ГЛАВА 8. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ




ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫСПЕЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ........................................................................ 14

1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии........... 14

1.2. Общие и специфические закономерности психиче­ского развития........................................................................... 18

1.3. Динамика психического развития в условиях

недостаточности функций....................................................... 25

ГЛАВА 2. УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ......................................... 34

2.1. Определение понятия. Причины нарушений интел­лектуального развития у детей................................................34

2.2. История психолого-педагогического изучения умственно

отсталых детей...........................................................................43

2.3. Социально-педагогические условия жизни умственно

отсталых детей на современном этапе развития общества....48

2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых

детей...........................................................................................49

Моторика...................................................................................49

Внимание...................................................................................50

Интересы.................................................................................... 51

Восприятие................................................................................53

Память........................................................................................ 55

Мышление.................................................................................57

Речь............................................................................................62

Личность умственно отсталого ребенка..................................68

Деятельность.............................................................................. 72

Мотивационно-потребностная сфера...................................... 76

Самооценка и уровень притязаний.........................................77

2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом.................79

ГЛАВА 3. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ......................... 82

3.1. Определение. Причины. Классификация................................82

3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте....87

Сенсорно-перцептивные функции..........................................91

Особенности моторики............................................................. 94

Внимание...................................................................................95

Память........................................................................................ 96

Особенности мышления...........................................................98

Особенности речевого развития............................................ 104

Игровая деятельность............................................................. 106

 

 


Особенности эмоциональной сферы..................................... 109

3.3. Дети с задержкой психического развития в школьном

возрасте.................................................................................... 110

Особенности внимания.......................................................... 111

Восприятие.............................................................................. 112

Память...................................................................................... 115

Мышление............................................................................... 120

Особенности речевого развития............................................ 126

Особенности эмоционально-волевой сферы и личности...... 133

ГЛАВА 4. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА..................................... 138

4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии..... 138

Причины нарушений слуха. Дети с нарушениями слуха. Предмет и задачи сурдопсихологии...................................... 139

Методы сурдопсихологии....................................................... 143

Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики.

Значение сурдопсихологии для других отраслей

психологии............................................................................... 149

4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном

возрасте.................................................................................... 150

Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка........................... 150

Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни................................................................. 151

4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем

дошкольном возрасте............................................................. 155

4.4. Характеристика психического развития глухих детей

в школьном возрасте.............................................................. 163

4.5. Жестовая речь глухих............................................................. 177

4.6. Особенности психического развития слабослышащих

детей......................................................................................... 179

4.7. Особенности психического развития глухих детей,

имеющих другие первичные нарушения развития.............. 183

ГЛАВА 5. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.................................. 194

5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях

психического развития слепых и слабовидящих................. 194

5.2. Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста....................................................................................201

5.3. Личность и особенности ее развития при нарушениях

зрения......................................................................................221

5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения.................. 233

Деятельность при нарушениях зрения................................... 233

Внимание при нарушениях зрения.......................................238

5.5. Особенности познавательной деятельности у детей

с нарушением зрения............................................................. 245

5.6. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным

зрением и использование его в процессе обучения........... 253

5.7. Осязание.................................................................................. 258

5.8. Представления......................................................................... 262


5.9. Пространственные представления и пространственная

ориентировка слепых и слабовидящих................................. 267

5.10. Память.....................................................................................277

Узнавание наглядного материала..........................................278

Непроизвольное запоминание наглядного материала.........281

Вербальная память.................................................................. 284

Отсроченное воспроизведение............................................... 291

Запоминание рассказов.......................................................... 291

5.11. Мышление детей с недостатками зрения............................296

Наглядно-действенное мышление......................................... 299

Наглядно-образное мышление.............................................. 308

Понятийное (словесно-логическое) мышление.................. 313

Мыслительные операции....................................................... 322

5.12. Формирование образов внешнего мира при нарушениях

зрения......................................................................................327

Взаимодействие анализаторов в процессе формирования

образов внешнего мира при глубоких поражениях

зрения....................................................................................... 328

Формирование зрительных образов внешнего мира

на основе остаточного и нарушенного зрения

при слепоте и слабовидении..................................................331

5.13. Формирование системных слуховых образов у детей

с нарушением зрения............................................................. 335

5.14. Речь и общение при нарушениях зрения.............................338

5.15. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения.

Особенности эмоций и чувств у слепых.............................. 345

Эмоциональные состояния....................................................351

Воля слепых............................................................................. 352

5.16. Психологические особенности умственно отсталых

детей с нарушениями зрения................................................355

ГЛАВА 6. ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ....................... 367

6.1. Определение, этиология, основные формы........................ 367

6.2. Психическое развитие при детском церебральном

параличе...................................................................................369

6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом.............378

6.4. Нейроонтогенетический подход к диагностике

и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом...................................................380

ГЛАВА 7. СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ.......................................................... 391

ГЛАВА 8. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫСПЕЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ..................................................................... 407

8.1. Направления практического применения психоло­гических исследований........................................................... 407

8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций................409

8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей................416

8.4. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях...............................................438


Учебное издание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: