Секреты разнополых близнецов




Разнополые близнецы - мальчики и девочки, родившиеся у мамы в результате многоплодной беременности. Чаще всего это близнецовые пары, состоящие из мальчика и девочки, иногда же бывают и более сложные сочетания. К примеру, на свет могут появиться одновременно трое близнецов, из которых двое - однояйцевые девочки, а третий - их брат - развился из другой яйцеклетки. Сегодня мы поговорим о разнополых близнецовых парах. Эти дети, хотя и похожи на обыкновенных брата и сестру, растущих в одной семье, все же имеют свои специфические особенности, вызванные тем, что они - члены близнецовой пары.

Разнополые близнецы - это всегда близнецы разнояйцовые, ведь если бы они развивались из одной материнской яйцеклетки, то их гены были бы одинаковыми, а значит, они были бы одного пола. У разнояйцовых близнецов от 40 до 60% общих генов, как у обычных братьев и сестер. Внешнее сходство разнополых близняшек может быть поразительным ("как две капли воды"), это вызывает интерес и даже восторг у окружающих. Бывает и так, что близнецы совсем не похожи друг на друга - как иногда не похожи друг на друга обыкновенные дети из одной семьи. Конечно, разнополые близнецы растут в тех же уникальных условиях, что и все близнецовые пары. Они вместе развиваются внутриутробно, рождаются в один день, вместе растут после рождения, проводят друг с другом много времени и оказывают сильное влияние друг на друга.

Интересно, что иногда разнополые близнецы оказываются даже более похожими друг на друга по характеру, чертам личности, чем однополые разнояйцовые близнецы. Причина этого может быть в том, что однополые близняшки, как правило, стремятся подчеркивать и свои различия, и свое сходство, дополнять друг друга. Разнополым же близнецам нет смысла специально подчеркивать различия - они и так очевидны. Разнополые близнецы как бы учатся друг у друга - мальчик от девочки перенимает способность быть более мягким и нежным, а девочка учится у мальчика быть более смелой, решительной, сильной. Общая семейная атмосфера, общие интересы, занятия, одни и те же друзья, - все то, что обычно сопровождает развитие и формирование личности близнецов - все это сближает, объединяет партнеров по близнецовой паре, делает их похожими друг на друга.

Когда в семье рождаются разнополые близнецы, все поздравляют родителей с необыкновенным, счастливым событием, потому что у них сразу - одновременно! - появились сын и дочь. Но сразу возникают и бытовые проблемы - требуются две кроватки, два разных комплекта одежды - для мальчика и девочки, разные игрушки. Кроме того, мальчик и девочка могут больше, чем однополые близнецы, различаться по режиму сна, предпочитать разную еду. Родители должны хорошо понимать, что с самого первого дня близняшки требуют к себе разного подхода, ведь это существа разного пола - мальчик и девочка. Нужно знать особенности развития мальчиков и девочек, не беспокоиться, если один близнец отстает от другого, и не стремиться "подгонять" их друг под друга.

Родители должны обязательно учитывать, что разнополые близнецы развиваются не синхронно, их физическое и психическое развитие протекает по-разному, в разном темпе. Так, например, разнополые близнецы начинают говорить раньше однополых, но при этом мальчики овладевают сложностями и тонкостями человеческой речи немного позже девочек. Не следует из-за этого думать, что мальчик отстает в развитии, и, тем более, попрекать его этим. Более раннее речевое развитие девочек - общая закономерность, до подросткового возраста девочки вообще могут дать мальчикам "фору" по многим пунктам. Так, и социальные умения, навыки общения с другими людьми, освоение разнообразных социальных ролей, связанное с умением подчиняться и выполнять правила - все это раньше становится доступно девочкам. Причина - как опережающее формирование речи, так и стремление подражать маме, другим взрослым, играть их роли и выполнять их функции.

Помимо прочего, разнополые близнецы - мальчики и девочки, - в сравнении с однополыми, больше различаются по успеваемости в школе, по интересам (мальчикам присущи более "мужские" интересы, девочкам - "женские"), они чаще имеют разный круг общения, разных друзей. Особенно сильно различия в физиологии и психологии разнополых близнецов дают себя знать в подростковом возрасте. У мальчиков и девочек пубертатный период и период взросления, связанный с мощной гормональной перестройкой и психологическими изменениями личности, наступает в разное время. В это время близнецы могут отдалиться друг от друга, тлеющие конфликты могут разгореться. Как правило, хорошие отношения восстанавливаются, нужно лишь поддерживать подростков в это трудное переходное время.

Близнецы много времени проводят друг с другом, и, конечно, это сказывается на формировании их личности. В результате может случиться так, что мальчик становится чересчур мягким и нежным, играет с сестрой в куклы и дочки-матери, а девочка, наоборот, становится слишком грубой, задиристой и играет в машинки и пистолеты. Родителям следует обратить внимание на подобное поведение детей. Все хорошо знакомы с такими стереотипными портретами - сильный, решительный, скрывающий свои чувства мужчина и слабая, нежная, готовая к подчинению женщина. Мы не будем обсуждать, "правильные" это стереотипы или нет, они просто есть и определяют социальное поведение и восприятие людьми друг друга. Вы можете позволить своему ребенку вести себя так, как ему нравится, но не забывайте о том, что поведение, не соответствующее традиционной социальной половой роли (мужчина, который часто плачет, например), может стать возможным источником проблем для ребенка как в детстве, при общении со сверстниками, так и в будущем, когда он станет взрослым. Желательно все же придерживаться традиционных правил воспитания мальчиков и девочек, поощряя соответственные занятия и интересы. Не нужно только чересчур в этом усердствовать. Следует приветствовать и взаимное обогащение, когда дети овладевают некоторыми навыками "противоположного" пола (так, в развитых странах, к примеру, давно изжито привычное для нас разделение домашней работы на мужскую и женскую).

Внутри разнополой близнецовой пары складываются своеобразные взаимоотношения. Обычно это довольно теплые, гармоничные отношения привязанности и любви, которые удовлетворяют и самих близнецов, и их родителей. Но иногда могут возникать проблемы, которые вызывают у родителей беспокойство. К примеру, бывает так, что девочка настолько привязана к своему брату-близнецу, что, когда он уходит играть с другими мальчиками, она скучает и сидит, глядя в окно, пока он не придет. Может сложиться и обратная ситуация: общительная, более развитая девочка дружит с одноклассниками и играет, например, в волейбол, лучше, чем ее брат-близнец. Все мальчики хотят с ней играть, а брата не берут. Он расстраивается и обижается, чувствует себя несчастным и никому не нужным. Такие отношения зависимости могут мешать становлению автономной, самодостаточной личности.

Поскольку девочки созревают раньше, они раньше вступают в подростковый возраст, когда на первое место выдвигается потребность в общении, и приходит первая влюбленность. Девочка начинает дружить с мальчиками более старшего возраста, а брат, как младший, еще ребенок, со своими детскими интересами, остается один. Девочка стремится изолироваться от брата, она хочет иметь свою комнату, свои вещи, которые брату не разрешается трогать, свои тайны. В результате брат-близнец начинает болезненно переживать такое изменение отношений с сестрой. Он чувствует себя неуверенным, маленьким, отверженным, не таким мужественным, как мальчики, с которыми дружит его сестра.

Если в семье есть старшие дети, это тоже может стать источником некоторых сложностей. Иногда один из членов разнополой близнецовой пары больше дружит со старшим братом или сестрой, чем со своим со - близнецом. Чаще всего дети объединяются по половому признаку - девочка с девочкой, мальчик с мальчиком. В такой ситуации второй близнец может стать ближе родителям или, что хуже, почувствовать себя одиноким и изолированным. Если вы заметили, что ребенок часто один, мало общается с другими детьми, постарайтесь побольше с ним разговаривать, лишний раз приласкайте, дайте понять, что любите его. Очень хорошо, если вы поможете ему создать иной постоянный круг общения, завести новых друзей. Лучшее же, что объединяет детей внутри семьи - это общие заботы, общая работа. Давайте им поручения, наделяйте такими обязанностями, которые всем детям придется выполнять вместе - это упрочит их отношения, поможет им лучше узнать и полюбить друг друга.

В разнополых близнецовых парах порядок рождения (кто первым родился, тот и старше) не играет решающей роли. Чаще всего в этих парах доминирует девочка. Это объясняется разными причинами. Девочки быстрее развиваются, раньше становятся самостоятельными. У них почти всегда складываются хорошие, дружеские отношения с отцом и матерью. Кроме того, они сами стремятся выступать в отношении своего брата-близнеца в качестве старшей сестры - опекать его, помогать ему во всем. Это приводит к усилению позиции девочки в семье. А мальчику обычно сложнее самому установить семейные связи, проще полагаться на сестру как своего "социального секретаря". Хотя в ряде случаев такие факторы, как рост, вес, темп развития близнецов изменяют ситуацию, и девочка может утратить свою лидирующую позицию. Тогда мальчик становится доминирующим в близнецовой паре.

Если родителей беспокоят отношения лидерства-подчинения, складывающиеся между близнецами (например, один из близнецов подавляет другого), то лучше разделить близнецов. Разнополые близнецы переносят разлуку друг с другом гораздо легче, чем однополые, объединенные глубокой зависимостью, поэтому не будут очень сильно переживать. Если есть такая возможность, пусть дети ходят в разные детские сады (группы), школы (классы). Можно использовать и другие возможности разделить близнецов - отправлять их в гости к родственникам поодиночке, постараться, чтобы они ходили в разные кружки, спортивные секции, посещали разные факультативы в школе. Главное и самое важное правило - родители должны воспринимать близнецов как самостоятельных и разных индивидов, у которых есть свои интересы, свои дела, свои секреты, свои поручения.

Лучше, если в семье объединятся папа и сын, мама и дочь. Дети, как правило, проводят большую часть времени с матерью. Для гармоничного развития личности детей хорошо, если папа тоже много бывает с детьми. Отцу желательно особенное внимание уделить общению с сыном, помогая ему приобрести необходимые "мужские" навыки. Пусть папа подарит ребенку свою дружбу, поможет ему стать уверенным в себе, оказывает мальчику поддержку в трудных ситуациях.

Если мальчик занимает подчиненное положение в паре, во всем уступает сестре, специально развивайте у него навыки самостоятельного поведения, независимости от сестры. Хорошо, если ребенок будет посещать какую-нибудь секцию, предназначенную только для мальчиков. Важно, чтобы у него были свои собственные, "отдельные" друзья. Хорошо, если у мальчика появится какая-то деятельность, в которой сестра не превосходила бы его (хотя бы лазание по канату или заточка кухонных ножей).

Если в семье нет папы, матери стоит особенно озаботиться развитием личности своего сына-близнеца. В неполной семье мальчик оказывается один с двумя более сильными женщинами, так как девочка в такой семье обычно объединяется с матерью, стараясь помочь ей, и опекает брата как старшая сестра. А мальчик может привязаться к сестре очень сильно, он может бояться потерять ее так же, как он потерял отца. Прекрасно, если есть дедушка, дядя, друг семьи, который поможет мальчику выработать уверенность в себе, которому мальчик мог и хотел бы подражать, воспринимая от него образцы "мужского" поведения. Важно расширить круг общения такого мальчика, чтобы у него было больше друзей, знакомых.

Если девочка не может жить без своего брата, то, наоборот, старайтесь развивать ее самодостаточность. Здесь уже мама должна уделить дочери особое внимание. Мама и дочка могут вместе ходить за покупками, обсуждать и разрешать проблемы, касающиеся домашнего хозяйства. Очень хорошо, если они будут вместе обсуждать "женские" темы, советоваться друг с другом, даже, возможно, чуть-чуть "сплетничать", беседуя о людях и причинах их поведения (не переоценивайте только уровень психологической зрелости своей дочери).


Заключение

 

Существует много позитивных аспектов близнецов. Многие получают удовольствие, будучи близнецами, и находят в этом гораздо больше преимуществ, чем недостатков. Многие находят свою личность и индивидуальность. Однако, вопрос индивидуальности является болезненным для многих близнецов. Для некоторых поиск своей индивидуальности превращается в настоящую борьбу.

Чем раньше мы обращаем внимание на сложные ситуации у близнецов, тем вернее мы ограничиваем их перерастание в серьезные проблемы в будущем. Так отец идентичных близнецов консультировался у психолога по поводу того, что дети могут едва сказать два связных слова. Мальчикам вскоре должно было исполниться по 5 лет, и они должны были начать посещать школу. Психолог посоветовал отцу не торопиться со школой и привести детей в клинику. Психолог не просил приводить всю семью, что однако случилось – пришли родители, близнецы и четверо старших братьев и сестер. Тогда и стало очевидно, почему близнецы не стремятся говорить, за них говорила семья. Близнецы имели свои сложный личный язык, мало понятный окружающим. После двух лет интенсивной речевой терапии в различных классах, мальчики стали одеваться по-другому и стало легче различать их. Интересно отметить, что уровень умственных способностей близнецов был выше среднего, даже, когда они еще не начали говорить.

Каким же образом жизнь близнецов отлична от жизни других детей, и какие аспекты могут влиять на развитие близнецов, затрудняя их разделение. Во–первых, это обстановка, в которой они выросли. Они вынуждены делить маму, а мама, в свою очередь, должна делить свою любовь между двумя или более детьми. Даже если мама уделяет внимание обоим близнецам, реально сконцентрироваться она может только на одном ребенке. Другой же малыш может чувствовать себя забытым. Это является одной из причин, по которой развитие речи у близнецов часто запаздывает – во время общения ребенок может оказаться кем-то третьим.

Характерная особенность, присущая близнецам,- практическое отсутствие одиночества. Близнецы могут провести всю свою жизнь, включая и период внутриутробного развития, в тесной близости друг к другу. Это необычный жизненный опыт, который один ребенок никогда не испытает. Когда мама гуляет с одним ребенком, малыш находится в одиночестве. Близнецы же будут слышать дыхание друг друга, если они делят одну комнату. Даже позже, они редко расстаются на долгое время. Все-таки одиночество является важной частью развития ребенка, средством раскрытия самого себя, самопознания и, без сомнений, путем развития уверенности быть самим собой.

Процесс поиска своей индивидуальности схож с процессом отделения от матери. Сначала вы отождествляете себя с ней, а затем находите свой особый путь. Но для этого нужно пройти через идентификацию. Разделение – это достаточно сложный и болезненный процесс. Здесь нет простых и легких ответов, каждый должен найти себя.

Возможно, будет полезнее говорить о разделении как об изменении отношений и изменении взгляда на эти отношения. Многие больше всего боятся разрыва, разрушения чего-либо. Поэтому, говоря об изменении отношений, мы можем быть менее пугающими, чем, говоря о разделении как о разрыве.

Близнецы всегда остаются близнецами. Это часть их индивидуальности. Разделение не дает полностью осознания своей индивидуальности, это лишь только начало. Осознание вопроса «Кто Я?» - это другой, в чем-то более сложный процесс.

 


Список литературы

 

1. Зырянова Н., Пьянкова С. Близнецовая семья. Социальная работа. 1993 г. №7.

2. Зырянова Н., Пьянкова С. Нужно время, чтобы их полюбить. Семья и школа, 1993 г., № 7.

3. Зырянова Н., Пьянкова С. Двое и другие. Семья и школа, 1993 г., № 8.

4. Зырянова Н., Пьянкова С. Близнецы идут в школу. Семья и школа, 1993 г., №9.

5. Зырянова Н., Пьянкова С. У вас родились близнецы. Материнство, №. 2. 1996

6. Канаев И. Близнецы: Очерки по теории многоплодия. М., Л.: Медицина, 1959. 104 с.

7. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. /Под ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Педагогика. 1988. 329 с.

8. Семенов В. К проблеме применения близнецового метода в психологии. //Вопросы психологии. 1980. Т. 2, с.166-171.

9. Семенов В.., Кочубей Б. Близнецы: проблемы воспитания и развития. М.:Знание, 1985. Т 6.

10. Ушаков Г. Особенности развития близнецов. М.:Медицина, 1977.

11. Фридрих В. Близнецы. М., Прогресс, 1985



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: