В «Центре специального образования №3» города Великие Луки,
Телефон – 8(81153) 3-11-95
Сайт - https://o193.pskovedu.ru
Почта - org193@pskovedu.ru
Адрес - 182104, Псковская область, г. Великие Луки, ул.Половская, дом 3,
Координаты - 56.354677 30.518223
Методика PEP-3 (Психолого-Образовательный Профиль) создана для обследования детей с аутизмом (позволяет выявить уровень его развития в 7 областях), чтобы дифференцированно оценить способности ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС) к обучению. Практически являетсяочень важным моментом, так как развитие различных психических функций при аутизме происходит неравномерно, что необходимо учитывать при составлении индивидуальных коррекционных программ развития ребенка.
В РЕР-3 информацию о ребенке получают из двух основных источников. Во-первых, это результаты выполнения заданий, основанных на типичных для детей формах активности; эти результаты оцениваются по стандартизированным, соотнесенным с типичным развитием шкалам. Во-вторых, информацию получают из опросника для родителей (или законных представителей ребенка).
⭕ РЕР-3 включает 172 задания, которые предлагают ребёнку выполнить:
· блок «коммуникация» -по вербальному и невербальному интеллекту объединены
· блок «моторика» - по общей, тонкой моторике зрительно-двигательному подражанию (зрительно- моторной координации)
· блок «дезадаптивное поведение» - аффективные проявления, социальное взаимодействие, типичное поведение в двигательной и речевой сферах.
Описание некоторых из них:
1. Ребёнку предлагают 3-5 кубика с различными текстурами для того, чтобы выявить сенсорную модальность, и насколько она адекватна. То есть «зависает» ли ребёнок сопределенными тактильными ощущениями и, если да, то с какими. Это помогает в дальнейшем работать с сенсорной составляющей и «насыщать» малыша.
2. Одним из средств изучения вербального/невербального интеллекта является соотношение изображения с реальным предметом. Предлагают такие предметы, как карандаш, стакан, зубную щетку, носок и т. п. Одновременно отмечают, знает ли ребёнок, как используются эти предметы
.
3. Для определения зрительно-двигательной координации и ведущего глаза/руки/полушария могут предложить калейдоскоп или белый лист бумаги с отверстием.
4. Графомоторные навыки ребёнка рассматривают по нескольким параметрам: это и мелкая моторика, и рисование, и графическая символика. Предлагают специальный альбом для рисования, чтобы понять, видит ли ребёнок контуры рисунка и может его закрасить, умеет ли скопировать и нарисовать прямую линию, круг, и т. д.
⭕ РЕР-3 включает:
Вопросник для родителей, в котором - 10 вопросов в связи с проблемами поведения, 13 — о состоянии навыков самообслуживания и 15 вопросов — по адаптивному поведению, то есть всего 38 вопросов.
Кроме того, родителям предлагается оценить уровень развития ребёнка на момент обследования по пяти параметрам (способность к общению, развитие моторики, социальных навыков и самообслуживания, а также способностей мышления) и в целом (какому возрасту соответствует состояние навыка или общего развития). Также родителям предлагают десять диагностических категорий (аутизм, умственная отсталость, шизофрения, речевые нарушения и т. д.), чтобы оценить, в какой степени они подходят их ребёнку и влияют на его развитие. Эти разделы характеризуют адекватность отношения родителей к ситуации нарушения развития у их сына или дочери, в какой степени эти оценки сходны у обоих родителей (если они оба заполняют вопросники).
⭕ РЕР-3 используется для решения следующих конкретных задач:
1. Определение сильных и слабых сторон развития ребёнка, как основы для составления индивидуальных программ обучения;
2. Получение информации, подтверждающей диагноз;
3. Определение уровня развития ребёнка и степени его адаптации;
4. Оценка эффективности педагогической и клинической коррекции в динамике.
⭕ К достоинствам РЕР-3 можно отнести:
· гибкость схемы применения (нет временных ограничений — можно проводить обследование в течение нескольких занятий с перерывом, за несколько дней и т. п.),
· возможность оценить зону ближайшего развития, поскольку результат оценивается не только как «выполнено» / «не выполнено», но и как «выполнено с помощью», виды которой строго регламентированы для каждого задания.
⭕ БезусловноРЕР-3, не может применяться без других методов исследования (наблюдение, клиническая беседа и т.п.), он не лишен недостатков (в частности, недостаточно точно дифференцирует легкие нарушения в двигательной сфере), но, как показывает практика, является во многих отношениях очень полезным инструментом психолога и дефектолога.
⭕ РезультатРЕР-3представлен не только качественными, описательными данными, но также наглядно (в форме графика) и количественно (психический возраст по семи шкалам)».