Цель: научиться зрительно находить соотношение главных и второстепенных циркульных линий по толщине, помогающее выявить геометрический узор на фоне сетки.
Задачи:
- освоить технику работы с циркулем с насадкой рейсфедером, обеспечивающую равномерное распределение туши по всей длине циркульных линий различной толщины;
- подобрать и аккуратно выполнить три вида линий (тонкая, средняя, толстая);
- приобрести навыки пересечения нескольких циркульных линий в одной точке.
Методические указания:
Лист компонуется с намечанием расположения чертежа и основной надписи. Карандашом с твердым грифелем тонкими линиями одной толщины вычерчивается сетка 200х200 мм. с размером клеток 25х25 мм. и рисунок окружностей, вписанный в сетку по данному примеру. После прямоугольная сетка обводится тушью в тонких линиях толщиной 0,1-0,2 мм. Рисунок окружностей обводится в туши толстой линией толщиной 0,6-0,8 мм. Выполняется основная надпись с построением в карандаше и обводится тушью (линии построения не обводятся) с помощью чертежного пера. (см. Приложение рис. 3)
На выполнение упражнения отводится 4 академических часа.
Упражнение №4. Ваза.
Цель: научиться выдерживать единую толщину прямых и циркульных кривых линий в обводке основного чертежа, познакомиться с понятиями «размерная линия» и «размерные величины».
Задачи:
- освоить технику плавного перехода от циркульных кривых к прямым линиям;
- ознакомиться с основами правил нанесения размеров и размерных линий;
- приобрести навыки компоновки на листе чертежа, размерных линий и текстовой надписи.
Методические указания:
Лист компонуется с намечанием расположения чертежа и основной надписи. Карандашом с твердым грифелем тонкими линиями одной толщины вычерчивается ваза с нанесением размерных линий и размеров узким архитектурным шрифтом по данному заданию. Тушью тонкими линиями обводятся размерные линии, толстыми – ваза. Пером в тонких линиях обводятся размеры. Выполняется основная надпись с построением в карандаше и обводится тушью (линии построения не обводятся) с помощью чертежного пера. (см. Приложение рис. 4)
|
На выполнение упражнения отводится 4 академических часа.
Упражнение №5. Змейка.
Цель: познакомиться с понятием «плановость» и ее средствами выразительности на чертеже.
Задачи:
- подобрать и аккуратно выполнить три вида линий (тонкая, средняя, толстая);
- достигнуть «плановости» на чертеже с помощью различных толщин линий;
- закрепить навыки пересечения нескольких линий различной толщины в одной точке.
Методические указания:
Лист компонуется с намечанием расположения чертежа и основной надписи. Карандашом с твердым грифелем тонкими линиями одной толщины вычерчивается сетка 204х204 мм. с размером клеток 12х12 мм. После прямоугольная сетка обводится тушью в тонких линиях толщиной 0,1-0,2 мм. В туши линией толщиной 0.4-0,5 мм. вычерчиваются нижние и левые линии рисунка, линией толщиной 0,6-0,8 мм вычерчиваются верхние и правые линии рисунка. Выполняется основная надпись с построением в карандаше и обводится тушью (линии построения не обводятся) с помощью чертежного пера. (см. Приложение рис. 5)
Упражнение №6. Буква.
Цель: закрепить навык выдерживать единую толщину прямых и циркульных кривых линий в обводке основного чертежа.
|
Методические указания:
Лист компонуется с намечанием расположения чертежа и основной надписи. Карандашом с твердым грифелем тонкими линиями одной толщины вычерчивается сетка 200х200 мм., выполняется построение буквы по указанному примеру. Тушью тонкими линиями обводятся сетка и линии построения, толстыми – буква. Выполняется основная надпись с построением в карандаше и обводится тушью (линии построения не обводятся) с помощью чертежного пера. (см. Приложение рис.6)
*Упражнения №5 и №6 не являются обязательными и выполняются по желанию студента.
Заключение.
При выполнении графических упражнений рекомендуется пользоваться рейсфедером, который дает высокое качество наносимых линий различной толщины и интенсивности, тональности с четким краем, не нарушает поверхность бумаги, что является большим преимуществом при тушевой отмывке. В том случае, когда студент с первых шагов обучения использует рапидограф, стиль графики его становится сухим, примитивным. В результате вырабатывается грубая манера чертежа, лишенная гибкости и богатства всей гаммы линейной графики.
Выполнение вышеописанных графических упражнений формирует у студентов все необходимые первоначальные навыки архитектурной графики, представления о композиции, компоновке, плановости, необходимые при выполнении курсового проекта «графический фасад».
Всего на выполнение упражнений отводится 20 академических часов.
Литература.
1. Введение в архитектурное проектирование: учебник для вузов, изд. 2-е.-М.: Стройиздат, 1974.
|
2. Зайцев К.Т. Современная архитектурная графика.-М.: Стройиздат, 1970.
3. Кудряшев К.В., Катышев Е.В. Средства и приемы изображения в ар- хитектурной школе: учебное пособие. Изд-во МАРХИ, 1988.
Содержание:
1. Введение
2. Линейная графика
3. Упражнение №1. Гарнитура узкого архитектурного шрифта.
4. Упражнение №2. Диагональная сетка.
5. Упражнение №3. Криволинейная сетка.
6. Упражнение №4. Ваза.
7. Упражнение №5. Змейка.
8. Упражнение №6. Буква.
9. Заключение.
10. Литература.
Приложение
Методические указания составили:
Кондакова И. В., Захарян А. В., Курылева Л.А.
Приложение
Рис. 1 Построение узкого архитектурного шрифта
Рис. 2. Упражнение «Диагональная сетка»
Рис. 3. Упражнение «Криволинейная сетка»
Рис. 4. Упражнение «Ваза»
Рис. 5. Упражнение «Змейка»
Рис. 6. Упражнение «Буква»