ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫСПЕЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ........................................................................ 14
1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии........... 14
1.2. Общие и специфические закономерности психического развития........................................................................... 18
1.3. Динамика психического развития в условиях
недостаточности функций....................................................... 25
ГЛАВА 2. УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ......................................... 34
2.1. Определение понятия. Причины нарушений интеллектуального развития у детей................................................34
2.2. История психолого-педагогического изучения умственно
отсталых детей...........................................................................43
2.3. Социально-педагогические условия жизни умственно
отсталых детей на современном этапе развития общества....48
2.4. Психологическая характеристика умственно отсталых
детей...........................................................................................49
Моторика...................................................................................49
Внимание...................................................................................50
Интересы.................................................................................... 51
Восприятие................................................................................53
Память........................................................................................ 55
Мышление.................................................................................57
Речь............................................................................................62
Личность умственно отсталого ребенка..................................68
Деятельность.............................................................................. 72
Мотивационно-потребностная сфера...................................... 76
Самооценка и уровень притязаний.........................................77
2.5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом.................79
ГЛАВА 3. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ......................... 82
3.1. Определение. Причины. Классификация................................82
3.2. Задержка психического развития в дошкольном возрасте....87
Сенсорно-перцептивные функции..........................................91
Особенности моторики............................................................. 94
Внимание...................................................................................95
Память........................................................................................ 96
Особенности мышления...........................................................98
Особенности речевого развития............................................ 104
Игровая деятельность............................................................. 106
Особенности эмоциональной сферы..................................... 109
3.3. Дети с задержкой психического развития в школьном
возрасте.................................................................................... 110
Особенности внимания.......................................................... 111
Восприятие.............................................................................. 112
Память...................................................................................... 115
Мышление............................................................................... 120
Особенности речевого развития............................................ 126
Особенности эмоционально-волевой сферы и личности...... 133
ГЛАВА 4. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА..................................... 138
4.1. Сурдопсихология как раздел специальной психологии..... 138
Причины нарушений слуха. Дети с нарушениями слуха. Предмет и задачи сурдопсихологии...................................... 139
Методы сурдопсихологии....................................................... 143
Взаимосвязь сурдопсихологии и сурдопедагогики.
Значение сурдопсихологии для других отраслей
психологии............................................................................... 149
4.2. Психическое развитие глухих детей в дошкольном
возрасте.................................................................................... 150
Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка........................... 150
Особенности психического развития глухого ребенка в первые годы жизни................................................................. 151
4.3. Психическое развитие глухого ребенка в старшем
дошкольном возрасте............................................................. 155
4.4. Характеристика психического развития глухих детей
в школьном возрасте.............................................................. 163
4.5. Жестовая речь глухих............................................................. 177
4.6. Особенности психического развития слабослышащих
детей......................................................................................... 179
4.7. Особенности психического развития глухих детей,
имеющих другие первичные нарушения развития.............. 183
ГЛАВА 5. ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.................................. 194
5.1. Тифлопсихология как наука о закономерностях
психического развития слепых и слабовидящих................. 194
5.2. Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения от младенчества до школьного возраста....................................................................................201
5.3. Личность и особенности ее развития при нарушениях
зрения......................................................................................221
5.4. Деятельность и внимание при дефектах зрения.................. 233
Деятельность при нарушениях зрения................................... 233
Внимание при нарушениях зрения.......................................238
5.5. Особенности познавательной деятельности у детей
с нарушением зрения............................................................. 245
5.6. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным
зрением и использование его в процессе обучения........... 253
5.7. Осязание.................................................................................. 258
5.8. Представления......................................................................... 262
5.9. Пространственные представления и пространственная
ориентировка слепых и слабовидящих................................. 267
5.10. Память.....................................................................................277
Узнавание наглядного материала..........................................278
Непроизвольное запоминание наглядного материала.........281
Вербальная память.................................................................. 284
Отсроченное воспроизведение............................................... 291
Запоминание рассказов.......................................................... 291
5.11. Мышление детей с недостатками зрения............................296
Наглядно-действенное мышление......................................... 299
Наглядно-образное мышление.............................................. 308
Понятийное (словесно-логическое) мышление.................. 313
Мыслительные операции....................................................... 322
5.12. Формирование образов внешнего мира при нарушениях
зрения......................................................................................327
Взаимодействие анализаторов в процессе формирования
образов внешнего мира при глубоких поражениях
зрения....................................................................................... 328
Формирование зрительных образов внешнего мира
на основе остаточного и нарушенного зрения
при слепоте и слабовидении..................................................331
5.13. Формирование системных слуховых образов у детей
с нарушением зрения............................................................. 335
5.14. Речь и общение при нарушениях зрения.............................338
5.15. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения.
Особенности эмоций и чувств у слепых.............................. 345
Эмоциональные состояния....................................................351
Воля слепых............................................................................. 352
5.16. Психологические особенности умственно отсталых
детей с нарушениями зрения................................................355
ГЛАВА 6. ДЕТИ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ....................... 367
6.1. Определение, этиология, основные формы........................ 367
6.2. Психическое развитие при детском церебральном
параличе...................................................................................369
6.3. Олигофрения у детей с церебральным параличом.............378
6.4. Нейроонтогенетический подход к диагностике
и коррекции двигательных и речевых нарушений у детей с церебральным параличом...................................................380
ГЛАВА 7. СЛЕПОГЛУХИЕ ДЕТИ.......................................................... 391
ГЛАВА 8. ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫСПЕЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ..................................................................... 407
8.1. Направления практического применения психологических исследований........................................................... 407
8.2. Адаптация. Коррекция и компенсация функций................409
8.3. Психодиагностика нарушений развития у детей................416
8.4. Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях...............................................438
Учебное издание