, также освобождение ресурсов, затрачиваемых на произв-во аналогичных благ. Ввоз товаров с целью вывоза в третьи страны наз. реэкспортом. Извлечение выгод за счет “посредничества” или достижения сбалансированности внешней торговли со странами-партнерами по ВЭДу. К реэкспорту прибегают, когда страны не могут выйти на внутрен. рынки некот. стран по политическим, военно-стратегическим, экономич. причинам. Реимпорт товаров – таможенный режим, при кот. товары, вывезенные из страны как экспорт, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможен. пошлин и налогов, без применения к товарам мер экономич. политики (квотирование, лицензирование). Вся совокупность внешнеторг. операций по экспорту наз. внешнеторговым балансом страны, в кот. операции по экспорту - активные статьи, а операции по импорту — пассивные. Общая сумма экспорта и импорта - внешнеторговый оборот страны. Разность между суммой экспорта и суммой импорта - сальдо внешнеторг. оборота. Сальдо торгового баланса «+», если экспорт больше импорта, минус - при превышении импорта над экспортом. Экспорт вызывает увеличение объема произв-ва внутри страны. При увеличении импорта происходит переориентация части расходов на услуги, произведенные в др. странах. Это влечет сокращение спроса на продукты отечеств. произв-ва, сокращение рабочих мест, доходов. Внешнеторговая деят-ть регулируется ТК РФ. Мировой товар. рынок – область товарно-денеж. отношений между госуд-ами, кот. основаны на междунар. разделении труда. Особенности миров. товар. рынков: 1) рынки произведенных товаров, кот. продаются за пределами националь. рамок; 2) на товары, перемещающиеся между странами, действуют внутрен. и внешние спрос и предложение; 3) рынки способствуют эффективному использованию факторов производства в отраслях и регионах; 4) благодаря рынку из междунар. товарного обмена выходят товары, не соответствующие стандартам качества при конкурентных ценах. Признак существования товар. рынков – междунар. движение товаров и услуг и мировая торговля. Внешние факторы, влияющие на рынки: валютно-финансовые факторы, меры государства в сфере регулирования внеш. торговли, монополизация. Монополизация - соглашения заключ-ся между ограниченным числом участников, что приводит к замкнутости этих рынков. Резкие изменения валютных курсов заставляют страны изменять объемы товарооборота. Изменение валютного курса экономически влиятельной страны влияет на всю миров. торговлю. Все государства следуют своим интересам, стремятся добиться высоких социально-экономич. результатов. Идет либерализация торговли между странами, и усиление протекционизма, чтобы защитить свою страну от чрезмерного проникновения иностран. капитала и товаров через границу. Структура рынков по показателям: 1) кол-во конкурентов на рынке; 2) доля присутствия конкурентов; 3) показатели рыночной конкуренции. В промышленно развитых странах присутствует олигополия - наличие на рынке двух или неск. фирм, конкурирующих между собой; барьеры в случае попыток др. фирм по входу в эту отрасль; существование на рынке хотя бы одной крупной фирмы, при действиях кот. конкуренты смогут адекватно отреагировать на это. Товары делят на группы: 1 ) углеводороды и энергоносители - газ,нефть, сырье, нефтепродукты, уголь, мазут и т.д.; 2) пищевые продукты - пшеница, кукуруза, зерно, сахар, кофе, какао, домашний скот и т.д. 3) драг. металлы - золото, серебро, платина, палладий, медь, алюминий, никель и т.д. Сущ-ет общегосударственная, торговая, учебная классификация товаров. В соотв-вии с назначением, исходным материалом и способом произв-ва товары дел. на группы, подгруппы и более низкую ступень классиф-ции. В основу классиф-ции товаров могут быть положены признаки: происхождение, химич. состав, степень обработки сырья, назначение товаров и т.д. Градации качества - категория одноименного товара, отличающая между собой установленными значениями показателей качества. Товары разных градаций качества, за исключением опасных могут обеспечивать удовлетворенность потребителей разных сегментов. Градация, класс, сорт отражают предусмотренные или установленное различие в требованиях к качеству, кот. устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат. (ГОСТ РИСО 9000-2001). Для принятия окончательного решения о градации качества товара необх. сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей. Стандартный - товар, кот. соответствует установленным требованиям по всем показателям. Если хотя бы по одному из определяем. показателей выявлено несоответствие, товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная - нестандартная или брак. К нестандартным - товар, кот. не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не явл. критически опасным. Брак - товар с выявленными устранимыми или не устранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. Технологич. емкость товара - доля затрат на исследования и разработки в объеме произв-ва. Включает стадии: 1) предтоварная – а) пректирование, разработка продукции; б) материально-техния. снабжение; в) приемочный контроль сырья; г) производство продукции; д) окончательный контроль гот.продукции. 2) товарная стадия – а) формирование товарных партий; б) хранение, транспортирование; в) предреализационная тов. обработка; г) реализация товара; д) потребление; е) послепродажное обслуживание. 3) утилизация отходов – а) повторное использование или уничтожение отходов. Междунар. товар. соглашения - соглашения между странами-экспортерами и странами-импортерами сырья на мировом рынке, направленные на стабилизацию товарных рынков. Цель соглашений – предотвращение резких колебаний цен на товары. Важная часть соглашений - Интегрированная программа 1976г. Она предусматривает мероприятия по реорганизации и нормализации междунар. торговли сырьем, включая разработку товарных соглашений, чтобы стабилизировать мировые сырьевые рынки. К стабилизационнымМТС – Междунар. соглашениепо каучуку 1979 г., какао 1980 г., олову 1981 г., кофе 1984 г. К административным МТС - сбор и публикация статистики и материалов по рынку дан. товара. МТС по мерам развития, направленным на расширение и укрепление экспортного потенциала стран - производителей сырья, инфраструктуры, содействие расширению участия стран-производителей в переработке и сбыте сырья, охране окруж. среды и т.д. Они вносят вклад в стабилизацию мировых рынков. Международная торговля — сфера междунар. товарно-денежн. отношений по обмену продуктами труда (товарами, услугами) между продавцами и покупателями разных стран. В миров. торговле изучают: 1) темпы роста мировой торговли; 2) изменения в ее товарной и географич. структуре. Темпы роста рассматривают у импорта и экспорта. Товарная структура - соотношение между группами товаров. Географическая структура – доля региона, страны, группы стран. Высокие темпы роста междунар. товарооборота свид-ют об увеличении в последнее время емкости рынков. Это новые признаки миров. торговли. Растут объемы торговли готовыми промышлен. изделиями - машинами и оборудованием. Еще выше темпы у отраслей, связанных с продажей средств связи, электрон. и компьютерн. техники. У транснациональных корпораций в миров. торговле в сфере обмена комплектующими темпы самые высокие. Ускоренно развивается мировая торговля услугами. Большая доля приходится на экономически развитые страны. В наст. время сущ. тенденция к повышению доли готовой продукции - более 70 %. 30 % делят экспорт сельхозпродукции и добывающие отрасли промыш-ти. Совр. торг. политика стран, хар-ся 2-мя противопол. тенденциями – протекционизм и либерализация. Страны не проводят две политики одновр-но. В разные периоды развития торговли преобладало что-то одно. В 1950 – 60-х гг. - либерализация, в 1970 – 80-х гг. – усиление протекционизма. Совр. протекционизм - это группировки стран. Исчезает равенство участников междунар. обмена. В рамках группировки страны устанавливают свои «правила» торговли, свои таможен. пошлины, льготные режимы, а по отношению к др. странам осуществляют протекционистскую политику. Государство может устанавливать количест. ограничения на ввозимую продукцию, стандарты качества, экологические нормы и т. д. Усложняется государст. политика по отношению к протекционизму, к стимулированию экспорта. В наст. время государства предпочитают использовать не прямые меры и схемы экспортного субсидирования, а скрытые. Они закл-ся в осущ-нии косвенной поддержки некот. отраслей, групп товаров. Существует множество организаций, кот. воздействуют на миров. торговлю или регулируют некот. ее аспекты. Сперва это Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), затем его преемница – Всемирная торговая организация (ВТО).

 

24. Абсолютные, относительные, конкурентные преимущества. Факторы конкуренции. Современ. тенденции изменения конкурентоспособности. Показатели конкурентоспособности страны. Конкурентные преимущ-ва - концентрированные проявления превосходства над конкурентами в экономич., технической, организационной сферах деят-ти предприятия, кот. можно измерить экономич. показателями. Абсолютное преимущество - возможность конкретной компании, возникающая вследствие, наприм., особенностей ее размещения, производствен. потенциала, др. объективных условий, производить товар с минимальными издержками произв-ва и обращения в сравнении с др. фирмами, выпускающими тот же или аналогич. товар. Благодаря такому преимуществу удается продавать свой товар по самой низкой цене и обойти конкурентов. Такие возможности может иметь и страна в силу, наприм., своих географич. особенностей. Относительное преимущ-во – преимущ-во одного производителя нового товара перед другими, сост. в том, что у него самые низкие затраты, обусловленные заменой производства старого товара новым. Конкурентное преимущ-во для фирмы явл. внешним, если оно основано на отличит. качествах товара, кот. образуют «ценность для покупателя» ввиду сокращения издержек или повышения эффективности. Внешнее конкурен. преимущ-во увеличивает рыночную силу фирмы, т.е. способность фирмы заставить рынок принять цену товара, более высокую, чем у конкурентов, но не обеспечивающих отличительного качества. Внутреннее конкурентное преимущ-во базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой и товаром, кот. создает «ценность для изготовителя» и меньшую себестоимость, чем у конкурента. Это преимущ-во может создаваться благодаря проведению стратегии доминирования по издержкам за счет внедрения организационной и производственной стратегии нововведений фирмы. Фактор конкуренции - совокупность определ. признаков, кот. пользуются покупатели, чтобы сделать выбор между конкурентами. 1. экономич. факторы: - лучшее общеэкономич. состояние рынков, на кот. действует предприятие, выраж. в высокой и среднеотраслевой норме прибыли, небольших сроках окупаемости капиталь. вложений, благоприятной динамике цен, высоком уровне дохода на душу населения, отсутствии неплатежей, инфляции и т.п.; - стимулирующая политика правительства в области инвестиций, кредитных, налоговых, тамож. платежей в товарной сфере; - факторы, стимулирующ. спрос: растущая ёмкость рынка; низкая эластичность спроса; слабая цикличность, сезонность спроса и т.п.; - эффект масштаба, из-за разных возможностей доступа к дешевым сырьевым источникам, технологического превосходства, доступности и стоимости заемного капитала и т.п.; - эффект опыта и экономич. потенциал фирмы. 2.нормативно-правовые акты законы, постановления, привилегии и др. решения органов власти и государства. 3. структурного характера: - высокий уровень интеграции процесса производства и реализации в компании, позволяет реализовать преимущества внутрикорпоративных связей в виде трансфертных внутренних цен, доступа к инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, общей сбытовой сети; - возможности быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка. 4. административные меры: - ограничения со стороны органов государствен. и муниципального управления в выдаче пакетов и лицензий; - квотирование; - усложненный порядок регистрации предприятий; - препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных, служебных помещений и т.п. 5.уровень развития инфраструктуры рынка: - организованность, открытость рынков труда, капитала, инвестицион. товаров и технологий; - разная степень развития розничной, оптовой, фьючерской торговли; служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и др. услуг; - разный уровень развития межфирменной кооперации. 6. хорошая информированность. наличие банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деят-ти, информации об инфраструктуре рынка. 7. демографич. факторы. влияния на объем, структуру спроса на продукцию; увеличение численности целевой группы населения, изменение его половозрастного состава; миграции населения, изменения образовательного, профессиональ. уровня. Показатели конкурентоспособности страны: 1) объём ВВП, выражающей ёмкость отечествен. рынка и потенциал конкурентоспособности националь. экономики; 2) доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении; 3) соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги; 4) прирост золотовалютных резервов страны; 5) структура ВВП страны, особенно доля, создаваемая перерабатывающими отраслями промыш-ти; 6) людские, прир. ресурсы, географич. положение страны и климат; 7) накопленные страной знания, связанные с производством товаров и услуг, научные, рыночные, технические; 8) состояние поддерживающих отраслей и др. Националь. конкурентоспособность опред-ся с 1986 г. Всемирным экономич. форумом (ВЭФ) на основе многофакторных моделей, в кот. 381 показатель сводится в 8 групп: 1) внутренний экономич. потенциал; 2) внешнеэкономич. связи; 3) государственное регулирование; 4) финансово–кредитная система; 5) инфраструктура; 6) система управления; 7) научно–технич. потенциал; 8) трудовые ресурсы. Рейтинг страны, её конкурентоспособность опред-ся по количеству баллов, сумма кот. позволяет составить представление об уровне развития производительных сил, и о гибкости хозяйствен. системы. Согласно 4-х факторной модели конкурентоспособности, конкурентоспособность страны опред-ся наделённостью ресурсами: людскими; технологией иинвестициями; капиталом; и внешнеэкономич. фактором. За последние 15–20 лет произошли существен. сдвиги в соотношении и значимости приведённых факторов. Снижается роль природ. ресурсов, повышается роль трудов. ресурсов, валютного фактора, внутреннего и мирового рынков, гибкость и манёвренность националь. экономики. В 1987–1993 гг. самой конкурентоспособной страной была Япония. В 1994 году она опустилась на 3-е место (после США и Германии). Россия в 1995 г. - 48-е место.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: